Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ПОТЕНЦИАЛ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСПЕХ / АВТОРИТЕТ / ПОДРОСТОК / ЛИЧНОСТЬ / ДОСТОИНСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулевич Татьяна Михайловна

В статье акцентируется внимание на поиске эффективных методов реализации лидерского потенциала социально активной молодёжи, на воспитании лидеров, которые смогут быстро и целенаправленно интегрироваться в социум, чтобы найти новые пути решения общественных проблем. Для собственной успешности в социуме личности необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Но возможность самовыразиться и самореализоваться индивид получает только, осуществляя социально-значимую деятельность. А важным элементом самореализации выступает лидерство. Социальная ситуация, выдвигающая человека на позицию лидера, требует от него особой мотивации и высокого интеллектуально-творческого потенциала, определяющих движение к достижению поставленных целей. Можно сказать, что становление личности как лидера - это долгий и трудоемкий процесс. Следовательно, чем раньше начнется реализация лидерских качеств, тем раньше личность будет готова к выполнению ответственной деятельности. Именно поэтому актуальным предметом автор выделяет задачу подготовки социально ориентированных подростков, потенциальных лидеров. В работе проведен подробный анализ педагогических возможностей общеобразовательной организации по реализации лидерского потенциала подростков. Объясняется это тем, что возможности воспитательно-образовательного пространства школы могут обеспечить потребность общества в молодежных лидерах, способных воздействовать на окружающих силой своего авторитета с целью достижения социально значимого позитивного результата. На сегодняшний день очень важно, что реализация лидерского потенциала современных подростков в условиях общеобразовательной организации позволяет сформировать лидера-универсала, действия которого созвучны времени и запросам общества. Наиболее значимой, на наш взгляд, представляется стратегия реализации лидерского потенциала подростков в парадигме культуры достоинства. Только опираясь на личностные смыслы субъекта, возможно обеспечить устойчивое (внеконъюнктурное) развитие важнейших качеств лидера: нацеленность на успех, волю, ответственность, толерантность. Для того, чтобы подросток самоутвердился в позиции лидера, необходимо предоставлять ему возможности самостоятельного выбора деятельности вне рамок заданных ситуаций. Принимая данную позицию, мы считаем, что педагогам необходимо создавать ситуации актуализирующего взаимодействия в различных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF REALIZING THE LEADERSHIP POTENTIAL OF ADOLESCENTS IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

The article focuses on the search for effective methods of realizing the leadership potential of socially active youth, on educating leaders who can quickly and purposefully integrate into society in order to find new ways to solve social problems. For a person's own success in society, certain knowledge and skills are necessary, with the help of which one can determine one's own life position and actively implement it within the framework of a certain activity. But an individual gets the opportunity to express himself and self-actualize only by carrying out socially significant activities. And leadership is an important element of self-realization. The social situation that puts a person in the position of a leader requires special motivation and high intellectual and creative potential from him, which determine the movement towards achieving the goals set. It can be said that the formation of a personality as a leader is a long and time-consuming process. Consequently, the sooner the realization of leadership qualities begins, the sooner the person will be ready to perform responsible activities. That is why the author highlights the task of training socially oriented teenagers, potential leaders, as an actual subject. The paper provides a detailed analysis of the pedagogical capabilities of a general education organization to realize the leadership potential of adolescents. This is explained by the fact that the possibilities of the educational space of the school can meet the need of society for youth leaders who are able to influence others with the power of their authority in order to achieve a socially significant positive result. Today it is very important that the realization of the leadership potential of modern adolescents in the conditions of a general education organization makes it possible to form a universal leader whose actions are in tune with the time and the needs of society. The most significant, in our opinion, is the strategy of realizing the leadership potential of adolescents in the paradigm of the culture of dignity. Only relying on the personal meanings of the subject, it is possible to ensure the sustainable (non-opportunistic) development of the most important qualities of a leader: focus on success, will, responsibility, tolerance. In order for a teenager to assert himself in the position of a leader, it is necessary to provide him with opportunities for independent choice of activities outside the given situations. Taking this position, we believe that teachers need to create situations of actualizing interaction in various forms.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна

