Научная статья на тему 'Педагогические возможности и педагогические условия реализации ситуационных заданий1 в процессе активизации познавательной деятельности учащихся'

Педагогические возможности и педагогические условия реализации ситуационных заданий1 в процессе активизации познавательной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1736
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SITUATIONAL TASKS / COGNITIVE ACTIVITY ACTIVATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Светлана Анатольевна

В статье на основе анализа понятия «ситуационные задания» раскрываются их педагогические возможности, также рассматриваются педагогические условия использования ситуационных заданий, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Opportunities and Pedagogical Environmental Complex of Situational Tasks Realization in the Process of the Pupils' Cognitive Activity Activating While Studying a Foreign Language

The article reveals pedagogical opportunities and pedagogical environmental complex on the basis of the analysis «the situational tasks» concept; considers pedagogical environmental complex of situational tasks using, which contributes to middle pupils' cognitive activity activating while studying a foreign language.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности и педагогические условия реализации ситуационных заданий1 в процессе активизации познавательной деятельности учащихся»

УДК 37.015.3 ББК 74.202.4

Ильина Светлана Анатольевна аспирант г. Сургут Ilyina Svetlana Anatolievna

Post-graduate

Surgut

Педагогические возможности и условия реализации ситуационных заданий в процессе активизации познавательной деятельности

учащихся при изучении иностранного языка Pedagogical Opportunities and Pedagogical Environmental Complex of Situational Tasks Realization in the Process of the Pupils’ Cognitive Activity Activating While Studying a Foreign Language

В статье на основе анализа понятия «ситуационные задания» раскрываются их педагогические возможности, также рассматриваются педагогические условия использования ситуационных заданий, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся среднего звена при изучении иностранного языка.

The article reveals pedagogical opportunities and pedagogical environmental complex on the basis of the analysis «the situational tasks» concept; considers pedagogical environmental complex of situational tasks using, which contributes to middle pupils’ cognitive activity activating while studying a foreign language.

Ключевые слова: ситуационные задания, активизация познавательной деятельности.

Key words: situational tasks, cognitive activity activating.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в процессе

обучения всегда была актуальной. Мы предполагаем, что данный процесс будет более эффективным при использовании ситуационных заданий. При этом мы исходим из того, что выполнение ситуационных заданий будет стимулировать познание учащихся, способствовать формированию личности, которая использует приобретенные знания иностранного языка в жизни.

Прежде, чем выявить педагогические возможности ситуационных заданий, необходимо рассмотреть сам термин «ситуационные задания». При определении понятия «ситуационные задания» мы исходили из существующего в современной дидактике определения понятия «учебные задания» как разнообразные по содержанию и объему виды самостоятельной работы, выполняемые по указанию преподавателя и являющиеся неотъемлемой частью

процесса обучения. Считая ситуационные задания разновидностью учебных, мы их определяем как вид учебных заданий, стимулирующих познание учащихся на основе составления диалога, носящий практико-ориентированный характер в сфере применения английского языка, в результате которого происходит закрепление знаний, умений и навыков.

Методологической основой для понимании и оценки роли ситуационных заданий как средства активизации познавательной деятельности

использовались подходы, рассмотренные в работах современных

отечественных педагогов-исследователей и психологов В.А. Артемова [1], А.А Алхазишвили, А.А. Леонтьева, Н.И. Гез [3], В.Л.Скалкина и других авторов.

Ситуационные задания способствуют усвоению не только

отрабатываемого явления, но и его употребления, что для многих явлений очень важно; такие задания учат, «какое слово или какую грамматическую конструкцию следует употребить в нужном случае, а это и составляет главную трудность для каждого, кто хочет говорить на иностранном языке» [4] .

Ситуационные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, если они соответствуют следующим требованиям:

> стимулируют продуцирование связной речи на основе жизненного

опыта, выражение своего отношения к тому или иному событию жизненной (учебной) реальности;

^ строятся в принципе на проработанном и достаточно усвоенном

учащимися языковым материале с тем, чтобы при продуцировании речи их основное внимание было направлено на содержание;

^ обеспечивают естественное речевое поведение учеников в

соответствии с их социально-коммуникативной позицией, ориентировку в коммуникативной общности беседующих для выбора тем для разговора, его направления.

