Л. Р. Вотякова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова: компетентностей подход, профессионально-информационная компетентность
В статье раскрывается совокупность педагогических условий реализации компетентностного подхода как основы организации процесса развития профессионально-информационной компетентности студентов, как необходимой составляющей конкурентоспособности будущих педагогов.
Keywords: competence approach, professional and information competence
The article reveals a complex ofpedagogical conditions for realizing the competence approach as the basis of organizing the process of developing students’ professional and information competence as the necessary constituent offuture teachers’ competitiveness.
Включение России в мировое образовательное пространство, информатизация общества, в том числе и системы высшего профессионального образования, накладывает определенные требования к процессу развития профессионально-
информационной компетентности будущего специалиста. Современный педагог должен самостоятельно ставить и решать учебно-познавательные задачи информационного поиска, разработки и использования информационных ресурсов, информационных и коммуникационных технологий как для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса, так и личностнопрофессионального саморазвития.
Анализируя различные подходы (И.А.Зимняя [1], Дж.Равен [2], Ю.Г.Татур [3], А.В.Хуторской [4], Э.Ф.Зеер [5], Т.А.Старшинова [6], Э.Ф.Гисматуллина [7]) к определениям, выяснили, что понятие «компетентность» включает в себя, наряду с когнитивно-знаниевым, еще и мотивационный, деятельностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты. В содержательном плане компетентность объединяет (кроме определенной совокупности знаний, умений и навыков) процесс освоения и присвоения социальных норм и ценностных ориентиров, способность их реализации в своей деятельности, отношение к собственной профессии как к ценности. Эти идеи мы учли при раскрытии собственных подходов к определению профессионально-информационной компетентности студентов
- будущих педагогов.
Учитывая результаты имеющихся исследований, профессионально-информационную компетентность студентов - будущих педагогов рассматриваем как совокупность компетенций, проявляющихся в умениях, способностях и ценностных ориентациях. Понятие «компетенция» создает возможности для отражения единства теоретической и практической готовности студента - будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональноинформационная компетентность как многомерное и целостное понятие в своей структуре включает три группы компетенций:
- Первая группа - базовые (информационнотехнологические) компетенции, которые необ-
ходимы для специалистов любой сферы.
- Вторая группа - профессионально-значимые (педагогические) компетенции, которые выделяются в профессиональной деятельности педагога.
- Третья группа - прогностические компетенции, которые ориентируют студентов - будущих педагогов на саморазвитие.
В процессе теоретического и практического анализа выявлено, что для развития профессионально-информационной компетентности, т.е. набора профессионально-информационных компетенций, в профессионально-педагогической подготовке студентов необходимо использовать совокупность педагогических условий.
В качестве первого педагогического условия мы определили целенаправленное создание педагогических ситуаций, обеспечивающих ценностное самоопределение студентов в современном информационно-образовательном пространстве с учетом перехода от непосредственного к косвенному управлению педагогом этим процессом. В информационно-образовательном пространстве ценностью является информация и овладение современными информационными и коммуникационными технологиями. Педагогическое условие предполагает создание специальных педагогических ситуаций на лекционных и семинарских занятиях, также разработка заданий для самостоятельной работы, которые предполагают элементы ценностного самоопределения студентов по отношению к информатизации общества, образования и будущей профессионально-педагогической деятельности. В процессе диалога с преподавателем, научных дискуссий особое внимание уделяется ценностному осмыслению таких понятий как информация, информационное общество, информационно-образовательное пространство. В учебно-познавательной деятельности студентов раскрываются ценности познания, развития и саморазвития, информационной культуры и профессионально-информационной компетентности в будущей профессионально-педагогической деятельности. Ценностные ориентации студентов - будущих педагогов в информационнообразовательном пространстве являются механизмом личностного роста и саморазвития.
Второе и третье педагогические условия заключаются в проектировании и организации учебнопознавательной деятельности студентов с информационными ресурсами и последующей презентацией ее результатов на основе интеграции логических и эвристических методов, обеспечивающих поэтапное овладение ими профессиональноинформационными компетенциями. В процессе изучения студентами учебных дисциплин: «Теоретические основы информатики», «Программное обеспечение ЭВМ», «Теория и методика обучения информатике», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» необходимо использовать принцип вариативности, т. к. в рамках преподавания одной темы невозможно эффективно применять логические и эвристические методы. Учебный материал дисциплин систематизируется и в каждой теме в зависимости от содержания, ее значимости в развитии профессионально-информационных компетенций применяются те или иные логические, эвристические методы. Логические методы позволяют выявлять закономерности в развитии профессионально-информационных компетенций и использовать их при прогнозировании учебного процесса. Эвристические методы направлены на развитие интуитивных процедур информационной деятельности студентов в решении учебно-профессиональных задач. Например, используя метод организованных стратегий, а именно стратегию использования информации, мы развиваем профессиональнозначимые (педагогические) компетенции.
На основе теоретического и практического исследования нами выявлена взаимосвязь педагогических условий, содержания учебных дисциплин и профессионально-информационных компетенций
(рис. 1), в которой прослеживается поэтапное развитие компетенций.
Педагогические
условия
Первое педагогическое условие
Профессионально-
информационные
компетенции
базовые (информационно-технологические)
Второе педагогическое условие
Содержание учебных дисциплин
Теоретические
основы
информатики
Программное
обеспечение
ЭВМ
Третье педагогическое условие
профессиональнозначимые (педагогические)
Теория и методика обучения информатике
Четвертое
педагогическое
условие
прогностические
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
Рис. 1. - Взаимосвязь педагогических условий, содержания учебных дисциплин и профессионально-информационных компетенций
Четвертое педагогическое условие заключается в моделировании и реализации учебно-
информационной деятельности студентов с учетом принципов системности, проблемности, вариативности и диалогичности. Учебно-
информационная деятельность студентов является основой развития профессионально-
информационных компетенций. В ходе эксперимента по развитию профессионально-информационной компетентности студентов - будущих педагогов на основе анализа содержания учебных курсов нам удалось выделить в программном материале дисциплин «Теоретические основы информатики», «Программное обеспечение ЭВМ», «Теория и методика обучения информатике» и «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» вопросы, которые могут быть направлены на развитие профессионально-информационных компетенций
студентов.
В диссертации показано примерное содержание материала по учебным курсам, на основе которых необходимо развивать профессиональноинформационные компетенции студентов - будущих педагогов. Описанные положения выделения определенных компонентов программного материала рассчитаны на раскрытие ресурсов профессионально-информационной компетентности студентов и позволило нам определить деятельность преподавателя вуза, направленную на развитие профессионально-информационной компетентности студентов - будущих педагогов.
Таким образом, реализация рассмотренных педагогических условий позволит в рамках образовательного процесса вуза подготовить специалиста, готового применять достижения научно-
технического прогресса для повышения эффективности своей деятельности, обеспечить соответствие подготовки студентов современным условиям и стандартам.
Литература
1. И.А. Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Москва, 2004. 20 с.
2. Дж. Равен, Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2002. (англ. 1984).
3. Ю.Г. Татур, Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Авторская версия. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Москва, 2004. 18 с.
4. А.В. Хуторской, Народное образование. 5. 55-61
(2003).
5. Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк, Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Московский психолого-социальный институт, Москва, 2005. 216 с.
6. Т.А. Старшинова, Вестник Каз.технол.ун-та. 3. 210212 (2012).
7. Э.Ф. Гисматуллина, Вестник Каз.технол.ун-та. 16. 294-297 (2012).
© Л. Р. Вотякова - канд. пед. наук., доц. каф. информационных систем и технологий НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», ііауіе[email protected].