Научная статья на тему 'Педагогические условия организации и проведения школьных этнических праздников'

Педагогические условия организации и проведения школьных этнических праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / ПРАЗДНИКИ / HOLIDAYS / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спектор Наталия Ефимовна

Изучение и продвижение педагогического опыта формирования у школьников осознания себя как индивида, обладающего определенной национальной идентичностью и одновременно как члена многонациональной общности и гражданина мира представляется одной из важнейших проблем воспитания. В современном мире идентичность создается в пространстве интерактивной культуры, которая постоянно подвергается изменениям в процессе глобализации. В статье предпринята попытка обобщить собственный опыт учителя и организатора внеклассной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Москвы «Школа № 1621 Древо Жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спектор Наталия Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of organizing and conducting school ethnic holidays

The study and promotion of the pedagogical experience for schoolchildren is one of the most important issues of an upbringing. It promotes selfawareness, and stresses the importance of national identity though participation as members of a multinational community, and citizens of the world. In the modern world, identity is created in the space of an interactive culture that is constantly changed in the process of globalization. In the article, the author made an attempt to generalize the experience of the teacher and the organizer of extracurricular activities in the State Budgetary Educational Institution of Moscow «School No. 1621 of the Tree of Life».

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации и проведения школьных этнических праздников»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. №2

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогические условия организации и

проведения школьных этнических праздников

Н. Е. Спектор

(аспирантура факультета педагогического образования МГУимени М.В. Ломоносова; е-таН:$о.т^@таН.ги)

Изучение и продвижение педагогического опыта формирования у школьников осознания себя как индивида, обладающего определенной национальной идентичностью и одновременно как члена многонациональной общности и гражданина мира представляется одной из важнейших проблем воспитания. В современном мире идентичность создается в пространстве интерактивной культуры, которая постоянно подвергается изменениям в процессе глобализации. В статье предпринята попытка обобщить собственный опыт учителя и организатора внеклассной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Москвы «Школа № 1621 Древо Жизни».

Ключевые слова: внеклассная деятельность, праздники, этнокультурное образование, этнокультурная компетентность.

В российской педагогике сохраняются традиции уважения культур и ценности всех наций и народностей нашей многоэтнической и многоконфессиональной Родины, однако наблюдаемые в последние годы активные миграционные процессы внутри и вовне страны, рост национальных настроений, как позитивных, так и радикальных, требуют нового осмысления понятия этнокультурного образования. Это обусловливает необходимость обоснования как самого понятия, так и целей и задач поликультурного и межэтнического воспитания и обучения. Развивая мысли эксперта в области этнокультурного образования А. Б. Афанасьевой, можно говорить об этнокультурном образовании как о «системе приобщения детей и молодежи к этнокультурному наследию, направленному на развитие национального самосознания и этнокультурной идентичности, воспитание межкультурной толерантности через освоение ценностей этно- и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя в себе» [1:192].

Согласно Конституции РФ, в Федеральном государственном образовательном стандарте учитываются «региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации» [9: п. 5;

10: п. 3; 11: п. 2], что служит основанием для обоснования форм, методов, механизмов формирования этнокультурного образования. Стандарт направлен на формирование социально и личностно значимых характеристик выпускника («портрет выпускника») начального общего, основного общего и среднего полного образования. [9: п. 8; 10: п. 6; 11: п. 5]. Прежде всего это характеристики, необходимые для успешной жизни и трудовой деятельности в полиэтнической среде, характерной для мира в целом и многонационального государства в частности, в эпоху глобализации. Широкий спектр видов и форм этнокультурного образования позволяет использовать разные модели (многопредметная, комплексно-интегрированная, модульная, дополняющая) и разные методы обучения и воспитания (кросс-культурный метод; метод эмпатии; метод контраста; метод дискуссии метод рефлексии и др.) [6: 13-23].

Для обеспечения индивидуальных потребностей учеников в основной образовательной программе общего образования предусматриваются как учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, так и внеурочная деятельность [9:19.3; 10: п. 15; 11: п. 13]. Отведенные для этих целей в вариативной части учебного плана часы позволяют расширить границы внедрения этно-ориентированных форм в образовательный процесс школы и, что особенно важно, активно использовать игровые методы для формирования поведенческих навыков учащихся в социальных условиях, для которых характерны сотрудничество и столкновение разных культур, национальных традиций, ценностей и вероисповеданий.

