Научная статья на тему 'Педагогические условия становления педагогического коллектива как субъекта деятельностив современной школе'

Педагогические условия становления педагогического коллектива как субъекта деятельностив современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1730
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоменко Светлана Леонидовна, Белова Любовь Николаевна

Статья посвящена обоснованию педагогических условий, способствующих эффективному становлению педагогического коллектива современной школы. Представлена теоретическая модель, направленная на сплочение педагогического коллектива в современной школе, которая может использоваться с целью повышения эффективности становления педагогического коллектива как субъекта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоменко Светлана Леонидовна, Белова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления педагогического коллектива как субъекта деятельностив современной школе»

Теория инновационной деятельности

УДК 371.113

С.Л. Фоменко, С.А. Белова

Педагогические условия становления педагогического коллектива как субъекта деятельности в современной школе

Аннотация

Статья посвящена обоснованию педагогических условий, способствующих эффективному становлению педагогического коллектива современной школы. Представлена теоретическая модель, направленная на сплочение педагогического коллектива в современной школе, которая может использоваться с целью повышения эффективности становления педагогического коллектива как субъекта деятельности.

I Ключевые слова: деятельность, модель, педагогические условия, эффективное становление педагогического коллектива.

Abstract

The article is devoted to the justification of pedagogical conditions conducive to the effective development of the teaching staff of the modern school. The theoretical model is presented, aimed at the consolidation of the teaching staff at modern school, which can be used to improve the efficiency of formation of the teaching staff as a subject of activity.

| Keywords: activity, model, pedagogical conditions, the effective formation of the teaching staff.

В настоящее время основной целью деятельности педагогического коллектива является защита интересов ребенка, обеспечение его творческого и духовного развития. Факторами высокой организационной культуры педагогического коллектива являются четко выраженные, осознанные ценности и убеждения, осознаваемые и принимаемые всеми членами коллектива, выступающие как ориентиры деятельности, а также желательные для членов коллектива взаимоотношения. Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте деятельности и его саморазвитии сложились на основе системного совершенствования идей отечественной педагогической теории о взаимосвязи обучения и воспитания, о взаимодействии педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию [1,2,4,5,6].

Рассмотрим основные признаки (характеристики) педагогического коллектива как субъекта педагогической деятельности. Согласно традиционному пониманию, субъект педагогической деятельности — это

человек, исполняющий тот или иной вид педагогической работы. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект — учитель, а если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект — воспитатель. Педагогический субъект также обладает только теми качествами, которые участвуют и позволяют исполнить именно педагогическую и никакую другую деятельность. Все остальные качества, которыми может обладать человек, у педагогического субъекта отсутствуют, они не относятся к исполняемому им делу и к данному субъекту. С этой точки зрения, педагогический коллектив также выступает субъектом деятельности [7,8,9,13,14]. При всем выявленном соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив имеет и свои специфические особенности как субъекта педагогической деятельности.

Прежде всего, главная отличительная особенность педагогического коллектива как субъекта состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Эффективность данной профессиональной деятельности педколлектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и личной (индивидуальной) ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогический коллектив современной школы является воспитательным по своей сути, именно он формирует у обучающихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе его взаимоотношений и совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации и постоянному самосовершенствованию.

Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. В теории науки управления и системного подхода педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический коллектив — управляемой. В условиях повышенного внимания к личности как субъекту деятельности и общения важно отметить, что и педагогический, и ученический коллективы выступают субъектами управления и собственного саморазвития. Учительский коллектив, имеющий огромный интеллектуальный, воспитательный потенциал, безусловно, выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, которые складываются в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют современное состояние школы как воспитательной

Отношение педагога к потребностям развития образовательной деятельности школы и к собственной педагогической деятельности осуществляется в форме субъективной оценки соответствия этой деятельности тому, какой она должна быть. Здесь возможны разные варианты субъективных оценок — от признания полного соответствия и отсутствия потребности в изменениях до понимания необходимости радикальных изменений [3,4,10,11,12]. На наш взгляд, именно в этой многовариантности оценок заключается импульс к активному совершенствованию педагогического коллектива как субъекта деятельности. При рассмотрении особенностей педагогического коллектива как субъекта деятельности, необходимо отметить полифункциональность профессии педагога. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив фактически выходит за пределы школы. Происходит своеобразная «педагоги-зация» окружающей социальной среды, когда формирование педагогической культуры родителей и общества в целом становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. Кроме того, для современного педагога важна реализация исследовательской функции в педагогической деятельности, поскольку ему необходим выход за пределы нормативной деятельности, способность анализировать и оценивать преимущества и недостатки педагогических инноваций, способность самостоятельно осваивать, создавать и внедрять новые технологии, формировать новые ценности.

