Научная статья на тему 'Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов при подготовке и прохождении войсковой стажировки'

Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов при подготовке и прохождении войсковой стажировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PEDAGOGIC CONDITIONS / PROFESSIONAL DIFFICULTIES / INDEPENDENCE / SOCIAL AND PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуменный Владимир Викторович

В статье описаны педагогические условия социально-профессионального становления будущих офицеров, разработанные на основании отзывов, составленных на курсантов, прошедших войсковую стажировку. В ходе исследования был выявлен ряд трудностей, влияющих на успешное становление личности военнослужащего во время прохождения войсковой стажировки как в социальном, так и в профессиональном плане. С учетом этих трудностей были созданы педагогические условия, способствующие успешному социально-профессиональному становлению при подготовке и прохождении войсковой стажировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуменный Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of social-professional formation of future officers worked out on the basis of reference over military school students passed military manoeuvres are described in the article. Range of difficulties influencing successful formation of personality of serviceman during passing through manoeuvres both socially and professionally was revealed during the research. Taking these difficulties into account, pedagogic conditions pr omoting successful socialprofessional formation during preparation to and passing through manoeuvres were created.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов при подготовке и прохождении войсковой стажировки»

УДК 355.232 Гуменный Владимир Викторович

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского ipp@yspu.yar.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ ВОЙСКОВОЙ СТАЖИРОВКИ

В статье описаны педагогические условия социально-профессионального становления будущих офицеров, разработанные на основании отзывов, составленных на курсантов, прошедших войсковую стажировку. В ходе исследования был выявлен ряд трудностей, влияющих на успешное становление личности военнослужащего во время прохождения войсковой стажировки как в социальном, так и в профессиональном плане. С учетом этих трудностей были созданы педагогические условия, способствующие успешному социально-профессиональному становлению при подготовке и прохождении войсковой стажировки.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональные трудности, самостоятельность, социально-профессиональное становление.

В целом, на структуру, качество, образовательной деятельности в подготовке офицеров Вооруженных Сил любого государства значительное влияние оказывают следующие положения:

- политическое и социально-экономическое состояние общества;

- принятая в государстве военная доктрина;

- сложившаяся структура военного образования и эффективность ее функционирования.

При анализе отзывов выпускников прошлых лет, а также проанализировав отзывы самих курсантов после прохождения войсковой стажировки, также были осуществлены консультации с отдельными командирами воинских частей, в которых курсанты проходили войсковую стажировку. В анализе отзывов участвовали преподаватели, которые непосредственно готовили курсантов к войсковой стажировке в училище.

Всё это позволило определить, что в сложившейся структуре системы подготовки существуют четыре группы трудностей, препятствующих эффективному социально-профессиональному становлению в процессе войсковой стажировки, это: мотивационно-личностные, социально-психологические, дидактические и организационнопедагогические трудности.

По итогам опросов курсантов, бесед с преподавательским составом мы выделили содержание четырех групп трудностей, следующим образом.

1. Мотивационно-личностные трудности, к ним мы относим: неадекватную самооценку -заниженную или завышенную; низкую мотивацию к самосовершенствованию; слабую разви-

тость навыков самовоспитания, самоконтроля, самокоррекции; прямолинейность, излишняя эмоциональность (наиболее частое проявление -вспыльчивость); узость интересов; ориентацию на социальное одобрение; низкий уровень социальной инициативности и ответственности.

2. Социально-психологические трудности -неблагоприятный для курсанта-стажера микроклимат в коллективе воинской части; недоверие к стажёру в части как профессиональных вопросов, так и на межличностном уровне; низкие адаптивные способности курсантов; затруднения в построении коммуникации с социальным окружением; отсутствие интереса у стажера к традициям и укладу жизни воинской части; слабая развитость организаторских и лидерских способностей курсанта.

3. Дидактические трудности - недостаточный уровень подготовки по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; отставание содержания подготовки в вузе от реалий практики; не владение некоторыми технологическими и операциональными умениями; слаборазвитые умения целеполагания, прогнозирования и планирования собственной деятельности.

4. Организационно-педагогические трудности - отсутствие постоянного контакта с преподавателем, закрепленным за стажером; недостаточно качественное выполнение руководителем практики в воинской части консультативных и координационных функций; перегрузка заданиями в период стажировки; неустроенность быта и организации свободного времени.

