Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ ПОДДЕРЖЕК В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ТАНЦЕВ НА ЛЬДУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ ПОДДЕРЖЕК В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ТАНЦЕВ НА ЛЬДУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ / ТАНЦЫ НА ЛЬДУ / ПОДДЕРЖКИ / КООРДИНАЦИОННАЯ СЛОЖНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баранова Дарья Дмитриевна

Танцы на льду сделали невероятный скачок вперёд за последние 20 лет, и при нынешней высокой конкуренции приходится находить новые способы и методы повышения уровня катания, артистизма, чтобы иметь шанс бороться за призовые места на главный стартах в России и за рубежом. Каждые два года на конгрессах ISU вносят изменения в технические правила, требования на сезон обновляются ежегодно по решению технического комитета. Новые требования обязывают тренеров и специалистов придумывать оригинальные вариации в различных элементах, особенно таких зрелищных, как поддержки, удивлять нестандартными идеями, добавлять сложные входы или выходы и акробатические элементы, при этом сохраняя техническую составляющую на высоком уровне, совмещая с качественным исполнением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING THE LEVEL OF COORDINATION COMPLEXITY OF LIFTS IN COMPETITIVE PROGRAMS OF ICE DANCING

Ice dancing has made an incredible leap forward in the last 20 years, and with the current high competition we have to find new ways and methods to improve the level of skating, artistry in order to have a chance to compete for prizes at major competitions in Russia and abroad. Every two years the ISU congresses make changes in technical rules; the requirements for the season are updated annually by the decision of the technical committee. New requirements oblige coaches and specialists to come up with original variations in various elements, especially such spectacular ones as lifts, surprise with non-standard ideas, add complex entrances or exits and acrobatic elements, while keeping the technical component at a high level, combining it with quality execution.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ ПОДДЕРЖЕК В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ТАНЦЕВ НА ЛЬДУ»

Педагогические условия повышения уровня координационной сложности поддержек в соревновательных программах танцев на льду

Баранова Дарья Дмитриевна,

старший преподаватель кафедры теории и методики конькобежного спорта, фигурного катания на коньках и кёрлинга, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» E-mail: Baranova.dd@rgufk.ru

Танцы на льду сделали невероятный скачок вперёд за последние 20 лет, и при нынешней высокой конкуренции приходится находить новые способы и методы повышения уровня катания, артистизма, чтобы иметь шанс бороться за призовые места на главный стартах в России и за рубежом. Каждые два года на конгрессах ISU вносят изменения в технические правила, требования на сезон обновляются ежегодно по решению технического комитета. Новые требования обязывают тренеров и специалистов придумывать оригинальные вариации в различных элементах, особенно таких зрелищных, как поддержки, удивлять нестандартными идеями, добавлять сложные входы или выходы и акробатические элементы, при этом сохраняя техническую составляющую на высоком уровне, совмещая с качественным исполнением.

Ключевые слова: фигурное катание на коньках, танцы на льду, поддержки, координационная сложность элементов.

Исследование координационной сложности поддержек в соревновательных программах танцев на льду проводилось на основе видеоанализа сильнейших фигуристов на Олимпийских играх 2014 и 2018 гг., а также на чемпионате мира 2021 года. Соревновательные элементы оценивались в соответствии с требованиями современной системы судейства ИСУ, коммюнике на текущий сезон в исследуемом периоде и правилами соревнований. Требования, безусловно, претерпевали небольшие изменения, но основные критерии для оценки координационной сложности элементов в спортивных танцах на льду сохранялись.

В ходе проведения анализа видеозаписей нами были получены и обобщены данные о том, какие черты, повышающие уровень сложности, чаще всего используются танцевальными дуэтами на соревнованиях. Так были выделены позиции, которые влияют на баланс всего тела, а также требуют проявления таких физических способностей, как гибкость и ловкость.

1. Элементы акробатики. Основные акробатические элементы можно разделить на два подвида: те, которые выполняются в статике и динамические. Множество статических элементов могут быть частью динамических. Акробатические элементы широко используются танцевальными дуэтами при выполнении вращательных поддержек, что усиливает впечатление о динамичности данного элемента.

2. Шпагат. Вариации в танцевальных поддержках, которые требуют проявления особой гибкости, мы классифицировали в данную группу. В основном партнерши исполняли шпагат 180 градусов или подобные вариации.

3. Сложные прогибы. Позиции, в которых голова и плечи наклонены в сторону или назад, верхняя часть корпуса изогнута. Позиция свободной ноги произвольна.

4. Баланс. Используется фигуристами при исполнении танцевальных поддержек и выражается в способности контролировать положение своего тела в неподвижном состоянии.

