Библиографический список
1. Кудрина О.С. Некоторые проблемы, связанные с медиаобразованием. Современные наукоемкие технологии. 2014; 5-2: 48 - 49.
2. Фатеева И.А Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челяб. гос. ун-т, 2007.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.
4. Современная наука - обществу XXI века: монография. Книга 2. М.Н. Бадриддинова, Т.С. Воропаева, И.И. Головко и др.; под ред. И.Н. Титаренко. Ставрополь: Логос, 2015.
5. Образование XXI века: актуальные проблемы и перспективы развития: монография. Под редакцией М.Ю. Бурыкиной. Ставрополь: Логос, 2015.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1991. References
1. Kudrina O.S. Nekotorye problemy, svyazannye s mediaobrazovaniem. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2014; 5-2: 48 - 49.
2. Fateeva I.A. Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy ipraktika realizacii: monografiya. Chelyab. gos. un-t, 2007.
3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.
4. Sovremennaya nauka - obschestvu XXI veka: monografiya. Kniga 2. M.N. Badriddinova, T.S. Voropaeva, I.I. Golovko i dr.; pod red. I.N. Titarenko. Stavropol': Logos, 2015.
5. Obrazovanie XXI veka: aktual'nye problemy iperspektivy razvitiya: monografiya. Pod redakciej M.Yu. Burykinoj. Stavropol': Logos, 2015.
6. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod: metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 37.01-057
Egorov M.A., postgraduate, State Maritime University n.a. Adm. F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia),
E-mail: e.max.seem@gmail.com
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING PATRIOTISM IN BORDER OFFICERS BASED ON THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING. The solution of the grandiose tasks of democratic renewal of Russia, construction of economically powerful power, ensuring its safety, demands participation of all patriots in these processes. Therefore, education of patriotism among all Russians is recognized as a primary task of state structures, science, education, law enforcement agencies and public organizations. According to the national scientists-teachers, the process of individual's patriotism formation and its development is more successful, when the teacher actively uses the existing or specially designed pedagogical conditions for this purpose. In the article the author substantiates a complex of pedagogical conditions to develop patriotism in border officers using critical thinking as a tool.
Key words: education, critical thinking, development, patriotism, pedagogical conditions, process, improvement, border officers, formation.
М.А. Егоров, аспирант, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: e.max.seem@gmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА
СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ
НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Решение грандиозных задач демократического обновления России, строительства экономически мощной державы, обеспечения её безопасности требует участия в этих процессах всех патриотов. Поэтому воспитание патриотизма у всех россиян признано первостепенной задачей государственных структур, науки, образования, силовых ведомств, общественных организаций.
По мнению отечественных учёных-педагогов, процесс формирования патриотизма и его развитие у личности происходит более успешно в том случае, когда воспитатель активно использует в этих целях имеемые или специально сконструированные педагогические условия.
В статье автором обосновывается комплекс педагогических условий развития патриотизма сотрудников пограничных органов на основе совершенствования критического мышления.
Ключевые слова: воспитание, критическое мышление, развитие, патриотизм, педагогические условия, процесс, совершенствование, сотрудники пограничных органов, формирование.
Для уяснения сущности термина «педагогические условия» рассмотрим взгляды и подходы отечественных учёных.
К примеру, К.В. Марков [1], исследовавший педагогические условия повышения эффективности системы патриотического воспитания студентов учебного военного центра отмечает, что таковым является важнейший компонент педагогического процесса, который включает: содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания, всецело ориентированные на тесное взаимодействие с внутренним миром воспитанников, их личностное развитие. С.Н. Томилина [2], исследовавшая педагогические условия организации процесса патриотического воспитания военных моряков понимает под рассматриваемым термином некую совокупность потребных и целенаправленных мер психолого-педагогического воздействия на военнослужащих, применение которых обеспечивает формирование и развитие необходимых патриотических качеств. С.И. Фоменко [3], в своей диссертации ориентировался на понимание педагогических условий, как на комплекс системно-деятельностного воздействия
внешних обстоятельств, которые могут оказать существенное влияние на протекание воспитательно-патриотического процесса, сконструированного воспитателем (исследователем), обеспечивающего результативное достижение намеченного результата.
Следовательно, под термином педагогические условия развития патриотизма сотрудников пограничных органов будем понимать целенаправленную внешнюю среду и внешние обстоятельства, включающие организационные, психолого-педагогические, материальные и иные меры, формы и средства, позволяющие командному составу, воспитателям качественно и эффективно проводить воспитательно-патриотическую деятельность.
