УДК 37.07
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Томский государственный педагогический университет
В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения в процессе модернизации общего и педагогического образования, что обуславливает развитие новых типов образовательных учреждений, в том числе малокомплектных сельских школ (МКШ), функционирование которых слабо обеспечено кадровым ресурсом.
Анализ теоретических положений развития малокомплектной сельской школы, концепции модернизации педагогического образования в РФ, практики модернизации данного вида образовательных учреждений в различных регионах РФ, материалов социально-педагогических исследований деятельности учителя малокомплектной школы позволил сделать вывод о том, что развитие кадровых ресурсов малокомплектной сельской школы связано с решением ряда проблем, в том числе и недостаточной теоретической и практической психолого-пе-дагогической подготовкой выпускников к органи-
зации процесса обучения в разновозрастных группах малокомплектных школ, невысоким уровнем подготовки учителей к организации воспитательной работы с учащимися в разновозрастных коллективах и др., что обуславливает необходимость обращения к историко-педагогическому опыту.
В рамках историко-педагогического анализа необходимо выделить несколько ведущих моделей подготовки специалистов для малокомплектных школ. Первая модель - учитель-многопред-метник. На территории Российской Федерации существуют примеры подобной подготовки специалистов, направленной на потребности сельской школы в интегративных образовательных программах. Так, с 1988/89 учебного года в Орловском государственном педагогическом институте (ныне ОГУ) согласно приказу Министерства народного образования РСФСР № 150-14-5/М от 04.08.1988 г. начат эксперимент, связанный с целенаправленной подготовкой учителя широкого
профиля для сельской малокомплектной школы. При определении целесообразности различных связок учительских специальностей группа исследователей во главе с Ф.С. Авдеевым руководствовалась принципами межпредметности и интеграции учебных дисциплин, что позволило не только содержательно установить конкретные, достаточно обозримые взаимосвязи между предметами (например, математика и естествознание) [1], но и разработать модели педагогов МКШ.
Кочевые школы Якутии также способствовали созданию условий для организации и проведения эксперимента по подготовке специалистов - учителей широкого профиля. Н.Д. Неустроев [2], говоря об учителе широкого профиля, подразумевал такого эрудированного человека, знания и мастерство которого синтезируют содержание совмещаемых предметов, а также и содержание общей и частных методик. Учителя, преподающие 2-3 предмета, должны четко знать и применять на практике научные основы общей дидактики: улавливать узловые моменты, где общая дидактика преломляется в частную методику тех или иных совмещаемых предметов.
Подготовка учителя широкого профиля велась в двух направлениях: по циклам учебных предметов и интегрированных курсов; по предмету и организации внеклассной воспитательной работы.
На основе межпредметных связей исследовательской группой под руководством Н.Д. Неустроева был составлен и апробирован круг оптимального сочетания учебных дисциплин по циклам: гуманитарный цикл - «русский, родной, иностранный языки и литература», «история и литература», «история-география»; физико-математический цикл -«физика-математика-астрономия»; естественный
цикл - «химия-биология-природоведение»; технический цикл - «трудовое обучение-рисование-черчение» [2].
Лаборатория сельской школы института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета под руководством Л.В. Байбородовой (Д.Б. Резвецов, Т.В. Лаптева, Ю.В. Кудрявцев, Н.Л. Иванова, Л.А. Большакова) разработала и апробировала на практике программу подготовки специалиста - классного руководителя, владеющего методикой работы с детьми разного возраста [3].
Анализ исследования результатов деятельности лаборатории проблем сельской школы под руководством Л.В. Байбородовой, И. Чернявской [3] позволил выделить основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе, которые необходимо учитывать в процессе подготовки учителя: организация межвозрастного обучения; укрупнение классов, расширение социального опыта и
опыта общения детей, развитие умений по взаимопомощи; внедрение межпредметного обучения через организацию синтетических уроков для изучения отдельных тем и аспектов явлений там, где возможно такое объединение.
При анализе моделей подготовки педагогов для МКШ нельзя не затронуть исследования P.M. Ше-райзиной [4]. Анализируя учебно-познавательную деятельность учителя сельской школы, автор утверждает, что он (учитель) реализует социальнокультурные, экономические, социально-экономические, общественно-педагогические функции социальной среды малокомплектной средней школы; особо проявляет в своей педагогической деятельности коммуникативные и проектировочные способности; создает благоприятные условия для развития и реализации самостоятельности, любознательности и активности школьников.
Останавливаясь на характеристике определяющего компонента деятельности сельского учителя, РМ. Шерайзина делает акцент на способность сельского учителя к самосовершенствованию, самоорганизации, самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию. Она утверждает, что многопро-фильность деятельности сельского учителя приводит к формированию у учителей интегративных знаний и общих способов деятельности, умения формировать обобщенные приемы деятельности через блочное изложение учебного материала [4].
