Научная статья на тему 'Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся'

Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / REGIONAL EDUCATIONAL PORTAL / LOGICAL REFLECTION / LOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Валентиновна

Статья посвящена проблеме проектирования локального информационно-образовательного пространства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся в процессе обучения. Успешность использования регионального портала в образовательном процессе определяется его структурно-содержательной основой и учебно-методическим обеспечением, с помощью которых возможны реализация педагогического потенциала портала в процессе обучения школьников и развитие у них логики мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of designing regional portal of the development of students’ logical thinking and logical reflection

The paper deals with the problem of designing the local information and educational space for the development of students’ logical thinking and logical reflection during the educational process. The successful use of regional portal in the educational process is determined by its structural basis and educational support, which determine the possibility of implementing pedagogical potential of the portal in the educational process and students’ logic thinking development.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся»

ART 14325

научно-методический электронный журнал

УДК 37.025.7

Морозова Е. В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14325. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14325.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Морозова Елена Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск

elena morozova1972@mail.ru

Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся*

Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования локального информационно-образовательного пространства для развития логического мышления и логической рефлексии учащихся в процессе обучения. Успешность использования регионального портала в образовательном процессе определяется его структурно-содержательной основой и учебно-методическим обеспечением, с помощью которых возможны реализация педагогического потенциала портала в процессе обучения школьников и развитие у них логики мышления.

Ключевые слова: логическое мышление, логическая рефлексия, региональный образовательный портал.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В качестве одного из способов модернизации российского образования выступает внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Информация и знания сегодня становятся ключевыми факторами долговременного устойчивого развития общества в условиях конкурентной среды.

Общество нуждается в радикальном изменении способов обработки информации, но эти изменения «тормозятся» низким уровнем логической культуры основной части граждан нашего общества. Низкий уровень логического развития и снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьезную озабоченность не только представителей педагогической науки, но и общественности в целом.

Современному школьнику необходимо умение эффективно и корректно вести различные диалоги, уметь критически воспринимать аргументацию оппонентов во всевозможных спорах, уметь находить свои нужные аргументы, культурно и логически грамотно опровергать ложные или недоказанные тезисы, встречающиеся в полемике, дискуссиях, диспутах и других формах диалога.

Однако в процессе обучения логические принципы, лежащие в основе научного знания, как правило, специально не доводятся до сознания учащихся, а стихийно они осознаются немногими из них. Поэтому учащиеся, изучившие целый ряд научных дисциплин, весьма часто обнаруживают недостатки практического владения мыслительными операциями и логическими приемами мышления.

На уроках учитель порой сталкивается с неумением детей сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать информацию, находить общее в отдельных частных примерах, выявлять истинность суждений, выводить следствия из заданных условий, подмечать закономерности, строить индуктивные умозаключения, находить логические ошибки в рассуждениях.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и Администрацией Смоленской области научного проекта № 14-16-67011.

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14325 УДК 37.025.7

Морозова Е. В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14325. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14325.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Считается, что на современном этапе педагогического освоения новых технологий обучения все большее значение приобретает необходимость специального изучения и практического решения проблемы формирования не только логической культуры школьников, но и готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии [1].

Обучение должно быть организовано так, чтобы оно стимулировало самостоятельное мышление школьника, вызывало потребность в развитии мыслительных операций и совершенствовании логических форм мышления.

Следует отметить, что проведение целенаправленной работы по развитию логического мышления школьников требует расширения психологической подготовки как учителя, так и учащихся, поскольку они теперь в большей мере должны быть ориентированы на систематическое и целенаправленное логическое развитие школьника, а не просто на углубление и пополнение знаний по предмету.

Таким образом, возникает потребность проектирования информационной образовательной системы по курсу логики, которая будет способствовать решению следующих задач.

1. Предоставить школьникам необходимые знания о сути мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); готовые правила использования мыслительных операций и логических форм мышления (так называемые правила-ориентиры).

