Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации системы нравственно-эстетического воспитания'

Педагогические условия реализации системы нравственно-эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич, Дендиева Раиса Умархажиевна

В статье представлены методы воспитания младших школьников, развития эстетического вкуса через этнопедагогические традиции чеченского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич, Дендиева Раиса Умархажиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF MORAL AND AESTHETIC EDUCATION SYSTEM

The article summarizes the way of civilizing younger pupils and the development of aesthetic taste by means of chechen ethnopedagogical traditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации системы нравственно-эстетического воспитания»

Раздел IV. ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

УДК 378

Ш.М-Х. Арсалиев Р.У. Дендиева

8ЬауаШ ЛгеаИеу

к;й«1 БепШеуа

Общественно-экономические преобразования на современном этапе предъявляют повышенные требования к воспитанию подрастающего поколения, так как общество находится в условиях духовного обнищания, практикуется пропаганда средствами массовой информации не лучших образцов поведения. Возрождение прогрессивных этнопедагогических традиций воспитания, уровень и само содержание воспитательной работы с учащимися младших классов приобретает на данном этапе самое важное значение [3].

Целе-ориентационные педагогические условия связаны с целеполаганием, формированием тех личностных и предметных компетентностей, на которые ориентирована система нравственно-эстетического воспитания. Под целе-ориентационными педагогическими условиями реализации системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы мы понимаем:

— ориентацию образовательного процесса на развитие личности учащихся начальной школы как будущего носителя и творца региональной культуры;

— ориентацию образовательного процесса на осознание ценностей региональной культуры как личностно значимых в процессе становления личности.

Чувство причастности к национальной культуре способствует пробуждению национальной гордости и достоинства личности. Это, в свою очередь, является важной составляющей процесса воспитания и способствует формированию у личности системы национальных ценностей, основу которых составляют духовно-нравственные принципы народа. Безнравственность является результатом потери национальных корней. Поэтому особого внимания требует социальное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Знакомить детей с правилами поведения и общения, с нравственными нормами общества недостаточно, необходимо в совместных воспитательных действиях педагогов и родителей формировать нравственные качества, устойчивость к неблагоприятным и негативным условиям, которые в последующем станут основой для нравственных поступков. Содержание этнопеда-гогики чеченцев, формы и методы воспитания подрастающего поколения основаны на мудрости и жизненном опыте представителей старших поколений, они вырабатывались на протяжении веков, поэтому их использование дает эффективные результаты [1; 4].

© Арсалиев Ш.М-Х., Дендиева Р.У., 2014

Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия

В современных общественно-политических условиях развития образования очень важно обеспечить преемственность поколений путем приобщения детей к процессу творчества. При этом чем разнообразнее материал приобщения, тем больше интерес у детей возрастает. Сам объект изучения и познания, будь то вышивка, ткачество, лепка, роспись по ткани, становится важным фактором постижения уровня мастерства на основе системного обучения, которое включает в себя совокупность теоретических и практических знаний, куда входит и история. Историческая преемственность, являясь одним из условий общественного прогресса, дает возможность подрастающим поколениям овладеть, развить и обогатить все то лучшее в духовно-нравственной сфере, что было создано до них [3; 5].

Известно, что фундаментом нравственного воспитания является усвоение простых норм морали, в процессе чего вырабатываются нравственные качества, переходящие затем в убеждения. Чем меньше возраст у ребенка, тем больше внимания надо обратить на воспитание таких качеств, как честность, скромность, трудолюбие, уважение к окружающим, особенно к старшим. Задача родителей и учителей состоит в том, чтобы эти нравственные нормы проникли в души детей и стали для них субъективно значимыми. Человеческие ценности, кроме накопления нравственных и духовных ценностей, предполагают формирование у подрастающих поколений способности создавать новые системы ценностных отношений между людьми. [2; 4; 5]

Ценностно-содержательные педагогические условия связаны содержательной стороной учебно-воспитательного процесса, его информационной составляющей, этнопедагогическими и этнокультурными компонентами. Создание ценностно-содержательных педагогических условий означает:

— включение особенностей этнопедагогической системы чеченцев в образовательный процесс как неотъемлемого содержательного компонента, отбор и структурирование ценностей и традиций региональной этнопедагогической культуры;

— отражение в содержании образования учащихся начальной школы самобытности и уникальности региональной этнопедагогической культуры во взаимосвязи с российской и мировой;

— раскрытие внутренних связей между современной социокультурной ситуацией в регионе и культурологическими предпосылками ее формирования на примере использования регионально-художественных материалов.