Как уже упоминалось ранее, наша статья представляет собой рефлексию личного опыта школьного учителя иностранного языка и организатора внеклассной деятельности с упором на анализ ожидаемых и получаемых результатов внеурочной деятельности. Почему выбрана внеклассная деятельность как одно из направлений педагогической деятельности?

Анализ действующих в современной российской системе школьного образования тенденций свидетельствует о сложившемся противоречии между:

потребностями общества в освоении культурного пространства многонационального государства и недостаточной разработанностью соответствующих возрасту ребенка программ приобщения к народным традициям определенного этноса и региона;

осознанием учителями необходимости создания педагогических условий формирования этнокультурной компетентности в процессе внеурочной деятельности, в частности детских праздников, и недостаточной методической подготовленностью учителей.

Осмысление вышеназванных противоречий позволило нам сформулировать направление научного поиска, проводимого в данном исследовании. Это оптимизация теоретических оснований и практических педагогических условий для организации и проведения этнокультурных праздников, способствующих формированию этнокультурной компетентности школьников, а также способы их реализации в практике образования.

Под этнокультурной компетентностью мы понимаем «интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в полиэтнической среде» [1:194].

На наш взгляд, подтвержденный опытом педагогической работы, особую роль в формировании этнокультурной компетентности учащихся играют развлекательные этно-ориентированные формы внеучебной деятельности: школьные утренники, народные праздники, фольклорные концерты, театральные представления и т.д. Праздник как развлекательная форма деятельности представляет собой расширенное игровое пространство, в котором участники выбирают для себя новые игровые роли. По словам профессора Бостонского колледжа Питера Грея, только «свободная игра представляет собой инструмент, с помощью которого дети учатся дружить, преодолевать страхи, решать проблемы и, как правило, лучше контролировать свою собственную жизнь» [18: 156-157]. Кроме того, это одно из основных средств, способствующих приобретению детьми физических и интеллектуальных навыков, необходимых для успеха в культуре, в которой они растут. «Тому, чему дети учатся благодаря собственным инициативам, в процессе свободной игры, не научить никаким другим способом» [18:156-157].

Игра - естественный продукт любознательности и детского воображения. К сожалению, излишняя стандартизация образования снижает возможности внедрения игровых методов в наших школах. Тенденции стандартизации, а вернее унификации, носят как субъективный, так и объективный характер. Некоторые из них легко устранимы. Например, перемены в расписании школы очень короткие, с большим трудом втиснута десятиминутная перемена. В принципе, это организационная проблема, для решения которой нужно лишь волевое решение Министерства образования и науки РФ. Ко второй категории трудно устранимых современных вызовов относится повсеместное распространение цифровых технологий, которые уже сегодня существенно трансформируют образовательный процесс и несут ещё больше перемен в будущем. Почти каждый второй учащийся школы пользуется

«гаджетом» в свободное от уроков время и отказывается от игры и общения со сверстниками. Это тревожный симптом, который наблюдается не только в российских школах. На сегодняшний день позиция школы в решении проблемы главным образом выражается в воспитании активности учащегося через современные образовательные технологии, игровые формы обучения, совместную проектную деятельность и т.д. Необходимо понимать, что сегодняшний активный ученик - «завтрашний» активный член общества.

Опираясь на идеи нидерландского историка и культуролога Йоха-на Хёйзинга, мы можем провести параллель между понятиями активной игры и праздником. «Праздник, как и игра, знаменует прекращение обыденной жизни» [13]. В нашем случае можно говорить и о борьбе с однообразием внутришкольной жизни. Через праздники, как и через активную игру, дети познают определенные закономерности бытия, знакомятся с набором правил, запретов, установленных обществом. Праздник по сути включают в себя все виды искусств: литературу, музыку, живопись, театр, пантомиму. Помимо прочего, можно выделить ещё один дополнительный, но очень важный аспект праздника -общение.

По мнению профессора С. А. Шмакова, ведущего разработчика отечественной игровой педагогики, именно праздники являются одной из групп досуговой деятельности, которая реализует потребность подростка в общении [7: 30]. Можно утверждать, что в процессе внеурочной деятельности происходит удовлетворение тех потребностей детей и подростков, которые не могут быть удовлетворены в полной мере в их учебной и трудовой деятельности.

