НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
УДК 371 М.Н. РАХМАТУЛЛАЕВА
ББК 74.00
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Возникновение и развитие передового опыта связано с неудовлетворением традиционным опытом организации деятельности. Соответственно имеет место различие между традиционным и передовым опытом. Передовой опыт опирается на новые средства, содержания, методы и формы организации деятельности. Если рассматривать это с точки зрения системного подхода, то в передовой системе могут иметь место новые элементы, или же новые отношения между элементами, которые и способствуют более оптимальному функционированию всей системы. Педагогический опыт как система - в данном случае не исключение. Передовые учителя, учителя-новаторы, не удовлетворённые традиционной системой обучения и воспитания, осуществляют поиск новых средств, способов, приёмов, методов форм организации обучения и воспитания, которые больше подходят и соответствуют современным требованиям. Всё это является следствием применения методов педагогического анализа и синтеза. Взамен старых средств, способов, приёмов, методов и форм организации обучения и воспитания, которые не обеспечивают успешное решение и достижение задач обучения и воспитания, вводятся новые средства, способы, содержание, приёмы методы и формы организации обучения и воспитания, оптимально и адекватно подходящие для решения и достижения их целей и задач. При этом они используют либо достижения учёных-педагогов, которые дают им всё это новое, либо сами выполняют функцию учёного-педагога, т. е. сами разрабатывают новые модели обучения и воспитания. Ко второй категории научно-педагогического творчества, например, можно отнести учителей - новаторов направления педагогики сотрудничества, внесших огромный вклад в развитие теории и практики обучения. Одна из главных задач в связи с этим является изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Каждый учитель должен стремиться к изучению и творческому применению передового педагогического опыта в своей профессионально - педагогической деятельности. Этот процесс имеет творческий характер, и всякое механическое заимствование ни к чему хорошему не приведёт. С учётом этого учитель должен самостоятельно осуществить анализ и синтез, т. е. на основе учёта передового педагогического опыта конструировать свою модель обучения и воспитания, которые соответствует именно его классу. Несомненно, каждая педагогическая ситуация уникальна и неповторима, и потому они требуют введения нового элемента с учётом всех этих педагогических нюансов. Без этого бессмысленно внедрение нового.
О своем опыте пишут как сами авторы, так и другие специалисты. Изучение обоих видов опыта полезно с педагогико-психологической точки зрения. То, что пишут о А.С. Макаренко и его педагогическом опыте другие, и то, что пишет он сам, - это две стороны одной медали. Необязательно, чтобы эти две стороны были одинаковыми. Рассмотрим элементарный пример из опыта А.С. Макаренко. В его «Педагогической поэме» есть эпизод, когда А.С. Макаренко поручает одному из колонистов, Семену Карабанову, получить и привезти деньги из финотдела. Характерная особенность данного эпизода заключается в том, что Семен Карабанов о том, поскольку А.С. Макаренко доверяет ему.
«Ой, и хитрый же вы, Антон Семенович! - Да чего мне хитрить? Теперь ты знаешь, как получить деньги, и дальше будешь получать. Никакой хитрости. Я ничего не боюсь. Я знаю: ты человек такой же честный, как и я. Я это и раньше знал, разве ты этого не видел? Нет я думал, что вы этого не знали, - сказал Семен, ...» (2, 190).
В данном воспитательном эпизоде вера, доверие воспитателя к воспитаннику является главным средством воспитания, точнее перевоспитания, поскольку все колонисты относились к категории трудно воспитуемых. Все люди относились к ним с подозрением, с недоверием. Подозрение и недоверие окружающих людей психологически давило на их сознание и поведение. И именно доверие для А. С. Макаренко стало мощным средством перевоспитания колонистов. А таких средств воспитания и перевоспитания у А. С. Макаренко было огромное множество. Это культура общения воспитателя с воспитанниками, уважение личности колониста и проявление требовательности, воспитание личности в коллективе, труде, образование, система поощрения и наказания и т. д. Каждый из этих средств в педагогическом опыте А.С. Макаренко имеет определённую воспитательную ценность. Только их творческое применение с учётом реальных
240
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
обстоятельств, в отличие от их механического заимствования может дать эффективный результат. Этому надо научить будущих учителей в процессе профессионально-педагогической подготовки к воспитательной работе. Большое научно - методическое значение имеет изучение будущими учителями опыта учителей-новаторов педагогики сотрудничества, поскольку они разработали и внедрили огромное количество научно-методических находок по оптимизации учебновоспитательного процесса. Рассмотрим некоторые из них и выявим их научно-методическую ценность. Одним из новых средств обучения, разработанных учителями-новаторами педагогики сотрудничества, явились опорные сигналы. Что же такое опорные сигналы? Учитель - новатор В. Ф. Шаталов следующим образом отвечает: «Сочетание слов и графических символов позволяет мгновенно восстанавливать в памяти содержание абзацев учебного текста и вести связный рассказ, переходя от одних символов к другим» (5, 45). Итак, опорные сигналы включают в свое содержание, как словесные элементы, так и наглядные средств обучения. Это своеобразное средство обучения, конструированное на основе словесных и наглядных средств обучения. Это означает, что опорные сигналы выражают сущность изучаемых предметов и явлений словесно -наглядными средствами обучения. Это своеобразная кодировка учебной информации, в результате которой абстрагируется главное, сущностное в учебной информации, значительно облегчается процесс приёма, хранения и передачи учебной информации. Разработкой опорных сигналов занимаются учёные, педагоги и сами ученики, что позволяет сэкономить учебное время. Знание, умение и навыки устного и письменного оперирования учебной информацией учениками являются одним из главных условий успешности учебно - познавательной деятельности учеников. Обобщая свой опыт по использованию опорных сигналов, В.Ф. Шаталов приходит к следующему умозаключению: «Вывод: листы с опорными сигналами и плакаты к ним должны создаваться авторами или авторскими коллективами с учётом всех психолого - методических требований к этим средствам обучения и после компетентного обсуждения и рецензирования публиковаться педагогическими издательствами так же, как издаются сейчас географические карты, атласы, учебные плакаты, картины и другие учебные пособия» (5, 56). Изменение одного элемента системы приведёт к изменению всей системы. Поэтому внедрение опорных сигналов в учебный процесс влечёт за собой и изменение методики изложения нового материала, контроля и оценки условного учебного материала.
