Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогическое проектирование / проектно-инновационная деятельность / профессионально-педагогическая компетентность / педагоги (воспитатели) / педагогические условия / образовательная деятельность / интерес к учебной и методической работе. / Pedagogical design / design and innovation activities / professional and pedagogical competence / teachers (educators) / pedagogical conditions / educational activities / interest in educational and methodological work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Ю. М., Чумакова И. В.

В статье рассматриваются потенциальные возможности развития интереса у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений к проектной инновационной деятельности. Выделены и обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность данного процесса и способствующие формированию мотивации к осуществлению этого вида работы. Рассмотрены основные направления проектно-инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTING DESIGN AND INNOVATIVE ACTIVITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article discusses the potential for the development of interest among teacherseducators of preschool educational institutions to project innovation. The pedagogical conditions that increase the efficiency of this process and contribute to the formation of motivation for the implementation of this type of work are highlighted and substantiated. The main direction of design and innovation activities of a preschool educational institution in the framework of the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education are considered

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 372.3;373.211.24

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2021 Ю. М. Васина1, И. В. Чумакова2

1канд. пед. наук, доцент e-mail: _j m vasina a mail. ru

Тульский государственный педагогический университет им Л. Н. Толстого

2 канд. пед. наук, доцент e-mail: i. v. chumakova'a yandex.ru

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

В статье рассматриваются потенциальные возможности развития интереса у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений к проектной инновационной деятельности. Выделены и обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность данного процесса и способствующие формированию мотивации к осуществлению этого вида работы. Рассмотрены основные направления проектно-инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова: педагогическое проектирование; проектно-инновационная деятельность; профессионально-педагогическая компетентность; педагоги (воспитатели); педагогические условия, образовательная деятельность, интерес к учебной и методической работе.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTING DESIGN AND INNOVATIVE ACTIVITIES

IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2021 Yu. M. Vasina1, I. V. Chumakova2

'Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: _ j_m_vasina@mail.ru

Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,

2 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: i.v.chumakova@yandex.ru

Institute for Advanced Studies and Professional Retraining of Educators

of the Tula Region

The article discusses the potential for the development of interest among teachers-educators of preschool educational institutions to project innovation. The pedagogical conditions that increase the efficiency of this process and contribute to the formation of motivation for the implementation of this type of work are highlighted and substantiated. The main directions

of design and innovation activities of a preschool educational institution in the framework of the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education are considered.

Keywords: pedagogical design; design and innovation activities; professional and pedagogical competence; teachers (educators); pedagogical conditions, educational activities, interest in educational and methodological work.

На современном этапе развития образования использование методов проектного обучения существенно влияет на развитие исследовательских способностей ребенка, формирование интереса к работе в группе, когда дети становятся активными участниками данной инновационной деятельности.

В дошкольных образовательных учреждениях проектная деятельность выступает как один из видов деятельности, способствующей поэтапному осуществлению практической деятельности, помогающей ребенку в освоении окружающей среды посредством модели личностно ориентированного взаимодействия.

Противоречие между требованиями ФГОС дошкольного образования в сфере внедрения инновационных методов обучения и недостаточными умениями и навыками педагогов, наличия мотивационной заинтересованности в процессе реализации данной работы обусловливает актуальность проведенного исследования.

Разработка и обоснование педагогических условий развития мотивационной заинтересованности у педагога к проектно-инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях стало целью нашего исследования.

Согласно поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: а) уточнить определение и содержание понятия «педагогическое проектирование»; б) выявить педагогические условия формирования интереса у педагогов к проектной деятельности в обучении детей; в) охарактеризовать возможности внедрения современных инновационных проектов с учетом предложенных условий.

Теоретической основой исследования являются научные положения об особенностях внедрения проектной деятельности в дошкольные образовательные учреждения (Г.Н. Давыдова, Л.С. Киселева, Н.А. Курочкина), технологии использования метода проекта в образовательном процессе (В.Н. Белкина, Т.Н. Захарова, М.В. Голубева, И.А. Колесникова).

Практическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке диагностического инструментария оценки уровней развития готовности у педагогов к проектно-исследовательской деятельности в условиях ДОО; в разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие интереса у педагогов к проектной деятельности.

Рассматривая понятие «метод проекта», следует отметить, что впервые термин «проект» возник в Западной Европе более 300 лет тому назад. Проекты - это задания, которые были самостоятельно выполнены студентами, некоторый конкурс, по результатам которого самые лучшие учащиеся могли быть зачислены в мастер-классы [Богославец 2012].

Слово «проектирование» в современной трактовке означает процесс выработки проекта - прообраза, прототипа возможного либо предполагаемого объекта, состояния этого объекта [Бедерханова 2010].

Под педагогическим проектированием мы будем понимать практическую деятельность педагогов по определению условий реализации той или иной педагогической задачи. Значимость такого подхода, как считает А.П. Тряпицына [Тряпицына 1994: 94-95], состоит в том, что он дает возможность увидеть педагогические тонкости систем современного образования, которые обеспечивают

полноту всех необходимых условий для становления личности в педагогическом процессе. Поэтому педагогическое проектирование включает в себя содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения какой-либо педагогической задачи или задания.

Базой исследования стал Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. Исследование проводилось в рамках продолжительного курса повышения квалификации «Современные подходы к организации дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО», в котором принимали участие воспитатели дошкольных образовательных учреждений Тулы и Тульской области.

Первый этап - диагностико-прогностический - включал в себя выявление

мотивационной заинтересованности педагогов в проективной деятельности, а также уровня готовности работы воспитателей в данном направлении.

В качестве средств, обеспечивающих успешную реализацию целей этого этапа, нами были выбраны: наблюдение, шкала готовности к проектно-инновационной деятельности (автор С.Ю. Степанов); методика «Диагностика реализации потребности в саморазвитии» (автор Н.П. Фетискин) [Белая 2015].

Анализ результатов на данном этапе исследования показал, что большинство воспитателей не используют метод проектов в своей деятельности в силу отсутствия интереса к данному средству обучения, однако считают формирование умений по этому направлению одной из составляющих своей профессионально-педагогической компетентности.

Поэтому основной гипотезой исследования стало положение о том, что развитие интереса у воспитателей дошкольных учреждений к проектно-инновационной деятельности возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

а) создание инновационной образовательной среды, ведущей к творческому поиску, отработка определенных алгоритмов составления проектов;

б) предоставление педагогам ситуации свободного выбора средств, форм и видов инновационной деятельности исходя из их потребностей, возможностей и профессионального интереса;

в) формирование рефлексивного отношения к собственной деятельности и потребности в информационном обмене продуктами деятельности между другими субъектами профессионального взаимодействия.

Второй этап - организационный - включал в себя формирование мотивационной заинтересованности в проектно-инновационной деятельности посредством выбора актуальных направлений работы с детьми дошкольного возраста согласно ФГОС ДО и с учетом личностных и профессиональных интересов педагогов.

Основными направлениями реализации данного вида деятельности являются: изучение научно-методической литературы, опыта других образовательных учреждений; творческое проектирование программ как основного, так и дополнительного образования; «круглые столы», тренинги методологического, социально-психологического характера, направленные на освоение средств рефлексивной диагностики [Дмитриев 2012: 66].

Так, например, в качестве заданий по творческому проектированию программ педагогов-воспитателей надо было выбрать одно из направлений развития образовательного учреждения. В ходе работы были предложены и разработаны проекты: • художественной направленности «Мир вокруг нас». Цель проекта - развивать у детей художественные и творческие способности. Дети учатся работать с разным природным материалом, знакомятся с различными направлениями

народного творчества, что развивает у них воображение, мелкую моторику рук, память, речь;

• социальной направленности «Родной край». Цель проекта - воспитывать любовь в Родине, развивать образное мышление, память, речь, культуру поведения;

• здоровье сберегающей направленности «Степ-аэробика». Цель проекта -обучать детей умению владеть своим телом, выступать перед аудиторией, развивать музыкальность, гибкость, выносливость, совершенствовать координацию движений и равновесие.