Проанализировав трудности, с которыми сталкиваются курсанты, мы разделили их на две группы, приняв за основу критерий преодоли-мости/непреодолимости. Таким образом, трудности, составляющие первую группу, - это те трудности, которые способны стимулировать курсанта к разрешению проблемных ситуаций, к анализу причин, обусловивших эту проблем-ность. Трудности, составляющие вторую группу, - трудности, объективно или субъективно непреодолимые. Эта группа трудностей как раз и является исходной точкой, от которой мы отталкиваемся при организации нашей работы.

Детерминантами личностного развития, успешности преодоления трудностей является ряд факторов связанных с затруднениями.

В современной науке педагогические условия определяются как «внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса» [1]; или как «сопутствующие факторам педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [2].

Первый фактор связан с затруднениями, которые испытывают курсанты в процессе прохождения войсковой стажировки. Эти затруднения при необходимости их разрешения выступают в качестве стимула для более интенсивного и разнообразного освоения курсантом своей профессиональной деятельности и социальных ролей, предлагаемых ему войсковой практикой.

Второй фактор, по мнению М. И. Рыженко-ва, «фиксирует особые социальные условия, в которые попадает курсант в воинской части» [3]. Эти условия ставят курсанта перед необходимостью проявления большей самостоятельности при освоении парадигмы взаимоотношений и профессионального быта той части, в которой он казался.

Третий фактор «связан с отдаленностью курсанта от непосредственного взаимодействия с преподавателями, сокурсниками, командирами» [3], обуславливает необходимость разработки средств, которые позволят преподавателю оказать курсанту всю ту помощь, в которой он нуждается.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно выделить следующие педагогические условия, которые обеспечивают эффективный процесс организации и проведения войсковой стажировки.

Первое условие. Целенаправленная организация, интеграция теоретической и непрерывной практической подготовки к войсковой стажировке и практической деятельности на стажировке.

Это условие реализуется посредством:

- постоянного обнаружения курсантами новых знаний в изучаемых ими дисциплинах и видах деятельности;

- актуализации ранее усвоенных знаний и умений, которые необходимы курсантам для решения тех задач, которые перед ними ставятся;

- приобретение курсантами таких знаний и умений, источником которых является их собственная деятельность, то есть знаний и умений эмпирических, почерпнутых из личного опыта;

- актуализации принципа опережения [4].

Все эти составляющие реализуются на стажировке в воинской части в рамках индивидуальной программы, созданной в ходе подготовки к стажировке в училище вместе с преподавателем, руководителем, отвечающим за стажировку, и преподавателями-предметниками. Курсант, с одной стороны, на стажировке целенаправленно применяет все те знания и умения, которые он получил и выработал в процессе обучения, с другой стороны, реализуя индивидуальную программу, он приобретает новые знания и умения самостоятельно.

Второе условие. Обеспечение в войсках достаточного количества видов профессиональной деятельности, при этом, акцентирование должно быть сделано, на социально ориентированную деятельность.

Обеспечение в войсках разнообразия видов профессиональной и социально ориентированной деятельности (способствующих проявлению социальной активности курсанта), отвечающих требованиям программы стажировки представляет собой ознакомление со всеми видами профессиональной деятельности, воинской службы и жизнеобеспечения войсковой части.

Суть этого условия в освоении с одной стороны всех аспектов военной специальности,

с другой, аспектов связанных с выстраиванием разного рода отношений с различными субъектами армейской структуры. Деятельность курсанта должна гармонично сочетать в себе социальные и профессиональные аспекты, позиции управления, подчинения, сотрудничества; необходимость выстраивания конструктивных уважительных отношений с разным социальным окружением. (Последнему в войсках уделяют мало внимания).

Третье условие. Обеспечение самостоятельности освоения социально ориентированной деятельности и основных видов профессиональной деятельности. Данное условие направлено на то, чтобы снять проблему избыточной зависимости и безынициативности курсанта. Чтобы это условие реализовалось, необходимо на этапе организации войсковой стажировки предусмотреть количество мест, чтобы в одной части на одной должности мог стажироваться только один курсант. Кроме того, через командира воинской части необходимо индивидуализировать задание. В том и другом случае проявится самостоятельность курсанта, которую мы понимаем как независимость, способность и стремление совершать действия или поступки без помощи других. При этом нужно добавить, что наличие возможностей для развития самостоятельности ещё не гарантирует её полноценное формирование. Для того, чтобы человек стал по-настоящему самостоятельным в обучении, он должен приобрести соответствующие знания и умения. Если этого не происходит, то приходится говорить не о самостоятельности, а, скорее, о самонадеянности. С этой целью на протяжении всего процесса обучения организуется психолого-педагогическая работа, направленная на формирование и развитие самостоятельности.

