МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 3. - С. 133 - 136.
2. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значение для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Васенкова М.А., 2017
УДК 371
Ю.А. Кузьмина
студент магистратуры Тольяттинский государственный университет
Н.В. Яшина студент магистратуры Тольяттинский государственный университет Г. Тольятти, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА СКАУТИНГА И ПИОНЕРИИ
«Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему - воспитание. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь» [10, с. 118]. Эти слова Л.Н. Толстого сегодня ничуть не утратили своей актуальности. Учитывая состояние нравственной запущенности современного общества, остро встает вопрос о подборе эффективных методов и средств воспитания.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева указала на приоритет воспитания в работе современной школы. Министр отметила, что, вместо того, чтобы изобретать что-то новое, можно опереться на исторический опыт, в том числе советский. Советская школа отличалась не только качественным обучением школьников, но и традициями воспитания [7].
Одним из самых эффективных подходов к воспитанию является создание детского движения. Известны успешные примеры его организации - скаутинг и пионерия. И вот, спустя двадцать пять лет после ликвидации Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, президент РФ В.В. Путин 29 октября 2015 года издал указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Это движение создано с целью «воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» [11].
Детское движение - совокупность детских общественных объединений, действующих на определенной территории [9]. Огромное количество ученых, как советских, так и зарубежных, работало над постоянным совершенствованием всех деталей организации работы с детьми. Их разработки представляют собой бесценный материал, из которого нужно извлечь лучшее, актуальное по сей день, и внедрить в современные детские объединения.
На основе изучения исторического опыта скаутского и пионерского движения нами были выделены определенные особенности организации детского объединения.
1. Организация четкой структуры детского объединения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
Детское объединение представляет собой организацию, которая нуждается в упорядоченной структуре. Центральным структурным подразделением детского объединения должен быть штаб или совет, в котором методисты и педагоги-организаторы продумывают основные направления деятельности объединения и формы работы, через которые планируется достижение конкретных результатов. Крупные подразделения детского объединения должны делиться на более мелкие части - микрогруппы. Например, во Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина многочисленная дружина, включающая в себя всех членов данной пионерской организации, делилась на отряды, а каждый отряд, в свою очередь, делился на звенья. Каждому структурному подразделению ставились определенные задачи [5]. Четкая структура детского объединения позволяет системно и последовательно вести воспитательную работу и достигать поставленных педагогических целей.
2. Учет возрастных и психологических особенностей детей.
При разработке любых форм, методов и мероприятий в детском объединении необходимо опираться на возраст и психологические особенности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна активность, неустойчивость внимания, активное творческое воображение, стремление получить оценку своим действиям. Подростки отличаются высокой потребностью в общении со сверстниками, желанием взять на себя роль взрослого, тягой к творчеству и идеализации действительности. Благодаря учету вышеперечисленных особенностей скаутское и пионерское движение были так привлекательны для детей. И современные детские объединения не должны пренебрегать вниманием к природе ребенка.
3. Организация детского объединения в форме увлекательной длительной игры.
Самым ценным педагогическим методом скаутинга считается длительная игра. По словам И.Н. Жукова, видного деятеля скаутского движения в России и одного из основателей пионерского движения в СССР, создать детское объединение можно лишь при длительном участии детей [4]. Длительная игра - это продолжительная совместная деятельность детей и взрослых, которая включает в себя все направления воспитания и обеспечивает социальную среду для развития детей [4]. За счет своей продолжительности длительная игра словно сливается с жизнью и приобретает для детей серьезный характер. Перед прочими методами воспитания длительная игра обладает следующими преимуществами: направленность на активную трудовую деятельность, красочность, романтичность, участие в жизни общества, возможность примерить на себя множество ролей или профессий. Длительная игра в разведчиков в скаутском движении является примером успешного применения метода длительной игры. Детские объединения, опирающиеся на метод длительной игры, обладают большим воспитательным потенциалом, нежели другие детские объединения.
4. Постановка увлекательной цели для детей и скрытой педагогической цели для организаторов детского объединения.
Детское объединение должно давать детям конкретную цель, которая увлечет их. Эту цель не следует путать с педагогической целью воспитательной направленности, которая ставится перед педагогами-организаторами. В то время, как педагог воспитывает те или иные качества у детей, ребенок вовлекается в привлекательную, занимательную игру или иную деятельность. Например, в скаутском движении перед детьми в их первом походе ставилась цель доказать свое право называться настоящим скаутом, педагоги же стремились этим походом развить в детях самостоятельность, ответственность за себя и других, научить их преодолевать возникающие перед ними трудности.
5. Постоянное обновление форм и методов работы.