На базе Шуйского педагогического университета предлагается модель, связанная с интеграцией психологической и педагогической подготовки (Н.В. Кузьмина) на основе акмеологического подхода [5].
Теоретическое обоснование новых интеграционных технологий подготовки учителя для преподавания в разновозрастных группах обосновали и используют в практической деятельности академик М.П. Щетинин (Центр по комплексному воспитанию личности), а также профессора Л.Я. Кап-лина, В.М. Курицын (Азовский экспериментальный социально-педагогический комплекс, Краснодарский край).
Представленные выше системы стали теоретическими основаниями для создания авторской модели профессиональной подготовки учителей для малокомплектных школ, спецификой которой явилось формирование базовых психолого-педагоги-ческих компетентностей как интегральной характеристики, определяющей способность решать на общепедагогическом уровне типичные психологопедагогические задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В рамках моделирования была определена цель подготовки - формирование базовых психологопедагогических компетенций, направленных на формирование способностей решения различных классов (видов) профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях жизнедеятельности образовательного учреждения на основе теоретических знаний, имеющегося социокультурного и собственного опыта.
Данная комплексная модель вариативна, сформирована в рамках следующих направлений подготовки: учитель начальных классов, преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель начальных классов с правом преподавания отде-
льных образовательных областей, учитель основной школы, полифункциональный специалист для работы в сельской местности, педагог-психолог с правом преподавания отдельных образовательных областей, специалист в области информационных технологий с правом преподавания отдельных образовательных областей, менеджер организации с правом преподавания отдельных образовательных областей, специалист по преподаванию образовательных областей, образовательных комплексов. Реализация данных моделей может осуществляться в формах основной дополнительной специальности, бакалавриата, магистратуры, дополнительной квалификации, специализации (см. табл.) при
Модели подготовки специалиста для малокомплектной школы
Направление Модели подготовки
Основная специальность Дополнительная специальность* Бакалавриат Магистратура Специализация**
Методика преподавания образовательных областей и образовательных комплексов Учитель (любой предмет), преподаватель образовательных областей и образовательных комплексов Преподаватель образовательных областей и образовательных комплексов На базе любого направления подготовки - направление профильной подготовки «Методика преподавания образовательных областей и образовательных комплексов» Преподаватель образовательных областей и образовательных комплексов
Методика преподавания в малокомплектной школе Педагог дошкольного образования, начальных классов малокомплектной школы Бакалавр по направлению 540600 - Педагогика (профильная подготовка - теория и методика преподавания в малокомплектной школе) Методика преподавания в малокомплектной школе ***
Профильное обучение в малокомплектной школе Профильное обучение в малокомплектной школе Любое направление магистерской подготовки (кроме педагогического) в рамках блоков «Специальные дисциплины», «Профильное обучение в малокомплектной школе» Профильное обучение в малокомплектной школе
Управление малокомплектной школой Менеджмент в сельском социуме Менеджмент в сельском социуме Бакалавр по направлению 540600 - Педагогика (профильная подготовка - управление малокомплектной школой) Менеджмент в сельском социуме
* Модели подготовки по дополнительной специальности могут быть использованы при организации дополнительной подготовки (отличия в количестве часов незначительны: 1500 часов - дополнительная специальность, 1200 часов - дополнительная подготовка), а также переподготовки.
** Модель может быть использована как в рамках переподготовки (500 часов), так и дополнительной подготовки в условиях реализации образовательной профессиональной программы среднего специального педагогического образования.
*** Возможны переподготовка в размере 500-1500 часов и дополнительная квалификация.
наличии психолого-педагогических условий: спецификация содержания психолого-педагогическо-го образования на основе использования теории межпредметных связей и разновозрастных групп; использование практико-ориентированной технологии подготовки специалиста для сельской малокомплектной школы, разработка диагностики результативности подготовки специалиста.
Формирование содержания образования общепредметного блока подготовки специалиста может осуществляться в рамках курсов «Педагогика сельской школы», «Развитие содержания образования на основе межпредметных связей», «Методика формирования разновозрастных групп» и др., актуальность которых определялась ведущими затруднениями педагогов в работе с разновозрастными группами.
При этом цель изучения дисциплины «Развитие содержания образования на основе межпредметных связей» состоит в формировании навыков работы по формированию содержания образования на основе межпредметных связей в разновозрастных классах-комплектах. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах малокомплектных школ обусловила необходимость создания курса «Методика формирования разновозрастных групп», целью которого стало формирование навыков работы с разновозрастным ученическим коллективом в условиях малокомплектной сельской школы.