Выполненный выше анализ позволяет нам выделить наиболее характерные особенности педагогических условий, которые:
- представляют собой определенную совокупность ресурсов воспитательной и материальной сред, применение которых позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности;
- являются определенным комплексом мер организационного и психолого-педагогического воздействия, направленных на развитие личности и достижение задач воспитательной работы;
- функционально способствуют организации педагогического взаимодействия, обеспечивающего преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности.
Анализ научной литературы позволил определить комплекс педагогических условий развития патриотизма сотрудников пограничных органов включающий: придание информационно-воспитательной среде целенаправленную патриотическую направленность; опора на отечественные патриотические ценности; педагогическое взаимодействие, осуществляемое на субъект-субъектной основе; использование информационно-компьютерных технологий; активизация саморазвития личности в сфере патриотизма и критического мышления.
Рассмотрим каждое из данных педагогических условий подробнее.
1. Придание информационно-воспитательной среде целенаправленной патриотической направленности.
В педагогике давно уже доказано положение о существенном влиянии социально-педагогической среды на формирование личности. Такое влияние может быть обучающим, воспитательным, просветительским, развивающим.
Следовательно, окружающая сотрудника пограничных органов среда имеет не только колоссальную значимость, но и выступает в роли существенного фактора его формирования и развития как военного профессионала и гражданина-патриота.
А.А. Калекин [4] под термином «информационно-воспитательная среда» предлагает понимать часть социокультурного пространства социума, где взаимодействуют различные процессы (профессиональный, образовательный, культурный, воспитательный и др.), направленные на формирование личности как гражданина, патриота Отечества и военного профессионала, и где личность приобретает опыт самостоятельной патриотической деятельности, формирует свою собственную патриотическую позицию и развивает свои патриотические качества.
Данное определение полностью соответствует цели нашего исследования.
Информационно-воспитательная среда пограничного формирования обладает своими характерными особенностями:
- целенаправленностью на формирование патриота государства;
- строгое соответствие требованиям государства и командования;
- предоставление возможности для раскрытия интересов и способностей воспитуемых сотрудников, их личностному развитию и саморазвитию;
- обеспечение целевого взаимодействия субъектов воспитания.
Для информационно-воспитательной среды пограничной части характерно наличие:
- структуры, компонентами которой являются военно-профессиональная среда, воспитательная среда, культурно-предметная среда, программная среда, коммуникативно-технологическая среда, методическая среда).
- ресурсный потенциал, включающий Интернет-ресурс, библиотеку с фондом 50 000 книг, музей части, Совет ветеранов, Женский совет, Центр культурно-досуговой работы, комнаты информирования и досуга, совет прапорщиков, старшинский совет, Совет старших пограничных нарядов, актив подразделений, общественные организации.
В интересах исследования в существующую информационно-воспитательную среду были внесены ряд качественных изменений, позволивших придать ей патриотическую направленность. Среди них:
- перестройка системы воспитательно-патриотической деятельности;
- перевыборы всех руководящих органов общественных организаций и переориентирование их направленности работы;
- подбор нового состава актива (членов редколлегий, информаторов, редакторов боевых листков, членов Совета воинского коллектива, Женского совета), их обучение и привлечение к патриотической деятельности;
- концептуально-качественное обновление наглядной агитации;
- обновление библиотечного фонда за счёт приобретения новых книг на патриотическую тематику;
- оборудование в библиотеке уголка патриота, оснащенного комплектом государственных нормативно-правовых документов, ведомственных актов относящихся к патриотической сфере;
- сформирована информационно-компьютерная база, содержащая электронные версии государственных нормативных документов, относящиеся к патриотической сфере;
- создание информационно-компьютерной базы, включающей все учебные планы и темы по государственно-патриотическому воспитанию, историю пограничных органов России, историю воинской части, разнообразные материалы на патриотическую тематику;
- основание мультимедийной библиотеки (медиа-тека), материалы которых применялись при организации и сопровождении воспитательно-патриотических мероприятий (лекции, круглые столы, дискуссии, собеседования, презентации, встречи с ветеранами, целевые тематические обзоры и др.)
- учреждение в стенной печати специальной рубрики «Патриот».
Сконструированная информационно-воспитательная среда обеспечила необходимую целенаправленность и содержательность воспитательно-патриотической деятельности.