Переломным моментом в деятельности пионерского движения стал переход пионерии в 30-х годах XX века в систему школьного образования [5]. Вместо пионерских вожатых с детьми занимались их же классные руководители, что явно не способствовало воодушевлению и вовлеченности детей в деятельность организации. Различные мероприятия - пионерские линейки, военно-спортивные игры, уборки пришкольных территорий - не менялись из года в год, всё меньше привлекая детей, и проводились «для галочки». В итоге в пионерскую организацию дети вступали потому, что это являлось обязательным, а не потому, что им этого действительно хотелось.
Формы и методы работы детского объединения, во-первых, не должны повторять школьные формы и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
методы учебно-воспитательной работы, во-вторых, должны постоянно обновляться, чтобы поддерживать интерес детей к деятельности детского объединения.
6. Учет атавистических наклонностей детей, внесение элементов романтики.
В основе метода длительной игры лежит биогенетическая теория детского развития, которая была выдвинута в 70-х годах XIX века. Представители этой теории, Э. Геккель и С. Холл, утверждали, что ребенок в своем индивидуальном развитии - онтогенезе - сокращенно повторяет всю историю развития человеческого рода - филогенез [8, 12]. Каждому этапу психологического развития ребенка, согласно периодизации С. Холла и К. Гетчинсона, свойственны атавизмы определенной исторической эпохи. Например, младших школьников тянет к бродяжничеству, жизни у костра, построению шалашей - это проявление эпохи первобытного общества. Подростки склонны к подвигам, опасностям и путешествиям -атавизм из Средневековья. И.Н. Жуков писал: «Юная душа в возрасте от двенадцати лет полна идеалистических, романтических порывов. Она жаждет подвига, сопряженного с опасностью для жизни. Ее влечет неотвратимо скитальческая жизнь, полная поэзии лунных ночей, лагерная жизнь в лесу или на берегу полноводной реки, треск вечернего костра и замирающие голоса ночи» [4, с. 9]. Именно детское объединение должно предоставлять возможность для проявления этих атавистических и романтических наклонностей детей с целью их утраты и дальнейшего полноценного психического развития ребенка.
7. Создание символов, атрибутики, традиций и ритуалов детского объединения.
Детям важно демонстрировать свою принадлежность к какому-либо объединению. Неформальные асоциальные и антисоциальные группировки обладают ярко выраженной атрибутикой, привлекающей в свои ряды новых участников. Детское объединение призвано привлечь детей к занятию общественно-полезной деятельностью, и, чтобы конкурировать с вышеописанными объединениями, должны также создавать яркую, образную атрибутику. Все символы детского объединения должны иметь воспитательное назначение, быть эмоционально доступными пониманию детей. Атрибутика и символы отражают ключевые принципы детского объединения. Так, скаутский знак символизировал три части скаутского обещания - долг перед Богом, долг перед Родиной и окружающими и долг перед Собой. [3]. Наличие традиций и ритуалов также важно для детского объединения. Они придают ему таинственность и романтичность, эмоционально вовлекают детей в работу, скрепляют отношения между членами объединения. Торжественное Обещание скаута, которое он давал в день своего вступления в ряды разведчиков, является отличным примером традиции детского объединения.
8. Воспитание трудовой активности без использования идеологии, политики.
В современной российской школе трудовое воспитание фактически отсутствует. Однако, очевидно, что любовь и привычка к труду должны формироваться у ребенка с детских лет. В пионерской организации трудовой активности детей придавалось важное значение. Пионеры принимали активное участие в посадке леса, уборке урожая, сборе металлолома и других трудовых мероприятиях [6]. Трудовая деятельность воспитывает в человеке усердие, ответственность, силу воли, терпение, уважение к труду окружающих людей и желание приносить пользу обществу. Но трудовую деятельность детей не стоит строить на какой-либо идеологии или определенной политике государства. Именно за идеологическую концепцию пионерской организации ее больше всего критикуют. Идеология является инструментом воздействия тоталитарного государства, а в современном свободном обществе дети должны воспитываться на демократических принципах. Каждый человек имеет право самостоятельно сформировать свои политические убеждения без навязывания определенных политических взглядов школой и детскими объединениями.
9. Построение деятельности детей на основе любви к Родине.
Одной из главных задач детского объединения является воспитание у детей патриотических чувств. Существует множество программ и концепций, указывающих на первостепенность патриотического воспитания, среди которых - программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», принятая на 2016-2020 годы [2]. Любовь к Родине позволяет в первую очередь видеть в своей стране все лучшее и уникальное, действовать на благо своей страны. Примером воспитания любви к Родине является пионерская организация: пионеры становились истинными патриотами своего города и страны, чего не
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
хватает людям в современном обществе. Патриотизм дает человеку осознание того, что у него есть настоящий дом, где он счастлив и может быть полезен окружающим. Мероприятия, организуемые детским объединением, таким образом, должны иметь в себе региональный и федеральный компоненты, воспитывая любовь к Родине.