В проекте социальной направленности «Родной край» слушатель курсов описывает необходимые средства, формы и способы педагогической работы: оформлены альбомы «Мой любимый город Тула», «Русская матрешка», «Берёзка - символ моей Родины».

Вместе с тем при анализе зачетных работ в описании содержания педагогической деятельности прослеживается хаотичность в организации проектной деятельности воспитанников. Для снятия напряженности при первоначальной разработке проекта с воспитанниками слушателям предлагалась технологическая карта деятельности, которая стимулировала интерес к применению проектной технологии. Пошаговое описание помогало осуществлять самоконтроль в ходе взаимодействия с детьми и получать обратную связь/отклик со стороны детей.

Существенным является создание атмосферы заинтересованности на учебном занятии или самим содержанием материала, или формой подачи, или собственным вкладом в общее дело. Этому способствовали:

• методический тренинг «Проект по ФГОС: инструкция по сборке», на котором педагоги вместе с преподавателем создавали наглядное пособие по организации детских проектов;

• творческая студия «Технопарк педагогических идей», где с помощью ТРИЗ-технологий педагоги генерируют идеи тем проектов, направлений и средств их реализации детьми и взрослыми. В итоге мы получаем позитивный настрой на продолжение воплощения своих идей уже в профессиональной деятельности;

• стратегические сессии «Азы командной работы», на которых педагоги объединялись случайным образом и за установленное время должны были разработать целостный продукт - начиная от момента целеполагания и до презентации командной разработки.

Третий этап - деятельностный. На данном этапе происходит не только развитие интереса педагогов к инновациям, но и создание открытого банка инновационных идей; выявление путей творческого взаимодействия воспитателей разных образовательных учреждений; выработка системы стимулирования инновационной деятельности, способов вовлечения других педагогических работников в данный вид работы.

Основными направлениями реализации данного вида деятельности являются: проведение практических семинаров по формированию теоретической, методической или практической готовности педагогов к проектно-инновационной деятельности; создание педагогических мастерских; проведение научно-методических семинаров, открытых мастер-классов по проектированию экспериментальной деятельности.

Так, например, в рамках курса были проведены научно-методические семинары:

• «Здоровый ребенок - счастливый ребенок» (в рамках деятельности психолого-медико-педагогической службы). Сама тема семинара позволила рассмотреть проблему с разных сторон и спроектировать целостную систему условий, обеспечивающих воспитанникам позитивную атмосферу во время пребывания в детском саду;

• «Аукцион педагогических идей» (участники: воспитатели, методическая, административно-хозяйственная службы), где педагоги с помощью маршрутного листа обсуждали проблемы, выявляли причины успехов и неудач, могли обсудить свои идеи. Остановка на таких станциях, как «Педагогический Оскар», «Рецепт успеха», «Аукцион идей», «Рефлексивный релакс», помогли проявить себя и высказать свои размышления каждому педагогу, а модератору семинара наметить перспективные направления инновационной деятельности;

• «Индивидуальная траектория развития педагога - миф или реальность?» (участники - заместители директора по дошкольному образованию, старшие воспитатели, методисты). На семинаре рассматриваются вопросы психолого-педагогической поддержки педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность, подбор средств мотивации с опорой на индивидуальные характеристики педагога, методическое сопровождение его.

В рамках ментор-сессии «ВИП-технологии будущего» (участники: педагоги, специалисты методической службы, управленческое звено) были представлены направления, наиболее перспективные в реализации новаторских идей: «Визуализация содержания образования с использованием современных цифровых технологий», «Интерактив - создание и использование интерактивных средств обучения», «Проекты - реальные и виртуальные». Овладение элементами технологий в этих направлениях мотивирует педагогов на их применение, придает уверенность в осуществлении педагогической деятельности.

В ходе курса повышения квалификации на учебных занятиях как в офлайн, так и онлайн режиме (с помощью интерактивной доски для дистанционного обучения MIRO) создавались проблемные творческие группы при работе над различными проектами. Если рассматривать проект «Дорожная азбука» в рамках блока по ФГОС дошкольного образования «Я в мире людей», то продуктами деятельности ребенка и их родителей были: альбомы индивидуальных рисунков по теме проекта, выпуск стенгазеты «Детский сад будущего», изготовление макетов улиц города, творческий рисунок «Придумай новый дорожный знак», барельефная лепка «Дорожный знак», проведение вместе с родителями дидактических игр «Транспорт специального назначения», «Поступи правильно», викторины «Изучаем дорожную азбуку» и др.

