Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИНТЕЗ ЗНАНИЙ / ВОСПРИЯТИЕ / ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энсис Екатерина Ивановна, Колесников Владимир Павлович, Терехов Владимир Валерьевич

Исследуются инновационные формы и методы перспективного образования. В результате применения новых педагогических форм образования курсант нарабатывает интуитивный интеллект и приобретает командный навык в основном через образный метод «научения». При этом сознание курсанта формирует не только образ, но и принимает алгоритм мыслительного действия как когнитивную карту для стратегии действия. Разработанные и предлагаемые методы образования будут способствовать развитию и начальному становлению платформы образования на основе образного мышления и синтеза знаний. Тенденции развития высшей школы в современных условиях требуют изменить существующую форму обучения на новую форму согласно предложенным педагогическим методам, которые будут способствовать начальному становлению платформы образования на основе образного мышления и синтеза знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Энсис Екатерина Ивановна, Колесников Владимир Павлович, Терехов Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS OF THINKING DEVELOPMENT OF CADETS AT MILITARY HIGHER SCHOOL IN MODERN EDUCATION

It is considered the innovative forms and methods of advanced education. As a result of the application of new pedagogical forms of education, the cadet develops intuitive intelligence and acquires a team skill mainly through the figurative method of «learning». At the same time, the cadet's consciousness forms not only an image, but also accepts the algorithm of mental action as a cognitive map for the strategy of action. In this case, the thinking algorithm will become available to cadets of all levels of consciousness. The practical application of the methods developed by the authors will reveal the potential of the trainees and perceive the educational material in a new way, realize its meaning, acquire mental engineering and verbalization skills in order to move to a higher level of consciousness of the trainee as a person. The methods of education developed and proposed in the work will contribute to the development and initial formation of an education platform based on imaginative thinking and synthesis of knowledge. Trends in the development of higher education in modern conditions require changing the form of education to a new form of education, according to the pedagogical methods proposed above, which will contribute to the initial formation of an education platform based on imaginative thinking and synthesis of knowledge.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-94-5-150-156

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Екатерина Ивановна Энсис1, Владимир Павлович Колесников2, Владимир Валерьевич Терехов3

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского

Союза А.К. Серова, г. Краснодар, Россия

'rx6dx@mail.ru

Аннотация. Исследуются инновационные формы и методы перспективного образования. В результате применения новых педагогических форм образования курсант нарабатывает интуитивный интеллект и приобретает командный навык в основном через образный метод «научения». При этом сознание курсанта формирует не только образ, но и принимает алгоритм мыслительного действия как когнитивную карту для стратегии дей -ствия. Разработанные и предлагаемые методы образования будут способствовать развитию и начальному становлению платформы образования на основе образного мышления и синтеза знаний. Тенденции развития высшей школы в современных условиях требуют изменить существующую форму обучения на новую форму согласно предложенным педагогическим методам, которые будут способствовать начальному становлению платформы образования на основе образного мышления и синтеза знаний.

Ключевые слова: образование, образное мышление, синтез знаний, восприятие, память. Для цитирования: Энсис Е.И., Колесников В.П., Терехов В.В. Педагогические условия развития мышления курсантов военных вузов в современном образовании // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 94. № 5. С. 150-156. doi: 10.18522/2070-1403-2022-94-5-150-156.

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Educational conditions of thinking development of cadets at military higher school in modern education

© Ekaterina I. Ensis1, Vladimir P. Kolesnikov2, Vladimir V. Terekhov3

Krasnodar higher military aviation school for pilots of the Hero of the Soviet Union A.K. Serov,

Krasnodar, Russian Federation

'rx6dx@mail.ru

Abstract. It is considered the innovative forms and methods of advanced education. As a result of the application of new pedagogical forms of education, the cadet develops intuitive intelligence and acquires a team skill mainly through the figurative method of «learning». At the same time, the cadet's consciousness forms not only an image, but also accepts the algorithm of mental action as a cognitive map for the strategy of action. In this case, the thinking algorithm will become available to cadets of all levels of consciousness. The practical application of the methods developed by the authors will reveal the potential of the trainees and perceive the educational material in a new way, realize its meaning, acquire mental engineering and verbalization skills in order to move to a higher level of consciousness of the trainee as a person. The methods of education developed and pro -posed in the work will contribute to the development and initial formation of an education platform based on imaginative thinking and synthesis of knowledge. Trends in the development of higher education in modern conditions require changing the form of education to a new form of education, according to the pedagogical methods proposed above, which will contribute to the initial formation of an education platform based on imaginative thinking and synthesis of knowledge.

