Научная статья на тему 'Педагогический анализ креативно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей'

Педагогический анализ креативно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

Креативно-оздоровительная деятельность в системе дополнительного образования детей, выступая частью педагогического процесса и, являясь ценностно-заданной и просоциальной, в связи с тем, что она формирует физическое, нравственное и психическое здоровье детей, создаёт условия для развития духовной и эстетической сферы, общения, самовыражения; позволяет реализовать потребности в творческой деятельности; осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, приводит к новым парадигмам образования, отличающимся гибкостью, экономичностью и технологичностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical analysis of creative and HEALTH-IMPROVING activities in the additional education of children

Creative and health-improving activity in the system of additional education of children speaking part of the educational process and, as a value-set and prosaically, due to the fact that it forms the physical, moral and mental health of children, creates conditions for the development of spiritual and aesthetic areas of communication, expressions; allows to realize the need for creative activity; implement individually-differentiated approach, leads to new paradigms of education are flexible, economical and technological.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ креативно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей»

УДК 796.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Л.Н. Эйдельман

Креативно-оздоровительная деятельность в системе дополнительного образования детей, выступая частью педагогического процесса и, являясь ценностно-заданной и просоциальной, в связи с тем, что она формирует физическое, нравственное и психическое здоровье детей, создаёт условия для развития духовной и эстетической сферы, общения, самовыражения; позволяет реализовать потребности в творческой деятельности; осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, приводит к новым парадигмам образования, отличающимся гибкостью, экономичностью и технологичностью.

Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, дополнительное образование детей.

В современных условиях усложнились задачи, стоящие перед образованием. В настоящее время в педагогической науке чётко прослеживается ведущая цель - воспитание здорового, креативного, разумного и гуманного, пытливого и деятельностного поколения. В связи с этим, весьма актуальной видится система дополнительного образования детей, обладающая большими возможностями в плане оздоровления, удовлетворения и развития потенциальных возможностей детей.

Сегодня вполне правомерно говорить об увеличении числа специфических видов деятельности в системе дополнительного образования детей. Дополнительное образование является институтом, способствующим освоению личностью культуры социума, позволяет сочетать различные виды деятельности (например, образовательной и досуговой), способствует подлинному развитию детей [1]. Более того, многие его ниши до сих пор не заняты, а спектр образовательных услуг нуждается в расширении и научном обосновании. Дополнительное образование детей должно быть шире представлено различными креативно-оздоровительными видами деятельности для физического совершенства детей.

Важным качеством любой деятельности является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны [2]. Поэтому принцип интереса является неотъемлемым условием при организации креативно-оздоровительной деятельности.

В настоящее время с удовлетворением можно отметить, что современный образовательный процесс в области физической культуры обладает тенденцией к развитию дополнительных образовательных

направлений. К средствам этих направлений относятся аэробика, степ-аэробика, пилатес, шейпинг, ритмическая гимнастика, танцевально-игровая гимнастика, хореография, танец, лечебно-профилактический танец, стрейчинг, фитбол-гимнастика, танец на мячах, йога, гимнастика у-шу и др.

Следует принять во внимание, что это специфическая креативно-оздоровительная двигательная деятельность, связанная с радостью, эмоциональной сферой ребёнка, способна положительно влиять на здоровье, формировать положительное отношение к жизни, повышать самооценку, реализовать интересы и мотивы занимающихся. Это особая деятельность, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивается организованность совместной деятельности детей и педагогов для достижения оздоровительных целей в рамках образовательного процесса. Обязательным условием при этом является такая её организация, которая, в свою очередь, стимулирует стремление к творческому поиску и освоению необходимых новых знаний.

Креативно-оздоровительная деятельность (далее - КОД), выступая частью педагогического процесса, является ценностно-заданной и просоциальной. Р.Р. Булатова [3] отмечает, что современная педагогическая наука рассматривает просоциальную деятельность как одно из наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на личность ребёнка, которое позволит скорректировать физическое, нравственное и психическое состояние детей. В связи с этим специфика КОД детерминирует необходимость обеспечения процесса ее развития специальными условиями, в которых бы органически сочетались психофизический и социально-духовный комфорт для развития различных компонентов здоровья, высокая творческая активность и работоспособность, индивидуализация и дифференциация обучения, взаимотворчество и уважение друг к другу.

По своему содержанию КОД разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются потребности в творческой деятельности, как отдельного занимающего ребёнка, так и группы в целом.