Сам В.Ф. Шаталов следующим образом характеризует свою методику: «Первый этап -развернутое, образно - эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов. Второй этап - сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличение копии листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. Третий этап - изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы. Четвертый - работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях. Пятый -письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке. Шестой - ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные, по листам взаимоконтроля и т.
д.) Седьмой - постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи - «педагогический десант» - не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами)» (3, 143-144). Таким образом, являясь системообразующим элементом новой методики, опорные сигналы изменяют методику работы учителя и учеников и, самое главное, способствуют эффективности усвоения нового материала. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все созданные В. Ф. Шаталовым опорные сигналы имеют научно-методическую ценность. По этому поводу Л. М. Фридман отмечает: «Ценность листов с опорными сигналами как раз и состоит в том, что ученику представить их себе мысленно для припоминания значительно легче, чем страницу учебника. Но при построении этих листов В. Ф. Шаталов использовал весьма часто ассоциации, основанные на случайных, несущественных связях учебного материала с отдельными незначительными фактами» (4, 79-80). Поэтому опорные сигналы должны выражать существенные связи, сущностные основы предметов и явлений, которые считаются главными, а не второстепенными. Л. Я. Зорина, Н. А. Курдюмова, Л. М. Фридман осуществили теоретический анализ опорных сигналов, выявили их научнометодическую ценность. Вместе с тем они осуществили и теоретический синтез, т. е. конструировали идеальную модель учебного процесса, где в качестве средства обучения выступают опорные сигналы. В этом смысле нельзя не согласиться с Л. Я. Зориной, которая отмечает, что «листы с опорными сигналами могут с успехом включаться в учебный процесс в первую очередь для систематизации и обобщения материала. Однако универсальным или даже главным средством передачи учебного материала они быть не могут» (4, 79). Имея в виду все эти плюсы и минусы опорных сигналов учителя должны разработать и использовать опорные
241
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
сигналы. Для этого им необходимо овладеть знаниями, умениями и навыками практического анализа и практического синтеза, где в качестве средств обучения выступает опорные сигналы. Вместе с тем следует учитывать полученные учеными (Л.М. Фридман, Л.Я. Зорина, Н.А. Курдюмова и др.) результаты теоретического анализа и синтеза по опорным сигналам. Такой механизм внедрения нового является правомерным, ибо учитывается рекомендации компетентных специалистов. Внедрение нового взамен старого является следствием борьбы между старым и новым. Традиционная теория и практика обучения выступает в противоречие с новой, передовой теорией и практикой организации обучения. Новая теория и практика организации обучения побеждает лишь тогда, когда она может доказать то, что уровень её научно-методической ценности выше, чем уровень традиционной теории и практики обучения.
К сожалению, современная общеобразовательная школа остается таковым, каковым её описал учитель - новатор И.П. Волков. «Считаю, что только совершенствованием существующего процесса обучения (как это делается сейчас) решить проблему невозможно - нужен новый тип общеобразовательной школы, которая готовила бы не только знающего, а в первую очередь умеющего ученика, ...» (1, 4). Итак, И.П. Волков выявляет главный недостаток
общеобразовательной школы. Он предлагает такую организацию учебного процесса, которая бы позволяла готовить не только знающего, но и умеющего ученика. Далее он критикует также общеобразовательную школу за то, что она оставляет очень мало места для творчества учителей и школьников. При этом он предлагает новую модель организации учебного процесса, согласно которой «Работа в ней ведётся по двум равноценным магистральным направлениям. Первое -изучается единая для всех государственная программа. Но программа эта не регламентирует поведение учителя на уроке. Она определяет только общий материал для изучения и результат по каждому предмету на конец каждого учебного года, а дело учителя - когда и какой давать материал, в каком порядке, по какой системе - учит: по «Шаталовской» оригинальной или по своей» (1, 11). Иначе говоря, по мнению И.П. Волкова, учителю надо давать только цель, содержание обучения и указать конечный результат, который он должен получить. Выбор средств, приёмов, методов, форм организации обучения - это уже педагогическое творчество учителя «Как учить?» - он должен определять сам. И не менее важно также и второе предложение И.П. Волкова: «И поэтому в работе школы должно быть и второе магистральное направление -подлинно творческая деятельность учителя и учащихся, в которой могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся, и это имеет прямой выход на профориентацию в соответствии с природными и приобретёнными качествами» (1, 12). По сути дела, И.П. Волков умело сочетает общее образование с генезисом профессионального образования. Схематически эти два направления можно представить в следующем виде.