Самостоятельность курсанта в процессе войсковой стажировки проявляется, во-первых, в том, что он обладает умением поставить конкретную цель; во-вторых, в том, что он прилагает - без опоры на кого-либо - все силы к её достижению; в-третьих, в том, что он ответственно относится к своей деятельности; в-четвёртых, в том, что он умеет действовать с полным осознанием контекста совершаемого действия даже в том случае, когда обстановка, предполагающая совершение действия, не является

знакомой для субъекта, его самостоятельность проявится в умении быстро и мужественно принять нестандартное, но при этом правильное решение.

Кроме знаний и умений, которые являются основой самостоятельного личностного решения и фиксируют готовность человека его принять, для совершения независимого поступка необходимо также наличие эмоционального настроя.

Также, помимо знаний и умений, для самостоятельного принятия решений требуется и определенная мотивационная установка, которая активирует знания и умения человека, а также порождает соответствующий эмоциональный настрой и ещё даёт ему силы не прибегать ни к чьей помощи.

Обуславливает самостоятельность принятия решения и воля человека, так как для того, чтобы совершить независимый поступок, требуется известная доля преодоления самого себя, требуется изрядное напряжение. Иначе это условие можно расшифровать как обеспечение субъектной позиции курсанта при прохождении им войсковой стажировки.

Субъектная позиция курсанта в данном случае характеризуется: осознанием и принятием целей деятельности, адекватностью самооценки своих возможностей и способностей, активностью, инициативностью, стремлением добиться положительного результата, потребностью в самореализации, а также рефлексивностью при самореализации [5].

Для того, чтобы сформировать субъектную позицию курсанта, необходимо:

1. Регулярно обращать внимание на мотивирование курсантов на предстоящую войсковую стажировку;

2. Подключать курсантов к процессу целепо-лагания и планировании на всех уровнях;

3. Предоставлять курсантам возможность принимать самостоятельные решения (не только непосредственно на стажировке, но и в процессе подготовки к ней: так, например, предусмотреть возможность выбора упражнения;

4. Привлекать курсантов к анализу своей деятельности во время подготовки к стажировке и после её прохождения (составление отчетов, отзывов о прохождении войсковой стажировки);

5. Использовать индивидуальные и коллективные способы стимулирования активности и творчества курсантов.

Четвёртое условие. Целенаправленная организация индивидуальной педагогической помощи курсанту в процессе подготовки и прохождения им войсковой стажировки.

Данное условие апробировано в ходе ежегодной практики и отражено в указаниях руководителю войсковой стажировки, разработанных в вузе при участии автора, где в частности зафиксировано, что руководитель стажировки обязан «оказать помощь курсантам в составлении личных планов стажировки в соответствии с программой стажировки и индивидуальными заданиями», «систематически оказывать помощь курсантам в подготовке к занятиям, направлять их деятельность на активное участие в воспитательной и рационализаторской работе» [6] и т. д.

Индивидуальная социально-педагогическая помощь должна основываться, на принципах личностно-ориентированной, гуманистической педагогики, главной целью которой, является оказание содействия курсанту в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе.

При этом деятельность педагога, по мнению Д. А. Белухина, должна быть направлена «на развитие личности воспитанника, на познание человека, его уникальности и неповторимости, соизмеряемыми моральными нормами и общепринятыми нравственными ценностями объективно позитивного характера для общества в целом» [7].

Характеризуя сущность индивидуальной помощи, А. В. Мудрик пишет: «индивидуальная помощь в процессе социального воспитания предполагает осознанно предпринимаемые руководителем-воспитателем попытки создать условия и/или в отдельном или нескольких необходимых ему аспектах, а именно: в решении проблем самопознания и само-принятия; в определении ближних и более или менее отдаленных перспектив; в адаптации к реальным условиям его жизни; в установлении позитивных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми людьми; в поисках сфер и форм самореализации и в самоутверждении; в предотвращении, минимизации и разрешении внутриличностных и межличностных конфликтов и т. п.» [8].

