Научная статья на тему 'Педагогические условия развития компетентности специалиста на факультете повышения квалификации'

Педагогические условия развития компетентности специалиста на факультете повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов И.О.

В связи с повышением требований работодателей к квалификации специалистов стали актуальны проблемы повышения их квалификации и развития компетентности. В статье раскрыт большой потенциал факультета повышения квалификации в развитии формировании компетенций студентов и компетентности специалистов через совместную деятельность студентов, слушателей и представителей работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимов И.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития компетентности специалиста на факультете повышения квалификации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 378.046.4

И.О. Ибрагимов

Декан факультета повышения квалификации, Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), г. Махачкала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация

В связи с повышением требований работодателей к квалификации специалистов стали актуальны проблемы повышения их квалификации и развития компетентности. В статье раскрыт большой потенциал факультета повышения квалификации в развитии формировании компетенций студентов и компетентности специалистов через совместную деятельность студентов, слушателей и представителей работодателя.

Ключевые слова

Повышение квалификации, компетенции, компетентность, профессиональный стандарт,

метадеятельность преподавателя

В современных условиях повышения требований к уровню подготовки и квалификации специалистов наблюдается объективный разрыв между профессиональной подготовкой специалистов и требованиями и ожиданиями работодателей от качества их труда. Это связано с тем, что образование по своей сущности является консервативной системой и не успевает меняться в темпе рыночных механизмов и общественных отношений. Различные формы непрерывного образования и повышения квалификации позволяют восполнить, восстановить, поднять на новый уровень качество сформированных компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций и развивать компетентность работающих специалистов. Как известно, компетенции становятся предметом внимания и как требования к подготовке специалиста, и как качества выпускника профессиональной образовательной организации, и как критерии отбора специалистов работодателем. С позиции квалификации специалиста, которая является конечной целью профессиональной подготовки, они выражают интеллектуальный потенциал специалиста, на основе которого можно формировать и развивать его компетентность. Соответственно, компетенции относятся к студенту, выпускнику, молодому специалисту на этапе принятия на работу, а компетентность определяет уровень квалификации работающего специалиста. Как видно, в существующей системе профессиональной подготовки специалистов такое разделение уровней квалификации осложняется еще идеологией широкой подготовки специалистов, осуществляемой в настоящее время в общем высшем образовании. Высшее образование у нас перестало быть профессиональным. Профессиональная подготовка специалиста негласно переведена в магистратуру со сроком два года и с охватом не более сорока процентов выпускников бакалавриата. Ситуация усугубляется еще положением о том, что разрешено перемещение студентов по разным факультетам без учета базовой научной подготовки, необходимой специалисту. Например, выпускник бакалавриата юридического факультета, изучивший психологию как общекультурную дисциплину, может поступить в магистратуру психологического факультета и стать магистром психологии.

В последнее время появилась еще одна сомнительная новость о разрешении выпускникам бакалавриата работать по специальности, которую они не получали в общем высшем образовании. Работать, конечно, можно и самоучкой, но тогда в чем смысл шестилетней учебы студентов в высших образовательных организациях?

В аспекте нормативной базы профессионального образования также возник ряд противоречий. В последнее время идет интенсивная работа по разработке профессиональных стандартов и квалификаций специальностей. Квалификацией специалиста при этом назван «уровень знаний, умений, навыков и опыта работника», а профессиональный стандарт выражает «характеристику квалификации, необходимой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

работнику для осуществления определенного вида деятельности» [1]. Как видно, обе эти дефиниции относятся к работающим специалистам. Однако в разъяснениях профессиональных стандартов наблюдается явное противоречие между тем, что они «связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования» и «опорой на реальный опыт профессиональной деятельности, а не на образовательные программы» [1]. Как можно не опираться на образовательные программы, если квалификация является «знаниями, умениями и навыками» специалиста. К тому же нигде не упоминаются компетенции и компетентность, принятые как требования к подготовке специалистов. Наоборот образовательные программы должны быть составлены на основе профессиональных стандартов специальности. По определению компетентности знания умения и навыки относятся к компетенциям выпускников профессиональных образовательных учреждений, а опыт - к работающим специалистам. Однако в существующей системе подготовки специалистов под компетенцией понимают готовность и способность будущих специалистов к выполнению профессиональных функций, а возможности тренинга таких действий хотя бы в имитируемых производственных условиях значительно ограничены.

