Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / оздоровительная физическая культура / педагогические условия / спортивно-оздоровительное самосовершенствование / students / health-improving physical culture / pedagogical conditions / sports and health-improvement self-improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Ирина Александровна, Токарев Геннадий Николаевич

Определены педагогические условия реализации оздоровительной задачи спортивно-оздоровительного самосовершенствования при самостоятельных занятиях студентов. Отмечена их эффективность в индивидуализации физических нагрузок с учетом механизмов и закономерностей систем энергообеспечения мышечной деятельности. Установлены положительная динамика показателей сформированности мотивации к здоровому стилю жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение уровня функционального состояния кардиореспираторной системы организма испытуемых в процессе занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Ирина Александровна, Токарев Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE HEALTHY PROBLEM OF SPORTS AND HEALTHY SELF IMPROVEMENT OF STUDENTS

The pedagogical conditions for the implementation of the health-improving task of sports and health-improving self-improvement during independent studies of students are determined. Their effectiveness in the individualization of physical activity is noted, taking into account the mechanisms and patterns of energy supply systems for muscle activity. A positive dynamics of indicators of the formation of motivation for a healthy lifestyle and systematic physical exercises, an increase in the level of the functional state of the cardiorespiratory system of the subjects in the process of training were established.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-43-50

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

И.А. Пономарева, Г.Н. Токарев

Определены педагогические условия реализации оздоровительной задачи спортивно-оздоровительного самосовершенствования при самостоятельных занятиях студентов. Отмечена их эффективность в индивидуализации физических нагрузок с учетом механизмов и закономерностей систем энергообеспечения мышечной деятельности. Установлены положительная динамика показателей сформированности мотивации к здоровому стилю жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение уровня функционального состояния кардиореспираторной системы организма испытуемых в процессе занятий.

Ключевые слова: студенты, оздоровительная физическая культура, педагогические условия, спортивно-оздоровительное самосовершенствование.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE HEAL THY PROBLEM OF SPORTS AND HEAL THY SELF IMPROVEMENT OF STUDENTS

Ponomareva I.A., candidate of medical sciences, associate professor, ia ponomareva@ mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University,

Tokarev G.N., senior lecturer, mirgen24@ mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Don State Technical University

The pedagogical conditions for the implementation of the health-improving task of sports and health-improving self-improvement during independent studies of students are determined. Their effectiveness in the indi-vidualization of physical activity is noted, taking into account the mechanisms and patterns of energy supply systems for muscle activity. A positive dynamics of indicators of the formation of motivation for a healthy lifestyle and systematic physical exercises, an increase in the level of the functional state of the car-diorespiratory system of the subjects in the process of training were established.

Key words: students, health-improving physical culture, pedagogical conditions, sports and health-improvement self-improvement.

Пономарева Ирина Александровна, канд. мед. наук, доц., ia ponomareva@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет,

Токарев Геннадий Николаевич, старший преподаватель, mirgen24@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Донской государственный технический университет

Низкий уровень показателей современного состояния здоровья студенческой молодежи актуализирует решение задач по разработке и реализации педагогических основ оздоровительной физической культуры в системе высшего образования. Стратегической основой в решении оздоровительных задач должны быть педагогические условия индивидуализации и особенностей проектирования программ по физическому воспитанию студентов.

Уникальность организма человека как сложнейшей единой саморегулирующейся системы и современные научные достижения по его изучению требуют интеграции фундаментальных зна-

ний о механизмах здоровья и их практического внедрения в оздоровительной физической культуре. В современных условиях пандемии актуальность оздоровительной физической куль-

туры определяется необходимостью увеличения резервов энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризующих уровень иммунитета организма.

По сравнению со спортом, где тренировочный процесс является зоной моделирования, изучение и раскрытие возможностей человека в условиях на грани экстремальных, оздоровительная физическая культура по большей своей части предназначена для эффективного решения оздоро -вительных задач. Однако в общее понятие «оздоровительные задачи» входят различные весьма важные компоненты, не противоречащие, а раскры -вающие и дополняющие основную направленность оздоровления, а именно:

1) количественная оптимизация двигательной активности человека (важнейшая задача, направленная на сохранение вида);

2) рост общих резервов организма (кумулятивный эффект) за счет повышения уровня функционального состояния основных систем организма и тренированности;

3) облегчение адаптации к изменяющимся условиям среды (как следствие совершенствования регуляторных механизмов);

4) улучшение психоэмоционального состояния и умственной работоспособности (эффект «перекрестной» адаптации);

5) развитие физических качеств;

6) совершенствование двигательных навыков и умений;

7) воспитательная направленность (формирование «моды» на здоровье, мотивации к здоровому стилю жизни, культуры личности «безопасного типа», культуры активной рекреации и т. д.);

8) коммуникативная составляющая [10].