Индивидуальная помощь человеку в социальном воспитании становится и должна оказываться в жизнедеятельности воспитательных организаций тогда, когда у человека возникают проблемы в решении возрастных задач (естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических) и при столкновении с опасностями, характерными для того или иного возраста.

В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем: укрепления здоровья, развития своих физических задатков, чтобы в возможной степени соответствовать норме возрастного физического развития; познания своего тела, принятия его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности-феминности и, соответственно, минимизации переживаний, связанных с собственным соответствием этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных: с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей; в приобретением знаний, умений, установок, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных потребностей (не имея в виду асоциальные); с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием и восприимчивостью к проблемам семьи, группы членства, социума.

В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная помощь становится необходимой в случае возникновения у человека проблем, связанных: с самопониманием и самопринятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами, с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

Индивидуальная помощь курсантам в процессе социально-профессионального становления может быть рассмотрена как вариант педагогической помощи, представляющий собой определенную систему средств и мер, обеспечивающих успешную социальную адаптацию и самореализацию курсантов в период войсковой стажировки.

Индивидуальная помощь осуществлялась нами на основе следующих принципов.

1. Принцип индивидуальности (адресности). Он связан с тем фактом, что помощь оказывается конкретной личности, имеющей специфические, уникальные проблемы, по-особому проявляющиеся в каждом конкретном случае.

2. Принцип активности личности. Этот принцип заключается в преодолении иждивенческих позиций курсанта, в стимулировании его самостоятельности в отношении разрешения проблем.

3. Принцип мониторинга или комплексного сопровождения. Он связан необходимостью отслеживания динамики изменений, происходящих с личностью и поведением стажера, принимающего помощь [9].

При этом нужно отметить, что поскольку мы не имели возможность оказывать курсанту индивидуальную помощь непосредственно по причине удалённости курсантов, индивидуальная помощь, заключалась в делегировании функций педагогического сопровождения на период войсковой стажировки командиру воинской части, воинскому коллективу офицеров, руководителю войсковой стажировки.

Пятое условие. Согласованная педагогическая работа, проводимая в ходе войсковой стажировки, командиром части, руководителем стажировки и самим курсантом. Иными словами, речь идёт об осуществлении взаимодействия всех субъектов педагогической деятельности.

Это условие, во-первых, означает то, что необходима выработка и соблюдение единых подходов к организации подготовки и проведения войсковой стажировки, которые бы легли в основание педагогической работы как того или иного военного учебного заведения, так и кон-

кретной воинской части. Во-вторых, необходим учёт специфических особенностей, традиций воинской части, в которую командируется курсант для прохождения войсковой стажировки. В-третьих, необходимо создание самим курсантом - в согласовании с преподавателем, а также, впоследствии, с командным звеном части -индивидуальной программы прохождения им войсковой стажировки [9].

Итак, исходя из вышеперечисленных нами факторов, фиксирующих специфику и конкретные трудности прохождения курсантами войсковой стажировки, мы выделили пять педагогических условий, которые призваны обеспечить эффективность реализации процесса организации и проведения войсковой стажировки как фактора социально-профессионального становления курсантов военного вуза.

Библиографический список

1. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЕК», 1996. - 317с.

2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.

3. Концепция и программа педагогической практики студентов Ярославского государственного педагогического университета / под ред. Л. В. Байборо-довой. - Ярославль : ЯГПУ, 2002. - С. 9-10.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студентов пед. вузов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - С. 82.

5. Подобин А. Е. Типология мотивов включения будущего учителя в профессиональную деятельность // Феномены личности и группы в изменяющемся мире : материалы науч.-практ. конф. - Кострома : КГПУ им. Н. А. некрасова, 1998. - С. 8-13.

6. Проектирование деятельности педагогических колледжей. - Казань : ИСПО РАО, 2002. - С. 30.

7. Рыженков М. И. Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок : Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2008. - 181 с.

8. Указания руководителю войсковой стажировки курсантов. - Ярославль : Изд-во ЯВЗРУ ПВО, 2008. - 50 с.

9. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. - М. : Академия, 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.