Научная статья на тему 'Педагогические условия развития внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки'

Педагогические условия развития внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ATTENTION FEATURES / VOLUNTARY ATTENTION / CONCENTRATION OF ATTENTION / ATTENTION SPAN / DISTRIBUTION OF ATTENTION / EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сластя А. В., Костюнина Л. И.

В статье раскрываются и научно обосновываются педагогические условия развития произвольного внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки. К ним относятся: создание устойчивой тренировочной мотивации, активизация познавательной деятельности, гуманно ориентированный подход, формирование способности к самоконтролю и саморегуляции, рациональное соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сластя А. В., Костюнина Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF ATTENTION AT BOXERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

The article reveals and scientifically substantiates the pedagogical conditions for development of voluntary attention at young boxers at the stage of initial preparation. These conditions are the creation of steady training motivation, activization of cognitive activity, a human-oriented approach, formation of the ability of self-control and self-regulation, rational correlation of voluntary and involuntary attention.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки»

УДК 796.072.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ*

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF ATTENTION AT BOXERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

А. В. Сластя, Л. И. Костюнина A. V. Slastya, L. I. Kostyunina

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Аннотация. В статье раскрываются и научно обосновываются педагогические условия развития произвольного внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки. К ним относятся: создание устойчивой тренировочной мотивации, активизация познавательной деятельности, гуманно ориентированный подход, формирование способности к самоконтролю и саморегуляции, рациональное соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

Abstract. The article reveals and scientifically substantiates the pedagogical conditions for development of voluntary attention at young boxers at the stage of initial preparation. These conditions are the creation of steady training motivation, activization of cognitive activity, a human-oriented approach, formation of the ability of self-control and self-regulation, rational correlation of voluntary and involuntary attention.

Ключевые слова: свойства внимания, произвольное внимание, концентрация внимания, объем внимания, распределение внимания, учебно-тренировочный процесс, педагогические условия.

Keywords: attention features, voluntary attention, concentration of attention, attention span, distribution of attention, educational and training process, pedagogical conditions.

Актуальность исследуемой проблемы. Внимание как одно из психических качеств человека характеризует динамическую сторону познавательных процессов и поэтому определяет эффективность и результативность деятельности, особенно тех ее видов, которые связаны с высоким уровнем психической активности [2], [3], [7].

Соревновательная деятельность в боксе предъявляет повышенные требования к качеству протекания познавательных психических процессов, обеспечивающих полное и точное восприятие постоянно меняющихся ситуаций поединка, быструю переработку большого объема постоянно поступающей информации, вероятностное прогнозирование тактических ситуаций, умственное решение оперативных тактических задач, контроль и коррекцию своих действий, нацеленных на их решение. Это требует высокой способности концентрировать, распределять и переключать внимание в процессе соревновательного противоборства с соперником [1], [4], [6], [8], [11], [12]. Объем внимания обеспечивает возможность одновременного контроля релевантных факторов боксерского поедин-

* Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 2 шифр 6.663.2011

ка. Способность к быстрому переключению внимания дает возможность спортсмену оперативно реагировать на мгновенные изменения ситуации боя, концентрация внимания на действиях соперника позволяет предугадать развитие боевой ситуации и создать необходимые условия для реализации собственных тактических действий.

В процессе тренировочной и соревновательной деятельности различные свойства внимания боксеров находятся в органическом единстве с другими компонентами познавательной и двигательной деятельности, обеспечивают условия для повышения эффективности когнитивно-моторных функций, способствуют дальнейшему спортивному совершенствованию [4], [5], [12].

Высокий уровень развития внимания является не только существенным фактором результативности соревновательных действий боксера, но и необходимым условием успешного решения задач технико-тактической подготовки [1], [5], [8], [11], [12].

Наряду с этим в педагогической практике развитию внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки отводится незначительное место. Одной из причин сложившейся ситуации является, как показал осуществленный нами анализ научнометодической литературы, то, что вопросы развития внимания у юных боксеров не были предметом самостоятельного научного исследования.

