Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки курсантов военного вуза к преодолению трудностей в профессиональной деятельности'

Педагогические условия подготовки курсантов военного вуза к преодолению трудностей в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кособуцкий Андрей Олегович, Филимонцев Николай Матвеевич

В статье даются педагогические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в вузе, приданию ему практической направленности в интересах скорейшего преодоления будущими офицерами трудностей профессиональной деятельности в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кособуцкий Андрей Олегович, Филимонцев Николай Матвеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of the cadets' training of the military institutions for overcoming difficulties in their professional activities

This article provides pedagogical recommendations for improving the educational process in the military institution and assigning it with a practical orientation in favor of overcoming of the future officers' difficulties in their professional activities in the forces.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки курсантов военного вуза к преодолению трудностей в профессиональной деятельности»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

направленная на активизацию учебно-познавательной, профессиональной деятельности, второе — повышение эффективности воспитательного процесса в вузе.

Особое значение имеет наличие в структуре профессионально развивающейся личности стремления к профессиональному самосовершенствованию. Оно включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

В целом проведенное исследование свидетельствует, что профессиональное и личностное развитие обучающихся является существенным элементом и фактором эффективности управления вузом и осуществления в нем образовательного процесса. Интегрированным критерием эффективности профессионального и личностного развития обучающихся в вузе является личностная позиция участников образовательного процесса в вузе (преподавателей, обучающихся, руководителей, других должностных лиц), включающая социально и личностно ценностные ориентации и мотивы личности, оказывающие влияние на создание социально-культурной, воспитательной, образовательной среды вуза, представляющей собой совокупность условий, созданных в вузе и влияющих на состояние обучающихся. В целом реализация разработанных положений по совершенствованию профессионального и личностного развития обучающихся в вузах является важным условием модернизации высшего образования и обеспечения его качества с учетом того, что, подготавливая специалиста XXI в., образовательный процесс в современном вузе должен прежде всего сформировать и развить его как личность, имеющую внутренние положительные побуждения к своей профессиональной, служебной деятельности. В связи с этим одной из важных задач модернизации российского высшего образования является профессиональное и личностное развитие обучающихся, подготовка таких выпускников вузов, которые готовы и желают трудиться по своей специальности, получая при этом удовлетворение от своего труда и принося пользу обществу.

Список литературы

1. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2009.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

3. Климов, Е. Л. Введение в психологию труда. — М.: ЮНИТИ, 2008.

4. Кочин, Л. Л. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского института ГНС МЧС России. — Вып. 1. — СПб.: Санкт-Петербургский институт Г ПС МЧС России, 2005.

5. Пономарёв, Н. Л., Смирнов, Б. М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. — М.: Академия, 2007.

6. Реан, Л. Л. Психология человека от рождения до смерти. — СПб., 2001.

7. Хуторской, Л. Б. Педагогическая инноватика. — М.: Академия, 2008.

Literature

1. Efremov, O. Y. Pedagogics. — St.-Petersburg, 2009.

2. Ilyin, E. P. Motivation and motives. — St.-Petersburg, 2000.

3. Klimov, E. A. Introduction in work psychology. — Moscow, 2008.

4. Kochin, A. A. Perfection of psychological readiness of the fUture officers to professional work // Bulletin

of St.-Petersburg institute GPS of the Ministry of Emergency Measures of Russia. — St.-Petersburg, 2005.

5. Ponomaryov, N. L, Smirnov, B. M. Educational innovations. A state policy and management. —

Moscow, 2007.

6. Rean, A. A. Psychology of the person from a birth to death. — St.-Petersburg, 2001.

7. Hutorskoi, A. B. Pedagogical innovates. — Moscow, 2008.

УДК: 378.14

A.O. Кособуцкий*, H.M. Филимонцев* *

Педагогические условия подготовки курсантов военного вуза к преодолению трудностей в профессиональной деятельности

В статье даются педагогические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в вузе, приданию ему практической направленности в интересах скорейшего преодоления будущими офицерами трудностей профессиональной деятельности в войсках.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, педагогические условия, подготовка курсантов, трудности профессиональной деятельности офицера.

A.O. Kosobutsky*, N.M. Filimontsev**. Pedagogical conditions of the cadets’ training of the military institutions for overcoming difficulties in their professional activities. This article provides

pedagogical recommendations for improving the educational process in the military institution and assigning it with a practical orientation in favor of overcoming of the future officers’ difficulties in their professional activities in the forces.

