Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях'

Педагогические условия воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / РАЗНОВОЗРАСТНЫЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артёмкин Андрей Владимирович

В статье выделяются и характеризуются взаимосвязанные педагогические условия, обеспчивающие эффективность процесса воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях в современном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артёмкин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях»

Развитие хоровой культуры происходит на основе усвоения лучших традиций хоровой исполнительской культуры. Русская хоровая исполнительская культура, в лице своих лучших коллективов и их мастеров - руководителей, показывает органическое сочетание прогрессивных традиций прошлого с чертами нового, рожденного нашей эпохой и на этих лучших образцах должны учиться многочисленные профессиональные и самодеятельные хоры. Поэтому автор считает, что опыт, накопленный не одним поколением выдающихся деятелей хорового искусства, должен активно использоваться в работе педагогов-хормейстеров в музыкально-педагогическом процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки. К сожалению практика показывает, что изучение и внедрение исторического и социального опыта происходит в форме

художественно-литературного изложения. А преподаватели музыки нуждаются в твердом научном обосновании опыта и создании соответствующих условий его изучения и внедрения.

Библиографический список

1. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации): Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - С. 271.

2. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. - С. 9.

3. Одоевский В. Ф. Русская и так называемая общая музыка. - М.: Музыка, 1969. - С. 67.

4. Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры (преемственность и конфликт поколений): Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Минск, 1994. - С. 18.

УДК 316.34 А 861

А.В. Артёмкин

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

НА ФОЛЬКЛОРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ

В статье выделяются и характеризуются взаимосвязанные педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: фольклорная музыкальная традиция, разновозрастный детский фольклорный коллектив, сбалансированность видов деятельности, координация взаимодействия.

Социальный заказ отечественному образованию на мобильную, гармонично развитую творческую личность, ориентированную на активную созидательную деятельность в интересах государства и общества, актуализирует задачу воспитания нового поколения в соответствии с традициями российской ментальности, воспитания любви и уважительного отношения к Родине, национальной культуре и традициям.

В период отрочества формируется начавшееся в детстве осознание личностью совокупности своих этнических связей и складывается её отношение к этим связям. Поэтому использование этнокультурных традиций в воспитании подростков представляется своевременным и необходимым. В рамках одного из наиболее распространённых в настоящее время в науке подходов категория культурная традиция понимается как меха-

низм или способ воспроизводства социальных институтов, норм и ценностей (В.Б. Власова,

Э.С. Маркарян, М.А. Розов, К.В. Чистов и др.). Важной составляющей этнической культуры, особой областью культурной традиции выступают фольклорные музыкальные традиции. Теоретический анализ сущности понятия «фольклорная музыкальная традиция» даёт основание определить данный феномен как специфический способ существования (наследования, аккумуляции, хранения, трансляции и развития) этнического слоя музыкальной культуры определённого народа, представленного аутентичной сферой народной музыки, а также сферой творчества на современном этапе, сохраняющего её стилистические основы.

Концентрируя в себе духовный опыт многих поколений, отражая в яркой художественной форме национальный характер, они обладают значи-

© А.В. Артёмкин, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

317

тельным воспитательным потенциалом. Вместе с тем, анализ накопленного опыта в современной отечественной педагогической практике позволил выявить явное противоречие между имеющимся воспитательным потенциалом фольклорной музыкальной традиции и его недостаточным использованием в социальном воспитании подростков. Это делает разработку проблем, связанных с организацией воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях особенно важной. В настоящее время воспитание на фольклорных музыкальных традициях концентрируется главным образом на институциональном уровне, реализуется в деятельности различных образовательных учреждений и организаций, выполняющих социализирующие функции. Встраиваясь в систему общего и специального образования, оно становится элементом социального воспитания и рассматривается в контексте целостного педагогического процесса. В рамках гуманистической парадигмы образования социальное воспитание определяется как создание условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации человека [1, с. 77]. Целостный педагогический процесс предполагает тесную взаимосвязь и гармоническое единство всех видов деятельности и воспитательных влияний, наполненных нравственно-эстетическими элементами, вызывающих положительные переживания и стимулирующие мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности [4, с. 142]. Опираясь на эти положения, мы понимаем воспитание подростков на фольклорных музыкальных традициях как особую учебно-педагогическую деятельность, организованную как коллективное творческое освоение традиционного народного музыкального искусства, сущность которой заключается в создании условий, обеспечивающих формирование у подростков положительного опыта социальных отношений в процессе интериоризации национальных культурных ценностей.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, научно-методической литературы по проблеме исследования, а также имеющегося опыта в данной сфере воспитания мы выделили социально-педагогические условия эффективности воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях.