В этом плане можно выделить работу В. И. Локштанова [5], в которой обоснована последовательность обучения технико-тактическим действиям на этапе начальной подготовки на основе развития способности спортсмена к концентрации внимания на ключевых моментах, связанных с выявлением положений уязвимости соперника и его предупреждающих действий для начала основного, атакующего действия. Способность к концентрации внимания боксера развивается в процессе целенаправленной организации мыслительных процессов, обеспечивающей формирование установки на подготовку и проведение конкретного приема, организацию внутренней речи, обусловливающей алгоритм выполнения действий. Ряд специалистов подчеркивают, что формирование внимательности является важным звеном в развитии тактического мышления боксеров. В процессе технико-тактического совершенствования внимание боксера рекомендуется сосредоточивать преимущественно на мышечно-двигательных ощущениях: свободе движений, расслаблении, оптимальном темпе движений [9], [10], [11].

В целом, можно говорить о существовании противоречий:

- на социально-практическом уровне - между высокой значимостью свойств внимания для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности в боксе, с одной стороны, и недостаточным уровнем их развития у боксеров - с другой;

- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью направленного педагогического воздействия на развитие свойств внимания у юных боксеров, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью педагогических условий эффективного решения этой задачи - с другой.

Существование этих противоречий определило актуальность проблемы выявления и научного обоснования педагогических условий повышения эффективности процесса развития свойств внимания у юных боксеров на этапе начальной подготовки. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Для достижения этой цели нами последовательно решались две частные задачи:

- выявить педагогические условия развития свойств внимания у боксеров на этапе начальной подготовки;

- теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность реализации этих условий в учебно-тренировочном процессе боксеров 10-13 лет.

Материал и методика исследований. Для решения вышеуказанных задач применялся комплекс методов исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, методики психодиагностики, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической литературы применялись для выявления и теоретического обоснования педагогических условий развития свойств внимания у боксеров на этапе начальной подготовки.

Методики психодиагностики «Корректурные пробы Бурдона» и «Таблицы Горбова» применялись для измерения показателей свойств внимания.

Педагогическое тестирование применялось для оценки показателей техникотактической подготовленности. Использовались следующие тестовые упражнения: тест на точность удара [4]; тест на передвижение, на защиту [10].

Педагогический эксперимент проводился для проверки эффективности практической реализации выявленных нами педагогических условий развития внимания у боксеров на этапе начальной подготовки.

Методы математической статистики применялись для количественного анализа результатов исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Педагогическими условиями развития внимания у юных боксеров являются:

1. Создание устойчивой мотивации к тренировочным занятиям, развитие интереса к результатам деятельности. Формирование устойчивой мотивация к тренировочным занятиям обеспечивается доступностью и посильностью учебных задач и обусловлено дифференцированным подходом к выбору средств и методов с учетом индивидуальных личностных качеств юного спортсмена, познавательной активностью, особенностями восприятия обучающих воздействий.

2. Активизация познавательной деятельности предполагает формирование у боксеров осознанного отношения к учебно-тренировочному процессу на основе комплексной реализации дидактических принципов (сознательности, оптимальной трудности заданий, связи обучения с практикой, индивидуализации); широкого использования возможностей наглядного и словесного методов. Сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для спортсмена определенный жизненный смысл. Понимание каждой двигательной задачи, поставленных целей и возможных путей их достижения формируется благодаря акцентированию внимания боксера на восприятии четких методических указаний тренера, обстоятельному разъяснению приемов выполнения технического действия, совместному обсуждению значимости ведущих элементов техники, организации мыследействия.

3. Реализация гуманно ориентированного подхода к юным боксерам. Гуманно ориентированный подход обусловливает активизацию внутреннего, духовного мира спортсменов, наполняет тренировочно-соревновательную деятельность личностным смыслом, отношением, фиксирует субъектный опыт спортивной деятельности, является предпосылкой личностного развития.

4. Формирование способности к самоконтролю и саморегуляции психического состояния. Формирование навыков самоконтроля обеспечивает системную организацию внимания

юного боксера в процессе тренировочной деятельности на выполняемых двигательных действиях, на точном восприятии и выполнении указаний тренера, оценке действий соперника. Саморегуляция психического состояния обеспечивает повышение уровня активации основных функциональных систем организма, способствует проявлению волевых усилий, обеспечивает высокую концентрацию внимания в условиях утомления и помех.