Key words: education, cultural of education, consciousness, perception, memory, information and intuitive flow. For citation: Ekaterina I. Ensis, Vladimir P. Kolesnikov, Vladimir V. Terekhov Educational conditions of thinking development of cadets at military higher school in modern education. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 94. No 5. P. 150-156. doi: 10.18522/2070-1403-2022-94-5-150-156.

Введение

При поступлении в военный вуз каждый из абитуриентов обладает присущими ему социально-психологическими привычками, сформированными в средней школе. В процессе обучения курсанту необходимо отойти от инерционного восприятия мира, заменив его активным образом жизни по Уставу. Смыслом его образования станет цель приобретения профессиональных знаний и нравственных достоинств офицера - воинской чести и доблести.

Культура образования предполагает наработку личной ответственности за свои знания и личные качества. Авторами статьи для повышения качества образования курсантов в вузе проведена апробация педагогического эксперимента и разработан метод взаимодействия преподаватель-курсант [5, с. 176, 178] на основе классификации интеллекта курсанта, согласно уровню его сознания [5, с. 23; 3, с. 413; 7, с. 254]. Такая плановая установка на взаимодействие между участниками учебного процесса создает условия для формирования интерактивного пространства в аудитории и эффективного использования времени в учебном процессе. Обсуждение

На основе анализа результатов тестирования курсантов в ходе педагогического эксперимента [7, с. 154] установлено:

1. неэффективное использование времени затраченного преподавателем и курсантом на дополнительные умственные и физиологические ресурсы на адаптацию восприятия учебного материала;

2. отсутствие внимания (рассеянность) и мотивации требуют от преподавателя умения воспитать у курсантов командный навык и навык к концентрации внимания для формирования образного мышления;

3. отсутствие владения синтезом знаний;

4. отсутствие опыта использования метода образного мышления для решения стратегических задач.

Взаимодействие курсант-преподаватель позволяет сформировать командный навык как согласованность группы для решения учебных задач, в основе которого лежит творческое начало и единомышление.

Взаимодействие преподаватель-курсант на основе командного навыка приведет к единению в группе и вызовет усиление функции внимания, в результате чего произойдет рост объема памяти, разовьёт умение совместно выстраивать ментальные конструкции, четко и понятно вербально их излагать.

Прежде чем раскрыть тему занятия преподаватель использует методику многократных повторений для осуществления автоматического запоминания. Затем устанавливает порядок изложения учебного материала для решения следующих задач:

1. предусмотреть методику синтеза знаний, разработанную ранее [8, с. 241; 4, с. 322];

2. использовать творческое умение курсантов образно мыслить;

3. произвести дифференцированный подход в подаче учебного материала в соответствии с типом интеллекта курсантов;

4. воспитать навык курсанта к повторению пройденного материала на занятии и на самоподготовке;

5. предложить участие в научно-исследовательской работе курсантам для развития видов мышления от когнитивного до фрактального;

6. переформатировать мышление курсанта с аналитического на образное.

На основе выше использованных педагогических приемов формируется команда для совместного решения стратегических задач. Эти методы увеличивают скорость мышления, сообразительность, принятие идеи как начало интуиции. Чтобы использовать эти методы преподаватель должен:

1. мотивировать курсантов;

2. учитывать их интеллектуальный потенциал;

3. излагать учебный материал с учетом обратной связи;

4. контролировать восприятие материала курсантами;

5. оценивать скорость овладения материалом;

6. постепенно вводить методику образования на основе синтеза знаний.

Определив уровень интеллекта каждого курсанта, преподаватель отбирает курсантов, которые успешно справились с программой овладения навыком и методами синтезирования знаний. Педагогический опыт преподавателя, его проницательность позволит распределить курсантов по группам в соответствии с умением мыслить тактически или стратегически.

В группу с тактическим мышлением войдут курсанты со «стандартным» и «личностным» (эмоциональным) мышлением. В группу со стратегическим мышлением войдут курсанты с «индивидуальным» и «интуитивным» мышлением. На усмотрение преподавателя для более быстрого прогресса отстающих курсантов возможно создание смешанных групп.

Такой метод образования позволит курсанту совершать оптимальный выбор решения поставленной задачи в соответствии со сложившейся ситуацией.

