Выводы. Итак, трудовая деятельность имеет глубокий нравственный контекст: дошкольники осознают, что их труд, результат их труда кому-то необходим, кому-то приятен и вызывает чувство благодарности, этим стимулируется развитие желания трудиться и трудолюбия. Такая эмоциональная поддержка результата детского труда составляет его главную педагогическую ценность. Собственный труд детей следует считать важнейшим средством воспитания трудолюбия. Сформированные трудовые навыки и умения являются базой для воспитания привычки к труду и готовности выполнять работу, положительной оценке трудовой деятельности.
Литература:
1. Алиева Л.Ш., Рамазанова Э.А. Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника // Январские педагогические чтения. - 2018. - № 4 (16). - С. 68-71.
2. Белова Е.Е., Ханова Т.Г. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте // Педагогический вестник. - 2020. - Вып. 16. - С. 4-6.
3. Белоусова С.С., Бушмакина О.П. Воспитание положительного отношения к труду детей дошкольного возраста // Приоритеты педагогики и современного образования: сб. статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. - С. 107-109.
4. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №4. - С. 1
5. Бобер В.С. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Молодежь в XXI веке: философия, право, педагогика и менеджмент: сб. науч. статей VI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УГПУ, 2015. - С. 75-77.
6. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т.8. - № 2(31). - С. 6
7. Жидко И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 17 с.
8. Корона Ю.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2015. - С. 109-113.
9. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2010.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
11. Ханова Т.Г., Еракова Т.Н. Экономическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 250-253
12. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. - 2018. - № 1 (21). - С. 25-31.
13. Шингаркина Д.А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Педагогика, психология, теория и методика обучения. - 2016. - № 6. - С. 277-281.
Педагогика
УДК 377
преподаватель Хасенгалиев Алексей Львович
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Ю. Гагарина» (г. Волгоград); доктор педагогических наук, профессор Спирина Валентина Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к профилактике девиантного поведения в подростковой среде. Раскрыты содержание и компонентный состав профилактической деятельности среди подростков, склонных к девиантному поведению. Дана характеристика возможностей педагогической практики для профессиональной подготовки по применению современных педагогических технологий в системе среднего профессионального образования.
Ключевые слова: педагог, педагогические условия, профессиональная готовность, педагогический колледж, образование, педагогические технологии, девиантное поведение.
Anmtation. The article deals with the problem of formation of professional readiness of future teachers to prevent deviant behavior in the adolescent environment. There is shown the content and components of prevention work among teenagers with deviant behavior. The authors make an attempt to identify and characterize the real possibilities of pedagogical practice of professional training in the application of the modern pedagogical technologies in the system of (secondary) vocational education.
Keywords: teacher, pedagogical conditions, professional readiness, pedagogical college, education, pedagogical technologies, deviant behavior.
Введение. Актуальность исследования связана с проблемой повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов сферы образования, которая характеризуется поиском наиболее эффективных путей решения, имеющих педагогическую значимость для успешной организации профилактической работы в подростковой среде.
В связи с распространением различных проявлений девиантного поведения среди несовершеннолетних серьезный акцент необходимо делать на профилактике данного социального явления. В связи с этим
повышается значимость профилактики девиаций в поведении, для разработки и внедрения которой необходимо повышать уровень подготовки будущих педагогов в системе профессионального образования.
Одной из основных проблем подготовки студентов в данном направлении в условиях педагогического колледжа является создание необходимых педагогических условий. При этом педагогические условия должны обеспечивать овладение студентами общими, профессиональными компетенциями и практическим опытом. Как известно, педагогические условия - внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [1, с. 47].
Изложение основного материала статьи. Современная российская школа - это школа для всех. В каждой образовательной организации должны быть созданы условия для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Новая современная школа - это учителя, открытые всему новому, знающие педагогику, детскую и возрастную психологию, готовые помочь ребятам найти себя в жизни, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и проблемам семьи, открытые всему новому педагоги, - ключевая особенность современной российской школы.
Разработка, внедрение и применение эффективных профилактических программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов помогает вывести подготовку будущих специалистов на более высокий профессиональный уровень и обеспечивает формирование их профессиональной готовности к успешной организации профилактики девиантного поведения подростков [4, с. 292].
Современные выпускники системы среднего профессионального образования призваны решать различные задачи: оказывать помощь подросткам, склонным к девиантному поведению, семьям группы риска, организовывать профилактическую работу в образовательных организациях различного типа. Ежедневное взаимодействие педагога с «проблемными» воспитанниками ставит его перед необходимостью учиться помогать детям, подросткам, семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации [3, с. 121].
Эффективность и результативность будущей педагогической деятельности выпускника колледжа по профилактике девиантного поведения зависит, прежде всего, от того, как начинающий педагог сможет четко и грамотно сформулировать и реализовать цели своей профессиональной деятельности, что считает приоритетным в своей профессии, каков он сам, как личность и субъект педагогической деятельности. В связи с этим создание педагогических условий по формированию профессиональной готовности необходимо, задолго до того, как дипломированный специалист начнет свою самостоятельную практическую деятельность, то есть в процессе его обучения. Оказывать квалифицированную помощь подросткам с девиантным поведением, их семьям, организовывать успешную профилактическую работу в образовательной организации сможет специалист, способный грамотно и профессионально выстроить индивидуальную (групповую) работу с подростками [2, с. 68].