10. Организация общественно-полезной деятельности детей без погони за наградами. Общественно-полезная деятельность детей должна организовываться ради пользы окружающим, а не
ради получения похвалы или каких-либо наград. Необходимо воспитывать в детях потребность помогать людям и быть полезными, а не поощрять личные амбиции и стремление получить как можно больше знаков отличия, забывая об истинной цели общественно-полезной деятельности. Как и в скаутском, так и в пионерском движении известны случаи, когда педагоги-организаторы в погоне за наградами забывали о детях и о назначении их общественно-полезной деятельности, что приводило к утрате со стороны детей ценности этой деятельности [5].
11. Стимулирование деятельности детского объединения групповыми соревнованиями.
В пионерской организации между звеньями, отрядами и дружинами организовывались различные групповые соревнования: «Кожаный мяч», «Золотая шайба», военно-спортивная игра «Зарница» и т.д. Эти соревнования пробуждали у детей и педагогов азарт и неподдельный интерес. Участие в подобных групповых соревнованиях способствует развитию коллектива и сплоченности его членов. Даже простое участие, не говоря о победе, является сильным стимулом для продолжения деятельности детского объединения с новыми силами и эмоциями.
12. Личностный рост участников детского объединения через специальные программы.
В детском объединении ребенок получает определенные практические знания и сразу учится применять их в своей деятельности. Система скаутских знаков отличия предполагала получение скаутом нашивок, значков, лент и шнуров за определенные достижения. Скаут осваивал определенную специальность, сдавал нормативы первого, второго или третьего уровня, демонстрировал полученные навыки [3]. Подобные скаутской, системы личностного развития участников детского объединения позволяют развиваться детям и приобретать им необходимые для жизни навыки. Получение значков и других знаков отличия дополнительно мотивирует детей на знакомство с различными видами деятельности.
13. Искренняя заинтересованность педагогов-организаторов детского объединения.
Значение педагога-организатора в жизни ребенка огромно. Лучшим педагогом следует считать того, кто, будучи взрослым, сохранил в себе способность искренне отдаваться игре, а не приспосабливаться к детям, как это наблюдается у многих педагогов [4]. По словам П.П. Блонского, «скаутизм - это педагогическая система, которая учит говорить с ребенком на его языке» [1, с. 561]. Так и в современном детском объединении есть потребность в педагогах, желающих взаимодействовать с детьми, «горящих» своим делом и способных своей активностью и интересными идеями привлечь в детское объединение новых участников.
В данной статье мы рассмотрели определенные особенности организации детского объединения на основе исторического опыта скаутизма и пионерии. Педагогические выводы, изложенные в этой статье, позволят педагогам эффективнее организовывать работу детского объединения и, возможно, сподвигнут их к более глубокому изучению педагогического исторического опыта. Список использованной литературы:
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М. : Просвещение, 1979. 843 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 20162020 годы URL: http://government.ru/docs/21341 (дата обращения 26.01.2017).
3. Грибанова Г.И. Скаутизм как воспитательная система // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 26-32.
4. Жуков И.Н. Экспедиционный корпус. Итоги одного педагогического опыта // Народное просвещение. 1923. № 6. С. 5-11.
5. Леонтьева С. Г. Пионер — всем пример // Отечественные записки. 2004. № 3. С. 249-259.
6. Леонтьева С. Г. Трудовое детство: концепт детского труда в советской периодике // Отечественные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
записки.2003.№ 3. С. 323-333.
7. Министерство образования и науки Российской Федерации, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 25.01.17).
8. Мюллер Ф., Геккель Э. Основной биогенетический закон. М. : Издательство Академии наук СССР, 1940.262 с.
9. Руденко И.В. Категория «Детское движение» как объект научного познания // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009. № 1. С. 9-13.
10.Толстой Л.Н. Письмо П.И. Бирюкову // Былое. 1906. № 1. С. 118.
11.Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 25.01.17).
12.Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С. 125 -141.
© Кузьмина Ю.А., Яшина Н.В., 2017
УДК 373.31
Ю.Д. Мичурина
магистрант 2 курса обучения «Психология и педагогика начального образования» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ)
г. Челябинск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Познавательные универсальные учебные действия (УУД)- система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно -следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач [1, с.36].
Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий является одной из приоритетных целей образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях.
Одно из важных познавательных универсальных действий - умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные учебно-методические комплексы, например, «вставь