Следующая особенность педагогического коллектива как субъекта деятельности состоит в высокой степени

самоуправляемости, подтверждением чего служит деятельность совета школы, педагогического совета, методических объединений и ассоциаций, общественных организаций. Делегирование полномочий по вертикали рядовым учителям создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. В современной школе функциональные обязанности членов педагогического коллектива и его руководителей четко определены, отработаны должностные инструкции, формы контроля и самоконтроля.

Так же важнейшей особенностью деятельности педагогического коллектива является не только коллективный характер труда, но и коллективная ответственность за все результаты собственной деятельности как субъекта образовательного процесса. Индивидуальные усилия отдельных педагогов не могут быть достаточно эффективными, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий. Это единство может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях.

Специфической особенностью педагогического коллектива как субъекта педагогической деятельности в современной школе является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений в коллективе и результативность его деятельности. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, значительную часть которых составляют мужчины. В то же время нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия. Феминизация педагогических коллективов — это не новая проблема, но она существенно обострилась в последние годы в связи со значительным оттоком мужской части педагогических коллективов в другие сферы деятельности, в основном по причинам материального характера. Вместе с тем изучение опыта работы школ В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко, В.А. Караковского, В.С. Подерягина, Е.И. Петренко, В.А. Кирилловой и др. показывает, что именно представительство обоих полов в педагогическом коллективе обеспечивает гармоничность, целостность педагогического воздействия. Очевидно, что недостаток мужского представительства в школе должен быть компенсирован за счет привлечения отцов, членов производственных коллективов — шефов к воспитательной работе во внеурочное время.

В работе [15] представлена взаимосвязь характеристик педагогического коллектива как субъекта деятельности с реализацией определенных принципов, обусловливающих процесс качественных изменений в ценностно-смысловой сфере членов педагогического коллектива. В число таких принципов входят:

- принцип интериоризации — усвоение и принятие профессионального развития в качестве своей гуманистической ценности;

- принцип субъектности, позволяющий определить педагогический коллектив как субъект социально значимой

совместной деятельности, общения и межличностных отношений, как транслятор культурного опыта и одновременно как автономный, самоактуализирующийся феномен, как духовное начало, часть современного мира;

- принцип социокультурной обусловленности, определяющий влияние социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, на цели, содержание и результаты профессионального становления и развития педагогического коллектива.

Реализация данных принципов дает возможность выделить комплекс характеристик педколлектива как коллективного субъекта деятельности, которые во многом перекликаются с вышеприведенными:

- принятие основополагающей ценности коллектива, в частности, ориентации на развитие личности ученика;

- профессиональная активность членов коллектива при реализации своих функций в достижении общей цели;

- наличие у учителей творческой инновационной позиции по отношению к своим профессиональным функциям;

- способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию;

- сформированность коллективной и индивидуальной педагогической рефлексии.

В контексте современной парадигмы образования автором выделены такие характеристики педагогического коллектива как владение теоретическими основами реализации компетентностного подхода в образовании и готовность к коллективному выполнению специфических для компетентностной модели образования функций.

На основании вышеизложеннного можно констатировать, что в настоящее время педагогический коллектив выступает в качестве субъекта профессиональной деятельности и по отношению к коллективу детей и по отношению к самому себе. Он является воспитательным по своей сути; его деятельность носит полифункциональный характер. Важнейшими характеристиками педагогического коллектива являются высокая степень самоуправляемости, главным образом, в силу коллективной ответственности, готовность выступать субъектом инновационной деятельности и коллективный характер профессиональной деятельности.