Московский государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на поиске эффективных методов реализации лидерского потенциала социально активной молодёжи, на воспитании лидеров, которые смогут быстро и целенаправленно интегрироваться в социум, чтобы найти новые пути решения общественных проблем. Для собственной успешности в социуме личности необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Но возможность самовыразиться и самореализоваться индивид получает только, осуществляя социально-значимую деятельность. А важным элементом самореализации выступает лидерство. Социальная ситуация, выдвигающая человека на позицию лидера, требует от него особой мотивации и высокого интеллектуально-творческого потенциала, определяющих движение к достижению поставленных целей. Можно сказать, что становление личности как лидера - это долгий и трудоемкий процесс. Следовательно, чем раньше начнется реализация лидерских качеств, тем раньше личность будет готова к выполнению ответственной деятельности. Именно поэтому актуальным предметом автор выделяет задачу подготовки социально ориентированных подростков, потенциальных лидеров. В работе проведен подробный анализ педагогических возможностей общеобразовательной организации по реализации лидерского потенциала подростков. Объясняется это тем, что возможности воспитательно-образовательного пространства школы могут обеспечить потребность общества в молодежных лидерах, способных воздействовать на окружающих силой своего авторитета с целью достижения социально значимого позитивного результата. На сегодняшний день очень важно, что реализация лидерского потенциала современных подростков в условиях общеобразовательной организации позволяет сформировать лидера-универсала, действия которого созвучны времени и запросам общества. Наиболее значимой, на наш взгляд, представляется стратегия реализации лидерского потенциала подростков в парадигме культуры достоинства. Только опираясь на личностные смыслы субъекта, возможно обеспечить устойчивое (внеконъюнктурное) развитие важнейших качеств лидера: нацеленность на успех, волю, ответственность, толерантность. Для того, чтобы подросток самоутвердился в позиции лидера, необходимо предоставлять ему возможности самостоятельного выбора деятельности вне рамок заданных ситуаций. Принимая данную позицию, мы считаем, что педагогам необходимо создавать ситуации актуализирующего взаимодействия в различных формах.

Ключевые слова: лидерство, потенциал, ответственность, успех, авторитет, подросток, личность, достоинство, самостоятельность.

Annotation. The article focuses on the search for effective methods of realizing the leadership potential of socially active youth, on educating leaders who can quickly and purposefully integrate into society in order to find new ways to solve social problems. For a person's own success in society, certain knowledge and skills are necessary, with the help of which one can determine one's own life position and actively implement it within the framework of a certain activity. But an individual gets the opportunity to express himself and self-actualize only by carrying out socially significant activities. And leadership is an important element of self-realization. The social situation that puts a person in the position of a leader requires special motivation and high intellectual and creative potential from him, which determine the movement towards achieving the goals set. It can be said that the formation of a personality as a leader is a long and time-consuming process. Consequently, the sooner the realization of leadership qualities begins, the sooner the person will be ready to perform responsible activities. That is why the author highlights the task of training socially oriented teenagers, potential leaders, as an actual subject. The paper provides a detailed analysis of the pedagogical capabilities of a general education organization to realize the leadership potential of adolescents. This is explained by the fact that the possibilities of the educational space of the school can meet the need of society for youth leaders who are able to influence others with the power of their authority in order to achieve a socially significant positive result. Today it is very important that the realization of the leadership potential of modern adolescents in the conditions of a general education organization makes it possible to form a universal leader whose actions are in tune with the time and the needs of society. The most significant, in our opinion, is the strategy of realizing the leadership potential of adolescents in the paradigm of the culture of dignity. Only relying on the personal meanings of the subject, it is possible to ensure the sustainable (non-opportunistic) development of the most important qualities of a leader: focus on success, will, responsibility, tolerance. In order for a teenager to assert himself in the position of a leader, it is necessary to provide him with opportunities for independent choice of activities outside the given situations. Taking this position, we believe that teachers need to create situations of actualizing interaction in various forms.