В таблицах 1-3 представлены основные категории позиций, используемые в танцевальных поддержках ведущими парами мира. Выбраны для исследования самые популярные типы поддержек, которые исполнялись на Олимпийских играх в 2014, 2018 гг. и на чемпионате Мира 2021 г.:

1. Поддержка по дуге (CuLi)

2. Поддержка по прямой

3. Вращательная поддержка (RoLi)

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

№ Танцевальные дуэты Сложный вход Элементы акробатики Смена положений Шпагат Сложные прогибы Баланс Сложные выходы

1 DAVIS / WHITE CuLi + +

StLi + +

RoLi + + +

2 VIRTUE / MOIR CuLi + +

StLi + +

RoLi + + +

3 ILINYKH / KATSALAPOV CuLi + + +

StLi + +

RoLi + +

4 PECHALAT / BOURZAT CuLi + + + +

StLi + + +

RoLi + + +

5 BOBROVA / SOLOVIEV CuLi + +

StLi +

RoLi + + +

6 CAPPELLINI / LANOTTE CuLi + + +

StLi + +

RoLi +

7 WEAVER / POJE CuLi +

StLi + + +

RoLi +

8 CHOCK / BATES CuLi + + +

StLi + + +

RoLi + + +

9 SHIBUTANI / SHIBUTANI CuLi + +

StLi +

RoLi +

10 COOMES/BUCKLAND CuLi + + + +

StLi + + +

RoLi +

Сильнейшие танцевальные дуэты мира за 10 произвольных танцев исполнили 30 поддержек трех разных типов: по дуге, по прямой, вращательная поддержка. Каждой парой были выполнены поддержки всех типов по одному разу. Как видно из таблицы 1, сложный вход в поддержку по дуге выполняют 100% пар, а сложный выход только 20%. При этом 50% задействуют акробатические элементы для исполнения сложного входа, либо для позиций в самой поддержке. Внутри поддержек используют чаще всего переходящие пози-5 ции - 60%, либо баланс - 40%. 5 В поддержках по прямой сложный вход выползу няет половина пар - 50%, сложный выход - никто. еЗ Достаточно часто используют баланс в качестве основного положения - в 50%. Кардинальная сме-

на положений партнерши происходит в поддержках у 4 пар. Только одна пара продемонстрировала растяжку (шпагат 90 градусов). Для исполнения сложных входов в поддержку и смен положений партнерши в основном применяют приемы акробатики и циркового искусства, поэтому акробатические элементы выполнялись в 70%.

Во вращательную поддержку сложный вход исполняют так же 50% пар, сложный выход одна пара. Элементы акробатики присутствуют у 60% танцевальных дуэтов во вращательной поддержке. В качестве повышения уровня сложности выбирали следующие позиции: шпагат - одна пара, сложный прогиб (касание коньком головы) четыре пары, меняли положения во время исполнения поддержек четыре пары.

№ Танцевальные дуэты Сложный вход Элементы акробатики Смена положений Шпагат Сложные прогибы Баланс Сложный выход

1 VIRTUE / MOIR CuLi + + + +

StLi + + + +

RoLi + + + +

2 PAPADAKIS / CIZERON CuLi + + +

StLi + + + + +

RoLi + + + +

3 SHIBUTANI CuLi + + + +

StLi + + + +

RoLi + + +

4 HUBBELL / DONOHUE CuLi + +

StLi + +

RoLi + + + +

5 BOBROVA / SOLOVIEV CuLi + + +

StLi + + + +

RoLi + + +

6 CAPPELLINI / LANOTTE CuLi + + + +

StLi + +

RoLi + + + +

7 WEAVER / POJE CuLi + + + +

StLi + + +

RoLi + +

8 GILLES / POIRIER CuLi + +

StLi + +

RoLi + +

9 CHOCK / BATES CuLi + + +

StLi + + + +

RoLi + + +

10 GUIGNARD / FABBRI CuLi + + +

StLi + + +

RoLi + +

На Олимпийских играх 2018 года в произвольном танце было исполнено 30 поддержек трех разных типов: по дуге, по прямой, вращательная поддержка. Каждой парой были выполнены поддержки всех типов по одному разу. Как видно из таблицы 8, сложный вход в поддержку по дуге выполняют 90% пар, а сложный выход только 50%. При этом 70% задействуют акробатические элементы для исполнения сложного входа, либо для позиций в самой поддержке. Внутри поддержек используют чаще всего переходящие позиции - 40%, либо баланс и растяжку по 30%.