Keywords: military and professional activity, pedagogical conditions, training of cadets, the officer’s difficulties in his professional activity.

В современных условиях подготовка человека к профессиональной деятельности непосредственно связана с обучением преодолению трудностей в ходе исполнения субъектом профессиональных обязанностей.

Анализ психолого-педагогической литературы, данные различных опросов курсантов, отзывы из войск на молодых офицеров позволяют нам выделить ряд важнейших педагогических условий готовности курсантов военного вуза к преодолению трудностей в профессиональной деятельности.

Специфика военно-профессиональной деятельности требует от офицера постоянного совершенствования знаний и умений для оперативного решения служебно-боевых задач в различных, порой резко меняющихся ситуациях. В этих условиях офицеру необходимо проявить умение принимать нестандартные решения, творчески подходить к определению оптимальных путей преодоления трудностей в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Творческая деятельность возникает не по желанию, а в связи с постоянно существующей необходимостью ориентироваться и действовать в сложной быстро изменяющейся обстановке. Потребность в творчестве появляется, когда перед человеком возникает трудность, которую необходимо преодолеть и для решения этой задачи не имеется готовых правил (решений).

Как отмечают многие ученые, творчество есть свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью мышления, действий. Она направлена на получение новых существенных свойств, признаков, качеств у привычных процедур и процессов конечного продукта, практического и умственного труда, а также реализацию своих собственных возможностей в интеллектуальной, эмоциональной и предметно-практической сферах.

Определяя творчество как вид человеческой деятельности, Л.В. Байбородова выделяет ряд существенных и необходимых признаков этой деятельности: наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества; новизна или оригинальность процесса или результата. Она подчеркивает, что при исключении одного из признаков, деятельность либо не состоится, либо не будет творческой.

Следовательно, целью подготовки курсантов является формирование офицера, способного каждый раз находить собственное решение в возникающих профессиональных задачах, обеспечивать их эффективность или формирование у него индивидуального, целесообразного в настоящем и пригодного в будущем стиля творческого мышления, необходимого для преодоления трудностей в профессиональной деятельности.

Однако анализ научной литературы показывает, что для развития творческих способностей и умений необходимо осуществление программы обучения творчеству, направленной на разрешение трех принципиальных противоречий, выделенных рядом исследователей.

Первое связано с мотивационным обеспечением учебной деятельности курсантов: это противоречие между ориентацией на изучаемые предметы и ориентацией на будущую эффективную военно-профессиональную деятельность. Второе противоречие между стремлением к творчеству и невозможностью его осуществления без достаточного запаса знаний и опыта. Третье противоречие кроется в самой природе творческого процесса. С одной стороны, нужно научить курсантов самостоятельно преодолевать трудности в профессиональной деятельности, дать определенные образцы и правила, а с другой — учитывать то обстоятельство, что преодоление трудностей — это процесс творческий, а творчество не поддается жесткой регламентации и алгоритмизации.

Вследствие этого сегодня много внимания уделяется использованию в учебном процессе активных методов обучения, предполагающих разработку и решение курсантами проблемных ситуаций. Под проблемной ситуацией в педагогике понимается состояние, когда обучаемый сознает цель действий, но еще не знает, каким путем он ее достигнет. Целью проблемного обучения является повышение уровня мыслительной активности у курсантов, привитие им навыков и умений самостоятельного осуществления системы умственных действий для решения нестандартных задач.

Психологи убедительно доказали, что уровень мыслительной активности обучаемых во многом определяется содержанием знаний и умений, которые прививает педагог. Л.В. Байбородова утверждает,

*Кособуцкий, Андрей Олегович, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-028-69-01. E-mail: [email protected]. Научный руководитель — Филимонцев Николай Матвеевич.

**Филимонцев, Николай Матвеевич, профессор кафедры военной педагогики и психологии, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198205, пр. Ветеранов, д. 120, кв. 223. Тел.: (812) 736-59-01.

*Kosobutsky, Andrew Olegovich, deputy chief of military pedagogy and psychology department, military post-graduate of the St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Interior of Russia, colonel. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutova street, 1. Ph.: 8-911-028-69-01. E-mail: [email protected]. Supervisor — Filimontsev Nicholas Matvyeyevich.

**Filimontsev, Nicholas Matvyeyevich, professor of military pedagogy and psychology department, master of historical science, assistant professor of the St. Petersburg military institute of Internal Troops of the interior of Russia. Address: Russia, 198205, Prospect Veterans, 120-223. Ph.: (812) 736-59-01.

