Научная статья на тему 'Педагогические условия повышения информационно-коммуникационной компетентности преподавателей'

Педагогические условия повышения информационно-коммуникационной компетентности преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / информационная компетентность / информационные технологии / дистанционное обучение / professional competence / information competence / informational technology / remote training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова В. И.

Статья содержит перечень и анализ условий повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов. Развернутые характеристики каждого из условий охватывают как общепедагогический, так и частно-методический аспекты послевузовской подготовки преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the analysis and list of conditions of increasing information and communication competence of teachers. The detailed descriptions of each of the conditions cover both pedagogical and methodical aspects of after university teachers" training.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия повышения информационно-коммуникационной компетентности преподавателей»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В.И. Маркова, преподаватель Ноябрьского института нефти и газа (филиал) Тюм ГНГУ, аспирант Шадринского государственного педагогического института

Статья содержит перечень и анализ условий повышения информационнокоммуникационной компетентности педагогов. Развернутые характеристики каждого из условий охватывают как общепедагогический, так и частно-методический аспекты послевузовской подготовки преподавателей.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, информационная

компетентность, информационные технологии, дистанционное обучение.

Инновационные процессы, происходящие сегодня в социально-экономической жизни общества, предъявляют новые требования к уровню не только подготовки выпускника образовательного учреждения, но и профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. Ориентация системы образования на новые виды деятельности обусловливает поиск новых образовательных парадигм. Одним из направлений модернизации образования в данном аспекте является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки средств информатизации и информационных технологий и оптимального их использования педагогом и его воспитанниками [1, с. 1140]. Согласно одной из отечественных версий Концепции информатизации образования [2, с. 3-9] педагогическое освоение средств информатизации и информационнокоммуникационных технологий предусматривает:

- овладение педагогами основами необходимых знаний и накопление личного опыта их практического использования;

- общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе.

Возросшие требования к профессиональной компетентности педагога в новых условиях обучения диктуют необходимость опытного использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Педагогам, которые по объективным причинам не получили необходимых знаний и не выработали нужных умений по овладению информационно-коммуникационными технологиями, приходится самостоятельно повышать свой уровень компетентности в этой довольно сложной области.

Проблему подготовки преподавателей к использованию средств информатизации и информационных технологий поднимали Я.А. Ваграменко, Т.Г. Везиров, И.Г. Захарова, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, О.Г. Смолянинова, Б.Е. Стариченко, В.А. Стародубцев и др.; исследования, связанные с проектированием систем подготовки учителей разных специальностей к использованию информационных технологий в учебном процессе, проводили А.А. Абдукадыров, М.И. Жалдак, А.Ю. Кравцова, И.В. Марусева и др.; особенности обучения информатике и информационным технологиям в педагогических

вузах рассматривали Е.В. Баранова, Ю.С. Брановский, А.Г. Гейн, Л.И. Долинер, Э.И. Кузнецов, А.В. Могилёв, Н.И. Пак и др.

В исследованиях представлены концепции, связанные с применением педагогами информационных технологий, однако остается нерешенным вопрос повышения информационно-коммуникационной компетентности как части профессиональной компетентности уже действующих педагогов.

В ходе предпринятого нами исследования выявлены противоречия между:

- увеличением количества часов и тем для самостоятельного изучения в учебных планах и рабочих программах ссузов и вузов, с одной стороны, и отсутствием научно -обоснованных разработок для системы самостоятельного получения знаний - с другой;

- потребностью в педагогических кадрах, способных решать постоянно обновляющиеся задачи, стоящие перед образованием, и отсутствием мобильных программ повышения профессиональной компетентности педагогов без отрыва от основного вида деятельности;

- потребностью общества в активных, ищущих педагогах и отсутствием заинтересованности действующего педагога в освоении технологий, которые помогли бы расширить его возможности.

Эти противоречия обусловили постановку проблемы, которая может быть сформулирована в виде вопроса: «Каковы педагогические условия повышения

информационно-коммуникационной компетентности как части профессиональной компетентности педагога?».

Экспериментально, на основе анализа практического опыта исследования результатов многолетнего мониторинга состояния информационной и коммуникационной компетентности преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования, определены следующие условия успешного повышения информационной и коммуникационной компетентности педагогов:

1) четкая постановка целей и задач обучения, т.е. преподаватель должен видеть ближайшую перспективу и конкретную ценность результатов освоения новой области знаний;

2) тщательное и детальное планирование учебной деятельности, способствующее поэтапному освоению новых информационных технологий (желателен блочно-модульный подход к ее организации, так как он поможет и без того занятому педагогу идти своей траекторией обучения, в своем темпоритме);

3) качественный контроль (зачастую даже очная курсовая подготовка не дает желаемого результата, процесс обучения остается просто очередным этапом при получении категории во время аттестации, поэтому контрольные задания должны иметь вид проектов, ориентированных на предметную область преподавателя, повышающего свой компетентностный уровень);

4) наличие педагогически полезного и эмпиритивно понятного дидактического обеспечения, размещенного на различных носителях (могут быть использованы как автономные, так и сетевые ресурсы), что повысит интерес к процессу изучения информационных и коммуникационных технологий;

5) эффективное сочетание контактных и дистанционных форм обучения, способствующее освоению информационных и коммуникационных технологий (первые шаги в данной области наиболее сложны и требуют реального присутствия обучающего, на этапе же практического применения освоенных методик либо разработки собственного проекта дистанционные технологии становятся наиболее оправданными);

6) высокий профессионализм в области информационных и коммуникационных технологий преподавателей, предлагающих услуги по повышению компетентности;

7) личная готовность и заинтересованность педагогов осваивать передовой опыт;

S3

8) наличие первичных навыков работы на компьютере у обучающихся, что в некоторых случаях (при дистанционной форме организации обучения) может стать непреложным условием успешного повышения данного вида компетентности;

9) разработанность методик определения стартового и промежуточных уровней информационной и коммуникационной компетентности обучаемых, что необходимо при построении траектории обучения каждого отдельно взятого педагога;

10) мотивационные установки обучающихся педагогов на самостоятельную

работу.

Учитывая активное развитие и фактическую общедоступность дистанционных средств повышения компетентности в области информационных технологий, предполагаем, что процесс повышения информационно-коммуникационной компетентности профессионально сформированных педагогов путем использования дистанционных технологий будет успешным при соблюдении перечисленных условий.

Учитывая данные условия в практике внедрения системы повышения информационно-коммуникационной компетентности внутри отдельно взятого учебного учреждения, педагогические коллективы могут добиться планомерного построения процесса повышения квалификации педагогов в этой постоянно обновляющейся области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. № 6.

2. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.

PEDAGOGICAL CONDITIONS INCREASING TEACHERS INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE

V.I. Markova, teacher of the Noyabrsk Institute of Oil and Gas (affiliated centre) Tyum SOGU, Noyabrsk, post-graduate student of the Shadrinsk Pedagogical Institute

The article contains the analysis and list of conditions of increasing information and communication competence of teachers. The detailed descriptions of each of the conditions cover both pedagogical and methodical aspects of after university teachers’ training.

Keywords: professional competence, information competence, informational technology, remote training.

s4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.