Все эти противоречия профессионального образования выходят в область повышения квалификации и развитие компетентности специалистов. Повышение квалификации специалистов может разрешать приведенные противоречия, если создать условия, в которых студенты и слушатели могли тренировать себя в совместной деятельности по развитию компетентности на основе компетенций. В профстандарте педагога профессионального и дополнительного образования также указано, что они должны организовать социально-педагогическую поддержку обучающимся по программам высшего образования в образовательной деятельности (студентов) и в профессионально-личностном развитии (работающих специалистов) [2].

Для организации повышения квалификации в таком аспекте большие резервы имеет факультет повышения квалификации университета. Анализ научных исследований и собственный опыта работы позволяют выделить следующие аспекты потенциала факультета повышения квалификации в развитии компетентности специалистов:

- использование поисковых запросов слушателей при формировании групп и реализации образовательных программ;

- расширение программы подготовки, построенных на основе знаний, умений до развития гибкости действий в решении профессиональных проблем;

- обеспечение сотрудничества обучающихся между собой, педагогами и профессиональной межличностной средой;

- совместная разработка и защита проектов слушателями и студентами выпускных курсов вуза;

- мотивация действий слушателей показом значимости изучаемых знаний и способов деятельности в процессе непосредственного тренинга и практики их применения;

- приучение слушателей к способам прослеживания новообразований в развитии своей компетентности.

Организация совместной деятельности студентов, слушателей и представителей работодателя на факультете повышения квалификации университета может восполнить технологический пробел в формировании профессиональных компетенций студентов, показать студентам выпускных курсов возможности своего творческого роста в дальнейшей профессиональной деятельности, а слушатели могут оценить темпы развития своей компетентности по сравнению с компетенциями, сформированными в профессиональной подготовке.

Начинать такую работу необходимо с формирования методологической культуры преподавателей факультета повышения квалификации [3, с.43-57], ориентированной на особенности деятельности школьных педагогов, преподавателей университета, требования менеджеров от работодателя, а также творческие запросы слушателей и студентов[4, с. 42] . Только в такой деятельности можно показать студентам и работающим специалистам как из компетенций развивается компетентность и квалификация специалиста.

Концептуальным направлением повышения квалификации тогда станет создание педагогических условий совместной реальной или имитируемой профессиональной деятельности слушателей, студентов,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

работодателей и преподавателей. Организовать такую деятельность целесообразно по методике, включающей:

- знакомство групп с профессиональной ситуацией и выявление проблемы, с которыми могут встретиться при его выполнении;

- общее обсуждение проблемы, и поиск разных вариантов ее решения;

- выбор каждым слушателем и студентом целесообразного, по его мнению, способа разрешения ситуации;

- сравнение полученного группой решения проблемы с известным в теории или практике способом решения таких проблем;

- дополнение слушателями своего решения возникшими новыми мыслями, идеями и предложениями.

- обмен мнениями студентов и слушателей относительно перспектив применения возникших способов решения проблем в реальной производственной ситуации.

Экспериментальная работа по организации совместной работы студентов, слушателей и представителей работодателя на факультете повышения квалификации подтвердила эффективность следующих педагогических условий развития компетентности специалистов: подготовка преподавателей повышения квалификации к развитию компетентности слушателей; объективный отбор слушателей с учетом профессиональных запросов специалистов; разработка программы, учебных заданий и интерактивных технологий, организация совместной работы слушателей, студентов и представителей работодателя; проведение объективного мониторинга по заранее заданным параметрам, критериям и уровням развития компетентности.

Список использованной литературы:

1. Понятия квалификации и профессионального стандарта работника (ст 195, Закон № 122 - ФЗ, от 2. 05. 2015) [Электронный ресурс] // http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnye-standarty.html#statja-195-1-TK ( дата обращения 3. 02. 2017 )

2.Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"[Электронный ресурс] //http://classinform.ru /profstandarty/ 01.004-pedagog-professionalnogo-obucheniia-professionalnogo-obrazovaniia-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obra ( дата обращения 3. 02. 2017 )

З.Омаров О.А., Гасанов М.М., Нюдюрмагомедов А.Н. Методологическая культура преподавателя высшей школы. - Махачкала, Издательство «Лотос», 2008. - 192с.

4. Нюдюрмагомедов А.Н. Ибрагимов И.О. Проблема компетенций в системе повышения квалификации // 6th Europen Ahhled Sciencis: challenges and solutions. March 10-12, 2016/ Stutgart, Germani -p 41-43

© Ибрагимов И.О., 2017

УДК 372.881.111.1

И.А. Игдиева

5 курс, ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация А.Р. Бодулева, к.филол.наук ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ГАЗЕТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Данная статья посвящена некоторым особенностям обучения чтению газет на уроках иностранного языка. Выявлены преимущества и трудности использования аутентичных материалов в обучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.