Научная статья на тему 'Педагогические условия развития общественного самоуправления подростковых любительских объединений'

Педагогические условия развития общественного самоуправления подростковых любительских объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / ПОДРОСТОК / TEEN / ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / AMATEUR ASSOCIATIONS / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-GOVERNMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Виктория Андреевна.

В данной статье представлена авторская система развития общественного самоуправления подросткового любительского объединения в учреждении культуры, выделены педагогические условия этого развития. Система предполагает обеспечение специально разработанной методики, разделённой на два блока: первый, нацеленный на подростков, второй, нацеленный на взрослых участников образовательного процесса (педагогов, руководителей любительскими объединениями и родителей). Автор доказывает, что в результате реализации системы педагогических условий у подростков возрастают аналитические умения и навыки, эмоциональная отзывчивость, повышается стремление к общению в коллективе, активность в творчестве, повышается продуктивность работы подросткового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Виктория Андреевна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SELF-GOVERNMENT TEEN AMATEUR ASSOCIATIONS

This article describes the author's system of pedagogical conditions of development of social self teen Amateur associations, cultural institution. The system involves the provision of a specially developed methodology is divided into two sections: the first aimed at teenagers, the second aimed at adults participants in the educational process (teachers, managers Amateur associations and parents). The author argues that as a result of the implementation of the system of pedagogical conditions in adolescents increase analytical skills, emotional responsiveness, increased willingness to engage in collective activity in creativity, increased productivity teenage team.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития общественного самоуправления подростковых любительских объединений»

sovetskikh voinov. Diss. kand. filos. nauk [Military rites as a factor of high moral-political and fighting qualities of the Soviet soldiers. Cand. filos. sci. diss.]. Moscow, 1989.

4. Nabiullin L. G. Vospitatelnaia rol voinskikh ritualov v formirovanii moralno-boevykh kachestv rossiiskikh voennykh moriakov. Diss. kand. ped. nauk [Educational role of the military rituals in the formation of moral-combat qualities of the Russian sailors. Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 2000.

5. Sviridov V. A. Stanovlenie Irazvitie voennogo obrazovaniia v Rossii vo vtoroi polovine XIX—XX vekov. Diss. dokt. ped. nauk [Formation and development of military education in Russia in the second half of the XIX—XX centuries. Doct. ped. sci. diss.]. Voronezh, 2006.

сССЕДАЮГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВЫХ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

УДК 374.32

В. А. Павлова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье представлена авторская система развития общественного самоуправления подросткового любительского объединения в учреждении культуры, выделены педагогические условия этого развития. Система предполагает обеспечение специально разработанной методики, разделённой на два блока: первый, нацеленный на подростков, второй, нацеленный на взрослых участников образовательного процесса (педагогов, руководителей любительскими объединениями и родителей). Автор доказывает, что в результате реализации системы педагогических условий у подростков возрастают аналитические умения и навыки, эмоциональная отзывчивость, повышается стремление к общению в коллективе, активность в творчестве, повышается продуктивность работы подросткового коллектива.

Ключевые слова: деятельностный подход, подросток, любительские объединения, самоуправление, педагогические условия.

V. A. Pavlova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC SELF-GOVERNMENT TEEN AMATEUR ASSOCIATIONS

This article describes the author's system of pedagogical conditions of development of social self teen Amateur associations, cultural institution. The system involves the provision of a specially developed methodology is divided into two sections: the first aimed at teenagers, the second aimed at adults participants in the educational process (teachers, managers Amateur associations and parents). The author argues that as a result of the implementation of the system of pedagogical conditions in adolescents increase analytical skills, emotional responsiveness, increased willingness to engage in collective activity in creativity, increased productivity teenage team.

Keywords: activity approach, teen, Amateur associations, self-government, pedagogical conditions.

ПАВЛОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНА — аспирантка кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

PAVLOVA VIKTORIIA ANDREEVNA — doctoral student of Department of management of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail:vikapavlova2801@yandex.ru © Павлова В. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

Сегодня, как отмечает профессор Г. Н. Новикова, в социально-культурной сфере «как ответ на острые социальные проблемы возникла насущная необходимость выстраивания новых для России форм социальной поддержки» [2, с. 153]. мы считаем, что одной из таких форм могут и должны стать любительские подростковые объединения и что главной целью деятельности таких объединений является развитие общественного самоуправления подростков.

В теоретическом аспекте проблема самоуправления разрабатывалась в трудах Н.К. Крупской, которая «рассматривала самоуправление как важный принцип организации коллектива, способствующий сплочённости, побуждению подростков к активности и инициативе» [1, с. 105]. А. с. Макаренко структурировал оптимальное функционирование коллектива. В 1920-е годы в трудах а. Блонского, с. шацкого, В. Шульгина подчёркивалась глобальная роль самоуправления в развитии личности, в 1960-е годы в работах в. и. коротова, Э. Костяшкина разрабатывалась структура органов самоуправления в школе и пионерской организации.

в работах Т. Е. конниковой, з. А. мальковой, В. А. Сухомлинского оценена роль самоуправления в развитии инициативы и самодеятельности подростков.