В ситуации глубокого кризиса духовности, в которой оказалась наша страна в результате глобальных изменений в общественно-политическом устройстве, повышение уровня нравственно-эстетического воспитания, опирающегося на богатый воспитательный потенциал народов России, в контексте поставленных обществом и государством задач педагогического процесса приобретает особую значимость. Как свидетельствуют результаты данного исследования, чеченская этнопедаго-гика обладает богатым нравственно-эстетическим потенциалом. Между тем, педагогическими коллективами школ республики недостаточно используются богатейшие возможности народной педагогики в практике школьного воспитания, в частности, младших школьников. С целью качественного улучшения ситуации, на наш взгляд, необходимо:

— осознание педагогическими коллективами, что полноценное духовное развитие личности школьника невозможно, если он не ощущает себя частью своего народа, его духовной культуры, которая является лучшей школой нравственности и красоты;

— при разработке учебных и воспитательных планов всех звеньев школьного обучения учитывать воспитательные возможности народных традиций и шире использовать их на уроках и во внеурочной деятельности учащихся в соответствии с принципом системности;

— в системе работы по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся необходимо предусмотреть реальные возможности родительского сообщества, особенно тех семей, в которых существуют богатые традиции семейного воспитания нравственных норм;

— руководителям учреждений системы образования необходимо принять во внимание, что

Вестник Университета № 8, 2014

задачу воспитания нравственно-эстетической культуры с опорой на народные традиции успешно решать может лишь педагог, который сам является носителем высокой духовности, включающей народную культуру;

— с целью профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к целенаправленной системной работе по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников на народных традициях пересмотреть вузовские программы и включить в учебные планы всех педагогических учебных заведений Северного Кавказа по национально-региональному компоненту учебный курс «Традиции кавказских народов в духовно-нравственном воспитании младших школьников»;

— с целью стимулирования деятельности педагогических коллективов по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся на народных традициях рекомендовать руководителям субъектов СКФО включать в программы грантов данную тематику и привлекать к грантовой деятельности педагогов начальных классов.

Психолого-методические педагогические условия связаны с организацией учебного процесса и включают:

— субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе, обеспечивающее общность ценностей и целей нравственно-эстетического воспитания;

— творческое переосмысление известных и разработка инновационных форм и методов работы с региональным этнопедагогическим материалом;

— опора на развитие личности учащихся начальной школы и их творчество;

— расширение пространства использования форм и видов познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информационных технологий и теории управления познавательной деятельностью. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает, как минимум, два последовательно осуществляемых этапа: внедрение в учебный процесс личностно-ориентированных технологий образования, воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Для освоения новых педагогических технологий требуется время и специальная подготовка учителя. Соблюдение выявленных нами педагогических условий позволит обеспечить эффективное функционирование системы нравственно-эстетического воспитания учащихся начальной школы на основе использования региональных этнопедагогических и культурных традиций.

Библиографический список

1. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование национальной культуры в подготовке учителей начальных классов: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 200 с.

2. Николаев В. Л. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы / В. Л. Николаев. -М., 1998. - 178 с.

3. Солдатенков А. Д. Поликультурное образование в многонациональной школе - основа диалога культур и стабилизации общества: психолого-педагогический сборник. - Вып. 1. - M., 2000. - С. 91-97.

4. Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев / З.И. Хазбулатова. - Назрань: Пилигрим, 2007. - С. 73-75.

5. Устное народное творчество вайнахов: учеб. для студентов вуза. - Грозный, 1977. - С. 37-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.