В поддержках по прямой сложный вход выполняет также 90% пар, сложный выход - 70%. В равной степени используют акробатические движе-

ния, смену положений и растяжку - по 40%. Для такого вида поддержки прогибы были использованы реже, только 2 пары продемонстрировали в программе. В тоже время и баланс не является популярной чертой сложности, только 30% пар показали его в своих поддержках.

Во вращательную поддержку сложный вход исполняют также 90% пар, сложный выход у 5 пар. Элементы акробатики присутствуют у 50% танцоров во вращательной поддержке. В качестве повышения уровня сложности избрали основными позициями: растяжка (шпагат) 30% пара, сложный прогиб (касание коньком головы) 3 пары, меняли положения во время исполнения поддержек 4 пары.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

№ Танцевальные дуэты Сложный вход Элементы акробатики Смена положений Шпагат Сложные прогибы Баланс Сложный выход

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 SINITSINA/ KATSAL-APOV CuLi + + + +

StLi + + + + +

RoLi + + + +

2 GILLES/ POIRIER CuLi + + +

CuLi + + + +

RoLi + + + +

3 HUBBELL / DONOHUE CuLi + + + +

CuLi + + + +

RoLi + + +

4 CHOCK / BATES CuLi + + + +

CuLi + +

RoLi + + + +

5 STEPANOVA/ BUKIN CuLi + + + +

StLi + + + +

RoLi + + +

6 GUIGNARD / FABBRI CuLi + + + +

StaLi + +

RoLi + + + +

7 FEAR / GIBSON CuLi + + + +

StaLi + + +

RoLi + + + +

8 FOURNIER BEAUDRY / SORENSEN StaLi + +

StLi + +

RoLi + +

9 HAWAYEK / BAKER CuLi + + +

CuLi + + + +

RoLi + + +

10 ZAGORSKI / GUER-REIRO CuLi + + +

StLi + +

RoLi + +

Сложный вход в поддержку по дуге выполняют 100% пар, а сложный выход только 50%. При этом 50% задействуют акробатические элементы для исполнения сложного входа, либо для позиций в самой поддержке. Внутри данного вида поддержек также используют смену позиций - 50%, либо баланс - 80%.

В поддержках по прямой сложный вход выполняет половина пар - 100%, сложный выход - 50%. В данном виде поддержек дуэты не использовали баланс в качестве основного положения. Кардинальная смена положений партнерши происходит в поддержках у 2-х пар. 50% дуэтов использовали 5 растяжку (шпагат 180 градусов). Для смены поло-5 жений партнерши в основном применялись сложен ные прогибы в сочетании с элементами акробати-~ ки - 50% дуэтов использовали в своих поддерж-г ках.

Во вращательную поддержку сложный вход исполняют 90% пар, сложный выход - 50%. Элементы акробатики присутствуют у 60% танцевальных дуэтов во вращательной поддержке. В качестве повышения уровня сложности выбирали следующие варианции: шпагат - 20%, сложный прогиб (касание коньком головы) 30%, смена положения во время исполнения поддержек 50%.

В связи с распространением короновируской инфекции в 2020 году не проводился ежегодный конгресс ИСУ, поэтому изменения в правила не вносились. Однако, танцевальные дуэты, готовясь к Олимпийским играм 2022 года, предпочли разнообразить свои программы. Проанализировав контенты соревновательных программ на чемпионате мира 2021 г. мы отметили, что среди типов поддержек, которые использовались танцевальными парами, появилось еще несколько

групп, а также чаще используются комбинированные поддержки (состоящие из двух коротких поддержек). Полученные данные приведены на рисунке 1.

нял, когда как в 2018 году 70% танцевальных дуэтов выбрали эту черту сложности. В 2018 году поддержки стали более сбалансированный и насыщенные: 40% участников выбирают акробатические элементы, 40% - смену положений и 40% -растяжку. Дуэты начинают использовать сложные прогибы - 20%, но сокращают количество черт, связанных с балансом - 30% в 2018 году, в том время как в 2014 году было использовано 50%.

К 20

CuLi StLi RoLi StaLi

Виды поддержек

Рис. 1. Гистограмма частоты использования различных танцевальных поддержек на чемпионате мира 2021 г.

Как видно на рисунке 1, чаще всего танцевальные дуэты исполняют поддержки по дуге - 43,3% и вращательные поддержки - 33,3%. На чемпионате мира многие пары использовали дорожку по дуге как составную часть комбинированной поддержки. Дорожку по прямой исполняли только 13,3% участников, поддержку на месте исполнили всего 3 танцевальных дуэта - 10%.