Традиционные задачи праздника главным образом сводятся к следующим:

- содействовать сплочению детского коллектива и объединению общих переживаний;

- развивать эстетический вкус, творческую активность детей, коммуникативные навыки;

- воспитывать ответственную дисциплину, культуру поведения;

- преодолевать психологические страхи / барьеры (связанные с неудовлетворёнными потребностями личности в будни);

- побуждать и пробуждать эмоциональные переживания.

Как показывает практика, праздник обычно делится на три части, каждая из которых вносит собственную долю в общее содержание. Первая часть - торжественная. В неё входят поздравление с праздничным днём, подведение результатов работы, награждение победителей и т.д. Вторая часть - художественная. Желательно, а вернее по возможности она должна проходить в оригинальных, неожиданных формах, чтобы полнее раскрывать идею торжества, обогащать учеников положительными

эмоциями. Это могут быть выступления художественной самодеятельности, концерт, театральные постановки и т.д. Третья часть в основном состоит из танцев, игр, конкурсов, лотереи. Опыт организации свидетельствует, что торжественное оформление школы, кабинетов, зала, а также звуки жизнерадостной музыки создают настроение свободы, позволяют участникам раскрыть свой внутренний потенциал.

В целом организация праздника - это определенный алгоритм целенаправленного творческого процесса, с определённой последовательностью действий (с использованием форм и методов), которые приводят к единой цели - духовному формированию личности. Следовательно, при организации праздника, важно соблюдать последовательность этапов, в которых сгруппирована совокупность всех операций, действий, что создает систему педагогического взаимодействия детей и взрослых в процессе создания праздника. Необходимо создать такую атмосферу праздника, которая ярко отличается от повседневности и учебных будней.

На основании опыта организации праздников рекомендуем следующие методические условия, выполнение которых будет способствовать эффективному проведению школьного праздника (мероприятия) и формирования этнокультурной компетенции учащихся (таблица 1).

Таблица 1.

Методические условия организации и проведения детских праздников для формирования этнокультурной компетенции

учащихся

Методические условия Комментарии

Соблюдение последовательности этапов 1-й этап - выбор темы праздника, разработка сценария

2-й этап - организация подготовки к празднику

3-й этап - проведение праздника

4-й этап - анализ и обсуждение праздника

Соблюдение основных требований к сценарию Строгая логичность оформления и развитие темы; законченность каждого эпизода; органическая связь эпизодов; нарастание сценического действия в его движении к кульминации

Четкая и взаимосвязанная работа Важная роль ведущего / педагога; музыкального руководителя, родителей, детей

В данном процессе взаимодействия педагога и учащегося не стоит забывать о влиянии полиэтнической образовательной среды школы, которую можно рассматривать как информационный, материальный

и социокультурный компонент образовательного пространства праздника. Вывод Л. С. Выготского о трехстороннем процессе социализации - «активен учитель, активен ученик, активна среда между ними» [4: 57] дает нам основание рассматривать трехэлементное взаимодействие субъектов образования как процесс целенаправленного формирования этнокультурной компетентности учащегося. В отношениях педагога и учащегося активность ребенка обнаруживается в том, что он выбирает предоставленные ему формы, опираясь на свои потребности (в том числе, этнокультурные), возможности, склонности, интересы. Активность педагога заключается в том, что он определяет и предлагает учащемуся спектр возможных форм и способов, содействующих формированию этнокультурной компетентности в условиях организации и проведения праздников. В свою очередь организованная в образовательном пространстве праздника полиэтническая образовательная среда начинает детерминировать действия других субъектов, управлять ими, требовать их изменения, проводить мониторинг изменения их состояний.

Становится очевидным и актуальным вопрос создания единого поликультурного образовательного пространства в рамках проведения этнических праздников в школе. Возьмём для примера «Школу № 1621 Древо Жизни». Школа создавалась как специализированная с изучением иврита, поэтому большинство праздников связаны с еврейской культурой. К их числу относятся: праздники еврейского календаря («Сук-кот», «Рош-Ха-Шана», «Ту-Би-Шват»), национально-исторические праздники («Пурим», «Ханука»), праздники еврейского цикла («Бар Мицва», «Бат Мицва»).

Следует отметить, что поликультурное образовательное пространство школы содействует формированию и развитию у школьников этнокультурной компетенции, выступая средством в проведении и организации мероприятий. Его содержание, формы и технологии должны опираться на педагогические традиции, историко-культурное наследие страны и региона. Праздники, проекты, мероприятия необходимо осуществлять на основе принципов диалога культур, деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В этом случае развитие будет отвечать запросам личности, общества и государства.