С.И. Белых [1] отмечает, что развитие физической культуры лично -сти невозможно без актуализации и осознания ценностей здоровья и силы, сформированности индивидуально значимых мотивов к занятиям, системы специальных знаний, понятий и умений, а также необходимых компетенций их употребления.

Для решения оздоровительной задачи на занятиях физической культурой необходим комплекс знаний об основных закономерностях обеспечения в организме регуляторных воздействий и процессах, происхо -дящих при занятиях физическими упражнениями различной направленности и длительности. Мнение о том, что движения (то есть спортивных занятий, а не просто двигательной активности) должно быть - чем больше, тем лучше, ошибочно и опасно [4, 9, 11].

Физические нагрузки, как и любое воздействие на организм (шум, лекарство, кислород и т. д.), должны быть применены в определенной дозе, грамотно и к месту. Для подбора упражнений, распределения их по тренировочным микро- и мезоциклам, осуществления физиологически обосно-

ванного чередования с учетом направленности (через мощность, длительность и интервалы отдыха) необходимы: комплекс знаний, включающий понимание физиологических и психологических основ и компонентов здоровья, а также механизмов воздействия упражнений различной направленности на показатели функционального состояния и общей физической под -готовленности занимающихся; умение анализировать внешние и внутренние предпосылки и условия для выбора здоровьеформирующих технологий и физкультурно-оздоровительных занятий и осуществлять контроль и самоконтроль определенных показателей при занятиях физическими упражнениями; определение оптимальных физических нагрузок и рациона сбалансированного питания [2, 3, 14].

Целью настоящего исследования явилось определение педагогических условий реализации оздоровительной задачи спортивно-оздоровительного самосовершенствования при самостоятельных занятиях студен -тов.

Задачи исследования:

- определить на основе современных исследований педагогические условия реализации оздоровительной задачи спортивно-оздоровительного самосовершенствования;

- разработать практические рекомендации для самостоятельных занятий студентов спортивно-оздоровительным самосовершенствованием;

- определить эффективность предложенных рекомендаций.

Методика и организация исследования. Апробация эффективности педагогических условий реализации оздоровительной задачи спортивно-оздоровительного самосовершенствования при самостоятельных занятиях студентов проводилась в Южном федеральном университете (ЮФУ) и Донском государственном техническом университете (ДГТУ). В исследовании приняли участие 356 студентов 1-го курса гуманитарных направлений подготовки.

Применяемые методы исследования: теоретический анализ, педаго -гическое моделирование, анкетирование, физиометрическая диагностика уровня функционального состояния кардиореспираторной системы, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Основные подходы к определению педагогических условий реализации оздоровительной задачи спортивно-оздоровительного самосовершенствования при самостоятельных занятиях студентов базируются на межпредметной интеграции результатов понимания механизма процессов, происходящих в организме как единой саморегулирующейся системе в условиях физической нагрузки.

Исходя из общей теории систем К.Л. фон Берталанфи, двигательная деятельность человека обладает всеми характеристиками открытых живых систем, зависящих от условий окружающей среды. Руководствуясь тео-рией живых систем, для определения оптимальной двигательной деятель-

ности можно исходить из принципов адекватности и минимализации энерготрат для достижения определенной цели.

Согласно теории структурности движений Н.А. Бернштейна («реф -лекторного кольца») и учения о функциональных системах П.К. Анохина («акцептор результата действия»), для изучения двигательной деятельно -сти предлагается принцип обратной афферентации (сенсорных коррекций и обратной связи) и иерархического управления.

При этом критериями оптимальности физических нагрузок оздоровительной направленности являются положительные физиологические сдвиги в кислородтранспортных и регуляторных системах организма занимающихся, выражающиеся в повышении уровня функционального состояния кардиореспираторной и вегетативной нервной систем.

В данном случае средством оптимизации физических нагрузок, именно оздоровительной направленности, выступает соответствие законам кинезисэнергономики, когда реализация определенных упражнений аэробной, аэробно-анаэробной, анаэробно-аэробной, анаэробно-гликолитиче-ской и анаэробно-алактатной направленности осуществляется через понимание соотношения и очередности дозирования мощности упражнения, его длительности и интервалов отдыха между упражнениями и между сериями, а также количество серий и повторений.