Вторым условием является использование практико-ориентированной технологии подготовки специалиста для сельской малокомплектной школы, особенностями которой стали: наличие четко и диагностично заданной цели, жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т.п.); указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и студентов, студентов друг с другом), а также их взаимодействие с информационной техникой (компьютером, видеосистемой и т. п.); мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл); указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил; применение в учебном процессе новейших средств и способов переработки информации. Особенности методов формирования профессиональных умений и навыков практико-ориентированной технологии обучения связаны с задачным обучением, где главным теоретическим материалом являются задача и технологии ее решения.
Апробация педагогической модели и педагогических условий ее реализации проводилась в рамках деятельности областного государственного учреждения «Томский государственный педагогический колледж» по специальности «Преподавание в начальных классах» и дополнительной подготовки «Преподавание в малокомплектной школе». Набор на данную специальность производился с 2004 г., срок обучения 2 года 10 месяцев. Была разработана образовательная программа, частью которой являлся учебный план, все предметы которого были разделены на две больших группы - психолого-пе-дагогического и методического характера. К числу курсов психолого-педагогической направленности были отнесены следующие: «Малокомплектная школа как педагогическая система», «Технология преподавания в разновозрастных группах», «Формирование содержания образования на основе межпредметных связей», «Теория и методика предшкольного образования». Вторая группа дисциплин связана с методиками преподавания в разновозрастных группах на основе комплексного обучения по курсам математики (1-6 классы), русского языка и литературы (1-9 классы).
Формирование содержания образования в Томском государственном педагогическом колледже происходило на основе модульно-рейтинговой системы как переходной к модульно-кредитной структуре подготовки специалистов. Все содержание образования разделено на несколько групп: лекции, консультации, аудиторные самостоятельные работы, домашняя работа. Формирование такой модели содержания образования заставляло педагога работать в системе интерактивных практико-ориенти-рованных технологий, направленных на формирование реальных профессиональных педагогических компетентностей. Результаты реализации образовательной программы представлены базовой профессиональной компетентностью на алгоритмическом уровне, чему соответствовали и уровень сформированности личности студентов, эффективность их педагогической деятельности, конструктивность мышления и пр.
Параллельно шел процесс повышения квалификации работников сельских малокомплектных сельских школ Томской области. В рамках эксперимента были набраны целевые группы из школ: муниципальное образовательное учреждение «Степановская средняя общеобразовательная школа» (25 человек), муниципальное образовательное учреждение «Бориковская основная общеобразовательная школа» Томского района (25 человек), а также сборная группа учителей Зырянского района (25 человек).
Контрольными группами стали педагоги из школ: муниципальное образовательное учрежде-
ние «Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Томского района (25 человек), муниципальное образовательное учреждение «Клюк-винская средняя общеобразовательная школа» (25 человек).
На основе проблемного анализа кадрового ресурса базы исследования и педагогических затруднений всех учителей были сформированы и реализованы программы курсов повышения квалификации: для экспериментальной группы курсы по теме «Проблемы преподавания в малокомплектной школе: психолого-педагогический аспект», для контрольной группы «Реализация компетентностного подхода в актуальных направлениях модернизации образования». Спецификация первого курса заключалась в формировании базовых психолого-педаго-гических компетенций учителя МКШ. Анализ изменений исходных данных диагностики уровня психо-лого-педагогической готовности к осуществлению
педагогической деятельности в малокомплектных сельских школах позволил установить тенденцию стабильного роста профессиональной компетентности педагогов экспериментальной группы.
Разработанная и реализованная на основе проведенного историко-педагогического анализа комплексная модель профессионально-педагогической подготовки учителя для малокомплектных сельских образовательных учреждений направлена на формирование базовых профессиональных компетентностей учителя.
Исследование не претендует на окончательное решение поставленной проблемы. В дальнейшем возможно решение задач по совершенствованию ключевых и специальных компетенций в рамках подготовки студентов и организации повышения квалификации педагогов малокомплектных сельских школ.
Поступила в редакцию 10.06.2008
Литература
1. Авдеев Ф.С. Подготовка учителя для работы в сельской малокомплектной школе // Информационный бюллетень. 1995. № 3 (10).
2. Неустроев Н.Д. Подготовка учителей широкого профиля для сельской школы: учебное пособие по курсу «Введение в специальность».
Якутск, 1995.
3. Байбородова Л.В. Подготовка педагогов - дело самой школы // Малокомплектная сельская школа: проблемы, поиски, решения. Ярославль, 1998.
4. Шерайзина Р.М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологический аспект). М., 1994.
5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград, 1970.
6. Тряпицына А.П. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. СПб., 2002.