2. Предоставить учащимся научные знания и практические навыки по основным темам логики:

а) формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям);

б) законам (принципам) правильного мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания);

в) сформировать у школьников практические навыки аргументации, доказательства и опровержения, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки, различные «уловки», применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога;

г) показать применение логики научного познания (факт, гипотеза, теория и другие ее аспекты).

3. Выработать у школьников умения и навыки решения логических задач; научить их иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной, научной, учебной литературе. Предложить учащимся оптимальное сочетание традиционной формальной логики и элементов символической (математической) логики.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий:

- между сравнительно высоким уровнем требований к логическому развитию учащихся при изучении дисциплин школьного курса и низким уровнем готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии;

- между широкими возможностями формировать логическое развитие учащихся на уроках математики (например, с помощью решения математических задач) и недостаточной разработкой методических аспектов, обеспечивающих развитие логического мышления;

- между сравнительно высоким уровнем развития информационных технологий и недостаточной разработанностью подходов к проектированию информационного образовательного пространства с целью логического развития школьников.

2 ~

КОНТ ткггт

научно-методический электронный журнал ART 14325 УДК 37.025.7

Морозова Е. В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14325. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14325.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Так как современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет, нам необходимо определить, каким образом новые технологии могут способствовать наиболее успешному развитию логического мышления и рефлексии школьников [2].

Анализ научных и методических публикаций, опыта практической работы учреждений образования в области использования современных информационных технологий убеждает, что именно информационно-образовательный портал сегодня становится массовым информационно-программным продуктом. Возможности информационных образовательных ресурсов, актуализирующихся на базе информационного портала, создают условия для развития инновационных методов обучения и воспитания, в том числе и для логического саморазвития школьников [3].

Но, позитивно оценивая теоретический и практический опыт в области информатизации образования, повышения качества образовательного процесса средствами информационных технологий, можно отметить также, что проблема выявления и реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование информационных технологий, не получила теоретической и практической завершенности в современных условиях.

Российская система образования в настоящее время оказалась не готовой в полной мере к полноценному использованию педагогического потенциала информационных порталов. Реализация педагогических возможностей информационных порталов в образовательном процессе скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не систематический и целенаправленный характер, а положительный результат при этом чаще всего зависит от заинтересованности и интуиции педагога, а не каких-либо научно обоснованных педагогических подходов.

Портал как информационная среда включается в единое информационное пространство Интернета и как единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы [4].

При проектировании образовательного пространства необходимо учитывать:

- ряд положений теории личностно ориентированного обучения и дистанционного обучения;

- значительное возрастание роли самостоятельной работы учащихся;

- адаптивность учебных программ;

- создание индивидуальных тестов и последовательности обучающих задач и теоретических положений на основе выявления и описания интеллектуальной деятельности учащихся;

- проведение педагогического мониторинга в процессе обучения, основная цель которого - осуществление систематического контроля за процессом логиче-

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14325 УДК 37.025.7

Морозова Е. В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14325. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14325.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ского развития школьников, полноценного обеспечения исследовательско-педагогических задач развития логического мышления и логической рефлексии учащихся.

Под педагогическим мониторингом по проблеме логического саморазвития учащихся мы понимаем форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации в процессе использования специально разработанного образовательного пространства (портала), обеспечивающего непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития логического мышления и логической рефлексии учащихся [5].

Мы будем рассматривать процесс проектирования образовательного пространства на примере создания портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся, включающего в себя индивидуальные страницы пользователей и представляющего, соответственно, информационную среду каждого из них.

Рассмотрим ключевые методы и основные этапы проектирования регионального портала по развитию логического мышления и рефлексии учащихся.

В качестве ключевых методов проектирования выделим следующие:

1) теоретические методы;

2) метод имитационного моделирования;

3) методы математического моделирования;

4) педагогический эксперимент.