Статья поступила в редакцию 22 ноября 2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

что «вызвать и закрепить работу мысли обучаемых можно лишь тогда, когда предлагаемые им знания, во-первых, включены в систему практических задач, решение которых невозможно без усвоения этих знаний, во-вторых, отражает существенное содержание того объема, в отношении которого возникают подобные задачи». Первое обстоятельство мотивирует сам процесс усвоения знаний, второе — вызывает активную работу мысли. Именно существенное содержание объекта, отраженное в знании, нельзя усвоить и применить к решению задач по преодолению трудностей в профессиональной управленческой деятельности без абстракции, обобщения, конкретизации и других логических действий, посредством которых осуществляется мыслительная деятельность.

Между тем, проблемность обучения в военном вузе рассматривалась в основном как дидактическая теория, в которой активность, иногда даже чрезмерно высокая, однако односторонняя — в высшей степени активен лишь преподаватель, а обоюдная активность преподавателя и обучающегося достигается редко, т.е. в учебном процессе не реализуются субъект-объектные отношения. Кроме того, определенные стереотипы существующей системы обучения в военном вузе (лекционная перегрузка курсов, переинформация, недостаточная последовательность обучения и т.д.) приводят к снижению интереса курсантов к получению знаний, угнетению их творческих способностей и наступлению умственного переутомления.

В этой связи важную роль в решении этой проблемы должна играть такая форма, как «практическое занятие». На данном занятии обучаемые под руководством педагога должны овладеть методами самостоятельного приобретения знаний и способами преодоления трудностей в ходе профессиональной деятельности. Главной целью преподавателя на занятии должен стать показ методов самостоятельной работы и специфики изучения определенной дисциплины. Основной задачей данных занятий является приобретение курсантами самостоятельности и творческого использования методов работы в ходе решения учебных задач. Можно считать, что для развития мышления важно не только то, что обучаемый запоминает, заучивает правила, приемы, способы действий, а и то, как курсант усваивает суть изучаемого вопроса, находит наиболее верные пути и способы решения той или иной задачи.

Значит, подлинно творческая деятельность курсанта начинается тогда, когда ведется самостоятельный поиск решений, намечаются новые, более совершенные, оригинальные направления поиска, более рациональные способы решения теоретических и практических задач. Следует учитывать, что самостоятельный активный поиск обучаемыми в ходе решения ситуационных практических задач требует эмоционального и умственного напряжения. Это порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний, а при отсутствии сотрудничества обучаемого с педагогом не стимулируется интерес к деятельности, порождается неудовлетворенность учебой.

Следовательно, творческая познавательная деятельность обучаемых возможна лишь при сотрудничестве с педагогом. В результате возникает возможность каждому из них проявить инициативу и самостоятельность. Поэтому здесь очень важны субъект-объектные отношения в учении. Обучая курсантов, стимулируя их творческие возможности, следует создавать продуктивный, а не приспособленческий тип личности. Таким образом, включение курсантов в творческую учебную деятельность позволяет формировать у них ряд интеллектуальных способностей, определяющих их готовность к преодолению трудностей профессиональной деятельности в войсках. Однако при отсутствии мотивации курсанты не включаются в учебную деятельность, поэтому формирование мотивации в творческой учебной деятельности является важным педагогическим условием подготовки курсантов к преодолению указанных трудностей. В соответствии с этим, формирование мотивации к творческой учебной деятельности является еще одним педагогическим условием подготовки курсантов к выполнению этой задачи. Реализация этого условия в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у курсантов положительной установки на творческую профессиональную деятельность на всех уровнях, т.е. когнитивном — познание и восприятие человека; эмоциональном — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческом — готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществляя волевые усилия.

В этой связи решение ситуационных задач в ходе практических занятий представляет собой мыслительную творческую деятельность, необходимую для достижения поставленной цели. Рассогласование у отдельных курсантов мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности приводит к тому, что мотивы опережают способности и возможности, т.е. курсанту, казалось бы, надо адаптироваться, приспосабливаться к требованиям профессиональной сферы, а ему хочется скорее приобщиться к творчеству в профессии. При этом мотивы творчества оказываются несостоятельными.

