Научная статья на тему 'Педагогические условия приобщения школьников к геоинформационному картографированию'

Педагогические условия приобщения школьников к геоинформационному картографированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьячковский Гаврил Егорович, Николаева Валентина Дамдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия приобщения школьников к геоинформационному картографированию»

лем мышления, основанным на принципах общенаучной методологии; на практическом - умение проектировать и конструировать научное исследование, навыки осознания, формулирования и творческого решения задач в различных областях науки, способности к рефлексии.

Литература

1. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе / отв. ред. Л. С. Ядрихинская и др. - Якутск: ЯГУ, 2005. - Вып. 1. - С. 48 - 49.

2. Шилова, Н. А. Профильное обучение в вопросах и ответах / Н. А. Шилова // Народное образование Якутии. - 2003. - № 4. - С. 16 - 25.

УДК 378.147:528.8:007

Г. Е. Дьячковский, В. Д. Николаева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ГЕОИНФОРМАЦИОННОМУ КАРТОГРАФИРОВАНИЮ

Компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности. Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что решение принимает он, а не машина, и что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Компьютеры малопригодны для того, чтобы обепечить воспитательные функции. В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблемы. Нельзя передавать компьютеру все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации мировоззрения и ценностных отношений.

В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи. Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:

1) психологический - как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникает ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

2) педагогический - насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

3) методический - способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;

4) организационный - рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т. д., он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

Как указывает В. П. Максаковский, для внедрения информационных технологий наиболее важными являются следующие условия:

1) организовать совместную, коллективную работу учащихся по овладению технологической грамотностью;

2) обеспечить применение социокультурного подхода к изучению технологии, что должно способствовать более активному индивидуальному вовлечению учащихся в процесс обучения;

3) обучение технологии должно включать предварительное знакомство с ней, со способами ее использования, а затем уже практическое ее применение;

4) учитывать, что приобретаемые технологические знания и навыки могут быть полезны учащимся при дальнейшем выборе ими жизненного пути не только в области географии;

5) поощрять возникновение проблемных (рискованных) ситуаций, поскольку они способствуют развитию мышления учащихся;

6) поощрять различные формы нестандартного мышления, что позволяет учащимся осознать свою роль в решении более широких социальных проблем [5].

Из общепедагогических принципов наиболее значимыми являются следующие: принцип коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности; принцип сознательности, активности и самодеятельности; принцип творчества и инициативы школьников в сочетании педагогическим руководством.

Взяв за основу исследования о формировании картографических умений с помощью компьютера, проведенные В. Б. Пятуниным, об использовании геоинформационных технологий в системе общего образования - Н. В. Разумовской, И. В. Пролеткиным, мы разработали модель организации взаимодействия старшеклассников в процессе приобщения к геоинформационному картографированию.

Нами определены возможные условия организации взаимодействия старшеклассников в процессе приобщения к геоинформационному картографированию:

• педагог ориентирует участников образовательного процесса на взаимодействие при решении организационных задач;

• педагог на всех этапах включает задания по созданию электронной карты с применением геоинформационных технологий, позволяющие создать условия для взаимодействия старшеклассников;

• педагог осуществляет педагогическое управление процессом создания электронной карты с применением геоинформационных технологий в диалоговом режиме:

- педагог - основной партнер на теоретических занятиях;

- педагог и одноклассники будут партнерами при выполнении задания на практических занятиях;

- педагог - равноправный партнер на итоговом занятии.

Цель первого (подготовительного) этапа организации взаимодействия старшеклассников-формированиемотивационно-потребностной сферы на взаимодействие при повышении картографической и компьютерной грамотности. Перед проведением занятий спецкурса «Электронная карта» с применением геоинформационных технологий мы проводили входной контроль уровня подготовленности старшеклассников по географии, картографии и информатике. Опираясь на данном этапе на личностноориентированный подход к старшеклассникам, мы используем геоинфор-мационный подход для составления заданий по картографированию. На данном этапе педагог организует взаимодействие, опираясь на внутрилич-ностные игры, которые способствуют ориентации старшеклассников на взаимодействие. Деятельность детей на занятиях характеризуется как информационно-познавательная при изучении геоинформационного картографирования и выполнении заданий педагога.

Цель второго (основного) этапа-организация индивидуальной и групповой деятельности старшеклассников в процессе создания электронной карты с применением геоинформационных технологий. Опираясь на принцип сознательности, активности и самодеятельности, мы используем личностно-деятельностный подход к старшеклассникам, а также гео-информационный подход для составления заданий по картографированию. На данном этапе педагог организует межличностные игры, которые способствуют взаимодействию одноклассников на основе сотрудничества. Деятельность детей на занятиях характеризуется как эмоционально-оценочная при осознании возможностей геоинформационного картографирования и выполнении заданий педагога.

Цель третьего (обобщающего) этапа - организация совместной деятельности старшеклассников при обсуждении проектов - тематических электронных карт с применением геоинформационных технологий. Опираясь на принцип творчества и инициативы школьников в сочетании с педагогическим руководством, мы используем личностно-созидательный подход к старшеклассникам, а также геоинформационный подход для составления заданий по картографированию. На данном этапе педагог организует социокультурные игры, которые способствуют взаимодействию одноклассников на основе сотворчества Творчество старшеклассников в процессе создания электронной карты с применением геоинформационных технологий и обсуждения проектов одноклассников вместе с педагогом способствует взаимодействию на основе сотворчества.