На рисунках 2-5 показано частота использования различных черт сложности в танцевальных поддержках, выбранных для исполнения в 2014 и 2018 годах, а также чемпионата мира 2021 г.

Щ 60

50 50

1 40 40

о 1П I -°||И

~ „ Элементы Смена ~ ~

Сложный _ _ Сложные „ Сложный

акробатик положени Растяжка ^ Баланс

вход „ прогибы выход

.2014 100 2018 90

50 70

60 40

0

30

0 10

40 30

20 50

Рис. 2. Гистограмма частот использования различных черт сложности в поддержке по дуге (CuLi) на Олимпийских играх 2014 и 2018 гг.

Исходя из данных, представленных на рисунке 2, для увеличения уровня координационной сложности в поддержке по дуге чаще всего использовали сложный вход - в 2014 году его исполнили 100% пар, в 2018-90%. Акробатические элементы стали применяться чаще, по сравнению с 2014 годом, также сложный выход стали выполнять в два раза чаще. Для увеличения уровня сложности выбирались такие позиции как баланс, смена положений, шпагат. В 2014 году шпагат и сложные прогибы для поддержки по дуге не использовались танцевальными дуэтами.

Как видно на рисунке 3, в поддержке по прямой сложный вход исполняли чаще в 2018 году - 90% пар, сложный выход в 2014 году никто не приме-

80 70 60 50 40 30 20 10

90

3

ll Ii Ii л Ii I

~ „ Элементы Смена ~ ~

Сложный _ _ Сложные „ Сложный

акробатик положени Растяжка ^ Баланс

вход „ прогибы выход

2014 50 ■ 2018 90

70

40

40 40

10

40

0 20

50 30

0 70

Рис. 3. Гистограмма частот использования различных черт сложности в поддержке по прямой (StLi) на Олимпийских играх 2014 и 2018 гг.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

2014 2018

50

40

30 0 20 10

Сложный вход 50 90

Элементы Смена акробатики положений 60 40

50 40

10 30

Сложные прогибы 40 30

0 20

Сложный выход 10 50

Рис. 4. Гистограмма частот использования различных черт сложности во вращательной поддержке (RoLi) на Олимпийских играх 2014 и 2018 гг.

Как видно на рисунке 4, во вращательной поддержке сложный вход исполняли чаще в 2018 году - 90% пар, сложный выход в 2014 году никто применяли лишь 10%, а в 2018 году 50% танцевальных дуэтов выбрали эту черту сложности. В 2018 году вращательные поддержки стали кре-ативнее: не смотря на то, что только 50% участников выбирают акробатические элементы, в то время как в 2014 году 60%, добавилась черты сложности шпагат 30%. Дуэты начинают использовать баланс - 20%, в том время как в 2014 году никто не использовал эту черту.

Исходя из данных, представленных на рисунке 5, поддержки танцевальных дуэтов на чемпионате мира в 2021 г. выглядят максимально насыщено и разнообразно: дуэты используют все возможные черты сложности практически равномерно. Самой часто используемой чертой остается сложный вход - 86% пар используют ее в своих поддержках. Акробатические элементы и баланс использу-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы о со

50

45

40

35

30

25

100

90

15

70

70

10

10

5

0

0

90

120

100

100

90

80

70

0

о с

CJ

см л

ются в равной степени - 40%. Шпагат и сложные прогибы исполнили 33% участников. Сложный выход в поддержках использует почти половина дуэтов - 56% (рис. 6).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

0*°

86

56

40 43 40

llllll

2021

&

cf

/ / у

Рис. 5. Гистограмма частот использования различных черт сложности в танцевальных поддержках на чемпионате мира 2021 г.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2014 2018 2021

46 43

40 40 43 40

IL L i l l

Сложный Элементы Смена л Сложные

_ Растяжка Баланс

вход акробатики положений прогибы

60 60 90 53

86 40

46 40 43

6

33 33

13 30

20 26 33 40

Сложный выход 10 56 56

Рис. 6. Гистограмма частот использования различных черт сложности в танцевальных поддержках в исследуемом периоде