Современные исследователи М.Кульпет-динова, И. Валгаева, Д.Лебедев, Е.Рутков-ская отмечают, что самоуправление позволяет ввести подростков в управление объединением, помочь им осознать значимость этого участия, что обеспечивает полноценное межличностное общение.

Важность развития системы самоуправления в подростковых любительских объединениях определяется, на наш взгляд, тем, что подросток, участвуя в самоуправлении, не просто делает слепок с социальной роли, но и наделяет эту роль собственным стилем исполнения, определяя тем самым свою позицию по отношению к окружающей действительности. При этом

эффективность функционирования подростковых любительских объединений напрямую зависит от созданных педагогических условий развития общественного самоуправления подростковых любительских объединений.

Стремление к развитию общественного самоуправления подростков любительских объединений привело к разработке программы на основе деятельностного подхода. наша мысль основана на том, что именно данный подход является определяющим для получения желаемого результата.

Деятельностный подход предполагает:

• рассмотрение подросткового любительского объединения как реальной социальной единицы, в которой межличностные отношения выступают формой реализации общественных отношений;

• интерпретацию совместной деятельности как основания для процесса самоуправления;

• изучение целей, норм, ценностей подросткового любительского объединения и их влияния на соответствующие аспекты индивидуального и коллективного поведения.

Поэтому основными аспектами программы развития общественного самоуправления подросткового любительского объединения на основе деятельностного подхода являются: определение цели и задач; обозначение основного содержания деятельности, принципов её построения; организация взаимодействия педагогов и подростков; разработка методик включения подростков в виды деятельности, ориентированные на развитие системы общественного самоуправления.

В ходе реализации программы развития общественного самоуправления подросткового любительского объединения необходимо:

• создать информационно-методическую документацию для обеспечения эффективности процесса самоуправления;

• провести комплексную диагностику

для выяснения возможностей подросткового коллектива и педагогического коллектива по развитию общественного самоуправления;

• сформировать и совершенствовать навыки и умения для участия в различных видах культурно-досуговой деятельности;

• актуализировать потребности в совместной творческой деятельности;

• оптимизировать гуманизацию взаимоотношений «педагог — подросток»;

• использовать в педагогической практике инновационные средства и методы организации культурно-досуговой деятельности;

• проводить анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности и др.

Средством обеспечения эффективности процесса самоуправления должна стать специально разработанная система развития общественного самоуправления подростков в любительских объединениях учреждений культуры, при условии того, что реализовываться она будет при определённых педагогических условиях, способствующих повышению уровня самоуправления подростка.

Разработанная нами программа состоит из двух блоков, каждый из которых решает определённые задачи по развитию общественного самоуправления подростков с использованием специально разработанной нами методики.

Первый блок нацелен на развитие личностных качеств подростков, способствующих развитию самоуправления, разработку технологического аспекта деятельности подросткового любительского объединения, реализацию совокупности субъектно-ориентированных форм и видов деятельности подросткового любительского объединения, интегрирующих познание, творчество и досуг, что предполагает использование различных методов воспитания.

Предложены три подпрограммы развития общественного самоуправления под-

ростков в любительских объединениях: «Экология души», «Я — лидер», «Мы — команда».

Целями подпрограммы «Экология души» являются включение подростка в культур-но-досуговую деятельность, стимулирование активности подростка в принятии самостоятельных решений, выработка устойчивых жизненных позиций, а также развитие коммуникативно-творческих навыков, применяемых повсеместно в процессе социально-культурной деятельности.

Программа предполагает освоение подростком творческих, содержательных видов и форм организации досуга, таких как участие в разработке и реализации индивидуальных и групповых социальных проектов, организация конкурсных программ, мастер-классов, творческих дел, участие в туристических походах и поездках по регионам России. В результате деятельность будет направлена на творческое взаимодействие подростков друг с другом; раскрытие индивидуальности каждого из участников программы; поддержание самостоятельной инициативы каждого из подростков, участвующих в процессе организации досуга.

Целями подпрограммы «Я — лидер» являются создание условий для реализации способностей каждого подростка в достижении поставленных перед ним задач, для применения творческого подхода к решению любых задач; развитие умений быть организатором, способным общаться в коллективе; рост интеллектуального и культурного уровня подростков.

В результате реализации подпрограммы подросток получает чёткое представление о «команде», «социальном проекте», «лидерстве»; учиться эффективно работать в команде, моделировать собственные идеи; учится подбирать активную и полноценную команду, где каждый из участников умеет адекватно оценить свои действия и поступки, планировать свою деятельность; учится избегать конфликтных ситуаций; может прогнозировать ситуацию и

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

способен выйти из конфликта с минимальными потерями для коллектива.

Целями подпрограммы «Мы — команда» являются развитие интеллектуальных способностей учащихся; совершенствование и тренировка памяти; развитие внимания и творческого воображения, способности к анализу и синтезу; воспитание у учащихся наблюдательности; овладение логическими приёмами мышления; командное взаимодействие игроков.