2. Опора на отечественные патриотические ценности.
В теории и практике воспитательно-патриотической деятельности проблема ценностей с давних пор исследуется представителями различных гуманитарных наук и не нашло своего окончательного разрешения.
Как правило, ценностью принято считать все то, что имеет для социума и его членов особую значимость, выделяется на привычном фоне повседневной жизнедеятельности и поэтому им отдается предпочтение личностью в своих желаниях, эмоциях, ощущениях, чувствах и мыслях.
По мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева [5], в современной воспитательной деятельности следует базироваться на следующих группах ценностей: общественные (честность, доброта, духовность, вера, ответственность, профессионализм, долг, принципиальность, героизм, отвага, самоотверженность); общечеловеческие (благо, мир, гуманизм, порядок, закон, мораль, нравственность и др.), патерналистские или социоцен-тристские (родители, народ, справедливость, равенство, единство, забота, работа, уверенность в завтрашнем дне, достаток и др.), державные (держава, патриотизм, патриот, Отечество, Родина, государственность, национальные интересы, национальная безопасность и др.).
Опора в воспитательно-патриотической работе с пограничниками на отечественные патриотические ценности позволяют сформировать и развить у личности такие патриотические качества как: активная государственная позиция; целостность; верность Отечеству, государству, присяге и воинскому долгу; надежность; способность к волевым усилиям во имя патриотических ценностей.
С целью внедрения в сознании и жизнедеятельности сотрудников пограничных органов патриотических ценностей были проведены: научно-практическая конференция: «Патриотизм как социальная ценность государства, общества, личности»; семинар: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов»; урок мужества: «Патриотизм старшего поколения в наследство современного поколения пограничников»; встреча с ветеранами: «Есть такая профессия - Родину защищать!»; цикл бесед: «На страже безопасности рубежей Отечества».
3. Педагогическое взаимодействие, осуществляемое на субъект-субъектной основе.
Воспитательно-патриотическая деятельность предполагает общение и тесное взаимодействие, творческое сотрудничество воспитателей и воспитанников, командного состава и подчиненных. В этой работе именно реализация стратегии эффективного взаимодействия - «субъект-субъектное» позволяет создать благоприятные условия дальнейшего развития патриотизма пограничников.
Будучи диалогической формой общения, «субъект-субъектное» взаимодействие, построенное по принципу «равноправия сознаний по отношению к истине», требует центрации на воспитаннике. В то же время, «субъект-субъектное» взаимодействие есть форма сотрудничества и реагирования, где «принцип обратной связи возведен в абсолют, человек внимает, реагирует и изменяет свое поведение по ходу общения в зависимости от того, как воспринимается все сказанное собеседником» [6, с. 244].
Реализация данного педагогического условия осуществлялась соблюдением следующих положений:
- осознание и признание всеми участниками патриотической деятельности себя и коллег в качестве субъектов взаимодействия, что позволило сконструировать педагогически правильные отношения, базирующиеся на диалоге и взаимопонимании;
- обеспечение коллективного характера и коллективной ответственности за процесс и результат патриотического воспитания пограничников;
- соблюдение согласованности и единства действий всего командного состава в воспитании подчиненных как патриотов Отчества;
- проявление уважения, тактичности и терпения к воспитанникам;
- критичность к своей позиции, подходам и взглядам;
- умение воспринимать конструктивную критику руководства, сослуживцев, своевременное на нее реагирование и производство верных выводов для воспитательной практики;
- установление уставных взаимоотношений с сослуживцами и подчиненными;
- утверждение в основе «субъект-субъектного» общения идеи диалога.
4. Использование информационно-компьютерных технологий.
Информатизация воспитательно-патриотического процесса позволяет превратить современные информационные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в надежный ресурс патриотической деятельности, позволяющий эффективно добиться улучшенных результатов в воспитании настоящих патриотов.
Применение ИКТ потребовало изменить стратегию управления воспитательно-патриотической работой, включающую осуществление системных организационных изменений: а) издание соответствующих организационных приказов, распоряжений, относящихся к сфере использования применение в воинской части ИКТ и ресурсов; б) включение современных ИКТ в систему воспитательной работы с сотрудниками; в) создание информационно-воспитательной среды воинской части; г) подбор, обучение (формирование необходимых компетенций) и инструктаж ответственных должностных лиц, задействованных в сфере воспитания и применения ИКТ.
