Научная статья на тему 'Педагогические условия преодоления пассивности студентовзаочников в процессе профессиональной подготовки'

Педагогические условия преодоления пассивности студентовзаочников в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пассивность / профессиональная подготовка / педагогические условия / студентзаочник / вуз / passivity / professional training / pedagogical conditions / a correspondence student / school of higher learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская Галина Владимировна, Вишневская Людмила Павловна

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы пассивности и раскрываются педагогические условия преодоления пассивности студентовзаочников в процессе профессиональной подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article theoretical aspects of passivity studying are considered, pedagogical conditions of correspondence students' passivity overcoming in the course of professional training are shown.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия преодоления пассивности студентовзаочников в процессе профессиональной подготовки»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010

УДК 378.14

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© г. В. ВИШНЕВСКАЯ, Л. П. ВИШНЕВСКАЯ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра иностранных языков (межфак) e-mail: assol@pnz.ru

Вишневская Г. В., Вишневская Л. П. - Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 62-64. -

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы пассивности и раскрываются педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе. Ключевые слова: пассивность, профессиональная подготовка, педагогические условия, студент-заочник, вуз.

Vishnevskaya G. V., Vishnevskaya L. P. - Pedagogical conditions of correspondence students' passivity overcoming in the course of professional training // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 62-64. - In the article theoretical aspects of passivity studying are considered, pedagogical conditions of correspondence students' passivity overcoming in the course of professional training are shown.

Keywords: passivity, professional training, pedagogical conditions, a correspondence student, school of higher learning.

Научный интерес к анализу процесса становления, развития, самореализации личности студента-заочника и роли учебного процесса в его профессиональной подготовке в вузе охватывает все более широкие сферы гуманитарного знания. Одной из проблем, находящейся сегодня в фокусе педагогической науки, является исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом личности и проявлением пассивности, что способствует пониманию профессионального развития личности студента-заочника и его возможностей для самореализации в профессии.

Изучение особенностей проявления пассивности в процессе профессиональной подготовки студентов-заочников позволяет углубить знания о ряде феноменов профессионализма, раскрыть возможности личности, а также выработать научно обоснованные рекомендации по обеспечению необходимых условий профессионального развития студента.

Теоретические основания изучения пассивности посвящены осмыслению процесса становления личности студента-заочника как специалиста в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования, роли личностного потенциала в этом процессе.

В свете современных научных представлений пассивность студентов-заочников рассматривается как важнейшее составляющее деятельности, как особое условие развитие личности человека [1].

Профессиональное развитие может пониматься и как изменение личности в процессе существования

индивида в профессиональной среде, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, и как процесс реализации негативных аспектов накопленного профессионального опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются не только как подчинение внешним требованиям, а скорее как выбор оптимального поведенческого решения, как воспроизводство стереотипных социальных коммуникаций.

Соответственно с этим, процесс профессиональной подготовки в вузе выступает как создание новой системы личностной адаптации, направленной на преодоление пассивности студентов-заочников процессе профессиональной подготовки и повышение уровня учебной и творческой активности при овладении профессией.

Концепция профессионального развития студента-заочника и сопровождающих его явлений, в том числе, пассивности, как комплексная научная проблема, не может не испытывать влияния достижений базовых дисциплин, прежде всего - антропологии, культурологи, психологи и педагогики.

Развитие тенденции к осмыслению проблемы пассивности студента-заочника в процессе профессиональной подготовки в вузе, ориентации профессиональной подготовки на решение нужд практики, оптимизации социальных отношений, профессиональной среды, повышения творческой познавательной активности по праву выдвинули на передний план

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

психолого-педагогическую сторону профессиональной подготовки.

Решение всех групп вопросов опирается на понимание того, что формирование личностных качеств индивида, возможность их совершенствования и реабилитации обусловливаются различными факторами, в том числе спецификой влияния социальной среды на микро- и макроуровне, потенциалом педагогического воздействия, эффективностью социального управления, наследственной предрасположенностью, возможностями самовоспитания.

Педагогический подход к проблеме пассивности студента-заочника, таким образом, раскрывает свое значение и влияние на педагогический процесс профессиональной подготовки, на конкретные социокультурные условия обучающей среды, выполняет роль посредника между социальной средой и образовательной средой вуза.

Создание педагогических условий преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки рассматривается не только в контексте образования специалистов, но в широком социальном поле общественного развития в целом. Такой подход оптимизирует, педагогизирует практику работы со студентами-заочниками в процессе их профессиональной подготовки [2]. Таким образом создаются основания для результативных педагогических технологий, разработки теории профессиональной подготовки и как отраслевой научной дисциплины, и как комплексной, многоуровневой системы научного знания.