Анализ теории и практики образовательного процесса современной школы показывает, что возможность успешного становления педагогического коллектива как субъекта деятельности возникает только при направленности педагогов на организацию духовной, познавательной и художественно-творческой деятельности обучающихся, включающей в себя приобретение знаний, умений и навыков в определенной предметной сфере, развитие индивидуальных задатков и способностей, повышение уровня самостоятельности, отношение к самоанализу и саморазвитию [2,12,15]. Это послужило для нас ориентиром в моделировании и реализации процесса становления педагогического коллектива.

Проведя анализ и обобщая данные психолого-педагогических исследований, используя практический педагогический опыт, можно говорить, о том, что в структуру модели процесса становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности

входят педагогические способности, профессионально важные личностные качества и опыт профессионально-педагогической деятельности каждого педагога, которые характеризуют его профессиональную компетентность [15]. Профессиональная компетентность педагога, по мнению авторов, является условным представлением содержания структуры психофизических и социально мировоззренческих свойств личности, отвечающих современным запросам образования и отражающих современный уровень владения педагогическими технологиями. При подобном понимании профессиональной компетентности в процессе моделирования формирования и становления педагогического коллектива современной школы существуют составляющие включающие широкий спектр знаний в профессиональной области и области педагогического творчества; мировоззренческая установка личности; способность к целостному восприятию образовательного процесса; владение классическими, традиционными, и современными педагогическими технологиями.

Данный компонентный состав взят нами за ориентир при построении модели процесса становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности в современной школе, поскольку содержание данного процесса раскрывается в сочетании общих закономерностей педагогической деятельности и реализации профессионально-значимых качеств педагога, определяющих содержание и специфику его профессиональной деятельности.

Модель процесса становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности основана на органическом единстве и взаимосвязи целевого, содержательного-технологического и аналити-ко-результативного компонентов.

Целевой компонент теоретической модели — это ведущий целевой ориентир, связанный со становлением педагогического коллектива как субъекта образовательного процесса. Суть данного компонента состоит в согласовании целей и ценностей всех членов педагогического коллектива.

Содержательно-технологический компонент представленной модели включает в себя технологию педагогической деятельности как систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, направленных на достижение основной цели образовательного процесса. Он предусматривает мониторинг и анализ творческой педагогической деятельности каждого члена коллектива и всего педколлектива как целостного образования. Отметим, что целостность обеспечивается определенными закономерностями, отражающими содержание и функционирование основных характеристик педагогической деятельности:

- чем более развита самостоятельная педагогическая творческая деятельность отдельно взятого учителя, чем более насыщена она разнообразными метапредметными контактами, тем более содержательной и инновационной будет профессиональная деятельность всего педагогического коллектива;

- чем больше творческая педагогическая деятельность каждого члена педагогического коллектива соответству-

ет коллективным целевым установкам и собственному внутреннему опыту, развитию его способностей, тем выше уровень становления педагогического коллектива как субъекта деятельности в современной школе.

Следует учитывать, что технология педагогической деятельности коллектива школы подразумевает двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся.

Аналитико-результативный компонент модели включает в себя соответствующие критерии и их показатели, диагностический инструментарий проводимого мониторинга, позволяющего выявить уровень становления педагогического коллектива, а также проводить анализ эффективности реализации избранных образовательных технологий. На основании проведенного теоретического исследования качественных характеристик развития педагогического коллектива, в качестве критериев были выделены:

- доминирующая, внутренняя, реально действующая, мотивация членов педагогического коллектива школы в целом;

- потребность педагогов в самосовершенствовании, внутренняя сила которого служит источником и импульсом становления и развития педагогического коллектива школы;

- характер межличностных отношений педагогов школы, ориентированный на сплоченность.

На основе выявленных критериев представляется возможным определить уровни становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности на разных этапах, которые выступают ориентирами для контрольной диагностики в рамках проведения экспериментальных мониторинговых исследований.

Высокий (творческий) уровень характеризуется владением глубокими метапредметными знаниями, наличием и пониманием единых современных образовательных целей и задач; адекватным восприятием и глубоким пониманием сущности образовательного процесса, его личностным осмыслением; владением инновационными педагогическими технологиями; творческим подходом к своей собственной профессиональной деятельности; потребностью в рефлексии и самовершенствовании. Педагогический коллектив данного уровня, являющегося в значительной степени эталонным, и не только испытывает потребность в саморазвитии, но и стремится к ее удовлетворению в собственной профессиональной деятельности.