В рамках блока «Мир вокруг нас» были реализованы проекты «Птицы нашего края», «Березка - символ моей Родины», «День матери», «Аукцион экскурсий по Туле»; в рамках блока «Ты и твое здоровье» - проекты «Витаминный калейдоскоп», «Современные образовательные технологии».

Четвертый этап - оценочно-корректировочный - включал в себя определение педагогами индивидуальных направлений последующего профессионального совершенствования, рефлексию своей деятельности, выявление и корректировку недостатков в деятельности и их причин.

Основными направлениями реализации данного вида деятельности являются проведение контрольного этапа диагностики заинтересованности педагогов

в проектно-инновационной деятельности, аттестация педагогических кадров и публикация педагогических инновационных разработок.

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов диагностики выявил значительную динамику в формировании мотивационной заинтересованности воспитателей дошкольных учреждений в проектной деятельности, что влечет за собой не только повышение психолого-педагогической компетентности в решении данной проблемы, но и формирование определенных умений и навыков в разработке технологии конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации метода проекта.

В рамках конференции «Развивающее обучение в системе дошкольного и начального общего образования: традиции и инновации» по данной проблеме был

опубликован ряд публикаций, показывающих степень включенности педагогических

работников в инновационную деятельность и раскрывающих проблемы по реализации работы в данном направлении. Некоторые работы были посвящены вопросам, определяющим личностную потребность воспитателей в данном виде деятельности,

а также раскрывающим профессиональные интересы и содержание понятия

«профессионально-педагогическая компетентность» в осуществлении инновационной деятельности.

Рассматривая проектно-инновационную деятельность как особый вид работы педагога, направленной на совершенствование профессионального мастерства, на осуществление конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, стоит отметить, что это способствует расширению пространства для творческой и познавательной активности ребенка, реализации его познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, расширению и углублению тематики изучаемого материала, предоставлению широкого выбора деятельности для каждого дошкольника в образовательном учреждении [Адольф 2009].

Нами был выделен ряд педагогических условий, способствующих эффективности этой деятельности, а именно: а) создание инновационной образовательной среды, ведущей к творческому поиску, отработке определенных алгоритмов составления проектов; б) предоставление педагогам ситуации свободного выбора средств, форм и видов инновационной деятельности исходя из их потребностей, возможностей и профессионального интереса; в) формирование рефлексивного отношения к собственной деятельности и потребности в информационном обмене продуктами деятельности между другими субъектами профессионального взаимодействия.

В рамках формирующего эксперимента с учетом предложенных условий была проведена работа, направленная на организацию информационно-методического обеспечения и повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей; реализацию и апробацию технологий по проектной деятельности; проведение сравнительного анализа и обобщение результатов проектной деятельности воспитателей по организации работы в режиме проектной деятельности, что является результатом нашего исследования.

Таким образом, проектно-инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях, включающая учебный, познавательный, творческий виды работ, способствовала формированию у педагогов способности к самоанализу, самооценке, коммуникабельности, активности, рефлексии; развивала не только интерес к проектно-инновационной деятельности, но и организаторские, креативные, перцептивные способности, умения работать в группе и находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях.

Библиографический список

Адольф В.А. Сопровождение профессионального становления инновационной деятельности педагога: сущность, программы, технологии // Вестник педагогических инноваций. 2009. № 3 (19). С. 22-32.

Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие. Краснодар: Традиция, 2010. 159 с.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 218 с.

Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: метод. пособие. М., 2012. 114 с.

Дмитриев Д.С. Управление развитием образования: инициатива, экспериментальные площадки и эксперимент в образовании // Проблемы развития управленческого мышления и деятельности. М.: Просвещение, 2012. С. 62-70.

ТряпицынаА.П. Теория проектирования образовательных программ. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1994. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.