Научная статья на тему 'Педагогические условия предупреждения подростковой безнадзорности в профильном лагере'

Педагогические условия предупреждения подростковой безнадзорности в профильном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРОФИЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Ирина Викторовна

Актуальной проблемой в настоящее время является изучение педагогических условий и особенностей предупреждения безнадзорности в рамках профильного лагеря. Акцент ставится на формирование жизненных и правовых ценностей безнадзорных подростков, чему в значительной степени способствует воспитательно-образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия предупреждения подростковой безнадзорности в профильном лагере»

5. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России [Текст] / А. М. Новиков. - М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.

6. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. С. Пряжников. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 300 с.

7. Пальянов, М. П. Профессиональные намерения выпускников общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования [Текст] / М. П. Пальянов, О. А. Семина, Т. Е. Панкратова, Л. А. Новикова. - Томск: STT, 2009. - 124 с.

8. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] / С. Н. Чистякова. -М.: Академия, 2005. - 128 с.

УДК 378.2.5

Волкова Ирина Викторовна

Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета, социолог отдела по воспитательной работе со студентами Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярева, volarien@mail.ru, Ковров

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ В ПРОФИЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Volkova Irina Viktorovna

Post-graduate student of the department ofsocial pedagogics and psychology of the Vladimir State University of Humanities, sociologist of the department of pedagogical work with students the state Technological Acamedy him (it). V. A. Degtjareva of Kovrov, volarien@mail.ru, Kovrov

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEENAGER NEGLECT PREVENTION IN AN OCCUPATIONAL CAMP

В современном обществе особую тревогу вызывает растущее число безнадзорных детей и подростков (по статистическим данным, их количество в РФ составляет от 2 до 5 млн.).

Подростковая безнадзорность - это особая социальная ситуация развития, которая характеризуется отсутствием контроля и надзора со стороны взрослых (в первую очередь родителей), нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного времяпрепровождения, включенностью в асоциальные референтные группы.

В Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4] безнадзорный подросток - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспи-

танию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, или законных представителей, или должностных лиц.

Причины возрастающей детской безнадзорности коренятся в условиях жизни многих семей. Причины порождены современным состоянием экономики, образования, культуры.

Большой социально-педагогический опыт по профилактике безнадзорности среди подростков накоплен школой, службами по месту жительства и семьи, а также оздоровительно-образовательными учреждениями.

Воспитательная ценность оздоровительных учреждений безнадзорных подростков в каникулярный период заключается в создании условий для динамичного и интенсивного взаимодействия, общения со сверстниками, предоставляя разнообразные варианты реализации их активности.

Одним из важных условий профилактики безнадзорности является формирование ценностных ориентаций подростков. Интенсивность взаи-модей- ствия со сверстниками и взрослыми, а также специально заданная деятель- ность позволят подростку конкретизировать свои ценностные ориентации, представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых.

Ценностные ориентации - детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности [2].

Ценностные ориентации формируются и стихийно, и личностно в воспитательно-образовательном процессе, являясь относительно постоянными и социально обусловленными. Поэтому они проявляются в принятии существующих образцов поведения или отказе от них, имеют ситуативный характер, являясь результатом избирательного отношения воспитанника к действительности и самому себе [5].

Как известно, нравственно-правовые отношения не возникают и не существуют «в вакууме», они органически связаны с деятельностью человека, обусловливаются ею. Их воздействие как сознательно осуществляемый процесс формирования у подростков положительных нравственно-правовых отношений невозможно без системы, на основе которой в образовательно-оздоровительном учреждении организовывается разнообразная учебная и внеучебная деятельность: общественная, патриотическая, трудовая, по охране природы и культурных ценностей, общения с известными людьми и т. д. В процессе активного участия в разнообразной деятельности, при ее правильной организации, у подростков развивается осознание того, как ее необходимо выполнять, развиваются ответственность, дисциплинированность, способность принимать волевые решения позитивного характера.

Профильный лагерь - форма образовательной и оздоровительной деятельности с подростками, имеющая общую направленность и способствующая усвоению ценностей, моральных норм, навыков совместных действий, группового поведения в заданных рамках.

В нашем случае профильным выступает военно-патриотический лагерь.