5. Рациональное соотношение произвольного и непроизвольного внимания. Выявление оптимального соотношения произвольного и непроизвольного внимания в структуре общего внимания юного боксера определяет характер и содержание тренировочных задач, обусловливающих необходимость проявления волевых качеств при формировании произвольного внимания. Это достигается стимулированием преодоления препятствий спортивной деятельности - страха, боязни, неуверенности, психической напряженности, тревоги, слабой мобилизации, а также сосредоточенностью на своих действиях, ощущениях и др. В то же время необходимо обеспечивать условия для развития непроизвольного внимания (создание положительного психоэмоционального фона занятий, сохранение привлекательности и интереса к выполнению упражнений, последовательность и систематичность требований тренера и др.). У каждого спортсмена складываются собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей, уровня развития интеллектуальных качеств, подготовленности, черт характера) и оптимальный уровень физической нагрузки, обеспечивающий совершенствование адаптационных механизмов. В связи с этим необходима индивидуализация тренировочных воздействий, обеспечивающих развитие произвольного и непроизвольного внимания, с учетом особенностей распределения и объема внимания, особенно у начинающих боксеров.

В формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 36 боксеров в возрасте от 10 до 13 лет, занимавшихся в группе начальной подготовки (первый год обучения).

В контрольную группу (КГ) были включены 17 человек, в экспериментальную группу (ЭГ) - 19 человек.

Развитие свойств внимания у спортсменов КГ осуществлялось по общепринятой методике в соответствии с рекомендациями, изложенными в примерных учебных программах для ДЮСШ. У испытуемых ЭГ решалась с учетом выявленных нами педагогических условий.

В учебно-тренировочном процессе юных боксеров ЭГ мы придерживались основных дидактических принципов, способствующих активной, осознанной деятельности боксеров. В подготовительной части тренировочного занятия для настройки и организации внимания юных боксеров применялись командные, строевые упражнения, перестроения с выполнением специальных заданий по зрительному или звуковому сигналу. Например, стоящие в строю боксеры рассчитываются на первый, второй, третий (четвертый); затем по команде тренера: «Первый номер - боковой в голову, второй - нырок, третий - два прямых (и т. д.) - начинай!», начинают выполнять задание. Содержание команд постоянно меняется, усложняются двигательные действия, что требует от спортсменов проявления активного внимания, избирательности.

В целях формирования осознанного восприятия спортсменами новой техники в процессе освоения новых упражнений были организованы просмотры учебных видеоматериалов с подробным комментированием роли и значимости каждого элемента техники и акцентированием внимания на пространственных, временных, динамических параметрах выполняемого движения.

С целью мобилизации внимания боксеров при выполнении комбинации ударов, защит и передвижений применялся такой метод, как словесная инструкция, сопровождающаяся показом совершенно других комбинаций движений. При выполнении общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений внимание спортсмена сосредоточивалось на ключевых элементах, определяющих успешность выполнения и качество всего упражнения, при этом применялись словесные установки, команды, образные выражения, обеспечивающие внутреннюю мобилизацию юного боксера.

В таблице 1 приведены показатели развития свойств внимания у юных боксеров в начале педагогического эксперимента и после его завершения. Установлено, что показатели внимания у боксеров КГ и ЭГ до педагогического эксперимента не имеют статистически значимых различий.

Таблица 1

Показатели характеристик внимания юных боксеров

Г руппы испытуемых Характеристики внимания

Объем внимания, S Количество ошибок, п Концентрация внимания, Устойчивость внимания, А Индекс безошибочности

М/т

ЭГ 812,6±12.81 1002,3±10,33 14,21±2.35 12,13 ±2.81 1,63±0,34 2,07±0,12 3,0±0,44 3,3±0,21 0,015±0,0042 0,012±0,0021

Р Р <0,05 Р <0,05 Р <0,05 Р >0,05 Р >0,05

КГ 886,5±6.05 967,8± 5,67 13,56 ±4,2 12,67±4,32 1,61±0,67 1,84±0,62 2,9±0,54 3,1±0,47 0,015±0,0087 0,013±0,0048

Р Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05 Р >0,05

Примечание: в числителе - показатели до педагогического эксперимента, в знаменателе - после.

После завершения педагогического эксперимента юные боксеры обеих групп продолжали испытывать трудности в управлении вниманием, сохранении его устойчивости и концентрации, что связано с возрастными особенностями психического развития.