Средний (рефлексивный) уровень становления педагогического коллектива характеризуется: частичными инновационными знаниями и методиками, рассогласованностью в определении единых целей и ценностных установок в образовательном процессе; эпизодическим обращением к рефлексии своей деятельности, связанным, прежде всего, с отсутствием должного педагогического опыта, но при этом, заинтересованностью в собственной профессиональной деятельности; стремлением к эпизодической оценочной деятельности, но, вместе с тем, недостаточно глубоким пониманием мета-предметных взаимосвязей в образовательном процессе;

определенными умениями в области проведения самоанализа, проявлением стремления к сотрудничеству, но при этом, отсутствием самостоятельности в анализе продуктов педагогической деятельности. На этом уровне учебно-профессиональная деятельность членов коллектива достаточно самостоятельна и осознанна, ее целесообразность определяется самостоятельным, грамотным, оперативным решением профессиональных задач. Имеется достаточно устойчивая мотивация членов коллектива к самообразованию. Собственные успехи и достижения обучающихся осознаются педагогами как основание для самосовершенствования и дальнейшего саморазвития.

Уровень ниже среднего (интуитивный) характеризует осознанность профессионально-педагогических действий, как на обыденном, так и на творческом уровне, но проявления этой осознанности локальны, наблюдаются в частных ситуациях и не являются рефлексивными. Целевые и ценностные установки ограничены и стереотипны, зафиксированы на уровне знаний, но не переносятся педагогами на метапредметный уровень. Не всегда отмечается целесообразность самостоятельных профессиональных действий, так как имеют место ошибки в выборе решений. Проявления инициативы и самостоятельности в овладении инновационными технологиями требуют значительного стимулирования со стороны руководства школы. Сущность собственной профессиональной деятельности осознается и воспринимается педагогами интуитивно, опираясь не на сознание, а исключительно на ощущения, личные предпочтения и симпатии.

Низкий (элементарный) уровень становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности характеризуется: отсутствием стабильных метапредметных и инновационных знаний; инертностью членов коллектива, нежеланием осмысленно относиться к построению образовательного процесса, переадресуя это руководству школы; отсутствием единых целевых и ценностных установок в педагогической деятельности; эмоциональной пассивностью его членов. Также следует отметить использование небольшого круга современных знаний и технологий в процессе принятия самостоятельных решений, причем, чаще всего ограниченных узкой предметной направленностью и не отражающей метапредметности современного образовательного процесса. Мотивация педагогов на данном уровне развития коллектива имеет характер поверхностного интереса к новым знаниям, и не связана с потребностью в глубоком познании и осмыслении, в профессиональном самосовершенствовании. Навыки рефлексивно-творческой деятельности у педагогов весьма ограничены.

Схематически модель процесса становления педагогического коллектива как субъекта образовательной деятельности можно представить следующим образом (рис. 1).

Кроме того, в аналитико-результативный компонент модели входят результаты экспериментальной работы, позволяющие установить зависимость между созданными в школе педагогическими условиями, содержанием и технологией процесса становления педагогического коллектива как субъекта образовательной деятельности.

Процесс становления педагогического коллектива как субъекта образовательной деятельности

4

Целевой компонент

Теоретико-методологический этап

Содержательно-технологический компонент

Процессуально-технологический этап

I

Аналитико-результативный

компонент

т

Контрольно-рефлексивный этап

Продвижение к высокому уровню становления педагогического коллектива _как субъекта образовательной деятельности_

Рис. 1. Модель становления педагогического коллектива как субъекта образовательной деятельности

В качестве диагностического материала для выявления уровня становления педагогического коллектива были использованы следующие методики:

- 12-факторный опросник мотивации профессиональной деятельности Е.А. Климова;

- Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (саморазвития) (Э. Шейн, в переводе и адаптации В. А. Чикер, В.Э. Винокурова);

- Определение индекса групповой сплоченности Сишо-ра и др..