На основании всестороннего анализа современных данных [1-15], к педагогическим условиям, которые в контексте настоящего исследования понимаются нами, как обстоятельства, определяющие протекание реализации оздоровительной задачи физического воспитания и гарантирующие определенные результаты физкультурно-оздоровительного процесса, отнесены:

- учет внешних и внутренних факторов образовательной среды вуза при организации физкультурно-оздоровительной работы;

- гуманитарные технологии организации различных форм занятий физическими нагрузками оздоровительной направленности;

- изучение потребностей и интересов студентов в вопросах здо-ровьеформирования методами и средствами оздоровительной физической культуры;

- определение критериев оптимальности как результирующей характеристики занятий;

- определение критериев оптимизации нагрузки как основополагающей переменной в контуре управления организации процесса занятий физическими нагрузками оздоровительной направленности;

- осуществление мониторинга показателей физического развития, уровня здоровья и функционального состояния, общей физической подго -товленности и развития физических качеств занимающихся;

- осуществление мониторинга показателей сформированности ком -петентности в сфере здоровьеформирования методами и средствами физи -ческой культуры и в области контроля, самоконтроля и нормирования физических нагрузок оздоровительной направленности.

Эффективность предложенных рекомендаций на основании разра -ботанных педагогических условий подтверждается положительной динамикой показателей сформированности мотивации к здоровому стилю жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями, повышением уровня знаний в сфере здоровьеформирования через оптимально дозированную двигательную активность и применение упражнений раз -личной направленности, а также тенденцией к повышению уровня функционального состояния кардиореспираторной системы организма испытуемых в процессе занятий.

Так, 86,8 % студентов ЮФУ и 71,7% ДГТУ отметили, что готовы и в дальнейшем самостоятельно (помимо занятий в вузе) заниматься спор -тивно-оздоровительным самосовершенствованием более одного раза в неделю, 84,4 и 76,8 % студентов соответственно на достаточном уровне освоили основы проектирования комплексов упражнений для самостоятельных занятий с учетом энергетических характеристик, более 92 % студентов обоих вузов сформировали навык контроля и самоконтроля показателей функционального состояния кардиореспираторной системы, более чем у 88 % студентов отмечена положительная динамика функциональных показателей.

Вывод. Соблюдение педагогических условий, направленных на оп -тимизацию двигательного режима и индивидуализацию физических нагрузок с учетом механизмов и закономерностей систем энергообеспечения мышечной деятельности в соответствии с индивидуальным уровнем здо -ровья и функционального состояния, определяет эффективность реализации оздоровительной задачи физического воспитания.

Список литературы

1. Белых С.И., Черниговская С.А. О формировании личностной фи -зической культуры студентов в процессе физического воспитания (в аспекте физкультурной деятельности) // Физическое воспитание студен -тов. 2013. № 2. С. 18-24.

2. Бондин В.И., Пономарев А.Е. Современные подходы к оптимиза -ции физических нагрузок оздоровительной направленности в сфере физического воспитания студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 10. С. 17-22.

3. Бондин В.И., Толстокора О.Н. Проектирование физкультурно-оздоровительных программ в сфере физического воспитания студентов бакалавриата. М.: Мир науки, 2020. 103 с.

4. Курысь В.Н., Денисенко В.С., Гзирьян Р.В. Телесно-двигательное упражнение как ценность человеческого бытия // Вестник Северо -Кавказского федерального университета. 2016. № 2 (53). С. 136-142.

5. Лукьяненко В.П., Любецкий Н.П. Стратегия формирования соци -ального и физического здоровья российской молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 75-77.

6. Магин В.А. Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (8о). С. 235-237.

7. Особенности содержания программ по физическому воспитанию студентов вузов / А.А. Зайцев [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2017. № 2. С. 103-104.

8. Пащенко Л.Г. Оптимизация физической активности студентов -первокурсников // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. С. 12-14.

9. Пономарев А.Е. Физиологическое нормирование физических на -грузок как фактор здоровьесбережения студентов // Физическое воспита -ние и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов конф. Ростов н/Д: Изд-во РЮИ, 2018. С. 255-258.

10. Пономарева И.А. Современные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию содержания и ме -тодики оздоровительной физической культуры // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3. С. 12-15.

11. Ревенко Е.М., Сальников В.А. Индивидуализация физического воспитания: проблемы и перспективы реализации // Ученые записки уни -верситета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 359-367.

12. Стрелецкая Ю.В. Педагогическое проектирование образовательного процесса по физической культуре и спорту в непрофильном вузе // Актуальные проблемы науки в области АПК: сб. материалов науч.-практ. конф. Великие Луки, 2021. С. 103-105.

13. Щетинина С.Ю. Гуманитарные технологии организации уроч -ных и внеурочных форм занятий в условиях интегрированной воспиты -вающей физкультурно-спортивной среды // Теория и практика физической культуры. 2012. № 3. С. 102-106.