Наблюдения за ходом тестирования показали, что количество просмотренных букв в корректурной пробе снижалось у испытуемых обеих групп с каждой минутой. Это свидетельствовало об уменьшении объема внимания. Однако у боксеров ЭГ в первые 3 минуты это снижение было незначительным. В отличие от боксеров КГ они были способны организовать работу на протяжении более продолжительного времени на основе волевых усилий, четкого понимания и осознания цели, что свидетельствует о возрастающей устойчивости внимания. В дальнейшем на фоне утомления концентрация внимания постепенно снижалась, увеличивались показатели индекса безошибочности как у боксеров КГ, так и ЭГ. Это связано с тем, что функции регуляции произвольного внимания юных боксеров еще только совершенствуются, в ходе выполнения теста им сложно переключать внимание и удерживать его необходимую интенсивность.

За время педагогического эксперимента у боксеров ЭГ наблюдалось существенное повышение показателей объема внимания - от 812,6 до 1002,3 знака (р<0,05); концентрации внимания - от 1,63 до 2,07 балла (р<0,05). У боксеров КГ прирост этих показателей статистически недостоверен. В ходе исследования способности к распределению и переключению внимания было выявлено, что в ЭГ наблюдается снижение времени, затраченного на выполнение задания, и количества ошибок (р>0,05), в КГ выявлены лишь незначительные изменения данных показателей.

Наиболее значимые изменения отмечены в показателях:

- объема внимания: в КГ прирост составил 9,17 %, в ЭГ- 23,34 %;

- концентрации внимания: в КГ показатель прироста равен 14,82 %, в ЭГ- 29,37 % (р<0,05);

- распределения внимания (критерием является количество допущенных ошибок в процессе выполнения тестового задания): выявлены наиболее низкие темпы прироста исследуемой характеристики внимания. Так, в КГ прирост составил 6,56 %, в ЭГ - 14,63 % (р<0,05).

Результаты педагогического тестирования юных боксеров показали, что используемые педагогические приемы, направленные на развитие свойств внимания (концентрации, устойчивости, объема), способствуют повышению результативности технико-тактических действий боксеров. Так, в ЭГ показатель в тесте на точность удара до педагогического эксперимента был равен 3,4±0.49 балла, после завершения эксперимента прирост составил 9,75 % (Р<0,05). Прирост показателей передвижения в ЭГ равен 10,32 %, в КГ - 5,65 % (Р>0,05).

Резюме. Можно заключить, что реализация в учебно-тренировочном процессе выявленных нами педагогических условий способствует развитию свойств внимания юных боксеров и повышению показателей технико-тактической подготовленности. Это обусловлено рациональным выбором специальных подготовительных и имитационных упражнений, направленных как на развитие быстроты и точности движений, так и на формирование умения распределять внимание одновременно на передвижение и направленность удара соперника, на движение боксерской груши и на начало собственного ответного действия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдель Хамид А. Исследование развития внимания у боксеров-юношей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Абдель Хамид А. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 21 с.

2. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. - М. : Тривола, 1995. - 347 с.

3. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб. : ПИТЕР, 2009. - 368 с.

4. Колесник, И. С. Личность боксера / И. С. Колесник. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2007. - 202 с.

5. Локштанов, В. И. Развитие внимания боксеров в процессе технико-тактического обучения / В. И. Локштанов // Бокс. Ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - С. 25-27.

6. Пилоян, Р. А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Р. А. Пилоян. - М., 2005. - 48 с.

7. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Л. Романова. -М. : ЧеРо, 2001. - 858 с.

8. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В. Родионов. - М. : Академический Проект, 2004. - 576 с.

9. Таймазов, В. А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. - СПб. : Олимп, 2004. - 399 с.

10. Филимонов, В. И. Специфика силовой подготовленности боксеров высокой квалификации в связи с особенностями их технико-тактического мастерства : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. И. Филимонов. - М., 1978. - 24 с.

11. Худадов, Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Н. А. Худадов. - М., 1997. - 121 с.

12. Хусаинов, Э. Р. Сопряженная тактико-психологическая подготовка высококвалифицированных боксеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Э. Р. Хусаинов. - М., 2007. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.