ф
3. Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учеб. пособие. - Москва; Йошкар-Ола: Науч.-инф. центр гос. аккредитации, 2007.
4. Субботина Е.В. Особенности содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки «Ту-
ризм» // Современные проблемы сервиса и туризма, 2007.
5. Субботина Е.В. Формирование профилей по направлению подготовки «Туризм» // Образование в области сервиса и туризма: Сб. ст. к 20-летию УМО учеб. заведений в области сервиса и туризма. - М.: Маска, 2008.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL PERSONNEL TRAINING WITH REGARD TO THE PECULIAR FEATURES OF THE EDUCATIONAL COMPLEX
B.А. Иванов,
C.Ю. Ситникова
В статье рассмотрены педагогические условия повышение качества профессиональной подготовки с учетом образовательного комплекса на примере Приморского института железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: образовательный комплекс, педагогические условия, компетентностный подход, образовательные технологии.
Ivanov V.A., Sitnikova S.Yu.
The authors examine the pedagogical conditions of improving the quality of vocational training with regard to an educational complex taking Primorsky Institute of Railway Transportation as an example.
Keywords: educational complex, pedagogical conditions, competency approach, educational technology.
Российская образовательная система находится на стадии комплексной модернизации. С целью повышения эффективности ее функционирования в настоящее время создаются университетские образовательные комплексы, которые формируются путем объединения образовательных учреждений, реализующих образовательные программы разных уровней, а также других учреждений и некоммерческих организаций. Необходимость обеспечения соответствия образовательных комплексов современным условиям актуализирует проблему разработки новых методологических и методических подходов в педагогике высшего профессионального образования.
Концепция развития образовательных комплексов предполагает использование имеющихся внутренних резервов университетского потенциала и поиск новых эффективных форм организации и развития научно-инновационной деятельности. Ключевой позицией концепции является создание педагогических условий подготовки специалистов. Актуальность наличия необходимых педагогических условий подготовки специалистов рельефно просматривается и при создании механизма формирования профессиональных компетенций у выпускников как главной научно-методической задачи высших учебных заведений.
В настоящее время обостряются противоречия между:
- необходимостью совершать осознанный выбор целей, содержания, методов, форм, критериев деятельности и недостатком педагогических условий для приобретения соответствующего опыта;
- объективным единством влияния основного и дополнительного образования на самоопределение учащихся и фрагментарностью их реального взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;
- потенциальными педагогическими возможностями социума и недостаточным уровнем сотрудничества его представителей с образовательными учреждениями;
- требованиями к студентам и их познавательными возможностями (лишь 170 из тысячи выпускников школ реально соответствуют требованиям, предъявляемым современной высшей школой, поступает же в высшие учебные заведения половина выпускников, поскольку в условиях выживания и борьбы за абитуриентов вузы принимают на платной основе абитуриентов, не дотягивающих до нужного уровня);
- теоретической и практической подготовкой студентов;
- содержанием, сложностью профессиональной деятельности специалиста и возможностями ее моделирования в педагогическом процессе вуза;
#
- групповой формой организации образовательного процесса и необходимостью индивидуального подхода к формированию личности;
- растущими требованиями к объему знаний, навыков и умений специалиста и ограниченным временем на его подготовку;
- требованиями к педагогической деятельности и уровнем квалификации преподавательского состава;
- различными социальными и этническими группами, в силу растущего неравенства в доступе к качественному образованию, к современным знаниям и технологиям .
Итак, неадекватность традиционной классической парадигмы условиям современного российского общества проявляет себя в противоречиях отечественной образовательной практики. Базовым является противоречие между традиционным продуктом университетского образования (знания, умения, навыки, учебный опыт деятельности) и требованиями к уровню подготовки специалистов для реальной проектной деятельности в условиях инновационной экономики. Современное высшее профессиональное образование должно быть ориентировано главным образом на овладение способами действия (компетенциями). Поэтому новые образовательные стандарты направлены на четкое видение результата образовательного процесса - профессиональных компетенций.
Ранее специалистам с высшим образованием достаточно было обеспечивать сохранение устойчивости общественного организма. Теперь актуально существование общественного организма в режиме интенсивного, инновационного развития. Университетам необходимо взять на себя ответственность за создание таких педагогических условий, при которых сохранялось бы уважение к науке, знаниям и их носителям.
Подготовка специалистов окажется на высоком уровне, а эффективность образовательного комплекса возрастет при формировании соответствующих педагогических условий подготовки специалистов с учетом образовательного комплекса, а также использовании в ходе обучения методов, подходов и приемов преподавания, направленных на активизацию формирования у студентов базовых компетенций.
