Научная статья на тему 'Педагогические условия самореализации одаренных детей: социально-гуманитарный аспект'

Педагогические условия самореализации одаренных детей: социально-гуманитарный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парц Ольга Степановна, Самохвалова Лидия Петровна

Данная статья посвящена проблеме необходимости формирования открытого педагогического мышления для достижения качества образовательного процесса. По мнению авторов, критерием сформированности открытого педагогического мышления может выступать эффективная работа с одаренными детьми, требующая, соответственно природе одаренности, готовности мыслить и действовать нестандартно и творчески в разнообразных жизненных ситуациях. Данные наблюдений подтверждаются результатами исследований воспитанников и учителей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Эврика» г. Омска, проведенных в ходе реализации проекта «Интеллект. Творчество. Наука» в 2003-2006 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical terms of talented child's self-realization: socio-humanitarian aspect

The article deals with the problem of necessity to form the broad pedagogical thinking for achievement of quality of the education process. In the author's opinion, the criterion of formed broad pedagogical thinking can be the effective work with talented children. According to the nature of talent, it is demand to be ready to think and act in the different living situations creatively and beyond standard. The data of observations is confirmed by the research results of pupils and teachers conducted in the centre of supplement children'? s education «Evrica» in Omsk, during the project «Intellect. Creation. Science» in 2003-2006.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия самореализации одаренных детей: социально-гуманитарный аспект»

УДК 371. 21 О. С. ПАРЦ

Л. П. САМОХВАЛОВА

МОУ ЦДО «Эврика», г. Омск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ

Данная статья посвящена проблеме необходимости формирования открытого педагогического мышления для достижения качества образовательного процесса. По мнению авторов, критерием сформированности открытого педагогического мышления может выступать эффективная работа с одаренными детьми, требующая, соответственно природе одаренности, готовности мыслить и действовать нестандартно и творчески в разнообразных жизненных ситуациях. Данные наблюдений подтверждаются результатами исследований воспитанников и учителей муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Эврика» г. Омска, проведенных в ходе реализации проекта «Интеллект. Творчество. Наука» в 2003-2006 гг.

Важная составляющая прогресса человеческой цивилизации — научное познание, открывающее простор для понимания перспектив всеобщего развития. Стремительная информатизация постиндустриального общества и активно развивающаяся глобализация явно выделили в данном процессе роль творческой, самостоятельно мыслящей личности.

В современных условиях складывается следующая ситуация: в силу формализации, математизации и кибернетизации познавательного и образовательного процессов, явной абстрактности, фрагментарности и, как следствие, трудности для восприятия и усвоения, научные знания имеют ограниченное применение в сфере социального познания [6]. Но реальная потребность общества в воспитанной, образованной, творчески мыслящей личности позволяет понять необходимость систематизации современных педагогических знаний, всеобщего признания социально-гуманитарных основ научного познания и формирования открытого педагогического мышления.

Сегодня, когда в образование включаются разные ресурсы общества, интенсивно развиваются отрасли педагогической науки, создаются все предпосылки для формирования педагогического мышления, лежащего вне узко понимаемых социальных и национальных интересов.

Педагогическое мышление возникает в результате познания и осмысления объективно-субъективных воспитательных взаимодействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на развитие и становление личности. Оно формируется как профессиональная мыслительная способность педагога, которая позволяет ему анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать образовательно-воспитательный процесс, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение детей. Важная роль в успешности функционирования педагогического мышления принадлежит ценностным ориентациям, что подтверждено социологическими исследованиями В.А. Ядова. Ценностные

ориентации - это осознаваемая часть системы прошлого опыта, психологической основой которой является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений. Ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности. И лишь педагог, обладающий открытым педагогическим мышлением, способен научить ребенка бесстрашно мыслить и познавать.

Развитие педагогической науки, возникновение и обоснование теоретических концепций, открытие новых педагогических систем и технологических процессов способствуют постоянному обновлению педагогического мышления. Открытое педагогическое мышление формируется на основе интеграции ценностей культуры и личности, накопленного социального опыта, в котором опыт творческой деятельности выступает критерием устойчивости человека в стремительно меняющемся мире [5].

В данном контексте показателем открытости педагогического мышления может выступать эффективность работы с действительно нестандартной, способной критически переосмысливать и преобразовывать окружающую действительность частью наших граждан, - одаренными детьми. Они открыто воспринимают мир во всем многообразии связей, какие только доступны пониманию ребенка постиндустриального общества, для них мышление - любимое жизненное занятие. Традиционно направленное педагогическое мышление часто не приемлет этот взгляд, принимая его за абсурд. Не правда ли, знакомая картина первых шагов смелого молодого ученого? Истоки их «смелости-не-смелости» — в детстве, где есть место интеллектуальной активности, поддержанной взрослыми в своем кажущемся «абсурде». Поэтому педагогу необходимо развивать в себе способность не только дискурсивного, но и парадоксального, абсурдного, спорадического мышления: важно уметь зафиксировать, поддержать, актуализировать случайно возникшую интересную мысль. Особое значение

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

здесь имеет и интуитивное мышление, проявляющееся в обостренных чувствах, предчувствиях, неосознанных, но своевременных поступках, обеспечивающих необходимую ориентировку в отношениях, а зачастую и успешность в деятельности [1].