В настоящее время в профессиональной подготовке в системе высшего образования превалирует личностный подход в освоении будущими специалистами содержания профессиональных курсов, возрастает значимость творчества для эффективной работы в профессии. Творчество студентов проявляется в знаниях, умениях, в системе мотивационно-ценностных ориентаций и определяется степенью сложности решаемой проблемы, глубиной преобразования объекта, степенью талантливости и уровнем развития творческого потенциала, но самое главное - творческого отношения субъекта к объекту.

Соответственно, под пассивностью студентов-заочников понимается специфическая самореализация свойств личности в деятельности, не направленную на приобретение знаний, умений и навыков, формирование интересов, потребностей, необходимых для профессиональной деятельности специалистов.

В соответствии с данным определением пассивности, возникает необходимость рассмотреть системообразующие факторы пассивности студентов заочников. К ним относятся:

- ценностные ориентиры личности;

- творческая активность (как зеркальное отражение пассивности);

- влияние профессиональной деформации работающего студента-заочника.

В профессиональной подготовке основным ценностным приоритетом является накопление знаний, развитие интеллектуальной активности и познава-

тельной самостоятельности личности, что представляет солидную основу для формирования у студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе таких значимых и ценных качеств личности, как познавательная самостоятельность, исследовательские навыки, развитие собственной внутренней культуры [3].

Пассивность работающих студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки мы рассматриваем во взаимосвязи с профессиональной деформацией, где пассивность выступает в двоякой роли: как следствие профессиональной деформации и как ее первопричина. Механизмом влияния профессиональной деформации на пассивность специалиста выступает четкое осознание своего собственного неумения осуществить психологическое соглашение с людьми и переход от привычного гуманистически ориентированного взаимодействия к четкому, требующему использования всех ресурсов управлению по результатам.

Преодоление пассивности в процессе профессиональной подготовки выступает как попытка открыть студенту его собственную личность, его возможности, ограничения, показать методологию саморазвития, выявит факторы и условия, влияющие на его психологический опыт и профессиональную деятельность.

Основой преодоления пассивности является самосознание собственного поведения и реагирования, это эксперимент над собой.

Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе рассматриваются как условия развития и реализации потенциала личности каждого студента. Одно из них связано с совершенствованием образовательных систем, ориентирующихся на общечеловеческие цели и ценности, создание условий для развития и реализации сущностных сил каждого студента. Это предполагает создание гуманистически ориентированной социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения. Это пространство, где имеются источники воспитательного влияния, порождающие его факторы, действуют закономерности и принципы, условия, которые инфраструктурным образом влияют на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Одним из важнейших условий создания оптимальной педагогической инфраструктуры в вузе является научно-обоснованная педагогическая работа со студентами, их включение в единую систему взаимоотношений в социуме, направленную на укрепление и всемерное раскрытие ее воспитательного потенциала, с целью вовлечения их в жизнь учебного заведения и микросоциума. Гуманистически ориентированная педагогическая инфраструктура учебного заведения способствует созданию доброжелательной общественной атмосферы, гармонизации взаимодействий личности в социуме и, следовательно, гуманизирует профессиональную деятельность специалиста.

Углубление содержания профессиональной подготовки введением спецкурсов, представляющих целостную картину о содержании профессиональной де-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского • Общественные науки • № 16 (20) 2010 г.

ятельности, позволяет студенту-заочнику понять и оценить тот материал, который ему необходимо изучить.

Предметное содержание профессиональной подготовки в учебной деятельности студентов может быть представлено совокупностью учебно-профессиональных проблем и задач, а ее социальное содержание -совокупностью форм организации учебной деятельности, традиционных и новых, с помощью которых задается движение от учебной деятельности к профессиональной. Моделирование будущей профессиональной деятельности в учебном процессе обеспечивает переход познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой мотивов, целей, действий, средств.

С целью преодоления пассивности студентов-заочников, проявляющейся в процессе профессиональной подготовки и с целью акцентирования внимания к организационно-педагогическому и профессиональному блокам учебного комплекса дисциплины важно осуществлять перевод студентов в «позицию специалистов» за счет многозначной интерпретации альтернативных решений профессиональных задач, обсуждения и решения профессионально направленных задач

в малых группах, предполагающих принятие личных ответственных решений в обстановке взаимной ответственности, выполнение студентами творческих работ в виде интегрированных профессионально направленных заданий.

Это соответствует цели обучения студентов в вузе - общего и профессионального развития их личности как специалистов и способствует преодолению пассивности в процессе профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Подвойский В. П. Профессиональная пассивность // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. Вып. 4. М., 2002. С. 2-5.

2. Суворова А. В. Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 142 с.

3. Шишкова О. Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников (на примере изучения иностранного языка). Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.