Беря за основу принципы добровольного участия и общности интересов, КОД создаёт условия не только для развития духовной и эстетической сферы, но и представляет возможность для общения, самоутверждения и самовыражения в среде людей, с которыми ребёнок связан отношениями взаимного участия и взаимной заинтересованности.

Сложность анализа роли КОД в системе дополнительного образования заключается в том, что до сих пор общепринятая дефиниция креативно-оздоровительной деятельности отсутствует, концепция её преподавания не разработана, она никогда не становилось объектом специального изучения. Соответственно отсутствуют официально

утвержденные программы обучения по данному виду деятельности, нет методических пособий. На наш взгляд, это связано с тем, что ранее не были столь актуальны принципы удовлетворения потребности в развитии и саморазвитии каждого субъекта образовательного процесса, мультикультурного воспитания, интеграционные процессы, обеспечивающие чувственное и рациональное познание, гуманистические парадигмы образования в физическом воспитании. В этой связи, такая специфическая деятельность, как креативно-оздоровительная, не была столь востребована обществом, как сегодня [4].

Вместе с тем А. Маслоу [5] показывает взаимосвязь творчества и здоровья человека: «Почему психологическое здоровье так близко связано с универсальной формой творчества? Психологически здоровые люди в большей степени способны наслаждаться, любить, юморить. Это приводит нас к сильному подозрению, что научение, способное делать все эти вещи, может научить ребёнка идти в направлении здоровья».

В связи с появлением в физической культуре понятия «креативность» возник вопрос, каково соотношение между креативностью и оздоровлением? Теоретическая неопределённость этих двух взаимосвязанных областей развития, оздоровления и воспитания детей затрудняют создание модели креативно-оздоровительной деятельности, доступной управлению и контролю.

Опыт научных работ, отражённый в публикациях по методологии науки, показывает, что чем более продолжительное время конкретные исследования и практика не дают ожидаемого научного или практического результата, тем острее встаёт вопрос о необходимости рефлексии над основаниями знания, в первую очередь над исходными понятиями и категориями, в которых описывается проблема [6]. С этой точки зрения исследование подобной зависимости на примере неудовлетворительных результатов при решении задач, связанных с оздоровлением детей в системе образования, усиливают актуальность рефлексии над понятиями креативная и оздоровительная деятельность.

Приоритет развития детской личности должен быть доминирующим, социально взаимосвязанным с коллективом, обществом и государством. Именно такой подход, на наш взгляд, открывает новые перспективы, при которых креативно-оздоровительная деятельность одновременно создает особое образовательное пространство, вводящее ребёнка в ситуацию самопознания, самосовершенствования, выступает средством интеграции и ведёт к новым парадигмам образования, отличающимся гибкостью, экономичностью и технологичностью.

«Готовое» знание не работает в быстро меняющемся мире, и его место должно, по словам Я.А. Коменского, занять, «знание, полученное из опыта». Этой задаче полностью отвечает креативно-оздоровительная деятельность.

Список литературы

1. Чендева И.В. Педагоги дополнительного образования как социально-профессиональная группа: автореф. дис. ...канд. социол. наук. Екатеринбург, 2002. 19 с.

2. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребёнка средствами культурно-досуговой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 363 с.

3. Булатова Р.Р. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук. Уфа, 2011. 21 с.

4. Эйдельман Л.Н. Креативно-оздоровительная деятельность в системе дополнительного образования детей как проблема исследования // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. № 4 (98). С. 192-196.

5. Маслоу А.Г. По направлению к психологии бытия. М., 2002.

6. Баранов А.А., Лапин Е.Ю. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. М.: Союз педиатров России, 2009. 188 с.

Эйдельман Любовь Николаевна, канд. пед. наук, ген. директор, info@,natali-fitnes.spb.ru, Россия, Санкт-Петербург, Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр фитнеса «НАТАЛИ»

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES IN THE ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

L.N. Eydelman

Creative and health-improving activity in the system of additional education of children speaking part of the educational process and, as a value-set and prosaically, due to the fact that it forms the physical, moral and mental health of children, creates conditions for the development of spiritual and aesthetic areas of communication, expressions; allows to realize the need for creative activity; implement individually-differentiated approach, leads to new paradigms of education are flexible, economical and technological.

Key words: creative and health-improving activity, additional education of children.

Lyubov Nicolaevna Eydelman, candidate of pedagogical Sciences, info@,natali-fitnes.spb.ru, Russia, St.-Petersburg, Non-state educational establishment "Educational center of fitness"Natalie"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.