Отличительная особенность программы заключается в овладении на занятиях приёмами мнемотехники, позволяющих во много раз улучшить память. особое внимание в программе уделяется и развитию качеств творческого мышления: критичности, диалогичности, самостоятельности, гибкости. Формы знаний предполагают самостоятельный перенос ранее полученных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернативного решения, видение проблемы в знакомой ситуации. Большое внимание уделяется умению составлять вопросы и задачи, умению играть в команде.

В качестве примера подпрограммы «Мы — команда» следует привести игру «Что? Где? Когда?». Что является основным предметом изучения в процессе обучения? Прежде всего — сама жизнь, окружающий мир, природа. Для того чтобы хорошо играть, необходимо много знать, неординарно мыслить, уметь сконцентрироваться в нужный момент. в свою очередь, все это отрабатывается в игре, и мы наблюдаем обратный процесс — навыки, отработанные в игре, помогают в учёбе. к тому же игровой характер создаёт атмосферу творческой раскованности, коллективного единения, когда один человек может заставить поверить в себя коллектив, при этом в коллективе каждый поддерживает друг друга.

Роль лее педагога по-прежнему остаётся главной: от него зависит и объём знаний, который получат подростки в игре, и уровень подачи этих знаний, и формиро-

вание ценностного ориентирования ребёнка через общечеловеческие ценности нашей жизни: науки, искусства и культуры. Интеллектуальные игры уникальны ещё и тем, что они охватывают все сферы человеческой деятельности, а следовательно, и все школьные предметы. Поэтому большое внимание в программе уделяется так называемым межпредметным связям и предметам, являющимся «опорными», «базовыми» для игроков во «что? где? когда?». Это такие предметы и дисциплины, как «Литература», «Античная литература», «История», «Логика» и другие.

Важнейшими условиями, обеспечивающими наибольшую степень эффективности работы по реализации системы развития общественного самоуправления подростков в любительских объединениях, являются её система организации, наличие чёткого, отработанного механизма управления деятельностью подросткового любительского объединения.

Второй блок комплексной программы по развитию общественного самоуправления в подростковом любительском объединении направлен на подготовку педагогов и руководителей любительских объединений.

В центре внимания подготовки педагогов и руководителей подростковыми любительскими объединениями следующие вопросы: особенности психофизиологического развития детей подросткового возраста; де-виантное поведение у детей подросткового возраста; педагогические условия, способствующие интеграции процессов обучения, воспитания и развития; методика формирования благоприятной среды для развития, самореализации и самовыражения подростков; методические требования к педагогическим воздействиям на подростков, способствующим более полному раскрытию их внутренних резервов.

Для штатных педагогов и руководителей любительских объединений были разработаны методические рекомендации, структура повышения квалификации и

тематическим план занятии; рекомендации к проведению научно-практической конференции по вышеперечисленным вопросам. Рекомендовано привлекать профессорско-преподавательский состав педагогических вузов с целью повышения квалификации работников любительских объединений и реализации тематического плана занятий.

Ещё одним этапом реализации деятельностного подхода в работе подросткового любительского объединения является взаимодействие с семьёй. Для этого необходимо проводить собрания родителей с целью согласования, коррекции воспитательных задач, стоящих перед педагогами и родителями.

Основными формами организации деятельности самоуправляемого подросткового любительского объединения должны быть: тренинги, сюжетно-ролевые и деловые игры, «круглые столы», дискуссии, акции, коллективные творческие дела, проектная деятельность. Комплексное использование данных форм организации деятельности самоуправляемого любительского объединения способствует формированию и развитию как отдельных навыков самоуправления у подростка, так и развитию личности подростка в целом.

Руководитель, педагог любительского объединения, применяя педагогические технологии, в основе которых лежат принципы коллективного коммуникативно-творческого воспитания, должен: использовать варианты выбора средств, форм, методов своей практической деятельности; организовывать коллективные творческие мероприятия различного уровня, уметь чередовать темы общения и содержания деятельности; изменять социальный статус подростков через системы самоуправления; развивать игровую культуру и коммуникативные навыки; организовать в подростковой среде анализ и самоанализ деятельности.

В итоге организованной работы с подростками возрастут аналитические умения и навыки, эмоциональная отзывчивость, повысятся стремление к общению в коллективе, активность в творчестве, продуктивность работы подросткового коллектива. Если перечисленные два блока деятельности подростковых любительских объединений будут реализовываться в полном объёме, то будет достигнута желаемая цель — развитие общественного самоуправления подростков в любительских объединениях, созданных при учреждениях культуры.

Примечания

1. крупская н. к. педагогические сочинения : в 10 томах. москва, 1957. т. 2.

2. Новикова Г. Н. технологические основы социально-культурной деятельности. москва, 2008.

References

1. Krupskaia N. K. Pedagogicheskie sochineniia, v 10 t, t. 2 [Pedagogical works, in 10 vol, vol.2]. Moscow, 1957.

2. novikova G. N. Tekhnologicheskie osnovy sotsialno-kulturnoi deiatePnosti [The technological basis of socio-cultural activities]. Moscow, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.