Системообразующим направлением в профильном лагере является военно-спортивная деятельность, предусматривающая совместное преодоление трудностей полевого быта, походы, общие дела, соревнования. Пребывание в лагере сопряжено с определенными морально-психологическими и физическими нагрузками. Это оказывает положительное воздействие на подростков, на их стремление закалить себя, стать тверже, решительнее, ответственнее и увереннее.

Организация жизни и деятельности в лагере, четкий распорядок дня, система продуманных и взаимосвязанных мероприятий, активное участие всех воспитанников способствует повышению уровня подготовки подростков к службе в Вооруженных силах, интересу к занятиям спортом.

Нами была предложена комплексная программа по формированию ценностных ориентации подростков.

Цели программы: максимальное развитие индивидуальности участников профильной смены в интересах их эмоциональной зарядки, гражданского становления, поддержка стремления подростков к индивидуально-личностным достижениям и повышения их самооценки в процессе деятельности для понимания места человека в обществе.

Предлагаемая программа под названием «Перспектива моей жизни» состоит из 3 этапов.

На первом этапе (диагностический) предлагается проведение диагностики уровня сформированное™ адекватной самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин), диагностика межличностных отношений (Т. Лири), диагностика уровня сформированное™ ценностных ориентаций (М. Рокича).

Приведем результаты исследования по выявлению ценностных ориентаций у безнадзорных подростков военно-патриотического лагеря Вязни-ковского района. Выборка составила 60 человек в возрасте 14-16 лет.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: инструментальными ценностями безнадзорных подростков являются воспитанность (средний ранг - 4,37), исполнительность (6,37), жизнерадостность (5,80), любовь (7,27) и аккуратность (7,57). При этом совсем не значимыми ценностями являются широта взглядов (10,80), развитие (11,37), непримиримость к недостаткам (10,53), образованность (9,93) и честность (9,47).

У безнадзорных подростков были выявлены следующие основные приоритеты ценностей-целей: здоровье, интересная работа, любовь, жизненная мудрость; ценности-средства - высокие запросы, жизнерадостность, воспитанность, исполнительность и аккуратность.

Затем нами был проведен корреляционный анализ по шкале Спирмена между различными показателями ценностно-смысловой сферы в группе безнадзорных подростков.

Было отмечено, что суммарный показатель осмысленности жизни выше у подростков, для которых более значимой является инструментальная цен-

ность: непримиримость к недостаткам в себе и других (г=-0,40, р=0,05); менее значимыми являются: терминальная ценность - «счастливая семейная жизнь» (г=0,42, р=0,05) и инструментальная - «терпимость к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки» (г=0,42, р=0,05).

Как видим, у подростков значимыми являются терминальная ценность «счастливая семейная жизнь» и инструментальная ценность «терпимость и умение прощать недостатки других», это приводит к снижению показателя целеустремленности, направленности на достижение социальных и профессиональных целей, осмысленности жизни, поиска и формулирования целей в жизни, тормозит построение временной перспективы. Это можно интерпретировать как феномен созависимости с родителями, которые ведут аморальный образ жизни; такие подростки слишком травмированы сложившейся в их семье неблагоприятной ситуацией (соответственно г=0,52, р=0,01 и г=0,57, р=0,01).

Таким образом, на основе корреляционного анализа между различными показателями ценностно-смысловой сферы у безнадзорных подростков осмысленность жизни выше, если приоритетная ценность-цель - непримиримость к недостаткам в себе и других, неприоритетная ценность-цель -счастливая, семейная жизнь, а ценность-средства — терпимость к взглядам и мнениям, других людей, умение прощать. Можно предположигь, что выявленные данные ценности являются следствием нарушения семейных функций, взаимоотношений, поэтому безнадзорные подростки не ориентированы на счастливую семейную жизнь, больше направлены на независимость в суждениях и поступках.

Терминальными ценностями безнадзорных подростков являются «здоровье», «любовь», «жизненная мудрость». Инструментальными ценностями - «высокие запросы», «воспитанность», «жизнерадостность» и «аккуратность», «исполнительность». Незначимыми терминальными ценностями являются «творчество», «интересная работа», «познание», «равенство» и «свобода». Незначимыми инструментальными ценностями являются «широта взглядов», «непримиримость к недостаткам», «образованность» и «ответственность».