Командный навык как форма взаимодействия преподаватель-курсант позволит параллельно с получением профессиональных знаний освоить синтетические знания на основе таких дисциплин, как педагогика, психология, нейропсихология, квантовая физика, астрофизика и т.д.

Новые формы образования предполагают следующие педагогические инструменты «научения»:

1. адаптация к разным учебным ситуациям и вводным;

2. сенсибилизация (умеренность, уравновешенность);

3. импринтинг;

4. классическое обусловливание;

5. оперантное обусловливание;

6. метод проб и ошибок;

7. когнитивный метод.

Такая динамика в развитии образования создаст платформу стабилизации разума и чувств на начальном курсе пребывания в вузе. Она также сформирует адаптационную основу для уменьшения психологической реакции «курсанта-стандартника» при оказании на него негативного действия обстоятельств и возникших проблем.

Дальнейшая наработка сенсибилизации как усиление реакции при повторном действии на раздражитель становится универсальной для «курсанта-личности».

Импринтинг является способностью «курсанта-индивидуальности» изначально усвоить и закрепить на самоподготовке учебный материал.

Для «курсанта-стандартника» присуще классическое обусловливание как приспособление его к различным видам обучения, включая синтез знаний.

Для «интуитов» оперантное обусловливание предполагает не только переформатирование мышления, но и использование сообразительности, что приводит к возникновению идей.

В процессе осмысления учебной темы преподаватель должен использовать метод проб и ошибок как реактивный ответ на поставленные им вопросы и уделить внимание в своей педагогической практике освоению когнитивного метода как одной из сложных форм образования, с дальнейшим умением преобразовать её, например, во фрактальную модель с пониманием её квантовой основы.

В результате применения новых педагогических форм образования курсант нарабатывает интуитивный интеллект и приобретает командный навык в основном через образный метод «научения». При этом сознание курсанта формирует не только образ, но и принимает алгоритм мыслительного действия как когнитивную карту для стратегии действия. В этом случае алгоритм мышления станет доступен для курсантов всех уровней сознания.

Для создания интерактивного пространства преподаватель должен предложить группе пройти кейс-интервью, в результате которого курсанты станут членами общей команды, где каждый из них выскажет свою идею как итог его творческого процесса.

В учебном процессе преподаватель должен использовать все типы командного навыка:

1. профессиональный;

2. операционно-цифровой;

3. информативный;

4. синтез знаний.

Каждый из членов созданной команды будет присоединяться своими знаниями к работе на семинарах, лекциях, самоподготовке, чтобы стать активным исполнителем поставленной задачи. Для эффективности выполнения задания преподаватель должен использовать педагогический метод: блиц-опрос и блиц-ответ.

Приобретенные навыки курсантов в данных методиках позволит усилить командный дух: «стандартник» будет взаимодействовать с «личностью», «личность» - с «индивидуальностью», «индивидуальность» - с «интуитом» и т.д. При таком взаимодействии их образовательные возможности будут возрастать, возрастать будет и интерес к использованию в обучении синтеза знаний.

При использовании этих методик преподаватель поощряет свободу мышления курсанта и позволяет ему вербализовать свою идею в виде ментальной конструкции. Это позволит воспитать в нём умение мыслить содержательно и ясно, а также творчески передать словом суть мысли для реализации собственной миссии, которая состоит:

1. в эффективном использовании учебного времени для повышения скорости выполнения

задания;

2. в активизации сознания для поиска выхода из критической (нештатной) ситуации.

Эффективность и «критический шанс» (решение выхода из «критической ситуации») дают

возможность преподавателю подготовить курсантов для работы стратегического мышления.

По предложенным методикам новые формы образования потребуют профессиональной и педагогической компетенции преподавателя (см. таблицу) [7, c. 17].

Таблица 1

Форма перспективного образования при взаимодействии преподаватель-курсант

Метод научно-исследовательской работы: тестирование и классификация курсантов в группы по типам мышления и уровням сознания

ОБУЧЕНИЕ (традиционное для формирования информационного интеллекта) ОБРАЗОВАНИЕ (для формирования интуитивного интеллекта)

уровни сознания при обучении уровни сознания при обучении

I стандарт II личность III индивидуальность IV интуит

вид мышления вид мышления

Линейное мышление абрисное мышление трехмерное мышление образное мышление

вид знания вид знания

информативный (работа с информацией) понятийность (правила, аксиомы, законы) понимание причинно-следственных связей осознание смысла действия