Объективное знание об объекте познания обусловлено образовательной подготовленностью субъекта. Рационализация образовательного и познавательного процессов до сих пор не смогли обеспечить полноты (конкретности) отображения феномена «одаренный ребенок» как объекта в системе научного знания. Понимание же социально-педагогических аспектов развития одаренных детей позволит вновь объединить жестко дифференцированные специализации научно-исследовательской деятельности и, соединив их с гуманитарным аспектом научных исследований социальных процессов, реализовать скрытые возможности научного познания в ходе осмысления явления «детская одаренность». Природа гуманитарного скрывается в специфике самопроявления, самодеятельности человека и включает в себя объективные начала, социальные, природные и мотивационно-смысловые доминанты.

Интеллектуально-личностным ядром одаренности является самостоятельная познавательная активность, проявляющаяся в активной познавательной самодеятельности, подкрепленной высоким личным стандартом и пониманием социальной значимости исследуемого явления. На основании Мюнхенских лонгитюдных исследований, К.А. Хеллер было выдвинуто положение, что свойство целостной личности отражает взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон не возможна. Мотивация стимулирует успешное решение уже поставленной проблемы, т.е. продуктивность деятельности [7]. Достигнув поставленной цели, работа творческой мысли не останавливается, а рискует выйти на новый уровень, новые закономерности, новые проблемы: «Понятия, будучи раздельными, соединяются — субъект мыслит. Ум, когда мыслит нечто очень глубокое, менее заметное познает не хуже, но даже лучше» [Аристотель]. Очень верно выраженная особенность захваченного идеей мозга — проникать вглубь предмета и видеть то, что незаметно для обычного человека.

Действительно, познание начинается с удивления тому, что обыденно. И представляет собой процесс общественно-исторической деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении. Познавательная самодеятельность, т.е. возможность выхода субъекта в область «не предзаданного», способность видеть в нем то, что не видят другие, определяет его творческий статус [Б.М. Теплов]. А «наивная креативность» одаренного ребенка делает его исследовательскую деятельность гибкой, свободной от формальных и иных общественных стереотипов.

Одаренность по своей природе гуманистична. Социум вдохновляет ее на преобразования. И даже отторжение от него не может остановить этот могущественный механизм, в основе которого - зарождающееся, стремящееся к истине научное познание и открытое мышление. Завершая век формальных стереотипов, человечество не одно десятилетие потратит на возрождение свободной научной мысли. Демографический кризис словно

«раззадорил» природу. Человеческий интеллектуальный потенциал не вырождается, а становится мощнее — например, в современной России, по данным «Евроталанта» и ЮНЕСКО, и в Сибири в частности, одаренных детей в каждом возрасте от 8 до 10% (самый высокий показатель на планете!), то есть значительно возросло количество одаренных детей. Соответственно возросло и число педагогических проблем, корни которых в откровенном непризнании социумом права одаренных детей свободно исследовать мир. Естественно, ставится вопрос о создании педагогики одаренности, одним из требований которой является открытое педагогическое мышление, по своей природе гуманное и наполненное социальными смыслами [4]. Оно направлено на развитие внутреннего ресурса личности. И его логика должна быть сопряжена с гибкой логикой стремящейся к познанию одаренной личности.

Это свидетельствует о востребованности в современном обществе свободно мыслящих и готовых столь же нестандартно действовать граждан. Нужны не просто умные люди, а компетентные в выборе и принятии решения специалисты. Ответы на некоторые вопросы может дать исследование опыта обновляющейся сегодня системы российского дополнительного образования детей, главная цель которого — создание условий для раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблемами развития интеллектуальной активности у детей с признаками одаренности на протяжении 5-ти лет в г. Омске занимается инновационное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования «Эврика», являющееся экспериментальной муниципальной образовательной площадкой г. Омска. Атмосфера свободного поиска решения общественно значимых проблем объединяет детей и взрослых: ученых, писателей, художников, психологов, учителей, методистов, педагогов-организа-торов, родителей. Понимание того, что возникновение проблемы для одаренного ребенка является толчком к возникновению интеллектуальной активности, помогает педагогам ЦДО «Эврика» преодолевать сложившиеся стереотипы.

По С.Л. Рубинштейну, ситуация приобретает проблемность при обнаружении в ней противоречий. Это порождает процесс мышления, направленный на "снятие" противоречий, образующих ядро проблемной ситуации. Именно проблемность является исходной точкой и побудительной причиной развертывания процесса педагогического мышления: "снимая" установленные противо-

речия, учитель решает определенную педагогическую задачу, которую формулирует для себя в процессе и в результате разрешения педагогической проблемной ситуации. В результате создаются оптимальные педагогические условия для самостоятельного развития личности ребенка, его творческой самодеятельности. Вместе с ребенком раскрывается педагог, что подтверждается результатами исследований воспитанников и учителей ЦДО «Эврика», проведенных в ходе проекта «Интеллект. Творчество. Наука».

