Научная статья УДК 378.1
https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.14
Педагогические условия подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся при угрозе террористического акта
Иван Васильевич Мыльченко
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, ivan.mylchenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6493-4043
Аннотация. В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся при возникновении угроз террористического акта. Актуальность заявленной проблематики обусловливается необходимостью формирования у молодежи антитеррористических установок как регуляторов поведенческой активности, направленной на непринятие террористической идеологии, негативного отношения к террористическим действиям и соответствующего антитеррористического поведения. Для достижения поставленной цели недостаточен лишь административный ресурс. Необходим иной путь - путь воздействия на личность, прежде всего следует говорить о целенаправленной подготовке педагогов к решению профессиональных задач данного типа. Автором раскрывается содержание педагогических условий в контексте проблемы исследования, заключающихся в разработке и внедрении образовательного курса интегрированного характера, отработке практических умений будущих педагогов в условиях квазипрофессиональной деятельности, а также применении технологии образовательного события во внеучебной практике подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий педагог, безопасность жизнедеятельности, террористический акт, высшая школа, педагогические условия, образовательный курс, квазипрофессиональная деятельность, образовательное событие
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Мыльченко И.В. Педагогические условия подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся при угрозе террористического акта // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 129-133. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.14.
Original article
Pedagogical Conditions for Preparing Future Teachers to Form the Foundations of Safe Behavior of Students under the Threat of a Terrorist Act
Ivan V. Mylchenko
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, ivan.mylchenko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-6493-4043
Abstract. The article discusses the problem of professional training of teachers to form the foundations of safe behavior of students in the event of threats of a terrorist act. The relevance of the stated problem is due to the need to form anti-terrorist attitudes among young people as regulators of behavioral activity aimed at rejecting terrorist ideology, a negative attitude towards terrorist actions and appropriate anti-terrorist behavior. Only administrative resources are not sufficient to achieve this goal. A different way is needed - the way of influencing the individual, first of all, it is necessary to talk about the purposeful training of teachers to solve professional problems of this type. The author substantiates the necessity and reveals the content of pedagogical conditions in the context of the research problem, which consists in the development and implementation of an integrated educational course, working out the practical skills of future teachers in quasi-professional activities, as well as the application of educational event technology in extracurricular practice of training future teachers.
Keywords: professional training, future teacher, life safety, terrorist act, higher school, pedagogical conditions, educational course, quasi-professional activity, educational event
Funding: Independent work.
For citation: Mylchenko, I.V. (2024) Pedagogical Conditions for Preparing Future Teachers to Form the Foundations of Safe Behavior of Students under the Threat of a Terrorist Act. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 129-133. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.14 (In Russian).
Терроризм входит в число глобальных проблем человечества, поскольку угрожает закону и порядку не только внутри одной отдельно взятой страны, но и за ее пределами. Его можно
© Мыльченко И.В., 2024
отнести к одному из самых опасных и трудно прогнозируемых социальных явлений, поскольку терроризм направлен на разрушение ключевых человеческих ценностей: жизни, свободы и равенства (Психологическая безопасность..., 2019). Подобные ситуации чаще всего возникают внезапно и требуют быстрого анализа, принятия решения и незамедлительного реагирования, от которого зависят здоровье и, возможно, жизнь человека.
Как подчеркивает М.И. Еникеев, одним из самых разрушительных последствий терроризма является пагубное воздействие на состояние психологического баланса в обществе, стремительное возрастание тревожности людей, опасение вести привычный размеренный образ жизни, постоянное ожидание угрозы, что приводит в целом к ощутимой дестабилизации общественной жизни1. Схожую позицию высказывает Д.В. Ольшанский, определяя социальное влияние терроризма на жизнь общества не столько угрозой физической опасности и количеством жертв, сколько эффектом эмоционально-психологической направленности (2002). Результатом такой террористической тактики выступает запугивание населения (Терроризм как социально-политическое явление., 2015).
Современные террористические акты носят гибридный характер и проявляются в новых формах привлечения и манипуляции сознанием молодого поколения, вербовкой интеллектуально одаренной молодежи в сфере IT-технологий и т. д. (Буткевич, 2016). Это обусловливает необходимость формирования у молодежи антитеррористических установок как регуляторов поведенческой активности, направленной на непринятие террористической идеологии, негативного отношения к террористическим действиям и соответствующего антитеррористического поведения (Ермаков, Абакумова, 2015; Шмелькова, Накохова, 2018).
Профилактика терроризма предусматривает комплекс мер, направленных в первую очередь на оперативное выявление и устранение причин и условий, способствующих появлению террористической деятельности. К числу наиболее действенных мер можно отнести уголовно-правовую борьбу, включающую в себя организационные, социально-политические и информационно-пропагандистские мероприятия (Липовая, Корниенко, 2016: 111). Однако применения только административного ресурса в рассматриваемом контексте явно недостаточно. Необходим иной путь - путь воздействия на личность, прежде всего следует говорить о целенаправленной подготовке педагогов к решению профессиональных задач данного типа (Ждан, 2017; Кипке-ева, 2018; Клейменов и др., 2022).