Key words: leadership, potential, responsibility, success, authority, teenager, personality, dignity, independence.

Введение. Глубокое переосмысление функций и направлений деятельности современных социальных институтов влечет за собой изменение отношений к системе вовлечения подростков в активную и позитивную жизнедеятельность.

В силу особой государственной значимости воспитания у подростков лидерских качеств, необходимо акцентировать внимание на развитии их мотивационной сферы.

В этом отношении сущность реализации лидерского потенциала у подрастающей молодежи состоит в трансляции общеобразовательной организацией социальных норм и традиций.

Следовательно, необходимо создать систему воспитания, гарантированно выводящую на изменение ценностных ориентаций у школьников. Здесь особое значение приобретает деятельность, направленная на поддержку и помощь ребятам в приобретении ими необходимых лидерских качеств.

Современная действительность требует от молодежи наличие особой мотивации и высокого интеллектуально-творческого потенциала, определяющих движение к достижению поставленных целей.

Именно лидерство придает смысл жизни и деятельности, учит азам дипломатии.

Поэтому, чем раньше начнется реализация лидерских качеств, тем раньше личность будет готова к выполнению ответственной деятельности.

В связи с данным постулатом, особый интерес представляет такой возрастной период развития как подростковый.

Он наиболее сензитивен для нарастания социальной активности, для проявления отношения к своей жизнедеятельности на уровне рефлексивного осознания и определяет проблематику реализации лидерских качеств.

Изложение основного материала статьи. Согласно поднятой проблемы целесообразно акцентировать внимание на том, что подростковый возраст - это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития молодого человека.

Кроме того, центральным пунктом является возникновение у подростков потребности в самоутверждении и самореализации. Данная потребность постепенно оформляется в стремление быть успешным, появляется вера в собственные силы.

Поэтому, вовлекая ребят в ценностно-ориентированную деятельность общеобразовательная организация расширяет пространство, в котором подростки смогут достичь определенных успехов.

Следовательно, магистральным направлением является систематическое вовлечение школьников в многогранную деятельность, позволяющую им реализовать свой лидерский потенциал.

В контексте нашего исследования заслуживает внимания позиция Анатолия Николаевича Лутошкина, обращавшего внимание на необходимость популяризации теории и практики поиска лидеров среди подрастающего поколения.

Приоритетную позицию проблема исследования лидерства занимает в трудах Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Р.Л. Кричевского, Б.Д. Парыгина, М.С. Полянского, Л.И. Уманского. Авторы внесли значительный вклад в изучение личностных свойств лидера.

С позиций значимости личностных взаимоотношений, влияющих на выдвижение лидера в подростковой среде, интересны исследования Е.В. Кудряшова, М.И. Рожкова, Е.И. Тихомирова.

Активные поиски российскими исследователями мотивационно-ценностных ориентиров лидерства, актуализируют процесс создания условий для формирования у школьников интереса к себе как личности.

Историографический анализ показывает, что проблема необходимости использования идей индивидуализации и гуманизма в вопросах лидерства привлекала пристальное внимание И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, В.В. Розанова, О.С. Газмана.

Наличие довольно значительного массива литературы по рассматриваемой проблеме свидетельствует о том, что научные изыскания сфокусированы на изучении тех компонентов, которые содействуют пониманию сущности такого феномена, как подростковое лидерство.

Обусловленная необходимость социума в компетентных и деятельных созидателях актуализировала вовлечение молодежи в различные виды деятельности.

Поэтому в ответ на запросы социума необходимо стремиться реализовать, заложенный в подростках, лидерский потенциал. На наш взгляд, оптимальные условия для выполнения государственного заказа созданы в общеобразовательной организации.

Возможности воспитательно-образовательного пространства школы могут обеспечить потребность общества в молодежных лидерах, способных воздействовать на окружающих силой своего авторитета с целью достижения социально значимого позитивного результата.

И здесь ключевым направлением является формирование таких качеств, которые необходимы для раскрытия лидерского потенциала подростков в наиболее значимых сферах жизни: гражданско-патриотической, интеллектуальной, нравственной и здоровьесберегающей.