На втором этапе (процесс формирования ценностей) следовало проведение серии игр «В поисках себя», направленных на изучение сферы интересов подростков с учетом первичной профессиональной пробы. В нашем понимании игра - форма работы, в которой имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Цель - формирование у подростков профессионального самосознания как социальной ценности, конкретизация отношения к типам профессий «человек-человек», «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек-знаковая система», «человек-техника» (Е. А. Климов), расширение круга знаний о мире профессий.

Были использованы групповые формы работы (количество 4-5 человек). Такие группы позволили каждому участнику выполнять различные роли,

например, изображая себя в различных ситуациях или играя своих антиподов, направить усилия группы на самовоспитание каждого участника (самооценку, переоценку ценностей, самоизучение). При этом организаторская роль должна принадлежала взрослым. Каждой группе необходимо было составить рассказ о профессиях своей группы, попробовать проявить себя в профессии заданного типа. Затем происходит рефлексивная беседа группового характера («Что нового я приобрел»», «В какой группе было интересно оказаться?», Какую профессию я выберу?»).

После этого подросткам предлагалось самостоятельно выбрать группу по типу профессий, в которой он хотел бы оказаться. Затем проводилась рефлексия, самоанализ. Обсуждение происходило под руководством социального педагога и психолога.

Затем следовало проведение конкурса «Защита собственных позиций». Использовалась следующая форма работы - дело (событие), осуществляемое и организуемое участниками лагеря для себя и других членов группы. Такая форма позволяла подросткам занимать деятельностно-созидатель-ную позицию, а педагогическое руководство взрослых являлось опосредованным. Условно к делам можно отнести вечера (вечер знакомств «Костер дружбы»), посиделки-огоньки, конкурс рекламных роликов («Рыцари мысли, творчества и риска») и т. д. Дополнением являлся прикладной вид деятельности (трудовой, общественной). Каждой группе был определен свой вид деятельности (уборка территории лагеря, помощь в хозяйственной деятельности, охрана лагеря и т. д.), каждый день происходила смена видов деятельности [6].

Основным методами на этом этапе явились:

- метод убеждения, реализуемый личным примером педагогов. Как самостоятельный этот метод не может являться самым эффективным, т. к. содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности воспитанника, который, оценивая полученную информацию, или утверждается в своих взглядах, или отменяет их.

Убеждение как метод реализовывается через различные формы: беседы, разъяснения, личный пример педагогов и др.

- метод проектов, позволяющий максимально удачно соотнести получаемые знания с практикой, обрести свой собственный опыт деятельности. Любой проект способствует актуализации (самоактуализации, стимулированию, развитию) имеющихся у подростков знаний, обогащает их новыми. Расширяется новое социальное окружение, сотрудничая с которым ребенок формирует собственные ценностные ориентации, учится находить точки соприкосновения при решении различных вопросов, работать в команде, получать удовольствие от возможности творческой самореализации в сферах, ранее скрытых школьными практиками [7];

- метод воспитывающей ситуации, в процессе реализации которого подросток ставится перед необходимостью решать поставленную задачу. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа орга-

низации деятельности, проблема выбора социальной роли. Педагог специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существует условие для самостоятельного решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения в эти ситуации у подростков формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду [6].

Третий этап (заключительный) проходил под призмой рефлексии и самоанализа личного опыта ребенка и как обобщение коллективного опыта лагеря. Причем на уровне выявления материально-предметного результата (конкретного дела и т. д.), а также посредством анализа его собственных духовных ценностных достижений путем обучения приемам и навыкам рефлексии, самооценки, построения «Я-концепции» личностного развития; анализа способности подростков работать в команде.

Ребятам предлагалось показать творческие отчеты как итог данной программы. Этап предполагает проведение тренинга как специального воспитательного метода, направленного на формирование навыков сотрудничества, включающего в себя общение, различные виды игр (релаксационные, стимулирующие, рефлексивные и др.), учение (умения и навыки самовыражения, самоанализ, самосравнения, самоконтроля, самокоррекции, самоутверждения). Например, упражнения «Сделка», «Альпинисты», «Лидер и его команда» и др.

Основным является метод коллективно-творческого дела [1]. Валено, чтобы коллективно-творческая деятельность носила не репродуктивный характер, а общение не протекало, подчиняясь зафиксированным требованиям. Предлагая подросткам различные виды деятельности, акцентируем внимание на том, что любая деятельность должна быть посильной, привлекательной для конкретной личности и сложной (содержательно) для нее же, т. е. требовать от нее интеллектуального, физического, эмоционального напряжения.