Проектирование регионального портала по развитию логического мышления и рефлексии учащихся может проходить следующие этапы:

1) Констатирующий этап - происходит выявление проблемы развития логического мышления и логической рефлексии учащихся на основе педагогического опыта и диагностирования.

2) Аналитический этап - проводится сравнительный анализ различных педагогических и психологических теорий логического развития учащихся и сравнительный анализ действующих сайтов по курсу логики.

3) Поисковый этап - на этом этапе осуществляется проведение очного обучения, выявление особенностей и проблем развития не только логической культуры учащегося, но и готовности школьника к развитию логического мышления и рефлексии.

4) Этап первичного моделирования.

5) Обучающий этап - происходит апробация первичной модели.

6) Корректирующий этап - осуществляется построение окончательной модели портала с учетом предыдущих этапов.

7) Конструирование портала и его апробация.

Основными критериями для анализа структуры и содержания информационнообразовательного портала в процессе исследования были определены следующие:

- функциональность - рассматривается как многообразие сервисов, видов, форм и технологий представления информации для решения образовательной задачи;

- содержательность - уровень отражения ценностных установок окружающего социума;

- доступность - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения информации до всех групп пользователей с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей;

- интерактивность - возможность организации интерактивного взаимодействия с пользователями на разных уровнях доступа.

При определении педагогических условий необходимо учитывать закономерности развития личности, индивидуальные образовательные запросы ученика, учиты-

IV ^ rw

ART 14325

научно-методический электронный журнал

УДК 37.025.7

Морозова Е. В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14325. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14325.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

вать организацию деятельности, направленную на саморазвитие личности, а также обеспечивать целостность процесса формирования творческой направленности.

Сформулируем педагогические условия эффективности проектирования портала по развитию логического мышления и рефлексии.

1) Создание интерактивности, предполагающей наличие двусторонних связей между проектируемой системой и обучающимся, поскольку если обратной связи нет или же если она формальна, то создание индивидуального информационно-образовательного пространства школьника невозможно.

Соответственно, элементы интерактивности - это все функции портала (то есть программные модули), которые обеспечивают взаимодействие конкретного человека с образовательным порталом или другими людьми посредством этих модулей.

Обеспечить интерактивность портала можно посредством адаптивности.

Адаптивность - одно из основных требований к системе образования взрослых; обозначает способность к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности [6].

2) Наличие в структуре портала материалов, способствующих формированию содержательного (теоретическая подготовленность), операционного (практическая подготовленность) и мотивационного (личностная направленность) компонентов готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии.

3) Присутствие административной части: регистрация пользователей, ограничение доступа, поиск информации на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование, сбор обратной связи (мнения пользователей о сайте).

При выполнении вышеперечисленных условий создается индивидуальное локальное информационное образовательное пространство каждого пользователя [7].

При разработке образовательного портала адаптивной структуры для развития логического мышления в нем предполагается выделение следующих разделов:

- Главная страница, содержащая регистрацию, которая обязательна для прохождения тестирования, решения задач открытого типа, добавления своих задач и решений.

- Диагностические методики, включающие оценку уровня развития логического мышления школьника, определение степени развития логической рефлексии учащегося, выявление уровня готовности школьника к логическому саморазвитию.

- Индивидуальная карта логического развития ученика, которая заполняется на основе проведенных диагностических методик, с ее помощью выстраивается индивидуальная траектория развития ребёнка.

- Теоретический материал, изучение которого возможно в двух режимах: классическом (Классическая логика, Математическая логика) и адаптивном (режим Учебника - в нем невозможно перейти к главе, которая базируется на неусвоенном материале).

- Задачи с открытыми ответами (в данный раздел войдут задачи, единственно верного ответа на которые не существует, при их решении нужно проявить креативность, творческий подход, в то же время при логичном обосновании ответа; на эти задачи дается общая методика оценки ответа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Словарь основных терминов.

- Дневник, в котором будет отражена «успеваемость» учащегося (овладение мыслительными операциями, время и процент решения заданий, индикатор

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14325 УДК 37.025.7

Морозова Е. В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14325. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14325.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

факта обращения к теории во время решения, количество попыток прохождения (запусков) заданий, количество всех заданий, к которым приступал).