Наиболее благоприятным вариантом представляется стратегия реализации лидерского потенциала подростков в парадигме культуры достоинства, так как, опираясь на личностные смыслы субъекта, она способна обеспечить устойчивое (внеконъюнктурное) развитие важнейших качеств лидера: нацеленность на успех, волю, ответственность, толерантность.

Еще одним аспектом, обеспечивающим вовлечение ребят в позитивную деятельность, является школьное самоуправление. Благодаря увеличению степени самостоятельности школьников в проявлении инициативы, принятии ответственных решений данная модель становится интересной и востребованной среди подростков.

Несомненно, что делегирование обучающимся управленческих функций обеспечивает освоение подростками социальных ролей, позволяющих им успешно адаптироваться в социуме.

Наличие у подростков таких компонентов, как мотивационный, ориентировочный, регулировочный и продуктивный позволяет говорить об уровнях сформированности у них социальной зоркости, о желании реализовать свои организаторские способности.

А сочетание коммуникативных, организаторских, интеллектуальных и креативных способностей, содержательно наполняют вариативность организационных форм выведения лидерского потенциала подростков на новый социальный уровень.

Чтобы адекватно выстроить логику процесса лидерства, необходимо опыт подростков наполнить представлениями об алгоритмах организаторской деятельности.

Для этого необходимы организация субъект-субъектного взаимодействия, способствующее постепенному переходу подростков от пассивной к активной социальной позиции и последовательное расширение сфер социальной активности подростков «по горизонтали» и «по вертикали», усиление ее общественно полезной составляющей.

Данный процесс предполагает субъектную позицию старшего подростка, которая достигается через сдвиг мотива на цель, занятие определенной социальной позиции.

В исследовании Оксаны Александровна Павловой стержневым компонентом социальной позиции выступает такое функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Заняв позицию, подросток выполняет социальную роль, осуществляя совокупность действий, которые от него ожидает социальное окружение.

Результатом социальной позиции является формирование у подростков значимых социальных ценностей: ответственность, доверие, организованность, взаимная требовательность, взаимовыручка.

Принимая данную позицию, мы считаем, что совокупность таких задатков и способностей личности, как коммуникативные, организаторские, интеллектуальные и креативные, содержательно наполняют вариативность содержательных и организационных форм выведения лидерского потенциала подростков на новый социальный уровень.

Выводы. Считаем необходимым отметить, что общеобразовательная организация обладает широкими педагогическими возможностями, чтобы сформировать у ребят осознание собственного предназначения, умение оценивать свои моральные и нравственные качества, переосмысливать поступки.

Александр Львович Уманский, сформулировав идею конструирования поля лидерства, наиболее полно ее представил, как совокупность разнообразных ситуаций, создаваемых организаторами, в которые включается молодой человек с целью реализации имеющегося у него лидерского потенциала.

Следовательно, во главу угла нужно ставить учет особенностей подростковой группы, условий работы и возможностей координаторов подросткового лидерства, а также вариативные компоненты сопровождения.

В заключении, хотим сослаться на разработанную Ириной Владимировной Дубровиной технологию развития способностей к самопознанию и уверенности подростков в себе.

Позиция Ирины Владимировны нам видится продуктивной, поскольку ориентирует педагогический коллектив на предоставление ребятам широких возможностей наиболее успешно реализовать себя в социально-значимой деятельности.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, которые позволят ему эффективно решать организационные задачи.

Реализуя данную технологию, общеобразовательная организация обеспечит развитие у школьников тех навыков, которые необходимы им для целенаправленного, обдуманного, ответственного, уверенного поведения.

Помимо обеспечения жизненного самоопределения молодых людей, реализации их интересов, установления активного взаимодействия с социумом, содержательно-методический конструкт деятельности школы должен быть направлен на развитие у подростков умений и навыков самостоятельной работы, умений аргументировать собственную позицию, обогащать свой социальный опыт.

Литература:

1. Вежевич, Т.Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся: Дис... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. - 198 с.

