Научная статья на тему 'Педагогические условия развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры'

Педагогические условия развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ДОШКОЛЬНИКИ / PHYSICAL CULTURE / PRESCHOOL CHILDREN / MOTIVE QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доева А. Н., Гагиева З. А.

В статье рассмотрен вопрос наиболее рационального двигательного режима, положительно влияющего на развитие двигательных качеств и формирование навыков основных движений дошкольников. Предложен наиболее эффективный двигательный режим физкультурных занятий, включающий нагрузки с 40%-ным содержанием упражнений на выносливость. Упражнения, развивающие выносливость положительно влияют на технику выполнения основных движений дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доева А. Н., Гагиева З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MOTIVE QUALITIES AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE MEANS OF PHYSICAL CULTURE

In article the question of the most rational motive mode which is positively influencing development of motive qualities and formation of skills of the main movements of preschool children is considered. The most effective motive mode of sports occupations including loads with the 40% content of exercises on endurance is offered. The exercises developing endurance positively influence equipment of performance of the main movements of preschool children.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры»

Условные обозначения: АС - активное сопротивление, ОЖ - общая жидкость, АКМ - активная клеточная масса, СММ -скелетно-мышечная масса, ТМ - тощая масса, ОО - основной обмен, УО - удельный обмен.

Выводы

1. Значения абсолютных показателей по технико-тактическим характеристикам находятся в зависимости от динамики изменений химического состава тела.

2. Неполное восстановление организма спортсмена, которое можно диагностировать по значению удельного обмена, лимитирует физическую работоспособность, снижает уровни силовых и скоростно-силовых показателей.

3. Значения коэффициентов использования силовых возможностей и коэффициентов координации можно рассматривать как корректирующие показатели соотношения работы на суше и в воде по развитию силовых качеств.

Литература

1. Бурмистров Д.А. Способ развития силовых качеств и увеличения мышечной массы для лиц разного возраста // Вестник спортивной науки - 2010. - № 6. - С. 47-50

2. Николаев Д.В., Смирнов А.В., Бобринская И.Г., Руднев С.Г. Биоимпедансный анализ состава тела человека. - Москва: Наука, 2009

3. Тамбовцева Р., Сонькин В. Возрастное развитие тканевых источников энергообеспечения мышечной функции // Вестник спортивной науки - 2009. - № 6. - С. 32-38

4. Тамбовцева Р. В. Взаимосвязь аэробной и анаэробной производительности с ростом костной, мышечной и жировой тканей у школьников 7-17 лет // Вестник спортивной науки - 2011. - № 5. - С. 29-34

5. Armstrong N., McManus A.M/ Physiology of elite young male athletes // Med. Sport. Sci. - 2011. - Vol. 56. - P. 1-22

6. Beckmann L., Hahne S., Medrano G., Kim S., Walter M., Leonhardt S. Monitoring change of body fluids during physical exercise using bioimpedance spectroscopy // Conf. Proc. IEEE Eng. Med. Biol. Soc. - 2009. - P. 4465-4468

7. Jaffin M.Y. Body composition determination by bioimpedance: an update // Curr. Opin. Clin. Nutr. Metab. Care - 2009. - Vol. 12, № 5. - P. 482-486

8. Nescolarde L., Yanguas J., Medina D., Rodas G., Rosell-Ferrer J. Assessment and follow-up of muscle injuries in athletes by bioimpedance; preliminary results // Conf. Proc. IEEE Eng. Med. Biol. Soc. - 2011. - P. 1137-1140

9. Stahn A., Terblanche E., Strobel G. Modeling upper and lower limp muscle volume by bioelectrical impedance analysis // J. Appl. Physiol. - 2007. - Vol. 103, № 4. - P. 1428-1435

10. Wong J.E., Poh B.K., Nik Shanita S., Isham M.M., Chan K.Q., Tai M.D., Ng W.W., Ismail M.N. Predicting basal metabolic rates in Malaysian adult elite athletes // Singapore Med. J. - 2012. - Vol. 53, № 11. - P. 744-749

Доева А.Н.1, Гагиева З.А.2

'Доктор биологических наук, профессор, Северо-Осетинский государственный университет; 2кандидат биологических наук,

доцент, Северо-Осетинский государственный университет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос наиболее рационального двигательного режима, положительно влияющего на развитие двигательных качеств и формирование навыков основных движений дошкольников. Предложен наиболее эффективный двигательный режим физкультурных занятий, включающий нагрузки с 40%-ным содержанием упражнений на выносливость. Упражнения, развивающие выносливость положительно влияют на технику выполнения основных движений дошкольников. Ключевые слова: физическая культура, двигательные качества, дошкольники.

