Научная статья на тему 'Педагогические взгляды Ризаэддина Фахретдина'

Педагогические взгляды Ризаэддина Фахретдина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2652
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ESTETIC EDUCATION / PUBLIC PEDAGOGICS / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халиков И. Ю.

В статье анализируется педагогическая деятельность известного татарского просветителя,историка и богослова Р.Фахретдина. Рассматриваются педагогические взгляды на воспитание молодежи, основанные на принципах народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical activity of famous tatar historicR.Fakhretdin is shown in the article. Pedagogical thoughts to youth education, based on principals of public pedagogics are analized.

Текст научной работы на тему «Педагогические взгляды Ризаэддина Фахретдина»

11. НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 1405. Л. 1.

12. НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 1520. Л. 3.

13. Ученые записки Казанского университета. Казань, 1899. Ноябрь. С. 20.

14. НА РТ. Ф. 977. Оп. ИФФ. Д. 1674. Л. 14.

15. Там же. Д. 1718. Л. 80

16. Ученые записки Казанского университета. Казань, 1899. Ноябрь. С. 37.

17. НА РТ. Ф. 131. Оп. 1. Д. 146. Л. 28.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РИЗАЭТДИНА ФАХРЕТДИНА

И. Ю. Халиков

В статье анализируется педагогическая деятельность известного татарского просветителя, историка и богослова Р. Фахретдина. Рассматриваются педагогические взгляды на воспитание молодежи, основанные на принципах народной педагогики.

Ключевые слова: нравственное воспитание, народная педагогика, семейное воспитание.

The pedagogical activity of famous tatar historicR. Fakhretdin is shown in the article. Pedagogical thoughts to youth education, based on principals of public pedagogics are analized.

Key words: estetic education, public pedagogics, family education

В настоящее время учеными в большей степени изучена религиозная составляющая творческого наследия выдающегося татарского просветителя, энциклопедиста, историка, педагога, писателя и журналиста, известного в мусульманском мире богослова Р. Фахретдина. В исследованиях А. Н. Юзеева отмечается новый подход татарского религиозного реформаторства, проявляющийся в современном видении мира, трансформации традиционного мировоззрения в соответствии с требованиями эпохи, что проявилось во взглядах Р. Фах-ретдина [1]. Историк Р. Р. Фахрутди-нов выделяет особенности проблем общественно-политической мысли начала ХХ века и перенесение цен-

тра тяжести из чисто богословских проблем на проблемы социальные и политические в трудах Р. Фахретдина [2]. А. Хайруллин обращает внимание на влияние историка и энциклопедиста Ш. Марджани на формирование мировоззрения Р. Фахретдина, подчеркивая выдающуюся роль Р. Фах-ретдина в распространении научных знаний. «Науку и просвещение он считал единственным путем, дающим избавление то всех злодеяний царящих в общественной жизни того времени» [3].

В то же время нет концептуальных исследований, отражающих педагогическую деятельность и педагогические взгляды Р. Фахретдина. Он автор многочисленных трудов и учеб-

ных пособий по педагогике. Некоторые из них выдержали многократные издания. Среди них книги из серии «Учение о нравственности». «Тэрби-яле бала» (Воспитанный ребенок), «Тэрбияле анна» (Воспитанная мать), «Тэрбияле ата» (Воспитанный отец), «Насыйхэт» (Наставление), «Шекерт-лек эдебе» (Вежливость шакирдов). В данных педагогических трудах воплотился педагогический опыт Р. Фахрет-дина, который начался когда он был учеником медресе, и старших курсах началт педагогическую деятельность. Наряду с преподаванием Р. Фахрет-дин занимается научной деятельностью: пишет книги, статьи, собирает письменные памятники, относящиеся к истории и литературе татарского народа. Обладая большим интеллектуальным потенциалом и энциклопедическими знаниям, он создал научно-биографическую энциклопедию «Асар», сотоящую из 14 томов. В 18871888 гг. издаются его книги «Ат-тух-фатель-анисия», «Китабет-тасрыйф», «Китабе-муккадима» [4]. Эти труды являются учебными пособиями по грамматике (морфологии) арабского языка, современниками они используются как пособия по праву. В данных трудах ярко выражены идеи народной педагогики.

В 1891 г. Духовное собрание мусульман России избирает Р. Фахрет-дина на должность казыя. Он уделяет бльшое внимание изучению архивов Духовного собрания. По приглашению братьев Рамиевых в 1906 году он переезжает в Уфу. В это время у Р. Фахретдина насчитывается более 60 трудов. Ученый продолжает свою научную и педагогическую деятельность в Оренбурге, несколько лет

возглавляет известное медресе «Хуса-иния». В течение 10 лет является главным редактором и издателем журнала «Шура» (1908-1918).

После Всероссийского съезда мусульман 1917 года Риза Фахретдин вновь возвращается в Казань на должность казыя. В 1918 г. переезжает из Оренбурга в Уфу исполняющим обязанности муфтия, потом становится муфтием. В 1926 году возглавляет Всемирный мусульманский конгресс в Мекке [2].

Многие труды Р. Фахретдина написаны на арабском, персидском, турецком, древнетюркский языках. По его мнению, систематическое образование ведет к совершенствованию личности и является основой самовоспитания [4, с.16]. Учебник для школ-медресе «Тэрбияле бала», («Воспитанный ребенок») [5] из серии «Учение о нравственности» до 1914 ода выпускается большими тиражами 13 раз. В нем ученый уделяет большое внимание формированию у детей нравственных ценностей, которые проявляются в поведении и быту, автор призывает при любых обстоятельствах оставаться тактичными, воспитанными, развивать способности к изучению наук, уважительно и почтительно относиться к своим родителям. Родителям же нужно специально и целенаправленно уделять внимание воспитанию детей. Это книга являлась основной книгой для педагогов и родителей. В книге «Воспитанный ребенок» даются принципы народной педагогики и ценности ислама, этим самым она имеет очень большую теоретическую и практическую значимость. Изданная большим тиражом, эта книга являлась также учебником

по этике, этикету, эстетике в школах-медресе, а в каждой просвещенной татарской семье являлась настольной книгой по воспитанию детей.