На сегодняшний день в образовательный процесс педагогических вузов включена в качестве обязательной дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (ФгОс ВО от 22 февраля 2018 г. № 125, направление подготовки 44.03.00 Педагогическое образование (бакалавриат), п. 2.2), в содержание которой должны входить дидактические единицы, ориентированные на целенаправленную подготовку будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся при угрозе, в том числе террористического акта. В содержательном контексте такие дидактические единицы могут быть сформулированы как «Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении», «Действия педагогического персонала по снижению риска и смягчению последствий террористического акта». Безусловно, включение данных единиц в целостное содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» существенно его обогащают, но мы считаем, что этого недостаточно для того, чтобы говорить о сформированной готовности будущего педагога действовать в заданных условиях и, самое главное, формировать основы безопасного поведения у обучающихся при угрозе террористических актов в будущей профессиональной деятельности.
Определяя структуру готовности педагога заложить основы безопасного поведения у обучающихся при угрозе террористических актов, мы базируемся на понимании готовности как единства таких компонентов, как знаниевый, ориентировочный, операциональный, а также опыт (согласно исследованиям доктора психологических наук, профессора, действительного академика РАО В.С. Лазарева (2017)). Только сформированность всех компонентов готовности позволяет говорить о том, что будущий педагог способен решать профессиональные задачи данного типа.
Для выявления исходного уровня развития готовности будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения у обучающихся при угрозе террористических актов мы использовали совокупность контрольно-измерительных материалов, в число которых вошли различного типа тесты, ситуативные задачи, видеокейсы, задания по разработке проектов и пр. Как показал анализ полученных данных, будущие педагоги в большей степени владеют знаниевой и ориентировочной составляющими готовности, в то время как решение ситуационных задач, требующих принятия оперативного и грамотного решения, вызвало наибольшие сложности. Нами были построены шкалы готовности будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения
1 Еникеев М.И. Юридическая психология: с основами общей и социальной психологии : учеб. : 2-е изд. перераб. М., 2012. 639 с.
при угрозе террористических актов, в соответствии с которыми 16 % студентов мы отнесли к преобразующему (что соответствует высокому уровню), 38 - к интерпретирующе-конструктивному (среднему), 46 % - к репродуктивному (низкому) уровню. Ключевыми проблемами стали разрозненность усвоенного знания, неготовность применять их на практике, а также низкая степень сформированности практических умений при реализации мероприятий, направленных на формирование основ безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Для решения проблемы определены и введены в образовательный процесс вуза следующие педагогические условия подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения при угрозе террористического акта.
- Разработка и внедрение образовательного курса факультативного характера. В рамках данного условия внимание уделяется формированию всех компонентов готовности педагога решать профессиональные задачи в обозначенной области.
- Создание условий для отработки практических умений в рамках квазипрофессиональной деятельности. Данное условие способствует получению опыта и формированию операционального компонента как элемента готовности педагога решать профессиональные задачи по формированию основ безопасного поведения у обучающихся при угрозе террористических актов.
- Применение технологии образовательного события во внеучебной практике подготовки будущих педагогов. Данное условие способствует взаимопроникновению и интеграции всех компонентов готовности решать профессиональные задачи по формированию основ безопасного поведения.
Указанные педагогические условия далее рассмотрены более детально.
Образовательные курсы факультативного характера являются эффективным средством подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся при угрозе террористического акта. Это объясняется рядом причин: содержание образовательных курсов обновляется в достаточной степени динамично, исходя из процессов, происходящих в системе образования; направленность таких курсов отражает наиболее актуальные направления подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности; курсы, как правило, носят ярко выраженный практико-ориентированный характер; их содержание основано на синтезе ряда дисциплин учебного плана, представляя собой междисциплинарную интеграцию содержательных аспектов деятельности будущего педагога.
Содержание разработанного нами курса «Формирование у обучающихся основ безопасного поведения при угрозе террористического акта» было ориентировано на получение следующего образовательного результата.
- Формирование системы знаний и понятийного поля рассматриваемой проблематики (терроризм, виды терроризма, риск, безопасность, опасность, формы работы и т. д.). Содержание курса включает в себя определение сущностных характеристик терроризма как социально опасного явления, объектов и субъектов международного терроризма, а также его организационных структур. Отдельное внимание уделено рассмотрению особенностей международного сотрудничества РФ в области борьбы с терроризмом, а также юридическим, политическим организационным мерам борьбы стерроризмом.