Результаты контрольного обследования по опроснику Е.А. Климова показали наличие изменений в плане мотивации членов педагогического коллектива. В частности, значительные положительные изменения произошли по факторам потребности формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения в коллективе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности и потребности в самосовершенствовании, росте и развитии как личности, которые при первоначальной диагностике имели наименьшие значения. Это свидетельствует о возрастании высших потребностей у членов педагогического коллектива школы-новостройки, к которым относятся потребность в профессиональной самореализации, саморазвитии и самосовершенствовании. В перечень наиболее актуальных для педагогов попали такие факторы, как потребность в развитии креативности, улучшении обратной

связи, хотя стремление у них к конкуренции и влиятельности не ослабевает. Большое число баллов по этим факторам получено равномерно у всех возрастных и квалификационных групп учителей. Повысилась значимость такого фактора как потребность в завоевании признания со стороны коллег, что свидетельствует об улучшении психологической атмосферы в коллективе, повышении уровня его сплоченности, осознании не только себя, но и коллектива как единого субъекта педагогической деятельности.

В целом, следует отметить определенную сбалансированность внешних и внутрених мотивов профессиональной деятельности у педагогов различных квалификационных категорий и разного стажа работы.

В результате диагностического обследования педагогов по методике «Якоря карьеры», видно, что в ходе опытно-экспериментальной деятельности произошло перераспределение испытуемых по группам карьерной направленности: снизилось число учителей с неопределенной карьерной направленностью — до 8%, несколько сократилась группа учителей с вертикальной карьерной направленностью — до 13%. Группа с горизонтальной карьерной направленностью расширилась (до70%), что говорит о более высоком уровне развития данного педагогического коллектива. Большинство педагогов определяют себя и коллектив как субъекты профессиональной деятельности, направленной скорее на достижения

Рис. 2. Показатели карьерных профессиональных ориентации у педагогов с вертикальной и горизонтальной направленностью карьеры на контрольном этапе эксперимента

своих учеников, чем на собственные достижения и повышение своего статуса (рис. 2).

Соотношение карьерной профессиональной направленности на контрольном этапе эксперимента выражено на рис.2.

Из данной гистограммы видно, что, по сравнению с констатирующим обследованием, произошло повышение и сближение удовлетворенности по мотивам профессиональной компетентности, то есть сближение идеальной и реальной профессиональной самореализации не только у педагогов с вертикальной, но и с горизонтальной карьерной профессиональной направленностью. Большинство педагогов удовлетворено той общественной пользой, которую в условиях школы-новостройки приносит их профессионально-педагогическая деятельность. Стабильно высокой остается социально-коммуникативная комфортность в профессиональной сфере, что, связано, в первую очередь, со стабильностью педагогического коллектива.

Сравнение уровней сплоченности педагогического коллектива в начале и в конце опытно-эксперименталь-

ной работы, позволило также выявить положительную динамику, результаты которой представлены в табл.

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы педагоги продемонстрировали постепенное освоение элементов коллективной деятельности и усложнение типов взаимодействия, в результате чего наблюдался устойчивый рост умений:

- согласовывать функции и организовывать взаимодействие педагогов в ходе коллективной деятельности;

- организовывать учебную деятельность в рамках нескольких дисциплин одновременно (организация коллективной учебно-проектной деятельности педагогов и обучающихся);

- проводить презентацию обучающимися продуктов своего труда в нестандартных условиях, созданных педагогом, используя механизмы личностной самоорганизации, рефлексии ученика;

- проводить коллективное обсуждение результатов обучения на основе использования коллективных форм педагогического самоанализа, рефлексии и диалога в пределах

Таблица

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного обследования уровня сплоченности

педагогического коллектива по методике Сишора

Уровень сплоченности коллектива Показатели по категориям обследованных педагогов

Высш. и 1-я категория Вторая категория Средние результаты

Конст. эксп-т Контр. эксп-т Конст. эксп-т Контр. эксп-т Конст. эксп-т Контр. эксп-т

Высокий 17 24 4 7 21-39% 31-58%

Средний 11 14 5 7 16-30% 21-39%

Низкий 3 0 2 0 5-9% 0

определения целей и ценностей коллективной педагогической деятельности.