Работа по формированию ценностных ориентаций идет параллельно с ведущей деятельностью лагеря - физической подготовкой.

Следовательно, когда речь идет о формировании нравственно-правовых ориентаций трудных подростков, суть воспитательной работы должна состоять в том, чтобы создавать такие психолого-педагогические условия, которые реально могут способствовать бы обеспечению этой взаимосвязи, побуждать подростков к развитию у себя указанных качеств.

Продолжительность предложенной программы в идеале должна составлять 3-4 недели, к сожалению, на практике из-за финансирования деятельность лагеря сокращается вдвое, что в свою очередь, искажает воспитательный процесс.

При реализации этой программы решающими выступают следующие условия:

- наличие четкой системы деятельности (основные принципы, формы и методы работы);

- наличие комплексной программы;

- педагогическая диагностика сформированное™ жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентации;

- формирование у воспитанников правовой грамотности;

- переориентация подростков путем организации совместной групповой деятельности под руководством социального педагога, воспитателя, в которой могут быть созданы условия для личного становления и самоидентификации личности;

- удовлетворение стремления подростков к новизне, оригинальности поведения, желания что-то понять, чего-то достичь, попыток изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения;

- организация общения «воспитанник-воспитанник», «воспитанник-педагог», а также ситуаций обсуждения взглядов, мнений, что значимо, весомо в сравнении со взрослыми;

- обеспечение образовательно-оздоровительного лагеря квалифицированными кадрами (воспитатели должны иметь педагогическое образование для работы с данной группой подростков), а также наличие ставки социального педагога и психолога;

- организация взаимодействия педагогов со всеми службами и подразделениями органов внутренних дел, с социальными и медицинскими работниками;

- создание положительной мотивации у всех участников оздоровительно-образовательной деятельности через системы стимулирования и повышения профессиональной компетенции педагогов, обновление педагогической позиции специалистов системы каникулярного отдыха и оздоровления подростков; устойчивое взаимодействие с подструктурами: учреждениями образования, комиссией по делам несовершеннолетних, досуговыми центрами и другими общественными организациями).

- взаимодействие взрослых и подростков в социокультурной деятельности лагеря, т. к. взрослые представляют идеал для подражания образу жизни. Взрослые наделены социальным опытом, сформированной социальной установкой, различными качествами личности, что делает их образ более привлекательным для подростков. Деятельность педагога представлена различными ориентациями на то, чтобы совершенствовать культуру подростка, формировать его духовные потребности, помогать стать гражданином своего Отечества.

Воспитание жизненных и нравственно-правовых ценностей должно быть направлено, прежде всего, на формирование чувства ответственности.

Таким образом, данные условия помогут обеспечить педагогу и подростку гармонизацию общечеловеческих реальных ценностей в организации жизнедеятельности: признание развивающейся личности подростка как ее

достоинство; гуманитаризация системы ценностей подростков; взаимовлияние общечеловеческих социальных ценностей; подготовка подростков к ориентации и выбору ценностей.

Библиографический список

1. Волохов, А. В. Внимание, каникулы! [Текст] / А. В. Волохов, И. И. Фришман. -Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005. - С. 22-27.

2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В. А. Сластенина - М.: Академия, 2003. - С. 228.

3. Практикум по спецкурсу «Методика воспитательной работы в лагере» [Текст] / Т. Ю. Осипова, Харьков: Бурун Книга, 2008. - 17-26.

4. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация [Текст] / Е. П. Карту шина, Т. В. Рома-ненко. - М.: «Глобус», 2009. - С. 17-25.

5. Руднева, Е. Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов [Текст]: монография / Е. Л. Руднева; Департамент образования Кемер. обл., Кузбас. Регион, ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Кемер. гос. ун-т. - Кемерово: КРИПКИПРО, 2002. - 302 с.

6. Таран, Ю. Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры [Текст] / Ю. Н. Таран. - Н. Новгород: из-во ООО «Педагогичекие технологии» , 2006. -С. 69-71.

7. Черняева, Т. Совместное проживание «точек опыта» взрослого и ребенка [Текст] / Т. Черняева. // Народное образование. - 2008. — № 3 - С. 201-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.