Doeva of A.H.1, Gagieva Z.A.2

'Dr.Sci.Biol., professor, North Ossetian state university; 2Candidate of Biology, associate professor, North Ossetian state university

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MOTIVE QUALITIES AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Abstract

In article the question of the most rational motive mode which is positively influencing development of motive qualities and formation of skills of the main movements ofpreschool children is considered. The most effective motive mode of sports occupations including loads with the 40% content of exercises on endurance is offered. The exercises developing endurance positively influence equipment of performance of the main movements of preschool children.

Keywords: physical culture, motive qualities, preschool children.

В современных социально-экономических условиях отмечается снижение продолжительности жизни и уровня здоровья детей, подростков и взрослого населения всех регионов страны.

Поэтому актуальной задачей является забота о здоровье детей дошкольного возраста и формирование у них потребности здорового образа жизни.

В своем исследовании, направленном на выявление рационального двигательного режима, положительно влияющего на развитие двигательных качеств и формирование навыков основных движений, мы исходили из того, что в занятиях по физическому воспитанию дошкольников должны преобладать средства и методы, способствующие развитию общей выносливости. Так как правильно дозируемые физические нагрузки оказывают стимулирующее влияние на растущий детский организм. При этом большое внимание должно уделяться «стайерским» формам деятельности, исключающие максимальные напряжения. Подобные мягкие и сравнительно длительные физические нагрузки положительно влияют на двигательный аппарат, вегетативную систему и высшую нервную деятельность детей.

На наш взгляд, основным пробелом в программном материале является отсутствие упражнений, способствующих развитию общей выносливости. В связи с этим и была предпринята попытка изучить влияние двигательных режимов, способствующих развитию общей выносливости, формированию навыков основных движений и развитию некоторых физических качеств.

Работа осуществлялась в два этапа, что позволило решить поставленные задачи. На первом этапе (май 2013 г.) было проведено обследование детей 3-х лет из трех групп детских садов г. Владикавказа. Обследование проводилось с целью определения физической и технической подготовленности на начальном этапе эксперимента. Физическая подготовленность определялась общепринятыми в педагогической практике тестами: бег 10 м и с хода, прыжок в длину с места, бросок набивного мяча 0,5 кг из-за головы двумя руками, бег 10 м змейкой и бег 60 м, которые характеризуют разные стороны физической подготовленности детей. Бег 10 м с хода отражает развитие качества быстроты, прыжок в длину и бросок набивного мяча - уровень развития скоростносиловых качеств, бег 10 м змейкой - уровень развития выносливости у детей трехлетнего возраста.

Во время тестирования физической подготовленности проводилась оценка техники выполнения основных движений. Качество выполнения основных движений (бег, прыжок в длину с места и метания набивного мяча из-за головы) определялось методом экспертной оценки.

28

Оценка техники исполнения проводилась тремя экспертами. Высшим баллом за технику исполнения была оценка «5», низшим - «3». Сопоставление средних данных всех групп начала эксперимента показало, что существенного различия, как в показателях физической подготовленности, так и в оценках техники выполнения основных движений не наблюдается (т.е. различия не достоверны).

На втором этапе в течение 11 месяцев (март 2014 г.) проводился педагогический эксперимент, организация которого решала задачу выявления наиболее рационального двигательного режима физкультурных занятий. Физкультурные занятия проводились специалистами физического воспитания. Общая продолжительность физкультурного занятия для детей 3-4 лет составляла 15 - 20 минут.

Особенностью предложенной нами методики физкультурных занятий явилось включение в каждое из них различных объемов упражнений, направленных на развитие общей выносливости. За основу был взят медленный бег: в первой группе объем этих упражнений на период эксперимента составил 40 %, во второй - 30 % и в контрольной группе эти упражнения отсутствовали. Спустя 11 месяцев, при повторном тестировании физической подготовленности и оценки техники выполнения основных движений были зарегистрированы значительные количественные изменения в показателях развития быстроты в начале и в конце эксперимента и отмечено улучшение в первой группе в среднем на 0,79 с, во второй - на 0,63 с и в контрольной - на 0,34 с.

В то же время отмечалось улучшение качества выполнения основного упражнения (бега). Разница в оценке за технику в начале и в конце эксперимента в первой группе составила 0,71 балла, во второй группе - 0,53 балла, в контрольной группе - 0,04 балла.

В показателях прыжка в длину с места, отражающего уровень развития скоростно-силовых качеств, в конце эксперимента было отмечено улучшение во всех группах. В первой группе длина прыжка улучшилась на 33,14 см, во второй - на 23,00 см, в контрольной - на 8,10 см, т.е. наиболее ощутимый прирост наблюдается в первой группе.