В педагогической теории и практике приняты следующие положения:
1) педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей;
2) создание педагогических условий подготовки специалистов с учетом образовательного комплекса предполагает: формирование образовательной среды; учет возрастных, индивидуально-психологических, моти-вационных особенностей студентов; мотивационную направленность процесса обучения; комплексное использование методических средств обучения;
3) образовательный комплекс - это объединение на базе университета образовательных учреждений, некоммерческих организаций, структурных подразделений
с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных, организационных, кадровых, информационных и иных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям образования, науки, культуры, техники и социальной сферы;
4) при наличии педагогических условий, с учетом образовательного комплекса как результата подготовки по соответствующим программам, формируются базовые компетенции технических специалистов: познавательной деятельности, профессионального развития, общения, информационно-технологические.
Современное высшее образование нацелено на достижение следующих результатов:
- овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умениями создавать инновации в условиях возрастающей конкуренции;
- освоение навыков работы с любой информацией, в том числе с разнородными, противоречивыми данными;
- развитие навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
- формирование профессиональной компетентности вместо традиционных знаний, умений, навыков. При этом компетентность в профессиональном образовании понимают как совокупность знаний, опыта в той или иной области или уровень общей и профессиональной подготовки, позволяющие адекватно реагировать на изменяющиеся требования выполняемой работы.
Создание педагогических условий должно учитывать, что компетентностью подход предполагает активное использование новых образовательных технологий, так как на результаты освоения образовательных программ влияет не только содержание, но и форма организации образовательного процесса. В настоящее время по всей образовательной вертикали накопилось огромное количество проблем организационного характера, которые обязательно следует учитывать при разработке теоретических положений формирования системы педагогических условий.
Современному производству требуются специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки, способные решать как стандартные, так и нестандартные задачи. Выпускнику технического вуза должны быть присущи профессиональная компетентность, инициативность, коммуникабельность, творческое мышление, самостоятельность. Эти качества являются важнейшими критериями оценки уровня его подготовки.
В интегрированном виде перспективные требования к инженеру XXI в. выглядят следующим образом:
- устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии, избранной сфере деятельности; стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего потенциала;
- высокая профессиональная компетентность, владение всей совокупностью необходимых в трудовой деятельности фундаментальных и специальных знаний и практических навыков;
$
- владение методами моделирования, прогнозирования и проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимыми для создания новых интеллектуальных ценностей и материальных продуктов;
- творческий подход к решению профессиональных задач, умение самостоятельно разрабатывать и реализо-вывать план необходимых действий;
- владение методами технико-экономического анализа с целью его рационализации;
- высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной (производственной, научно-технической, информационной) среде;
- понимание тенденций и основных направлений развития науки и техники, научно-технического прогресса в целом, его влияния на окружающую среду, на жизнедеятельность человека и общества;
- целостность мировоззрения специалиста как представителя социально-профессиональной группы, относящейся к интеллигенции.
Главной целью инженерного образования должно стать формирование у будущего специалиста интегратив-ных, аналитических способностей. Очень важными признаются способности продуцировать новое знание, осуществлять нововведения контекстуального характера, совершенствовать свою квалификацию в течение всей трудовой жизни и адаптироваться к технологическим изменениям на мировом рынке.
Актуальность перечисленных компетенций у студентов диктуется особенностями рыночной экономики, в условиях которой их профессиональное будущее не может быть жестко определено. Поэтому учебные заведения предлагают подготовку по профессиям, имеющим широкую сферу приложения.
К основным факторам совершенствования высшего технического образования исследователи относят:
- понимание каждого образовательного уровня как органичной части системы непрерывного образования; решение проблемы преемственности различных ее ступеней;
- компьютеризацию и технизацию обучения;
- развитие преимущественно активных методов и форм обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы;
- переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса;
- создание условий для такого взаимодействия педагога и обучаемого, при котором акцент с обучающей деятельности преподавателя переносится на познающую деятельность обучаемого.
Новая ценностно-смысловая характеристика образования в Дальневосточном государственном университете путей сообщения (ДВГУПС) выражается в формировании такой интеллектуальной среды, в которой на основе накопленного опыта реализуются различные направления научно-технической и инновационно-технологической деятельности.