Первое условие - организация занятий в разновозрастном детском фольклорном коллекти-

ве. Необходимость такой организации занятий обусловлена, с одной стороны, спецификой осваиваемой традиции, а с другой - их конструированием в условиях целостного педагогического процесса. С нашей точки зрения термин «фольклорный коллектив» наиболее адекватен применительно к предмету настоящего исследования, поскольку отражает воспитательную направленность данной организационной формы, связанной с использованием фольклорных музыкальных традиций в педагогических целях. Актуальность создания разновозрастных детских объединений в воспитательных организациях различного типа обоснована в работах многих отечественных учёных (Л.В. Байбородовой, Л.И. Божович, И.С. Кона, А.Т. Куракина, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, В.А. Сухомлин-ского, Л.И. Уманского, С.Т. Шацкого и др.). Поэтому возможность формирования разновозрастного коллектива для организации воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях мы считаем значительным фактором, влияющим на эффективность процесса воспитания.

Опираясь на современную социально-педагогическую теорию коллектива, мы определяем разновозрастный детский фольклорный коллектив как организованную группу детей и подростков, объединённых общими значимыми для них ценностями традиционной народной музыкальной культуры и целями деятельности по их воспроизводству, развитию и трансляции, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием этой совместной деятельности. Осуществление воспитательного процесса в таком коллективе предполагает решение ряда задач: предоставление каждому ребёнку возможностей ориентации в отношениях, возникающих в ходе участия в освоении фольклорного материала, создание пространства проживания этих отношений, обеспечение возможности приобретения опыта межвозрастного взаимодействия и самоопределения в коллективе, определение содержания и форм деятельности в группах сверстников, а также совместной деятельности педагогов и воспитанников, детей разного возраста, способов организации разновозрастных контактов, средств, стимулирующих взаимодействие детей разного возраста, согласование содержания фольклорного материала с возрастными задачами подростков. В результате разновозрастный детский фольклор-

ный коллектив как разновидность творческого объединения школьников способствует преодолению негативных факторов процесса социализации современных подростков, их успешному приобщению к традиционной культуре, выступает инструментом, обеспечивающим приобретение подростками положительного опыта социальных отношений.

Второе условие - сбалансированность различных видов деятельности в процессе освоения фольклорных музыкальных традиций - в соответствии с традиционным для отечественной социально-психологической науки деятельностным подходом к процессу формирования и развития личности предполагает включение подростка в многообразные виды деятельности, возможность осуществления которых предоставляет сфера современного фольклоризма, и которые обеспечивают интериоризацию этнокультурных ценностей. В рамках образовательного процесса такими видами деятельности являются, прежде всего, учебно-познавательная, предметно-практическая, поисково-собирательская и концертнопросветительская, в совокупности образующие единую комплексную фольклорную деятельность.

В процессе учебно-познавательной деятельности происходит теоретическое осмысление сущности явлений фольклорной музыкальной традиции, достигается усвоение определённого объёма знаний в области традиционной культуры, формируются необходимые умения и навыки, позволяющие овладевать основами народной музыкальной речи. Обеспечивается понимание традиционной народной культуры как целостной системы. Другие виды деятельности способствуют успешной интериоризации и последующей экстериоризации этнокультурных ценностей подростками через практическое развитие традиций в живом культурном процессе. Предметно-практическая деятельность, содержание которой составляет, главным образом, изготовление традиционных инструментов, атрибутики для концертных выступлений и праздников, оформление результатов поисковой работы, разработка и изготовление символики коллектива, предоставляет подросткам дополнительные возможности для реализации активности, направленной на доступное им эстетическое преобразование реальности, для удовлетворения потребности в сотрудничестве и достижении, способствует более полному постижению смыслов явлений фольклора.