Следовательно, существует непосредственная связь мотивов с целью, деятельностью, а значит, и с процессом преодоления трудностей профессиональной деятельности, являющимся результатом творческой деятельности офицера. В этой связи можно утверждать, что мотивация личности к творчеству в профессиональной деятельности как проявление общественных отношений, обусловливая поведение и деятельность курсанта, оказывает влияние на ее профессиональное самоопределение, а затем и на удовлетворенность профессией. Мерой же самоопределения личности является проявление самостоятельности и творчества при преодолении трудностей в профессиональной деятельности и осознание себя, умение определить свое место в жизни.

Таким образом, следующим педагогическим условием формирования готовности курсантов к преодолению трудностей в профессиональной деятельности является освоение системы профессиональных знаний в форме ситуационных задач. При этом мы исходим из следующих положений.

1. Решение ситуационных задач позволяет курсантам овладеть необходимыми практическими знаниями в преодолении трудностей профессиональной управленческой деятельности в войсках.

2. Навыки, полученные при решении ситуационных задач, предлагаемых курсантам, будут использованы ими в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Решение многих ситуационных задач позволяет курсантам вместе с преподавателем найти оптимальные, нестандартные пути их решений.

Всякое творчество исходит из определенных знаний и опыта, базируется на них. Следовательно, необходимо структурировать подготовку курсантов таким образом, чтобы объем полученных знаний позволял успешно находить пути и способы преодоления трудностей в профессиональной деятельности.

Учебные задачи делятся по сложности на решаемые по алгоритму, продуктивные и творческие. Следовательно, решение ситуационных задач предполагает познание самого процесса их преобразования и осуществляется с помощью определенных мыслительных действий и операций, которые могут быть представлены в виде эвристических или алгоритмических предписаний. Решение любой задачи многофункционально, т.к. приводит ко многим изменениям в знаниях, в структуре деятельности и в психике курсанта, решающего задачу.

Реализация данного педагогического условия обеспечивает:

а) применение курсантами теоретических знаний о процессе преодоления трудностей в профессиональной деятельности для достижения реальных результатов на практике при выполнении служебных обязанностей в качестве руководителей воинских коллективов;

б) проверку знаний умений и навыков готовности к преодолению трудностей в профессиональной деятельности на конкретных примерах (ситуационных задачах) и вскрытие новых сторон этого процесса;

в) актуализацию ранее усвоенных знаний, которые необходимы для решения поставленных перед курсантами задач;

г) трансформацию знаний из области всех наук по преодолению трудностей в профессиональной деятельности, необходимых для служебной деятельности офицеров при решении комплексных задач;

д) приобретение знаний по военно-профессиональной деятельности, источником которых является собственная деятельность курсантов, т.е. практических, эмпирических знаний, полученных из личного опыта (методики и технологии преодоления трудностей в профессиональной управленческой деятельности);

е) актуализация на практике проблем по преодолению трудностей профессиональной деятельности, изучение теоретических аспектов по данному вопросу.

Анализ образовательной деятельности курсантов военного вуза показывает, что для подготовки курсантов к преодолению трудностей профессиональной деятельности в войсках нужны не отдельные задачи по отдельным дисциплинам, а определенная совокупность ситуационных задач, находящихся во взаимосвязи и выполняющих определенные дидактические функции в процессе обучения, прежде всего мотивационную, познавательную и развивающую. Таким образом, важнейшим педагогическим условием формирования готовности курсантов к преодолению трудностей профессиональной деятельности является использование системы ситуационных задач в образовательном процессе. Она позволит реализовать личностно-деятельностный подход к формированию готовности курсантов к профессиональной деятельности на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе.

Однако надо иметь в виду, что подготовка курсантов к преодолению трудностей в профессиональной деятельности должна осуществляться последовательно, поэтапно, учитывая цель подготовки, развитие личностных качеств и формируемых профессиональных способностей курсантов, их способность к самостоятельной творческой деятельности, формирование мотивации на успех учебной и профессиональной деятельности, практический опыт. На основе достигнутых результатов профессиональной подготовки курсантов на каждом этапе определяются новые педагогические задачи по развитию у обучаемых необходимой готовности к преодолению трудностей в профессиональной управленческой деятельности в войсках.

В формировании готовности курсантов к преодолению трудностей в профессиональной деятельности можно выделить четыре этапа: ориентировочный, репродуктивный, эвристический, исследовательский. Такой подход позволит при разработке учебных планов и программ оптимизировать объем и содержание учебного материала, более эффективно использовать способы и методы обучения, исходя из интересов логики не отдельных учебных дисциплин, а из содержания будущей профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник военного вуза.