- Список рекомендуемой литературы с возможностью сортировки по классу и по алфавиту, если класс неизвестен или если книга не имеет привязки к конкретному классу (возрастной категории).

- Материалы для учителя (конспекты уроков по логике, открытые мероприятия с использованием логических задач и игр).

- Кроме того, необходимо предусмотреть создание теста-опросника с определением уровня эргономичности портала и возможностью внесения предложений по оптимизации его работы.

В настоящее время портал находится на стадии разработки, поскольку требует соблюдения многих критериев, среди которых основными являются адаптивность обучения, общедоступность и удобство интерфейса.

Ссылки на источники

1. Морозова Е. В. Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления // Концепт - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13238. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13238 htm.

2. Максимова Н. А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - URL: www.science-education.ru/119-14637.

3. Максимова Н. А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9 (часть 6). - С. 1343-1346. - URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335.

4. Тоискин В. С., Красильников В. В. Антропологический аспект проектирования информационного пространства единого педагогического комплекса: монография. - Ставрополь: СГПИ, 2008. - 164 с.

5. Морозова Е. В. Разработка системы педагогического мониторинга развития логического мышления и логической рефлексии школьников // Концепт. - 2014. - № 10 (октябрь). - ART 14293. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14293.htm

6. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - C. 12.

7. Максимова Н. А. Структура региональных образовательных порталов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14300. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14300.htm.

Elena Morozova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Information and Educational Technologies, Smolensk State University, Smolensk elena morozova1972@mail.ru

Pedagogical conditions of a regional portal designing for students’ logical thinking and logical reflection development

Abstract. The paper deals with the problem of designing the local information and educational space for the development of students’ logical thinking and logical reflection during the educational process. The successful use of regional portal in the educational process is determined by its structural basis and educational support, which determine the possibility of implementing pedagogical potential of the portal in the educational process and students’ logic thinking development.

Key words: logical thinking, logical reflection, regional educational portal.

References

razvitiju refleksii logi-Available at: http://e-

1. Morozova, E. V. (2013) “Problemy formirovanija gotovnosti shkol'nikov k cheskogo myshlenija”, Koncept, № 11 (nojabr'), ART 13238, 0,5 p. l. koncept.ru/2013/13238htm (in Russian).

2. Maksimova, N. A. (2014) “Razvitie logicheskogo myshlenija uchashhihsja s ispol'zovaniem infor-macion-nyh tehnologij”, Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 5. Available at: www.science-education.ru/119-14637 (in Russian).

r>J

6 ~

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14325 УДК 37.025.7

Морозова Е. В. Педагогические условия проектирования регионального портала по развитию логического мышления и логической рефлексии учащихся // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14325. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14325.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

3. Maksimova, N. A. (2014) “Problemy proektirovanija regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”, Fun-

damental'nye issledovanija, № 9 (chast' 6), pp. 1343-1346. Available at:

www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335 (in Russian).

4. Toiskin, V. S. & Krasil'nikov, V. V. (2008/ Antropologicheskij aspekt proektirovanija informacionnogo prostranstva edinogo pedagogicheskogo kompleksa: monografija, SGPI, Stavropol', 164 p. (in Russian).

5. Morozova, E. V. (2014) “Razrabotka sistemy pedagogicheskogo monitoringa razvitija logicheskogo myshlenija i logicheskoj refleksii shkol'nikov”, Koncept, № 10 (oktjabr'), ART 14293. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14293.htm (in Russian).

6. Vishnjakova, S. M. (1999) Professional'noe obrazovanie: slovar'. Kljuchevye ponjatija, terminy, ak-tual'naja leksika, NMC SPO, Moscow, p. 12 (in Russian).

7. Maksimova, N. A. (2014) “Struktura regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”, Koncept, № 11 (nojabr'), ART 14300. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14300.htm (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.