Концертно-просветительская деятельность подростков опирается на их значительно возрастающие личностные возможности, развитые исполнительские умения и навыки и состоит в основном из таких форм, как концертные выступления, лекции-концерты, участие в конкурсах и фестивалях, подготовка и проведение праздников, коллективных творческих дел, выступления с докладами и сообщениями, записи на радио и телевидении, подготовка аудио и видеозаписей, оформление стенгазет и стендов. В результате стимулируется развитие различных задатков и способностей подростков, совершенствуется их коммуникативная культура. В поисково-собирательской деятельности, реализующейся в основном на материале местных традиций, удовлетворяется потребность подростков в самостоятельности, проявлении инициативы. Итогом выступает получение реальных материально оформленных результатов, могущих быть впоследствии использованными в других видах деятельности (аудио и видеозаписи, фотографии, сообщения в виде докладов, сочинений, альбомов и рефератов, выпуск газеты или стенгазеты).

Достижение баланса между обозначенными видами деятельности обусловливает синтез теоретических знаний и практических умений, позволяет подростку выступать в социальной позиции общественно ответственного субъекта, способствует интеллектуальному, нравственному и эмоциональному развитию подростка, позволяет не только формировать различные качества личности, но и обнаруживать формы работы, в которых наилучшим образом проявляются природные задатки и личностный потенциал.

Реализация выделенных условий предполагает их тесную взаимосвязь с координацией взаимодействия участников воспитательного процесса на основе творческого освоения фольклорного материала, которую мы понимаем как необходимое третье условие эффективного воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях. Гуманистическая направленность воспитательного процесса воплощается в такой форме связи его участников, которая характеризуется как взаимодействие. Вслед за М.И. Рожковым мы рассматриваем взаимодействие участников воспитательного процесса как важнейшее средство, необходимый способ, обеспечивающий успешность решения поставленных задач [3, с. 97]. Сущность понятия «координация» (от ла-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

319

тинского со - совместно и о^та^ - упорядочение) заключается в согласовании, взаимосвязи, соответствии, целесообразном соотношении каких-либо действий, явлений [2, с. 294]. Необходимость координации рассматриваемого взаимодействия обусловлена: поиском оптимального пути воспитания, позволяющего эффективно решать воспитательные задачи; наличием комплекса различных объективных и субъективных условий, влияющих на взаимодействие педагогов и детей; динамическим характером этого взаимодействия.

Успешная координация позволяет переходить к более продуктивным в данный момент типам взаимодействия, использовать их в соответствии с изменяющимися условиями и адекватно создавшейся педагогической ситуации; обеспечивается выбором оптимальной совокупности методов, приёмов и форм воспитания, их индивидуальной и личностной корректировкой, созданием в коллективе соответствующих органов управления, призванных целенаправленно организовывать совместную деятельность участников воспитательного процесса. При этом рассматриваемое взаимодействие осуществляется на основе творческого освоения фольклорного материала, которое мы понимаем как обнаружение и реализацию потенциала фольклорных явлений в педагогическом процессе в согласии с реалиями современных социально-культурных условий, целями и задачами воспитания. Мы выделяем следующие виды творческого освоения фольклорного материала: воспроизведение явлений музыкального фольклора в современных социокультурных условиях; создание новой версии фольклорного музыкального произведения; создание оригинального культурного артефакта средствами фольклорного языка.

Феномен координации взаимодействия участников воспитательного процесса на основе выделенных видов творческого освоения фольклор-

ного материала основывается на рефлексии педагога и воспитанников по поводу их общения и осуществляемой совместной деятельности. Результатом выступает изменение позиций участников взаимодействия: переход руководящей роли педагога от непосредственной формы к косвенной и рост активности и самостоятельности воспитанников, что свидетельствует о раскрытии их субъектной позиции.

Таким образом, анализ теории и практики работы в исследуемой области воспитания позволил выделить следующие взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга педагогические условия, обеспечивающие эффективность рассматриваемой системы:

- организацию занятий в разновозрастном детском фольклорном коллективе;

- сбалансированность различных видов деятельности в процессе освоения фольклорных музыкальных традиций;

- координацию взаимодействия участников воспитательного процесса на основе творческого освоения фольклорного материала.

Охарактеризованные условия обеспечивают целенаправленные воздействия на все сферы социализации человека, предполагают достижение значимых результатов в процессе воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях.

Библиографический список

1. Мудрик А.В. Психология и воспитание. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

2. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «Азбуковник», 1999.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.