Техника выполнения прыжка в длину с места также увеличилась: в первой группе составила 0,78 балла, во второй - 0,36 балла, в контрольной - 0,32 балла.

При анализе результатов в метании мяча из-за головы двумя руками отмечается улучшение результатов во всех группах. К концу эксперимента показатели в метании улучшились в первой группе на 59,81 см, во второй - на 42,84 см, в контрольной - на 45,32 см. Данные показатели также характеризуют уровень развития скоростно-силовых качеств.

Оценка за технику исполнения основного движения метания набивного мяча из-за головы двумя руками улучшилась следующим образом: в первой группы - на 0,4 балла, во второй - на 0,29 балла и в четвертой - на 0,52 балла, т.е. наиболее ощутимо улучшение в технике выполнения броска наблюдается в контрольной группе.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) из трех предложенных двигательных режимов физкультурных занятий, наиболее эффективными оказались нагрузки с 40%-ным содержанием упражнений на выносливость;

2) упражнения, развивающие выносливость положительно влияют на технику выполнения основных движений дошкольников.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1990. - № 1. - С. 22-26.

3. Никаноров Д.В., Никаноров В.Т., Лентюков Н.Г. Становление и развитие движений детей от рождения и до 7 лет // Материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - С. 311-318.

Лактионова А.А.1, Сотников О.С.2

'Кандидат биологических наук; 2доктор биологических наук, профессор, ФГБУ науки Института физиологии им. И.П. Павлова

РАН

ДВУЯДЕРНЫЕ НЕЙРОНЫ В КУЛЬТУРЕ ТКАНИ

Аннотация

В ганглиях автономной нервной системы все многочисленные исследователи отмечают большое количество (от 13% до 56%) двуядерных нейронов. Причиной двуядерности считается амитоз, неполный митоз нейронов взрослых животных. Однако процесс амитоза на живых нервных клетках никто не изучал. В проведенном исследовании предпринята попытка воспроизвести массовую двуядерность в эксперименте, изучить структурную кинетику и механизм этого неврологического феномена.

Ключевые слова: культура ткани, нейроны, слияние.

Laktionova A.A. \ Sotnikov O.S. 2

'PhD; ^Doctor of Biological Sciences, professor in Pavlov Institute of Physiology, Russian Academy of Sciences

BINUCLEATE NEURONS IN TISSUE CULTURE

Abstract

In the ganglia of the autonomic nervous system all the numerous researchers have noted a large number (13% to 56%) of binucleate neurons. The reason of binucleate neuron cells is considered the amitosis, incomplete mitosis neurons of adult animals. However, the process amitosis on living nerve cells nobody studied. In this research, an attempt to reproduce mass dicarions of the neurons in an experiment to study the structural kinetics and mechanism of this neurological phenomenon.

Keywords: tissue culture, neurons, fusion.

Двуядерные нейроны (дикарионы) встречаются в центральной нервной системе достаточно редко. Однако в ганглиях автономной нервной системы их количество может достигать несколько десятков процентов от общего количества нейронов [1-5]. Число дикарионов увеличивается и в раннем онтогенезе [14], и при патологии нервной системы. Значимым следует считать не только массовость явления в некоторых случаях, но и отсутствие, в принципе, в современной нейрофизиологии четких представлений о механизме этого оригинального процесса в нервной системе. Поэтому мы считали необходимым попытаться выявить механизм формирования двуядерных нейронов с помощью культуры живых нейронов.

Исследования проведены на изолированных нейронах окологлоточного ганглия Lymnaea stagnalis. Изоляция клеток осуществляли с помощью обработки ганглиев 0,4% проназой в течение 40 мин, повторного пипетирования (повторного всасывания через пипетки разного диаметра) и отмывания клеточной суспензии от остатков глиальных оболочек. Культивирование проводилось до 5 суток в среде RPMI-1640. Нормальные культуры исследовались в инвертированном фазовоконтрастном микроскопе (БИОМЕД-3И, Россия) с использованием видеокамеры (ДСМ 300, КНР), связанной с компьютером. Для получения большого количества слившихся нейронов изолированные клетки центрифугировали в течение 15 мин при 3000 g оборотов в минуту и по общепринятой методике фиксировали с помощью 2,5% глутарового альдегида и в 2% OsO4 в течение 90 мин на холоде (детальнее см. [8]).

Среди только что отпрепарированных нейронов обнаружено 0,165 % дву- и трехядерных нейронов (рис. 1, а, в). Такое явление у моллюсков обнаружено впервые. Процент дикарионов в контроле оказался небольшим. Тем убедительнее будет утверждение о

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.