метод опроса метод опроса

индивидуальный опрос работа с группой кейс-интервью блиц-опрос, блиц-ответ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ОСВОЕНИЮ ЗНАНИИ

лекция, практическое занятие дополнительное занятие, самостоятельная работа самообразование научно-исследовательская работа

ОСВОЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ

интерес, стремление желание стремление целеполагание

МЕТОДЫ НАРАБОТКИ КОМАНДНЫХ НАВЫКОВ

тактическое мышление стратегическое мышление

дисциплина порядок восприятие намерение

алгоритм действия алгоритм действия

активизация работы головного мозга симметричность левого и правого полушарий головного мозга синхронизация работы полушарий головного мозга формирование голографического образа действия

МЕТОДЫ ВЫБОРА ДЕИСТВИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

анализ оценка сообразительность, смекалка интуиция, озарение

При взаимодействии с курсантом преподаватель должен помочь ему:

1. преодолеть страх перед выполнением заданий;

2. эффективно использовать время через методы образного мышления;

3. планомерно выполнить поставленную цель через выбранную стратегию;

4. поддержать высокую динамику достижения результата в учебе за счет синтеза знаний. Для преподавателей ориентация на результат предусматривает:

1. ясное понимание поставленной задачи с учетом типа мышления и уровня сознания курсантов;

2. активную работу для достижения результата на основе тактического (пошагового) мышления;

3. последовательные действия для получения результата (создания алгоритма);

4. поиск пути интуитивного решения с учетом сложности выбора решения (создания модели);

5. своевременное информирование начальника кафедры о возникших сложностях на занятии. Для курсантов ориентация на результат предусматривает:

1. участие в группах с учетом уровня сознания;

2. принятие норм и правил поведения, военной дисциплины и соблюдение строгого режима в аудитории;

3. выполнение своих обязанностей в соответствии с требованиями Устава. Требование «выполнение своих обязанностей в соответствии с требованиями Устава»

предполагает несколько пунктов:

а) взаимодействие преподавателя с курсантом со стандартным типом мышления для упорядочивания его мыслительной деятельности и соблюдения дисциплины;

б) взаимодействие преподавателя с «курсантом-личностью» в процессе обучения и на самоподготовке;

в) взаимодействие преподавателя с «курсантом-индивидуальностью» в процессе выполнения научно-исследовательской работы;

г) взаимодействие преподавателя с «курсантом-интуитом» с использованием метода синтеза знаний.

Для каждого курсанта составляется визитная карточка [7, с. 44] как поведенческий профиль, который состоит из следующих граф:

1. уровень сознания и тип мышления;

2. описание компетенций;

3. поведенческие индикаторы;

4. оценка.

Метод «кейс-интервью» (ситуационный метод опроса) предполагает анализ ситуации, чтобы дать возможность преподавателю оценить знания курсанта в сложившейся ситуации и предложить ему вариант использования метода синтеза знаний. При тестировании («кейс-интервью») преподаватель ставит три задачи для составления визитной карточки:

1. проверяющие навыки к обучению;

2. проверяющие ценности и взгляды;

3. проверяющие модели поведения с учётом умения работать в команде. Тестирование по методу «кейс-интервью» позволит преподавателю комплексно исследовать и оценить курсанта по нескольким параметрам:

1. умению анализировать и выявлять проблему;

2. проявлению нестандартного подхода и креативности;

3. овладению курсантом профессиональными знаниями и навыками и степенью их выраженности;

4. моральным ценностям и жизненной ориентации;

5. поведенческим и личностным характеристикам при принятии решения.

При тестировании была сформулирована цель под названием: «Нацеленность на результат» для проявления индикатора: как ясно понимает он свои задачи, ясно ли понимает задачу обучения, насколько мотивирован, как активно работает над достижением результата, как ориентируется в решении сложных задач (как стратег или как тактик).

Все выше представленные методы являются общей платформой для формирования нового образования в современных условиях, что показано в таблице.

Начальник кафедры даёт оценку компетентности преподавателя согласно следующим критериям:

1. четкое понимание и постановка задачи перед курсантами согласно их уровню сознания и способность выяснить, каковы их приоритеты в выборе подаваемого учебного материала для эффективности его восприятия и осознания действия (действия со смыслом);

2. умение находить соответствующие вопросы, чтобы прояснить непонятные аспекты учебного материала и последующего их разъяснения;

3. использование с опорой на обратную связь гибкого подхода в выборе формата взаимодействия с курсантами: проведение семинара, научно-исследовательской работы, самоподготовки, самообразования;

4. умение проводить оценку эффективности подачи материала на основе учёта качества подаваемого учебного материала со стороны курсантов.