Учащиеся, выполняя ситуационные задания, вырабатывают уверенность в себе и своих силах, убежденность в том, что в реальной практической ситуации

они смогут вести диалог с носителями языка, расширяют практический опыт, лучше познают грамматику и лексику иностранного языка.

Ситуация является стимулом к говорению. Ситуация - это система взаимоотношений собеседников, а не окружающие их предметы. Именно взаимоотношения собеседников побуждают их к определенным речевым поступкам, порождают потребность убеждать или опровергать, просить и чем-либо. Сущность ситуационных заданий показывает, что их реализация немыслима без личностной индивидуализации, ибо создание на уроке ситуации как системы взаимоотношений возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, интересов, мировоззрения, чувств и статуса их личности в коллективе класса. Ситуационные задания способствуют развитию у учащихся навыков продуктивного мышления и усвоения знаний. Включаясь в выполнение

ситуационных заданий, учащиеся в учебной деятельности моделируют реальные ситуации.

Результаты нашего исследования показывают, что до 75% опрошенных нами учащихся 5-8 классов считают, что использование ситуационных заданий помогает пробудить интерес к английскому языку и развивать логику мышления. Они позволяют создать благоприятные условия погружения учащихся в реальную жизненную ситуацию.

Следует отметить так же на тот факт, что ситуационные задания можно использовать на всех этапах проведения урока. Приведем примеры таких ситуационных заданий.

При ознакомлении с новым языковым материалом ситуационное задание позволяет наглядно показать, где, когда, для решения каких задач общения можно использовать предъявляемый материал, чтобы вызвать у учащихся осознание того, что еще они могут понять и сказать на изучаемом материале. Так же предложенное нами ситуационное задание можно рассмотреть как проблемная ситуация при объяснении новой грамматической темы Present Progressive tense в 5 классе.

«Вы разговариваете со своим другом по телефону. Расскажите друг другу, чем вы заняты, используя данные слова: to wash dishes, to clean house, to have a bath, to watch TV.»

Учащиеся на данный момент знакомы только с видовременной формой Present Simple tense и у них возникает ситуация поиска решения постановки глагола в другой видовременной форме. На помощь приходит учитель, который объясняет новый грамматический материал и учащиеся вновь возвращаются к заданию и составляют диалоги, ставя глаголы в необходимой форме.

Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями, доказать, попросить. Иными словами, речь носит обращенный характер. Необходимо отметить следующую педагогическую возможность ситуационных заданий: выбор партнера во время составления диалога. Учащиеся могут самостоятельно выбрать себе собеседника, здесь на первый план выходит личностные отношения учащихся. Так же учитель может сам составить пары, исходя из потенциала учащихся: сильный - слабый. В данном случае сильный ученик выступает еще и в роли учителя, т.к. необходимо при составлении диалога объяснить партнеру грамматический материал, повторить лексику.

Следующей педагогической возможностью ситуационных заданий считаем учет индивидуальных возможностей учащихся, т. е. предлагаются задания разного уровня сложностей и учащиеся самостоятельно выбирают его. Так, по учебной ситуации «My house» предлагаются следующие задания:

S А (сложный уровень) «Ask your partner about his/her house or flat»

S В (средний уровень) «Work with a partner. Ask him/her about the house using the words: a bedroom, a living room, a kitchen, a dining room»

S С (низкий уровень) «Ask your partner about his/her house or flat using these cues: How many rooms...? Is there is/are ...? Have you got...? a bedroom, a living room, a kitchen, a dining room».

Таким образом, предпринятое нами теоретическое осмысление педагогических возможностей ситуационных заданий позволяет нам сделать выводы:

1. В основе ситуационных заданий лежат события, носящие практикоориентированный характер в сфере применения английского языка, для закрепления знаний, умений и навыков, в том числе с учетом жизненного (витагенного) опыта обучаемых

2. Педагогические возможности ситуационных заданий в виде диалога заключаются в том, что не только стимулируют высказывания учащихся по проблемной тематике, но и помогают осознать, что иностранный язык является средством общения.