Риза Фахретдинов публикует в различных издательствах и в журнале «Шура» (Оренбург) около 80 книг, освещающих его педагогические взгляды. В журнале «Шура» публикуются статьи по истории педагогики и вопросам образования в России и странах Востока, анализируется состояние образования в татарских школах. В этих статьях можно найти и упоминания о новом направлении джадидизма, рекомендации по преподаванию. Также издаются планы и программы для уроков по биологии, теории воспитания, дидактике, психологии.

Риза Фахреддинов пропагандирует общечеловеческие ценности: скромность, милосердие, трудолюбие, которые исключают различные пороки, в особенности он выступает против, злоупотребления спиртными напитками. Он приводит в пример основные мысли и идеи из народной педагогики, из опыта татарского народа. «Каждый человек должен заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием, взрослый человек имея волю, сам в состоянии себя воспитать» [5, с.13], - утверждает Р. Фахретдинов. Например, в своей книге «Юаныч» («Отрада») он предлагает действенные методы и приемы в борьбе против алкоголизма подрастающего поколения.

Полагая, что образование общества и народа зависит от того, какое воспитание получил ребенок в детском возрасте, Риза Фахретдин отмечает огромную роль матери в воспитании

детей. Об этом его книга «Воспитанная мать». Он подчеркивает, что «.. .в большинстве случаев в том, что народ является добрым, хорошим, заслугам матери. Воспитанные матери не только уважаемы своими детьми, но и народом» [2]. Он отмечает ответственность материнства, называя его «самым тяжелым трудом». Считается важным личный пример в семейном воспитании. «То, что невозможно сделать трудом или купить за деньги, можно сделать с помощью прекрасного характера, поведения». Р. Фахрет-дин выступал за единство действий педагогов и родителей в воспитании шакирдов. Подчеркивая значимость воспитания, он считал: «Воспитание подрастающего поколения - это очень важная социальная задача, и она требует внимания учителей и родителей» [6].

В разделах «Зыяфат, или гостеприимная свадьба», «Еда» книги «Отрада» Р. Фахретдинов приводит забытые обычаи и предания татарского народа, связанные с гостеприимством, в них указывается на вред табакокурения и употребления алкогольных напитков для здоровья человека, даются интересные и на сегодняшний день методы избавления от этих пороков человека.

Фундамент воспитания он видит в нравственном подходе при решении педагогических задач, при оценке поступков шакирдов.

Риза Фахретдин указывает на важную роль школы в воспитании детей: «Для чего мы отправляем детей в школу? Безусловно, для того, чтобы правильно воспитать. Из этого следует, что задача школы состоит не только в подаче научного материала, но и

в воспитании детей, в развитии у детей таких ценностей как любовь к Аллаху, трудолюбие, хороший характер, духовность, смелость и др. » [6]. Риза Фахретдинов отмечает, что учителя должны вести обучение, используя свой личный пример. «Учитель обязан прежде сам совершенствоваться, только потом воспитывать. Иначе его уроки без пользы. Так как в большинство случаев ученики схватывают не слова педагога, а перенимают его характер. По этой причине учителю необходимо совершенствовать свой характер, прежде чем говорить своим ученикам «Будьте таким!», «Делайте так!»» [7], считает просветитель. Итак, по словам Ризы Фахретдина, воспитание должно строиться на личном примере педагога, на его профессионализме и знании не только своего предмета, но и знании психологии учеников.

Р. Фахретдинов выдвигает на первый план воспитание личности на основе татарской народной педагогики. Например, в книге «Жавамигуль - калим шахре» (1916) представлены 344 хадиса пророка Мухаммеда, им даются объяснения, ученый поднимает актуальные вопросы религиозно - социального, нравственного, педагогического характера. Он пишет: «Как подвести ребенка к праведному пути? Безусловно, очень важна здесь роль родителей. С раннего возраста дети должны получать должное воспита-

ние». Просветитель раскрывает основы народной педагогики и исламского учения в деле образования народа.

Таким образом, Р. Фахретдин внес большой вклад в изучение национальных особенностей педагогики татарского народа, истории развития педагогической мысли. Его труды являются неисчерпаемым источником для изучения педагогической мысли.

Литература:

1. Юзеев А. Н. татарская философи-яская мысль конца Х - Х Х в.(эволюция, основные направления и представители).

- Казань,1998. - 123 с.

2. Фахрутдинов Р. Р. Татарский либерализм в конце Х Х-начале ХХ в.(очерки политической истории). - Казань, Мага-риф, - 1998, - 127 с.

3. Хаируллин А. Р. Фахретдин // Татарские интеллектуалы: исторические портреты. - Казань, Магариф, 2005. - 271 с.

4. Фэхретдин Р. Ф. Ислам дине -Нин-ди дин?. - : Фэнни-биографик ^ыентык.

- Казан: Академия познания, 2006.

5. Фэхретдин Р. Ф. Балаларга нэ-сыйхэт. - Казан. Рухи Мэгърифэт Акаде-миясе, 2006.

6. А дабе тэгълим» («Укыту ка-гыйдэлэре»). Казан: 1908.

7. Фахретдин Р. «Дэвамигуль - кэлим шэрхе» - Казан: Иман, 1995. - 155 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.