Сегодня каждая образовательная организация профессионального образования должна стремиться к созданию современных педагогических условий для подготовки будущего специалиста: многообразие применяемых форм, методов, приемов и технологий свидетельствуют об успешной организации учебно-воспитательного процесса.
В системе организации практических занятий в ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А.П. Маресьева» особую роль играют методы практического (активного) обучения. Применение активных методов обучения (АМО) позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции, которые в последствии позволят будущему педагогу эффективно организовать процесс профилактической работы среди несовершеннолетних. С точки зрения компетентностного подхода выпускник системы среднего профессионального образования должен уметь самостоятельно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные задачи (проблемы), чтобы быть востребованным и конкурентоспособным на современном рынке труда. Поэтому главной задачей педагогического коллектива колледжа является создание педагогических условий, способствующих формированию совокупности компетенций обучающихся, их готовности к профилактической работе с детьми группы риска. Наиболее эффективными методами обучения являются: анализ ситуативных задач; презентация идей; дидактические и деловые игры; кейс-метод; метод проблемных ситуаций; метод обратной связи; проектная деятельность; методы коллективного решения творческих задач (ТРИЗ); горизонтальное обучение.
Как известно, формировать компетентность будущего педагога не просто. Компетенции - это не просто знания и умения, это освоенный опыт, ценностные установки, убеждения. Наиболее успешным в практике подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, а именно, организации профилактической работы с подростками группы риска является метод решения ситуативных задач, как группой, так и индивидуально. Приведем пример ситуативных задач, которые используются на практических занятиях:
Задача: К педагогу обратились родители пятнадцатилетнего мальчика. Они рассказали, что Виктория стала проявлять агрессию, целыми днями находится за компьютером. Домой приходит поздно, говоря, что была с друзьями, а ночи проводит в сети Интернет. Родители всерьез обеспокоена тем, что в комнате подростка нашли какие-то странные брошюры, а сам подросток все чаще говорит, что раньше его жизнь не имела смысла, а теперь она начала его видеть.
Студенты ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А.П. Маресьева», ГБПОУ «Волгоградский колледж управления и новых технологий им. Ю. Гагарина» начинают свою практическую деятельность с первого курса обучения. Они проходят учебную, производственную и преддипломную практику на базе различных образовательных организаций: дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, детских домов.
Начиная с 2018-2019 учебного года студенты ГБПОУ «Камышинский индустриально-педагогический колледж им. А.П. Маресьева» проходят учебную, производственную и преддипломную практику на базе МБОУ «Новонадеждинская средняя школа», МБОУ «Средняя школа № 9», МБОУ «Средняя школа № 17» г. Камышина. Благодаря руководству образовательных организаций, взаимодействию с учителями, студенты могут познакомиться с основными аспектами организации профилактической работы в школе, которая строится на основе действующего законодательства РФ, нормативных региональных документов Волгоградской области, района, города и школы. В ходе практических занятий студенты знакомятся с
комплексными программами и методиками, которые успешно реализуются в данных образовательных организациях. Реализуя направления комплексной программы, студенты разрабатывают план профилактической работы (Таблица 1).
Таблица 1
Организация профилактической работы в 8 классе
№ Наименование мероприятий Срок реализации Примечания
1. ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Составление социально-педагогической характеристики класса в начале и в конце учебного года. В течение года
2. Анкетирование (диагностика) «Психологический климат в классном коллективе». 13.10.2020 г.
3. Классный час «Давайте учиться жить». 13.04.2021 г.
4. Участие в акциях данной тематики. В течение года
5. Контроль за посещаемостью и текущей успеваемостью учащихся. В течение года
2. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ
1. Контроль за посещаемостью учебных занятий и досугом учащихся. В течение года
2. Классный час «Что такое хорошо, что такое плохо». 20.10.2020 г.
3. Классный час «Всегда есть выбор!». 24.11.2021 г.
4. Беседа-диалог «О нормах поведения». 16.02.2021 г.
5. Классный час «Эти полезные и вредные привычки». 13.04.2021 г.
6. Диагностика уровня воспитанности учащихся класса. Сентябрь 2020 г - Май 2021 г
7. Проведение инструктажей. В течение года
8. Участие в акциях данной тематики. В течение года
3. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА, ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ, МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся. В течение года
2. Классный час «Толерантность и мы». 17.11.2020 г.
4. Игровая программа «Мы разные, но мы вместе». 25.03.2021 г.
5. ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
1. Проведение индивидуального собеседования с учащимися и выявление случаев жестокого обращения с ними. В течение года
2. Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. В течение года (если выявлена проблема)
3. «Твое поведение дома» (ситуативные задачи, тест). 16.02.2021 г.
6. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА,
ТАБАКОКУРЕНИЯ, ВИЧ, СПИДА
1. Беседа-размышление «Трудно ли быть хорошим?». 29.09.2020 г.