- Разработка ориентировочной базы действий при решении профессиональных задач по формированию у обучающихся основ безопасного поведения при угрозе террористического акта (проектирование учебных и внеучебных занятий по проблеме, организация проектной деятельности обучающихся по профилактике террористических актов, работа с субъектами образовательного процесса (педагогическим коллективом, родителями (законными представителями) и пр.).
- Формирование операциональной стороны готовности и получение первичного опыта: в рамках практической части студенты учатся планировать мероприятий антитеррористической направленности в образовательных организациях, отрабатывают правила и алгоритм поведения, а также способы защиты человека в условиях угрозы и возникновения террористических актов. Крайне значимым является освоение правил поведения заложников во время террористических актов.
Реализация второго условия - организация квазипрофессиональной деятельности - предполагала моделирование ситуаций, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности педагогов. Целью являлось формирование комплекса профессиональных умений, позволяющих решать задачи, связанные с заложением основ безопасного поведения обучающихся при угрозе террористического акта.
Организация и реализация квазипрофессиональной деятельности осуществлялись с использованием технологии кейс-стади. Методологию исследования развивающего потенциала кейс-стади составили работы А.А. Вербицкого1, Г.А. Долгорукова, А.И. Сидоренко, З.Ю. Юлдашева и др.
1 Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения : методика преподавания. М., 1987. 109 с.
В контексте проблемы подготовки будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся при угрозе террористического акта мы предлагали следующие варианты возможных ситуаций в образовательной организации. Стандартная ситуация зачастую имеет стандартный сценарий развития, который может повторяться при одинаковых обстоятельствах. Для нее характерно наличие одних и тех же источников, ее причины также являются идентичными. Критическая ситуация представляет собой нестандартную ситуацию, которая возникает внезапно. От человека, попавшего в нее, требуется быстро и четко принять решение по ее ликвидации. Экстремальная ситуация является уникальной в своем роде. Ее развитие часто идет по негативному сценарию и влечет за собой разрушение, порчу имущества, объектов, процессов. Кроме того, она оказывает разрушительное влияние на моральные и психологические стороны человека. Для ее ликвидации необходимо большое количество материальных и финансовых ресурсов. Такая ситуация может заставить пересмотреть положения, инструкции, режимы и виды работы в целях ее недопущения впредь.
Третье условие заключалось в применении технологии образовательного события во внеучебной практике подготовки будущих педагогов. Событийное проектирование представляет собой новый тип взаимодействия всех заинтересованных участников образовательного процесса. Будучи вовлеченным в событийное проектирование, будущий педагог учится воспринимать себя не просто как транслятора знаний, но и как организатора, руководителя проекта, исследователя и т. д. Он развивает в себе открытость к конструктивному диалогу, умение слушать окружающих и с определенной степенью критически относиться к процессу и результату деятельности.
В нашем понимании образовательное событие представляет собой вовлеченность будущих педагогов в совместную деятельность с другими участниками образовательных отношений, предполагающую в качестве ведущей цели формирование ценностно-смысловой сферы личности, а также развитие рефлексивных способностей. Разрабатываемые будущими педагогами образовательные события должны соответствовать следующим параметрам: иметь ценностно-смысловое назначение (Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко (Событие и смысл..., 1999)); быть актуальными и направленными на формирование смыслов (А.А. Грякалов (2004)); в перспективе влиять на изменение быта человека, способствовать участно-деятельностному проживанию им жизни (Т.В. Щитцова (2002)). Событийное проектирование осуществлялось в следующей смысловой связке: от замысла проекта в событийных формах к его проектированию, содержательному наполнению и реализации, что завершается итоговой рефлексией процесса и результата образовательной деятельности всеми участниками проекта.
Студентами был предложен проект «Правовая школа противодействия терроризму», в рамках которой разработаны и реализованы такие образовательные события, как «Будущее -без терроризма! Терроризм - без будущего!», «Молодежь против терроризма», «Беслан - незаживающая рана», «Терроризм и интернет» и др. Реализация проекта «Правовая школа противодействия терроризму» предполагала также информационно-содержательное оформление студенческих пространств, размещение постов о профилактике терроризма в официальных социальных сетях университета, проведение социальных акций, форумов и диалоговых площадок.
Выполнение комплекса педагогических условий способствовало продвижению студентов с репродуктивного (снизился с 46 до 32 %) и интерпретирующе-конструктивного (увеличился с 38 до 42 %) уровней к преобразующему (повысился с 16 до 26 %) уровню развития готовности будущих педагогов к формированию основ безопасного поведения обучающихся при угрозе террористического акта.
Подытоживая сказанное, отметим, что проблема подготовки к формированию основ безопасного поведения при угрозе террористического акта требует особого внимания в рамках целостной системы профессионального образования. Системно выстроенный процесс профессиональной подготовки предусматривает формирование всех компонентов готовности будущего педагога: от когнитивного базиса, развития ориентировочной основы деятельности до разработки операциональной стороны деятельности и получения первоначального опыта. Отдельное внимание в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов следует уделять отработке практических умений, получению первоначального опыта, а также воспитанию личностно и профессионально значимых качеств, таких как смелость, решительность, готовность к разумному риску.