Таким образом, рассмотрение педагогических условий подготовки курсантов к преодолению трудностей профессиональной деятельности показывает, что они реализуются в образовательном процессе через систему учебно-творческих задач, которые в нашем случае выступают как совокупность педагогических средств обеспечения подготовки курсантов к выполнению этой задачи в войсках.

Список литературы

1. Аксенов, К. В. Организация военно-профессиональной подготовки офицеров в вузе командного профиля : монография. — Ярославль, 2002.

2. Байбородова, Ё. В., Рожков, М. И. Воспитательный процесс в современной школе : учебное пособие. — Ярославль, 1997.

3. Калинин, А. В. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. — СПб., 2006.

4. Кособуцкий, А. О. Педагогические условия подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России как организаторов морально-психологического обеспечения. — СПб., 2008.

5. Фияимонцев, Н. М., Степанова, Е. Н. Психологические основы руководства курсантским коллективом. — СПб., 2008.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Literature

1. Aksenov, K. V Organization of the military professional officers training in command military institutes. — Yaroslavl’, 2002.

2. Bayborodova, L. V., Rozhkov, M. I. Educational process in the modern school. — Yaroslavl’, 1997.

3. Kalinin, A. V. The fundamentals of pedagogical training of servicemen of the Internal Troops. — St.-Petersburg, 2006.

4. Kosobutsky, A. O. Pedagogical conditions of the future officers training of the Internal Troops of the Interior Russia as the organizers of the moral and psychological support. — St.-Petersburg, 2008.

5. Filimontsev, N. M., Stepanova, E. N. Psychological fundamentals in the cadets’ team guidance. — St.-Petersburg, 2008.

УДК. 378. 02: 372.8 М.Б. Лебедева*

Новые образовательные стандарты высшего профессионального образования и выбор технологий обучения

В статье рассматриваются подходы к анализу компетенций, сформулированных в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, и представляются технологии обучения, которые необходимо использовать в условиях модернизации профессионального образования.

Ключевые слова: образовательные стандарты, компетентностный подход, компетенции, технологии обучения.

M. Lebedeva*. New educational standards in the higher education and selection of the educational technology. The article examines the approaches to the analysis of competencies set in educational standards of higher professional education and training technologies seem to be used in the modernization of vocational education.

Keywords: educational standards, the competence approach, competencies, educational technology.

Главной движущей силой всех современных реформ высшего образования выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, к его социальной и профессиональной готовности, необходимой для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире, и связанное с этим стремление внести адекватные изменения в цели, содержание и организацию систем высшего образования и закрепить их как новые социальные нормы для функционирования и развития таких систем [8, 9].

В 2006 г. в двух регионах России было проведено анкетирование, ставившее целью определить, какие профессиональные качества (компетенции) выпускников высших учебных заведений наиболее востребованы на рынке труда. Результаты анализа показали, что знания и умения по специальности не являются единственным, востребованным на работе.

Около десятка других компетенций получили более высокие коэффициенты значимости: аналитическое мышление, умения быстро осваивать новую информацию, вести переговоры, работать в стрессовой ситуации, эффективно использовать рабочее время, работать в группе, грамотно выражать свои мысли, работать над укреплением своего авторитета, работать на компьютере и в Интернете, составлять отчеты.

Некоторые другие компетенции получили коэффициенты, сопоставимые с коэффициентом значимости по компетенции «знания по специальности». Среди таких компетенций — общие знания в различных областях, умение мотивировать других людей к работе, способность находить новые и оспаривать существующие идеи [1]. Поэтому не случайно в основу построения российских федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения высшего профессионального образования ФГОС ВПО положен компетентностный подход.

Отечественные специалисты в области высшего образования полагают, что компетентностный подход позволит [2, 3, 4, 6]:

- перейти в профессиональном образовании от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;

- положить в основание обучения стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможностей трудоустройства и выполняемых задач;

- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированное требование к результату образовательного процесса;

* Лебедева, Маргарита Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт педагогического образования» (ИПО РАО), заведующая кафедрой дополнительного педагогического образования РГПУ им. А.И. Герцена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Lebedeva, Margaret. Doctor of Education, Associate Professor, Chief Researcher Institution of the Russian Academy of Education «Institute of pedagogical Education», head of department additional teacher’s education Herzen University.

Статья поступила в редакцию 2 февраля 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.