2. Игровая программа «Лотерея хороших поступков». 15.12.2020 г.
3. Участие в акции «Спорт - альтернатива пагубных привычек». Ноябрь - декабрь 2020 г.
4. Участие в «Днях здоровья». В течение года
5. Участие в конкурсах плакатов «Мы выбираем жизнь!». Ноябрь 2020 г.
6. Контроль за посещаемостью учебных занятий и досугом учащихся. В течение года
7. ПРОФИЛАКТИКА ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ
СЕКСУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
1. Проведение индивидуального собеседования с учащимися и выявление случаев нарушения половой неприкосновенности детей. В течение года (в случае необходимости)
2. Организация работы психологической службы школы и «телефона доверия». В течение года
8. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В
ИНТЕРНЕТ - ПРОСТРАНСТВЕ
1. Классный час «Интернет и дети». 13.10.2020 г.
2. Классный час «Скоро лето». 18.05.2021 г.
3. Мероприятия по сетевому взаимодействию ОО в сети Интернет. В течение года
Будущие педагоги в практической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, проводят работу через организацию индивидуальных бесед, используют комплекс упражнений коммуникативной направленности, деловые и ролевые игры; проводят воспитательные мероприятия, направленные на формирование у подростков культуры поведения и межличностных отношений. Большинство студентов отмечают в отчетах о практике, что только в ходе прохождения практики в школе поняли, насколько сложно решается проблема организации профилактической работы среди обучающихся. Анализ итогов педагогической практики (совместная беседа студентов, учителей школы, кураторов) показал, что знания студентов об организации профилактической работы стали практико-ориентированными, нацеленными на решение проблем конкретного подростка.
Выводы. Таким образом, выпускник системы среднего профессионального образования должен в процессе обучения овладеть педагогическим технологиями и методами профилактической работы среди детей и подростков. Такую подготовку можно осуществлять при условии организации педагогических условий в педагогическом колледже. Преподавателям педагогического колледжа необходимо внедрять современные технологии обучения и воспитания в образовательный процесс организации СПО. Применение и использование образовательных, воспитательных технологий в учебном процессе профессиональной образовательной организации позволит студентам применять их в своей будущей педагогической деятельности. Педагогическая практика студентов профильных учебных заведений должна проходить на базе образовательных организаций, успешно реализующих свои инновационные программы, в том числе, программы профилактической направленности в подростковой среде.
Литература:
1. Борытко Н.М. Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. - 186 с.
2. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация: монография / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - Москва: РГГУ, 2017. - 286 с.
3. Маркова С.М. Научно-методические основы разработки содержания профессионально педагогического образования. - Н. Новгород, 2019.
4. Хасенгалиев А.Л., Разваляева Н.В. Непрерывное образование педагога в условиях системных изменений российского образования / Международный центр инновационных исследований: международная научно-практическая конференция. Сборник статей. - Екатеринбург, 2020. - С. 292-294.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Хорольский Владимир Витальевич Ростовский юридический институт МВД России (г. Ростов-на-Дону); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Хенцинский Евгений Александрович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Панова Ольга Сергеевна
Волгоградская академия МВД России (г. Волгоград)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Определены группы основополагающих задач и принципы профессиональной подготовки. А также указаны особенности, учет которых обеспечит системный подход к формированию качественного состава сотрудников органов внутренних дел, способного на высоком уровне выполнять поставленные перед ними задачи, функции и обязанности, реализовывать предоставленные права.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, реформирование, концептуальные основы, задание профессиональной подготовки, МВД, принципы, обучение.
Annоtation. The article discusses the features of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The groups of fundamental tasks and principles of professional training have been identified. And also the features are indicated, the consideration of which will ensure a systematic approach to the formation of a high-quality staff of internal affairs bodies, capable of fulfilling the tasks, functions and responsibilities assigned to them at a high level, and exercising the granted rights.
Keywords: vocational training, reforming, conceptual foundations, vocational training assignment, Ministry of Internal Affairs, principles, training.
Введение. Дальнейшее развитие рыночной экономики, преимущественно корпоративного и частного ее секторов, появление новых видов и форм хозяйствования, систематическое увеличение субъектов предпринимательства, обуславливают необходимость в усилении конкурентоспособности труда правоохранителя, в частности и системы органов внутренних дел, одним из средств которой, безусловно, должна стать качественная и современная подготовка сотрудников органов внутренних дел. Изучением данного вопроса занимались ряд ученных: Ф.Ч. Коблова, В.Л. Кубышко, В.В. Кожевникова, А.А. Молчанова. Но ряд вопросов до сих пор остаются не решенными.
Современная система профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел не лишена определенных существенных недостатков. В частности это касается нормативно правового закрепления требований, которые предъявляются к сотрудникам органов внутренних дел и которые должны стать основой (ориентиром) для его профессиональной подготовки. Не совершенным остается построение учебно-воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки, формальной и зачастую не объективной является процедура оценки профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников органов внутренних дел по результатам их подготовки. Требует значительного пересмотра современная система видов профессиональной подготовки и их тематика, а также отношение профессорско-преподавательского состава и непосредственно обучающихся к различным видам занятий по профессиональной подготовке.