Выводы: перспективные тенденции развития высшей школы в современных условиях требуют изменить форму обучения на новую форму образования, согласно предложенным выше педагогическим методам, которые будут способствовать начальному становлению платформы образования на основе образного мышления и синтеза знаний.

Список источников

1. Варфоломеева С.В., Терехов В.В. Применение образовательных метаданных для овладения сравнительным методом и компаративным анализом в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 1. С. 178-186.

2. Колесников В.П., Энсис Е.И., Терехов В.В. Исследование инновационных образовательных технологий подготовки военных специалистов, основанных на методах получения информационных, механических и синтетических знаний. Краснодар: Издательский дом - Юг, 2019. С. 190.

3. Колесников В.П., Энсис Е.И., Терехов В.В. Правильное управление действием и действительностью // Сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции молодых ученых, Посвященной 58-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос. КВВАУЛ. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2019. 588 с.

4. Колесников В.П., Энсис Е.И., Терехов В.В. Синтез знаний как основа для культуры образования // Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, Посвященной 57-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос. КВВАУЛ. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2018. 503 с.

5. Колесников В.П., Энсис Е.И., Терехов В.В. Этапы нравственного восхождения согласно уровням сознания // Сборник научных статей X Международной научно-практической конференции «Научные чтения им. профессора Н.Е. Жуковского». КВВАУЛ. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2020. 510 с.

6. Нефедовский В.А., Савицкий Ю.А., Терехов В.В. Исследования в области развития пространственного мышления будущего военного летчика // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 226-237.

7. Энсис Е.И., Колесников В.П., Терехов В.В. Разработка методов повышения качества культуры образования на основе синтеза знаний. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2020. 194 с.

8. Энсис Е.И., Колесников В.П., Терехов В.В. Синтез знаний как метод воспитания стратегического мышления // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Научные чтения им. профессора Н.Е. Жуковского». КВВАУЛ. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2021. 588 с.

References

1. Varfolomeeva S.V., Terekhov V.V. The use of educational metadata for mastering the comparative method and comparative analysis in the process of studying social and humanitarian disciplines // Humanities and Social Sciences. 2020. No. 1. Pp. 178-186.

2. Kolesnikov V.P., Ensis E.I., Terekhov V.V. Research of innovative educational technologies for training military specialists based on methods of obtaining information, mechanical and synthetic knowledge. Krasnodar: Publishing House Yug. 2019. P. 190.

3. Kolesnikov V.P., Ensis E.I., Terekhov V.V. Correct management of action and reality // Collection of scientific articles of the IX International Scientific and Practical Conference of Young Scientists Dedicated to the 58th anniversary of Yuri Gagarin's flight into space. Krasnodar: Publishing House Yug, 2019. 588 p.

4. Kolesnikov V.P., EnsisE.I., Terekhov V.V. Synthesis of knowledge as a basis for the culture of education // Collection of scientific articles of the VIII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists Dedicated to the 57th anniversary of Yuri Gagarin's flight into space. Krasnodar: Publishing House Yug, 2018. 503 p.

5. Kolesnikov V.P., Ensis E.I., Terekhov V.V. Stages of moral ascent according to the levels of consciousness // Collection of scientific articles of the X International scientific and practical Conference "Scientific readings named after Professor N.E. Zhukovsky". Krasnodar: Publishing House Yug, 2020. 510 p.

6. Nefedovsky V.A., Savitsky Yu.A., Terekhov V.V. Research in the field of spatial thinking development of the future military pilot // Humanities and social sciences. 2021. No. 2. Pp. 226-237.

7. EnsisE.I., Kolesnikov V.P., Terekhov V.V. Development of methods for improving the quality of education culture based on the synthesis of knowledge. Krasnodar: Publishing House Yug. 2020. 194 p.

8. Ensis E.I., Kolesnikov V.P., Terekhov V.V. Synthesis of knowledge as a method of strategic thinking education // Materials of the XI International Scientific and Practical Conference «Scientific readings named after Professor N.E. Zhukovsky». Krasnodar: Publishing House Yug, 2021. 588 p.

Статья поступила в редакцию 05.08.2022; одобрена после рецензирования 15.08.2022; принята к публикации 25.08.2022.

The article was submitted 05.08.2022; approved after reviewing 15.08.2022; accepted for publication 25.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.