Применение компьютерного оборудования как инновационного средства организации и оснащения воспитательного процесса обеспечило:
- оперативную и эффективную разработку документов и информационно-методических материалов (планов, конспектов, лекций, методических разработок и др.);
- ускоренность и надежность поиска необходимой информации (документальной, научной, текстовой, видео- и аудио, фото и др.);
- обогащение демонстрационной компоненты: (тематические презентации, видеоролики, видеофильмы, фотосюжеты и др.);
- обработку собранной разноплановой информации (текстовой, фото и видеоизображений, анкет, тестов, построение диаграмм, графиков и т. п.);
- хранение информации (создание базы данных, коллекций методических разработок, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
- постоянное общение и коммуникацию участников воспитательного процесса (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т. п.).
Диапазон применения ИКТ в патриотической деятельности реализовывался в виде:
- средства наглядного оформления (визуальный ряд);
- информационного сопровождения воспитательных мероприятий (лекций, диспутов, тематических вечеров, тренингов, деловых игр и др.);
- поддержки в ходе анкетирования и тестирования респондентов;
- выполнения участниками эксперимента творческих проектов;
Библиографический список
- проведения пограничниками собственной исследовательской деятельности на патриотическую тематику.
Таким образом, активное использование ИКТ в практике патриотического воспитания позволило: придать воспитательно-патриотическому процессу современность, разнообразность, яркость и насыщенность; существенно расширить возможности предъявления воспитательного информационного материала; оказать комплексное воздействие на каналы восприятия, память, мышление; обеспечить оперирование значительными объемами информации; разнообразить наглядность, эстетику оформления воспитательных мероприятий; сделать процесс патриотического воспитания более привлекательным и интересным; адаптировать пограничников в многообразном и насыщено информационном пространстве, содействовать углублению их информационной культуры; осуществить на значительно качественном уровне процесс педагогической диагностики и мониторинга хода эксперимента; повысить эффективность, качество и результативность труда исследователя и офицеров, осуществляющих воспитательную деятельность.
Таким образом, грамотно продуманное и систематизированное применение ИКТ в воспитательно-патриотической деятельности является действенным средством совершенствования воспитательного воздействия на сотрудников пограничных органов, развития их патриотизма.
5. Активизация саморазвития личности в сфере патриотизма и критического мышления.
Формирование высокого уровня патриотизма и совершенствование критического мышления сотрудников пограничных органов, предполагает не только активизацию воспитательного воздействия, но и переориентирование каждого из них на саморазвитие в процессе активно-творческой и целенаправленной деятельности.
Отечественные ученые интерпретируют сущность данного феномена по разному.
Так, В.И. Андреев [7] видит саморазвитие личности как специфический вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации направленный на более углубленное самопознание, самооценку, творческую самореализацию и самосовершенствование личности.
Проведенное исследование позволило Н.Д. Толстолуцких [8] определить суть творческого саморазвития как самодвижущийся и саморазвивающийся процесс изменения личности, который возникает в результате внешних и внутренних воздействий в разнообразных видах деятельности.
Следовательно, саморазвитие в сфере патриотизма и критического мышления есть специфический процесс инициативного самостоятельного развития своего уровня образования (знания, навыки, умения) и жизненного (практического) опыта. Такое саморазвитие детерминировано объективными и субъективными потребностями, личностными мотивами, желанием стать подлинным патриотом, гражданином и военным профессионалом. Основными особенностями саморазвития являются: активно-творческое отношение к себе, к своему уровню знаний, навыкам и практическим умениям; стремление к повышению уровня своей компетентности и конкурентоспособности; направленность на совершенствование значимых личностных качеств; сознательность и планомерность работы над собой с целью развития определенных свойств и качеств.
В процессе проведенного исследования всем участникам экспериментальных групп было предложено разработать персональную программу саморазвития, которая включала следующие разделы:
- цель, вдохновляющая личность на ее достижение;
- принципы (получение новых знаний, постоянной учебы, любознательность, энтузиазм, сбалансированность и отдых);
- самоанализ качеств личности и свойств характера;
- направления саморазвития и планируемые мероприятия;
- самоконтроль выполнения программы.
Таким образом, применение вышеприведенного комплекса педагогических условий, позволило создать позитивную среду для развития патриотизма сотрудников пограничных органов на основе совершенствования критического мышления.
1. Марков К.В. Педагогические условия повышения эффективности системы патриотического воспитания студентов учебного военного центра при университете. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2018.
2. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
3. Фоменко С.И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе систем-но-деятельностного подхода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2015.
4. Калекин А.А. Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода: Современные тенденции развития науки и технологий: материалы XVII Международной научно-практической конференции Белгород: АПНИ, 2016: 58 - 64.
5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
6. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Издательство КГУ, 1988.
8. Толстолуцких Н.Д. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 1997.
References
1. Markov K.V. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti sistemy patrioticheskogo vospitaniya studentov uchebnogo voennogo centra pri universitete. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2018.
2. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoesoprovozhdenieprocessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
3. Fomenko S.I. Patrioticheskoe vospitaniebuduschih oficerovvobrazovatel'nomprocesse voennogo vuza na osnovesistemno-deyatel'nostnogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2015.
4. Kalekin A.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya patriotizma u kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda: Sovremennye tendenciirazvitiya naukii tehnologij: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Belgorod: APNI, 2016: 58 - 64.
5. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
6. Nartova-Bochaver S.K. Psihologiya lichnostiimezhlichnostnyh otnoshenij. Moskva: Izdatel'stvo 'EKSMO-Press, 2001.
7. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya isamovospitaniya tvorcheskojlichnosti. Kazan': Izdatel'stvo KGU, 1988.
8. Tolstoluckih N.D. Psihologo-pedagogicheskie usloviya isredstva tvorcheskogo samorazvitiya starsheklassnikov vlichnostno orientirovannom obuchenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 1997.
Статья поступила в редакцию 06.04.18
УДК 378
Egorova Yu.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean, Head of Department of General Education Disciplines, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: egorova333@rambler.ru Genvareva Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg Institute of Railways, branch of Samara State Transport University (Orenburg, Russia), E-mail: genvar@mail.ru
FORMATION OF META-SUBJECT COMPETENCES IN STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITY. The article considers a problem of formation of meta-subject competences among students of a railway university. The analysis of concepts "meta-subject", "me-ta-subjectivity", "meta-subject competence" is carried out. An attempt is made to revise the contents of general educational disciplines of a technical university (mathematics, physics, chemistry, ecology) from the point of view of the meta-subject approach. Methods of formation of meta-subject competencies are considered by activating independent work of students, involving students in research activities, wider use of the method of projects, including meta-subject communications and the railway industry. In the classroom not only the technologies are applied, but also a variety of work methods aimed at acquiring a student-determined search for solutions to the stated problem.
Key words: competences, meta-subject competencies, teaching technologies.
Ю.Н. Егорова, д-р пед. наук, проф., и.о. декана, зав. каф. «Общеобразовательные дисциплины», Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: egorova333@rambler.ru
Ю.А. Генварева, канд. пед. наук, доц., Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Оренбург, E-mail: genvar@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА
В данной статье рассматривается проблема формирования метапредметных компетенций у студентов железнодорожного вуза. Проведён анализ понятий «метапредмет», «метапредметность», «метапредметные компетенции». Делается попытка пересмотреть содержание общеобразовательных дисциплин технического вуза (математика, физика, химия, экология) с точки зрения метапредметного подхода. Рассматриваются методы формирования метапредметных компетенций путем активизации самостоятельной работы студентов, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, более широкое использование метода проектов, включающего метапредметные связи и железнодорожную отрасль. На занятиях применяются не только рассмотренные технологии, но и разнообразные приемы работы, направленные на приобретение определенного у студентов совместного поиска решений поставленной проблемы.
Ключевые слова: компетенции, метапредметные компетенции, технологии обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в явном виде формулируют компетенции как результаты обучения в высшей школе. Реализация метапредметного подхода в высшем образовании способствует подготовке компетентного, квалифицированного инженера путей сообщения высокого уровня и профиля, который способен к продуктивной работе по специальности, готов к непрерывному профессиональному росту, социальной, культурной и профессиональной мобильности [1].
В связи с этим педагоги предлагают и реализуют различные методы и средства, формирующие метапредметные компетенции у студентов. Так, Т.В. Сидоренко, С.В. Рыбушкина предлагают дебаты в качестве средства формирования метапредметных компетенций у студентов технического вуза [2], Н.А. Тимощук рассматривает познавательно деятельностную матрицу в процессе формирования метапредметных компетенций студентов [1], Ю.В. Безкровная видит формирование метапредметных компетенций через интерактивную игру [3], Г.В. Ракин использу-