Список источников:
Буткевич С.А. Идеология терроризма и экстремизма: явные и скрытые угрозы // Общество и право. 2016. № 4 (58). С. 88-93.
Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб., 2004. 340 с.
Ермаков П.Н., Абакумова И.В. Высшее образование как компонент системы противодействия идеологии терроризма и экстремизма // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-3. С. 44-47.
Ждан Н.А. О содержании программ подготовки педагогов к профилактике проявлений терроризма в образовательных организациях // Омский научный вестник. Сер.: Общество. История. Современность. 2017. № 4. С. 89-93.
Кипкеева Л.У. Об основных подходах профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма в студенческой среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 239-245.
Клейменов А.А., Григорьева А.И., Дьячкова Т.В. Формирование антитеррористического мировоззрения у молодежи // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2022. № 1 (28). С. 20-24.
Лазарев В.С. Научное обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 7-14.
Липовая О.А., Корниенко А.А. Особенности проявления и профилактика терроризма // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-5. С. 111-114.
Ольшанский Д.В. Психология террора. М.; Екатеринбург, 2002. 318 с.
Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания : монография / И.А. Баева, С.В. Тарасов, Е.Б. Лактионова, Н.Н. Баев, Л.А. Гаязова, Л.И. Шахова. СПб., 2019. 174 с. Событие и смысл (синергетический опыт языка) / под ред. Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко. М, 1999. 279 с. Терроризм как социально-политическое явление: противодействие в современных условиях / под ред. В.Ю. Бель-ского, А.И. Сацуты. М., 2015. 367 с.
Шмелькова Т.С., Накохова Р.Р. Социально-психологические условия формирования антитеррористических установок в молодежной среде // Мир науки. 2018. № 6.
Щитцова Т.В. Событие в философии Бахтина. Минск, 2002. 300 с.
References:
Baeva, I.A., Tarasov, S.V., Laktionova, E.B., Baev, N.N., Gayazova, L.A. & Shakhova, L.I. (2019) Psychological safety of the educational environment of the region: theoretical foundations and practice of creation. Saint Petersburg, GIEFPT. (In Russian)
Belskii, V.Yu. & Satsuta, A.I. (eds.) (2015) Terrorism as a socio-political phenomenon: counteraction in modern conditions. Moscow, Unity-Dana. (In Russian)
Butkevich, S.A. (2016) Ideology of terrorism and extremism: Explicit and implicit threats. Society and Law. (4), 88-93. (In Russian) Ermakov, P.N. & Abakumova, I.V. (2015) Higher education as the component of the system of combating the ideology of terrorism and extremism. Kazan Pedagogical Journal. (6-3), 44-47. (In Russian)
Gryakalov, A.A. (2004) Letter and event. Aesthetic topography of modern times. Saint Petersburg, Nauka. (In Russian) Kipkeeva, L.U. (2018) About the main approaches of prevention of distribution of ideology of extremism and terrorism in the student's environment. State and Municipal Management. Scholar Notes. (1), 239-245. (In Russian)
Kiyashchenko, L.P. & Tishchenko, P.D. (eds.) Event and meaning (synergetic experience of language). Moscow, IF RAN. (In Russian)
Kleimenov, A.A., Grigorieva, A.I. & Dyachkova, T.V. (2022) Formation of an anti-terrorist worldview among young people. Vestnik Natsional'nogo Antiterroristicheskogo Komiteta. (1), 20-24. (In Russian)
Lasarev, V.S. (2017) Scientific support of competency-based approach in vocational education. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. (1), 7-14. (In Russian)
Lipovaya, O.A. & Kornienko, A.A. (2016) Features of and prevention of terrorism. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (1-5), 111-114. (In Russian)
Olshanskii, D.V. (2002) Psychology of terror. Moscow, Akademicheskii Proekt; Ekaterinburg, OPPL. (In Russian) Shchitsova, T.V. (2002) Event in Bakhtin's philosophy. Minsk, I.P. Logvinov. (In Russian)
Shmelkova, T.S. & Nakokhova, R.R. (2018) The social-psychological conditions for forming anti-terrorist attitudes among the youth. World of Science. (6). (In Russian)
Zhdan, N.A. (2017) On the content of teacher training programs for prevention manifestations of terrorism in educational organizations. Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity. (4), 89-93. (In Russian)
Информация об авторе И.В. Мыльченко - кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=784685
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author I.V. Mylchenko - PhD in Biology, Associate Professor, Department of Biomedical Disciplines and Life Safety, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=784685
Conflict of interests:
The author declares no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.