Исходя из данных, представленных на рисунке 6, видно, что большинство значений в 2018 и 2021 гг. выше, чем в 2014 году. Сложные входы стали применяться чаще, сложные выходы из поддержек значительно больше добавлялись к поддержкам. Около 90% пар выбирают сложный вход для более эффектного начала поддержки и для повышения координационной сложности. Количество акробатики уменьшается за счет более равномерного распределения сложных черт в танцевальных поддержках. Самыми популярным чертами остается смена положение - 43% выполняли в 2021 году. Смены положений в 2014 году были незначительно популярнее - 46% дуэтов использовали его в своих поддержках, в то время как в 2018 году только 40%. Значительно вырос показатель использования различных элементов растяжки 33,3% в 2018 и 2021 году, и всего лишь 6% в 2014 году. Сложные прогибы набирают популярность со временем: 13% пар использовали данную черту в 2014 году, 20% в 2018 году и в 2021 году уже 33% предпочитают использовать данную черту. Баланс использовали на Олимпийских играх в Сочи 30%, 26% дуэтов исполнили в 2018 году, а в 2021 году данная черта стала одной из самых часто применяемых в поддержках -

40%. Сильно возросло количество сложных выходов - 56% пар использовали эту черту для повышения уровня сложности танцевальных поддержек в 2018 и 2021 гг., и лишь 10% продемонстрировали ее в 2014 году.

Из проведенного нами анализа, можно говорить о том, что координационная сложность поддержек заметно возросла за исследуемый период. Танцевальные дуэты стали насыщать поддержки почти в равной степени всеми сложными вариациями, для придания вариативности и разнообразности данным элементам. С одной стороны изменения в правилах диктуют свои тенденции, с другой стороны, такое насыщение поддержек приводит к более динамичному восприятию самого танца. Этим элементом можно очень выигрышно подчеркнуть музыку, тем самым добавив эмоций в программу, что повышает интерес зрителей и оценки судей. В связи с тем, что в поддержках возросла координационная сложность, стоимость за данный элемент была тоже увеличена. В 2014 году базовая стоимость за сумму трех поддержек составляла 12 баллов, в 2018 году данная сумма уже возросла до 13,5 баллов, а в 2021 году базовая стоимость элементов уже составила 15,9 балла. Такая динамика роста базовых стоимостей говорит о том, что поддержки имеют высокую координационную сложность, что отражается в суммарном балле за техническую оценку в произвольном танце.

Литература

1. Абсалямова, И.В. Спортивные танцы на льду. Учебное пособие для студентов / И.В. Абсалямова. - М., РИО РГУФКСиТ,- 2012-53 с.

2. Абсалямова, И.В. Характеристика спортивных танцев на льду и методика их судейства: учебное пособие для студентов РГУФКСМиТ. по направлению 032100: и специальности 03210165 / И. В., Абсалямова, Л.В. Кузнецова. - М., РИО РГУФКСМиТ, 2011. - 76 с.

3. Лосева, В.А. Анализ сложности и качества исполнения дорожек шагов в спортивных танцах на льду [Электронный ресурс] // Сб. тр. студентов и молодых учен. ФГБОУ ВПО «РГУФКСиТ»: Материалы науч. конф. студентов и молодых учен. 18-20 марта, 23-24 апр. 2015 г. / М-во спорта РФ, Федер. гос. бюджет. обра-зоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». - М., 2015. - С. 4447.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING THE LEVEL OF COORDINATION COMPLEXITY OF LIFTS IN COMPETITIVE PROGRAMS OF ICE DANCING

Baranova D.D.

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

Ice dancing has made an incredible leap forward in the last 20 years, and with the current high competition we have to find new ways and methods to improve the level of skating, artistry in order to have a chance to compete for prizes at major competitions in Russia and abroad. Every two years the ISU congresses make changes in

0

90

86

56 56

53

technical rules; the requirements for the season are updated annually by the decision of the technical committee. New requirements oblige coaches and specialists to come up with original variations in various elements, especially such spectacular ones as lifts, surprise with non-standard ideas, add complex entrances or exits and acrobatic elements, while keeping the technical component at a high level, combining it with quality execution.

Keywords: figure skating, ice dancing, lifts, coordination complexity of elements.

References

1. Absalamova, I.V. Sport Dancing on Ice. Textbook for students / I.V. Absalamova. - Moscow, RIO RSUFKSiT,- 2012-53 p.

2. Absalamova, I.V. Characteristics of Sports Dancing on Ice and the Methodology of Judging: Textbook for the Students of the RSUFSR on the direction 032100: and specialty 03210165 / I.V. Absalamova, L.V. Kuznetsova. - Moscow, RI RGUFKSMT, 2011. - 76 c.

3. Loseva, V.A. The analysis of the complexity and quality of steps in sport dances on ice [Electronic resource] // Collection of papers of students and young scientists. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Russian State University of Physical Culture and Sport": Materials of scientific conference of students and young scientists. March 18-20, 23-24 apr. The Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (RGUFSCT): Proceedings of the Scientific Conference of Students and Young Scholars, March 18-20, 23-24 April 2015. - M., 2015. - C. 44-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.