Таким образом, профессиональное становление и развитие педагогического коллектива современной школы представляет собой динамичный и непрерывный процесс качественных изменений характеристик коллективного субъекта педагогической деятельности. Ведущими признаками становления педагогического коллектива как субъекта коллективной педагогической деятельности являются: ценностно-ориентационное единство коллектива в его направленности на развитие и реализацию способностей и возможностей обучающихся; творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности; мотивация к профессиональной самоорга-

низации и саморазвитию, коллективная педагогическая рефлексия и высокая сплоченность. Комплексная модель профессионального становления педагогического коллектива строится на основе перспективной цели, объединяющей педагогов и стимулирующей профессиональный рост коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого учителя. Важнейшими критериями эффективности профессионального становления педагогического коллектива как субъекта деятельности современной школы является: уровень и структура мотивации учителей, их потребность и направленность на профессиональное саморазвитие, а также уровень сплоченности коллектива на основе единых целей и ценностей образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Бакурадзе А.Б. Что есть истина, и как ее понимают и воспринимают современные педагоги? // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. с. 2-5.

2. Бурмистрова А.В. Становление и развитие профессиональной педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014 .№ 2. с. 32-36

3. Даниленко С.Ю. Обеспечение устойчивости инновационных процессов в условиях современного общеобразовательного учреждения. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2013. № 6. с. 3. — 12

4. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука.2013. № 4. с. 3-17

5. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979. 96 с. 6.

6. Лазарев В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы М.: Просвещение,1995. 290 с. 7.

7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. 158 с. 8.

8. Мазурчук Н.И. Современные подходы к трактовке взглядов деятелей отечественного образования XVIII века на про-

фессионально-педагогические качества учителя // Образование и наука.2010. № 3. С.58-67.

9. Макаренко А.С. Педагогика. М.: Просвещение, 1999. 450 с. 10.

10. Минюрова С.А. Психологические основания стратегий личностно-профессионального саморазвития // Образование и наука. 2007. № 5. С.81-93.

11. Попов Л.Н. Технология реализации педагогического образа // Образование и наука. 2010.№ 3. с. 49-61

12. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и

наука. 2012. № 8. С.5-17. Ф

13. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1995. 238 с. 14.

14. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом М.: Педагогика, 1990. 100 с. 15.

15. Фоменко С.Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетентност-ного подхода в образовании. // Образование и наука. 2012. № 6. С.65-79.

References

1. Bakuradze A.B. What is truth and how to understand and interpret the modern teacher? // Experiment and innovation at school. 2013. № 3. p.2-5.

2. BurmistrovA.V. Formation and development of professional pedagogical competence of the teacher in the conditions of the introduction of the GEF // Municipality: Innovation and eks-periment.2014 .№ 2. p.32-36

3. Danilenko S. Y. Ensuring the sustainability of innovation processes in the modern educational institution. // Innovative programs and projects in education. 2013. № 6. p. 3. 12

4. Zagvyazinsky V.I., Plotnikov L.D., Volosnikova L.M. Teacher Education in Russia and its possible development strategy/ Education and science.2013. no. 4; p. 3-17

5. Karakovsky V.A. To education was uspeshnym.M .: Knowledge, 1979. 96 p.

6. LazarevV.S. Guide the teaching staff: models and methods M .: Education, 1995. 290.

7. L'vova J.L. Creative Laboratory teacher: from the experience. M.: Education, 1985. 158 p.

8. Mazurtchuk N.I. Modern Approaches to the Interpretation of the XVIII Century Educationalists' Views on the Professional Pedagogical Skills. Education and science. 2010. no 3. p.58-67

9. Makarenko AS. Pedagogy. M.: Education. 1999. 450 p.

10. Minyurova S.A Psychological bases strategies student-professional self. Education and Science. 2007. no 5. p.81-93

11. Popov L.N. Methods of Realization of Teacher's Image. Education and Science. 2010. no 3. p.49-61

12. Sidenko E.A. Teachers' Professional Development in the Framework of the New Federal State Educational Standards. Education and Science. 2012. no.8; p.5-25

13. Sukhomlinsky V.A. Wise power of the collective. M.: Young Guard, 1995. 238 p.

14. Shakurov A.D. Social and psychological problems of management of teaching staff. M.: Pedagogy. 1990. 100 p.

15. Fomenko S.L. Mastering the Concept, Content and Technologies of the Competence Approach to Education by Academic Staff. // Education and Science. 2012. no. 6. p. 65-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.