Большое значение в организации взаимодействия старшеклассников мы придаем характеру взаимодействия учителя и старшеклассника. Поэтому от степени доверительности, положительных установок учителя и старшеклассника зависит успех всей воспитательной работы. При работе в группе [2] старшеклассник получает новые знания о деловом общении. Стар-

шеклассник проводит аналогии, обобщает, делает выводы, наблюдает и таким образом учится и познает некоторые закономерности человеческих отношений. Он может теперь взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, познакомиться с разными мнениями по одному и тому же вопросу и многому научиться, даже если сам не будет принимать активного участия в обсуждении.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений. Не следует забывать о том, что школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их трудов, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Цель исследования обусловила проведение опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась на базе СОШ-31, СОШ-29, СОШ-27 г. Якутска. В процессе приобщения школьников к ГИС нами разработан «Портфель ученика», основанный на языковом портфеле типа Language Learning Portfolio [4], который определяется как пакет рабочих материалов, представляющих тот или иной опыт учебной деятельности учащегося. Такой пакет материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в «Портфеле ученика», самостоятельно и совместно с одноклассниками или учителем анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучаемой дисциплины, динамику изучения предмета, а также опыт учебной деятельности в данной области. Содержание и структура «Портфеля ученика» зависят от его основной функции и цели, что определяет предлагаемые учащемуся средства самооценки и характер материалов, включаемых учащимся в «Портфель ученика».

В современной практике обучения в школе эффективно используются различные виды «Портфеля ученика» в зависимости от целей и направленности: а) как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе изучения учебного предмета и уровня владения навыками; б) как инструмент автономного изучения учебного предмета - данный вид портфеля ученика может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: «Портфель ученика» по взаимосвязанному развитию видов учебной деятельности; в) как инструмент демонстрации учебного продукта - результата овладения навыками по изучаемому предмету; г) многоцелевой «Портфель ученика», включающий различные цели в области овладения навыками по изучаемому предмету.

Использование «Портфеля ученика» как средства рефлексивного обучения основам ГИС обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в геграфическом образовании с понятия «обучение основам ГИС» на понятие «изучение основ ГИС», т. е непосредственно на самостоятельную учебную деятельность учащегося. При этом «Портфель ученика» рассматривается как своеобразное «зеркало» этого процесса, в котором за счет рефлексивной самооценки учащегося отражаются коммуникативные аспекты его учебной деятельности по овладению навыками ГИС-технологий, и таким образом

создаются условия для формирования учебной компетенции и развития спо-собности учащегося к автономии в процессе овладения ГИС-технологиями.

Эффективность «Портфеля ученика» объясняется, прежде всего, характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми на занятиях элективного курса «Электронная карта» в многопрофильной общеобразовательной школе. Это обеспечивается представленными в «Портфеле ученика» реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, обобщением эффективного личного опыта изучения и использования ГИС. Такая форма самооценки способствует актуализации реальной смыслообразующей мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности оценкой опыта использования ГИС в реальных условиях, например, по составлению карты местности; карты маршрутов автобусов; созданию базы данных своей школы, класса и т. д.

Одним из важных преимуществ «Портфеля ученика», используемого при рефлексивном обучении ГИС, по сравнению, в частности, со стандартизированными тестами, которые дают «разовую» оценку, является возможность для учащегося самостоятельно отслеживать динамику уровня овладения основами ГИС в течение определенного времени и отразить своеобразную биографию своего развития в предпрофильном и профильном классах.

Разработанный нами «Портфель ученика» содержит материалы об изученных темах по теоретической части и выполненных учебных заданиях по практической части, которые фиксируют степень сформированности определенных знаний и умений в различных видах работы, а также с программным продуктом ГИС и способность учащегося реализовать данные умения при выполнении заданий разного типа. Функция «Портфеля ученика» - по результату выполнения определенных учебных заданий осуществлять обратную связь и на основании оценки результата проводить необходимую коррекцию самостоятельной учебной деятельности по овладению ГИС.

Проведенное исследование позволило определить следующие педагогические условия приобщения старшеклассников к геоинформаци-онному картографированию:

1. Формирование содержания курса ГИС в соответствии с особенностями психического развития старшеклассников. Занятия элективного курса в многопрофильной общеобразовательной школе «Электронная карта» строятся в форме лекций; повторение материала проходит в виде самостоятельных работ, зачетов, заполнения портфеля; умения приобретаются во время лабораторно-практических занятий, индивидуальных консультаций и внеурочных мероприятий.

2. Организация процесса обучения старшеклассников ГИС при личностноориентированном подходе на основе принципа педагогики сотрудничества.

3. Разработка программы курса «Электронная карта» для старшеклассников при программно-методической поддержке занятий, соответствующей уровню развития старшеклассников.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации занятий с использованием компьютера в общеобразовательных учреждениях.

Литература

1. Колом и не к ий, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. - Минск, 1976. - 348 с.

2. Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н. Ф. Коряковцева. -М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.

3. Максаковский, В. П. Преподавание географии в зарубежной школе / В. П. Максаковский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.