Таблица №1 Модель новой организации учебного процесса в общеобразовательной школе (согласно
И. П. Волкову)
Такой подход к организации учебного процесса в общеобразовательной школе, по мнению И. П. Волкова, способен поднять её на качественно новый уровень. И с этим нельзя не согласиться. Ибо все это подтверждается многолетним опытом самого автора. В данном случае мы имеем дело, как с теоретическим синтезом, так и с практическим синтезом учебного процесса, где в качестве автора выступает одно и то же лицо. Только после объективной аргументации и доказательства научно - методической ценности передового педагогического опыта данный опыт становится достоянием широкой педагогической общественности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волков, И. П. Цель одна - дорог много / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
2. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Худож. лит-ра, 1987. - 623 с.
3. Педагогический поиск / [Сост. И. Н. Баженова]. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
242
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015
4. Фридман, Л. М. Педагогический опыт глазами психолога / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
5. Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989. - 306 с.
REFERENCES:
1. Volkov, I. P. The Purpose one - roads is a lot of / I.P. Volkov. - М.: Prosveshenie, 1990. - 159 p.
2. Makarenko, A. S. A pedagogical poem / A.S. Makarenko. - М.: Khudojestven. Liter., 1987. - 623 p.
3. Pedagogical search. [I. N. Bazhenov]. - М.: Pedagogica, 1989. - 544 p.
4. Fridman L. M. Pedagogical experience by eyes of the psychologist / L.M. Fridman. - М: Prosveshenie, 1987. - 224 p.
5. Shatalov V. F. Experiment proceeds / V.F. Shatalov. - М: Pedagogica, 1989. - 306 p.
Педагогический анализ и синтез передового педагогического опыта
Ключевые слова: педагогический анализ и синтез, передовой педагогический опыт, учителя новаторы, научно-методические находки, изучение, обобщение, распространение и творческое применение педагогического опыта, педагогика сотрудничество, учебный процесс, воспитательный процесс, опорные сигналы, формы организации обучения и воспитания.
Одним из главных средств оптимизации учебно-воспитательного процесса является изучение, обобщение, распространение и творческое применение передового педагогического опыта. В статье речь идет об использовании методов педагогического анализа и синтеза в ходе исследования и применения передового педагогического опыта. Действительно, не механическое, а именно творческое заимствование передового опыта позволяет оптимизировать учебновоспитательный процесс, поскольку в таком случае создается оптимальная педагогическая возможность для адаптации данного опыта в новых условиях.
Исследуются некоторые основополагающие аспект опыта выдающегося педагога А. С Макаренко о формировании коллектива, опыта учителей новаторов направления педагогики сотрудничества, таких как В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, которые внесли огромный вклад в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. И во всех этих случаях педагогический анализ и синтез позволяет раскрыть научно-методическую ценность передового педагогического опыта и целесообразно использовать их для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
The pedagogical analysis and synthesis of the advanced pedagogical experience
Key words: the pedagogical analysis and synthesis, the advanced pedagogical experience, the teacher innovators, scientifically-methodical finds, studying, generalization, distribution and creative application of pedagogical experience, pedagogic cooperation, educational process, educational process, basic signals, forms of the organization of training and education.
One of the main means of optimization of teaching and educational process is studying, generalization, distribution and creative application of the advanced pedagogical experience. In given article it is a question of use of methods of the pedagogical analysis and synthesis during research and application of the advanced pedagogical experience. Really, not mechanical, namely creative loan of the best practices allows optimizing teaching and educational process as optimum pedagogical possibility for adaptation of the given experience in new conditions is in that case created.
In given article the author investigates some basic aspects of experience of the outstanding teacher of Ampere-second. Макаренко about formation of collective, experience of teachers of innovators of a direction of pedagogic of cooperation, such as V F. Shatalov, A. P. Voikov which have brought the huge contribution to perfection of teaching and educational process. And in all these cases the pedagogical analysis and synthesis allows to open scientifically-methodical value of the advanced pedagogical experience and it is expedient to use them for perfection of teaching and educational process.
Сведение об авторе:
Рахматуллаева Мукаддас Набиджановна, соискатель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б. Г Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Rahmatullaeva Mukaddas Nabijonovna, а researcher of the Department of General Pedagogics Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]
243