2. Дубро, Ю.С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников / Ю.С. Дубро // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 7, №4. - 2015. - 108 с.

3. Кричевский, Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников / Р.Л. Кричевский // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - С. 122-126

4. Марфина, Е.А. Лидерские качества и тенденции развития этих качеств / Е.А. Марфина, М.Ю. Седова, Д.А. Шехов // Инновационные технологии управления. - 2017. - С. 46-49

5. Парыгин, Б.Д. Руководство и лидерство / Б.Д. Парыгин. - Л.: ЛГПИ, 1973. - 144 с.

6. Прутченков, А.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 112 с.

7. Смекалова, Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации / Е.М. Смекалова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 96 с.

8. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Дис. доктора пед. наук. Кострома, 2004. - 321 с.

9. Чугунова, О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000. - 185 с.

Педагогика

УДК 376.5

аспирант Данилевич Татьяна Александровна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В КУЛЬТУРНО-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Специфика педагогической работы с одаренными детьми является объектом многих отечественных и зарубежных исследований. Актуальность данного исследования заключается в том, что некоторые категории одаренных детей не могут действовать согласно социальным ожиданиям, поэтому основная задача педагогов, психологов и других специалистов помочь ребенку адаптироваться в обществе. Цель статьи изучить возможности работы с ребенком с исключительными возможностями, в инклюзивной среде, которая включает в себя детей с общими и особыми образовательными потребностями. Теоретическое исследование заключается в анализе научного материала по педагогической работе с одаренными детьми, профессиональным компетенциям специалиста в этой сфере. Автором изучены классификации категорий одаренных детей, что имеет важное значение для успешной диагностики выдающихся способностей у учащихся. Также рассмотрены различные трудности, возникающие у одаренных детей и причины их возникновения. Базой практического исследования стал городской детский лагерь "Эрудит" Городского центра речевой реабилитации. Данная инклюзивная площадка включает в себя различные виды мероприятий, направленных на гармоничный рост личности всех категорий детей. Исследование показало, что данная организация деятельности одаренных детей содействует их физическому, эмоциональному и психологическому развитию, более того у них появляется возможность расширить свои знания и умения в других видах деятельности и улучшить коммуникационные навыки. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшие исследования в работе с одаренными детьми в культурно-образовательной среде.

Ключевые слова: педагогика, инклюзивная среда, одаренные дети, педагогическое сопровождение, психологическое сопровождение, особые образовательные потребности, культурно-образовательная среда.

Annotation. The specifics of pedagogical work with gifted children are the object of many domestic and foreign studies. The relevance of this study is that some categories of gifted children cannot act according to social expectations, therefore, the main task of teachers, psychologists and other specialists is to help the child adapt to society. The purpose of the article is to explore the possibilities of working with a child with exceptional abilities, in an inclusive environment that includes children with general and special educational needs. Theoretical research consists in the analysis of scientific material on pedagogical work with gifted children, professional competencies of a specialist in this field. The author studies the classifications of categories of gifted children, which is important for the successful diagnosis of outstanding abilities in students. Various difficulties that arise in gifted children and the causes of their occurrence are also considered. The basis of the practical research was the city children's camp "Эрудит" City Speech Development Center. This inclusive platform includes various types of activities aimed at the harmonious growth of the personality of all categories of children. The study showed that this organization of gifted children's activities contributes to their physical, emotional and psychological development, moreover, they have the opportunity to expand their knowledge and skills in other activities and improve communication skills. The results of the study contribute to further research in working with gifted children in a cultural and educational environment.

Key words: pedagogy, inclusive environment, gifted children, pedagogical support, psychological support, special educational needs, cultural and educational environment.

Введение. Актуальным вопросом для современной педагогики остается создание инклюзивной образовательной среды, позволяющей учиться и развиваться детям с различными способностями, интересами и потребностями в едином пространстве. Для успешной подготовки одаренного ребенка к школе необходимо обращать внимание на его индивидуальные особенности развития, психологические и физиологические факторы. Педагогическое сопровождение и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.