14. A longitudinal examination of students' health behaviours during their first year at university / A.M. Gibson [et al.] // Journal of Further and Higher Education. 2018. Vol. 42. N 1. P. 36-45.

15. Physical literacy, physical activity and health: toward an evidence-informed conceptual model / J. Cairney [et al.] // Sports Medicine. 2019. Vol. 49. N 3. P. 371-383.

References

1. Belyh S.I., Chernigovskaya S.A. O formirovanii lichnostnoj fizicheskoj kul'tury studentov v processe fizicheskogo vospitaniya (v aspekte fizkul'turnoj deyatel'nosti) [On the formation of personal physical culture of students in the process of physical education (in the aspect of physical culture activity] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2013. No. 2. P. 18-24.

2. Bondin V.I., Ponomarev A.E. Sovremennye podhody k optimizacii fizicheskih na-gruzok ozdorovitel'noj napravlennosti v sfere fizicheskogo vospitaniya studentov [Modern approaches to optimizing physical loads of a health-improving orientation in the field of physical education of students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 10. P. 17-22.

3. Bondin V.I., Tolstokora O.N. Proektirovanie fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm v sfere fizicheskogo vospitaniya studentov bakalavriata [Designing physical culture and health programs in the field of physical education of undergraduate students]. M.: Mir nauki, 2020. 103 p.

4. Kurys' V.N., Denisenko V.S., Gzir'yan R.V. Telesno-dvigatel'noe uprazhnenie kak cennost' chelovecheskogo bytiya [Body-motor exercise as a value of human existence] // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Bulletin of North Caucasian Federal University]. 2016. No. 2 (53). P. 136-142.

5. Luk'yanenko V.P., Lyubeckij N.P. Strategiya formirovaniya social'nogo i fizicheskogo zdorov'ya rossijskoj molodezhi [Strategy for the formation of social and physical health of Russian youth] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2016. No. 1. P. 75-77.

6. Magin V.A. Teoreticheskie podhody k organizacii vospitatel'noj deyatel'nosti stu-dencheskoj molodezhi [Theoretical approaches to the organization of educational activities of student youth] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2020. No. 1 (80). P. 235-237.

7. Osobennosti soderzhaniya programm po fizicheskomu vospitaniyu studentov vu-zov [Features of the content of programs for the physical education of university student ] / A.A. Zajcev [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 2. P. 103-104.

8. Pashchenko L.G. Optimizaciya fizicheskoj aktivnosti studentov-pervokursnikov [Optimization of physical activity of first-year students] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 7. P. 12-14.

9. Ponomarev A.E. Fiziologicheskoe normirovanie fizicheskih nagruzok kak faktor zdorov'esberezheniya studentov [Physiological rationing of physical loads as a factor of students' health saving] // Physical education and sport: topical issues of theory and practice: sat. materials conf. Rostov n/D: Publishing house of RUI, 2018. P. 255-258.

10. Ponomareva I.A. Sovremennye napravleniya fundamental'nyh i prikladnyh issle-dovanij po nauchnomu obosnovaniyu soderzhaniya i metodiki ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury [Modern directions of fundamental and applied research on the scientific substantiation of the content and methods of health-improving physical culture] // Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya [Proceedings of the Rostov State University of Communications]. 2017. No. 3. P. 12-15.

11. Revenko E.M., Sal'nikov V.A. Individualizaciya fizicheskogo vospitaniya: prob-lemy i perspektivy realizacii [Individualization of physical education: problems and prospects for implementation] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 4 (182). P. 359-367.

12. Streleckaya Yu.V. Pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatel'nogo processa po fizicheskoj kul'ture i sportu v neprofil'nom vuze [Pedagogical design of the educational process in physical culture and sports in a non-core university] // Actual problems of science in the field of agrarian and industrial complex: coll. materials scient.-pract. conf. Velikiye Luki, 2021. P. 103-105.

13. Shchetinina S.Yu. Gumanitarnye tekhnologii organizacii urochnyh i vneurochnyh form zanyatij v usloviyah integrirovannoj vospityvayushchej fizkul'turno-sportivnoj sredy [Humanitarian technologies for the organization of lesson and extracurricular forms of classes in the conditions of an integrated educational physical culture and sports environment] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury]. 2012. No. 3. P. 102-106.

14. A longitudinal examination of students' health behaviours during their first year at university / A.M. Gibson [et al.] // Journal of Further and Higher Education. 2018. Vol. 42. N 1. P. 36-45.

15. Physical literacy, physical activity and health: toward an evidence-informed conceptual model / J. Cairney [et al.] // Sports Medicine. 2019. Vol. 49. N 3. P. 371-383.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.