«Компетентностный» подход к созданию педагогических условий предполагает:
- ориентированность на формирование личности специалиста, выраженной в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности к высокой мотивации к осуществлению всех видов профессиональной и социальной деятельности; активное и взаимодополняющее влияние предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности;
- междисциплинарную, интегративную (надпредмет-ную) модель обучения; комплексную подготовку, междисциплинарные знания и умения, готовность к профессиональной деятельности;
- обеспечение результата образовательного процесса, который описывается комплексом компетенций специалиста;
- активную модель, направленную на формирование компетенций. усиление практикоориентированности ценностно-смысловой и личностной составляющих образования, выделение операциональной, навыковой стороны результата образования;
- базирование на широкой вариативности Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с одной стороны, дающей возможность «конструировать» содержание образовательного процесса в соответствии с запросами заказчика - студента (индивидуальные образовательные траектории), работодателя (государство, бизнес), а с другой - позволяющей сохранить высокое качество подготовки;
- приоритетные образовательные технологии: проблемное обучение, технологии сотрудничества, модульное обучение, обучение в контексте задач будущей профессиональной деятельности;
- направленность на результат образования (какими компетенциями обладает студент, что он знает и готов делать);
- формирование социально-личностных компетенций, которое осуществляется не только в рамках структуры и содержания цикла гуманитарных и социальных дисциплин, но и за счет социального контекста операциональной стороны освоения образовательных программ;
- участие в учебном процессе преподавателя и студента как равных субъектов, имеющих свои задачи и ответственность, но объединенных единой образовательной целью;
- овладение профессией как движение от учебной деятельности академического типа (через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную) к профессиональной деятельности посредством технологий контекстного обучения.
Компетентность - это элемент и составная часть культуры, высокие мотивации к профессиональной и социальной деятельности, а также способность и готовность осуществлять эту деятельность.
Очевидно, что основой для формирования компетенций должно служить контекстное обучение, в котором по-
$
следовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студента с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной. Знания усваиваются в контексте разрешения моделируемых профессиональных ситуаций, что обусловливает развитие познавательной и профессиональной мотивации, личностный смысл учения. Единицей содержания обучения становится проблемная ситуация.
При таком обучении используется сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет студентам делиться друг с другом интеллектуальным и личностным потенциалом, развивает не только деловые, но и нравственные качества личности. Центром педагогического процесса является личность студента. Студент находится в деятельностной позиции, когда включается весь потенциал его активности: от уровня восприятия до уровня социальной активности.
Можно выделить ряд педагогических условий формирования специалистов с использованием учебного комплекса. Подготовка специалистов должна:
- разумно сочетать знаниевый и компетентностный подходы;
- активно использовать формы и технологии контекстного обучения;
- быть модульной (междисциплинарные профессионально ориентированные модули);
- быть многоуровневой, что позволяет добиться наиболее рационального сочетания универсальной составляющей высшего образования и профессионального элемента в подготовке будущего специалиста;
- рассматривать образование не только как объем знаний и умений, на который ориентирует образовательный стандарт, но и как научный способ видения мира, как сознательное распоряжение своим опытом.
Мировой и отечественный опыт показывают, что наиболее эффективное образование дает сегодня корпоративное учебное заведение, интегрирующее интересы науки, образования и бизнес-сообщества в целях общественно-государственного управления и контроля над качеством образования, обеспечения сбалансированного распределения специалистов и подготовки их по востребованным экономикой направлениям. В настоящее время в ДВГУПС создается все необходимое для реализации полного инновационного цикла: образование, наука, проектная деятельность, сеть собственных производств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лазарев Г. Куда ведут ступени профессионального образования? // Высшее образование в России. - 2008. - № 7.
2. Россия и «восьмерка» в 2006 году. Возможные глобальные инициативы в области образования: Аналитическая записка // Всемирный банк. -М., 2005.
3. Избицкая В. Компетентностный подход в профессиональном образовании будущих специалистов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Матер. VII Всерос. НПК. -Челябинск: Образование, 2008.
4. Гребнев Л., Кружилин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. - 2003. - № 4.
5. Сальников Н. Реформирование высшей школы: Концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. - 2008. - № 2.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
INTERRELATION OF CORPORATE CULTURE AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE HEAD OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION
С.Е. Боровков
В статье рассматривается проблема влияния на начинающего руководителя общеобразовательного учреждения той корпоративной культуры, которая сложилась в коллективе, работающем под его руководством, а также возможность влияния начинающего руководителя на формирование корпо-
Borovkov S.E.
The article looks at how a beginner leader of a general education institution can be influenced by the existing corporate culture of the institution under his management and how a beginner leader can influence the development of the corporate culture. The author also examines types and