3. Выполнение ситуационных заданий способствуют формированию уверенности учащихся в себе в том, что в реальной практической ситуации они смогут вести диалог с носителями языка. Это позволяет им лучше познать грамматику и лексику иностранного языка.

4. Использование заданий на всех этапах проведения урока, возможность выбора партнера и заданий в зависимости от уровня сложности расширяют педагогические возможности ситуационных заданий.

Успешность активизации познавательной деятельности учащихся средствами выполнения ситуационных заданий зависит от реализации педагогических условий.

Одним из педагогических условий, влияющим на успешность активизации познавательной деятельности учащихся, является опора на жизненный (витагенный) опыта учащихся при выполнении ситуационных заданий.

По определению А.С. Белкина витагенный опыт - это информация, которая отложилась в резервах долговременной памяти и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации (воспроизведению) в адекватных ситуациях. Он необходим, чтобы сделать обучение не искусственно создаваемой, а реально проживаемой ситуацией, в ходе которой создаются условия для сотрудничества учителя и учащихся. Для использования

витагенной информации в образовательных целях необходимо соблюдение определенных требований [2, с.143].

Следующим важным педагогическим условием, влияющим на активизацию познавательной деятельности учащихся, является создание «ситуации успеха» при выполнении ситуационных заданий, которая способствует повышению мотивации, обеспечению условий для активизации познавательной деятельности, саморазвития личности обучаемого. Благодаря создаваемой ситуации успеха при выполнении ситуационных заданий формируется отношение к английскому языку. При такой организации педагогического взаимодействия трудно переоценить значение и активное использование преподавателем своего личностного потенциала в диалоге с учащимися. Мы считаем, что особое место в совершенствовании профессионального мастерства преподавателя должно уделяться знанию методики преподавания, психологии человека вообще и психологии обучающегося, в частности, умению применять эти знания, т.к. опора на психологические закономерности формирования личности значительно повышает качество учебного процесса. Важно, чтобы знание методов, приемов и средств обучения, понимание психологической культуры (знание об особенностях восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, интеллектуальной, морально-волевой и мотивационной сфер обучающихся) стали обязательной составной частью профессионального мировоззрения педагога.

Таким образом, мы выделяем следующие педагогические условия реализации ситуационных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении иностранного языка:

опора на жизненный (витагенный) опыт учащихся при выполнении ситуационных заданий, включение которого в учебный материал придает знаниям и умениям личностный смысл, помогает «прочувствовать» ситуацию;

создание ситуации успеха при выполнении ситуационных заданий, способствующей формированию устойчивой позитивной мотивации,

обеспечению условий для активизации познавательной деятельности учащихся;

влияние личности учителя.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало, что ситуационные задания при соблюдении их педагогических возможностей в определенных педагогических условиях активизируют познавательную деятельность учащихся при изучении иностранного языка.

Библиографический список

1. Артемов,В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.,1966.

2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин: Кн. Для учителя. - М., 1997. - 185 с.

3. Гез,Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков : учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений / Н.И. Гез, Г.М. Фролова .— М. : Академия, 2008. - 254 с.

4. Зимняя, И. А. Личностно-деятельностный подход к обучению - психологическая основа его организации / И. А. Зимняя // Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991.

Bibliography

1. Artemov, V.A. Psychology of Foreign Language Teaching / V.A. Artemov. - M. 1966.

2. Belkin, A.S. Situation of Success. How to Create It / A.S.Belkin: Teacher’s Book. - M, 1997. - 185 p.

3. Gez, N.I. History of Foreign Methods of Foreign Languages Teaching: Manual for Students of Linguistic Universities and Foreign Language Faculties of Higher Pedagogical Schools /N.I.Gez, G.M.Frolova. - M, Akademiya, 2008. - 254 p.

4. Zimnyaya, I.A. Personality-and-Activity Approach to Teaching: Psychological Basis of Its Organization / I.A. Zimnyaya // Psychology of Foreign Languages Teaching at School. - M, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.