Так, с ростом коммуникативных и организаторских способностей воспитанников — очень высокий уровень у 43,7%, растет этот показателей у учителей — 50%.Уровень внутреннего контроля учеников 83,7% соответствует 90% того же

показателя и у учителей. Гибкость мышления: у учеников — 75%, у учителей — 50%. Уровень познавательного интереса у воспитанников — 58%, у их наставников — 68%. Готовность к адекватной самооценке: у детей — 67%, у педагогов — 100%. Познавательный процесс поиска; гибкость и критичность мышления, способность и стремление ставить проблемные вопросы; вести обоснованную дискуссию, вдохновляющую ребенка на самостоятельное познание мира; готовность к адекватной самооценке — неотъемлемые качества этих педагогов, ярко проявившиеся в ходе реализации проекта. Для них проблемность заключается не в самом объективном факте наличия дефицита информации, а в осмыслении и понимании информации об этом дефиците.

Знания, способы действия, опыт творческой деятельности, обогащенные ценностно-смысловым отношением к окружающей жизни, — структурные компоненты содержания образования [2];[5]. Спустя десятилетия эти постулаты теории познания начинают по-новому жить в нашем сознании, побуждая к продуцированию новых идей, одну их которых — компетентностный подход — педагоги МОУ ДОД ЦДО «Эврика» г. Омска на завершающей конференции по итогам трехлетнего проекта «Интеллект. Творчество. Наука» назвали революционной: «Сегодня мы можем почувствовать себя людьми и увидеть, как на наших глазах в учебноисследовательской деятельности «пробуждаются» наши дети.

Ребята сами находят социальные проблемы и стремятся помочь взрослым их решить. Они самореализуются в научно направленной творческой деятельности: исследование мира востребовано природой детства. А самореализация одаренного ребенка и есть осознанная творческая (исследовательская) деятельность, способствующая развитию одаренности как качества личности, и воплощение в ней своих сущностных сил - направленного интереса в соответствии с возрастом, видом и уровнем проявленной одаренности».

Три года направленного сотворчества в проекте «Интеллект. Творчество. Наука», где каждая точка зрения не просто выслушана, а имела место БЫТЬ, где взрослый учится у ребенка «не лукавя, отстаивать истину». Результат — не только выполненные на высоком научном и техническом уровнях проекты, уверенно представленные самими юными авторами, но и осознающие свою профессиональную состоятельность педагоги. Причем среди юных талантов были и первоначально не вполне успевающие по некоторым школьным предметам ученики. Но сегодня они побеждают на олимпиадах разных уровней, уверенно чувствуют себя в школе среди сверстников.

Можно сделать вывод: овладение знаниями, умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности, имеющими социальную значимость и общественную ценность, создает условия для творчества, позволяет более мобильно ориентироваться в профессиональной информации, решать

Книжная полка

педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные приемы педагогического мышления. Открытое педагогическое мышление, по сути, становится источником творческих форм и методов педагогической деятельности, содействующих раскрытию потенциальных сущностных сил одаренного ребенка в творчестве, общении и общественной деятельности.

Образование является частью культуры, в которой фундаментальные ценности выступают как общечеловеческие, принадлежащие культуре в целом, и лишь принимают различные, даже отрицающие их самих, формы при их реализации в конкретных условиях [3]. Одаренный ребенок от рождения личность — открытое существо, реализующее себя в многообразном, созидательном общении с другими. Осознание самоценности человеческой личности определяет сегодня стратегическую цель образования — гуманизацию личности. Будем надеяться, эпоха информационного скачка унесет нас далеко на просторы Вселенной. Потребность в научном познании здесь безгранична. И одаренные дети - сегодня исследователи научного знания, а завтра его прирожденные создатели — перевернут новую страницу прогресса открыто и гуманно мыслящей человеческой цивилизации.

Библиографический список

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992. - 528 с. - С. 44-48.

2. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. — М.: Педагогика, 1977, с. 30-35.

3. Краевский В.В. Ценностные ориентации как основа стратегии образования. — www. bim bad, 2006, с. 4-16.

4. Кулемзина А.В. Детская одаренность как предмет педагогического анализа. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н. — Томск, 2005, с. 3-4, 18-34.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981, с. 41-69.

6. Москвичев Ю.Н. Гуманитарный аспект научного исследования. - Материалы научной конференции «Третий Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия». — М.: Ассоциация «Интернет-социум», 2003-2004, с. 1-2.

7. Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997, с. 243-245.

ПАРЦ Ольга Степановна, аспирантка кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, магистр педагогики, научный консультант и методист МОУ ДОД ЦДО «Эврика» г. Омска.

САМОХВАЛОВА Лидия Петровна, директор МОУ ЦДО «Эврика», г. Омск

Дата поступления статьи в редакцию: 24.10.06 г.

© Парц О.С., Самохвалова Л.П.

Клягин Н.В. Современная научная картина мира: Учеб. пособие для вузов. — М.: Логос, 2007. — 264 с.

Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник для вузов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 624 с.

тгт

ПСИХОЛОГО-ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАуКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.