Как показывает практика, этнические праздники как технология этнокультурного воспитания школьников прежде всего должны способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса, при которых достигается цель - приобщение воспитуемых к этническим ценностям. Под этническими ценностями мы понимаем «совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще» [12:17].

Тематические и этнические праздники («Семейные праздники разных народов», «Ханука», «Ту-Би-Шват»), фестивали («Фестиваль языков», «Фестиваль науки»), дни культуры рассматриваются нами как «компоненты межкультурного воспитания и обучения», необходимые для понимания исторических явлений и фактов, традиции собственной культуры в сравнении с традицией и культурой других стран и готовит учащихся к будущей жизни в духе диалога и сотрудничества. При организации и проведении этнических праздников в школе № 1621 были использованы методы, направленные на развитие чувства сопричастности - осознание своей этнокультурной принадлежности, усвоение социального опыта народа, положительное отношение к малой родине, семье, родной природе, традициям, к людям различных этнических групп.

Сохранение и воспроизводство этнокультурных ценностей является одним из педагогических условий организации и проведения этнических праздников. В ходе проведения праздников и мероприятий по формированию этнокультурной компетентности мы старались задействовать все компоненты этнокультурной компетенции, включая их в разнообразные виды деятельности, используя разные методы и формы работы [19: 127]. В суммированной виде их можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2.

Технологическая карта формирования этнокультурной компе-

тенции у школьников

Компоненты этнокультурной компетенции Характеристика компонентов Методы формирования этнокультурной компетенции

Когнитивный (этническая осведомленность) Представление о полиэтнической действительности, культурном историческом прошлом, овладение знаниями о культуре, национальных традициях Методы, направленные на развитие познавательной активности

Эмоционально-ценностный (этнические предпочтения) Осознание своей этнокультурной принадлежности, позитивное отношение к людям различных этнических групп Методы, направленные на развитие чувства сопричастности

Деятельностно-практический (этническая деятельность) Приобретение опыта межкультурных отношений, коммуникаций Методы, направленные на творческое развитие и преобразование

Рефлексивный Анализ своего поведения, анализ взаимоотношений с другими культурами/субкультурами, самооценка своей деятельности Методы, направленные на самооценку и саморазвитие

Таким образом, на наш взгляд, важными педагогическими условиями формирования этнокультурной компетентности школьников являются:

1. Метод моделирования и реконструкции (на примере еврейского «Праздника Шалашей», где дети могут сами построить собственный осенний шалаш) - как воспроизведение различных сторон быта, обычаев, принятых у народов в разные времена или реконструкция каких-то исторических событий в виде устных рассказов или сценок);

2. Игровые методы (на примере игры «Савивон», в которую играют только на Хануку) - игры насыщаются этнокультурным содержанием и используются для усвоения информации и формирования поведенческого навыка, активизации познавательной, двигательной и др. видов деятельности;

3. Дискуссионные методы (на примере дискуссии в праздник «Ту-Би-Шват» по раскрытию Талмудического высказывания: «И скажет каждый: «Мир создан для меня!»») - предметом дискуссии могут быть не только содержательные проблемы, но и нравственные;

4. Беседы и обсуждения (на примере интегрированных уроков, таких как История еврейского народа; География; Музыка и традиция еврейского народа) - направлены на формирование умений анализировать информацию, излагать свои мысли, внимательно слушать и слышать других, отделять эмоциональное от рационального);

5. Культурный ассимилятор (пример - «Семейные праздники разных народов»), - развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры;

6. Метод проектов (пример - мероприятия «Двар Тора») - организация исследовательской деятельности учащихся;

7. Активное включение-родителей в деятельность школы. Формы работы: родительские гостиные («Родительский клуб»; «Выездные семинары выходного дня»); совместные выставки работ (встречи «Мамы и дочки», «Семейное творчество в ЦАО»); консультирование; опросы, анкетирование; участие в различных образовательных мероприятиях и проектах (проект «Семейная реликвия»).

Большой популярностью у учителей школы № 1621 пользуются мероприятия и праздники, которые способствуют формированию мотивации учащихся и их родителей к изучению семейной культуры, в частности «Семейные праздники разных народов». В ходе работы сучащимися 6-х классов нами было организовано мероприятие «Времена года в традиции и музыке». Цель - показать связь музыки с традицией еврейского народа и других народов мира. Дети научились слышать в музыке интонационные различия, характерные для произведений разных народов и находить в них общие черты. Это один из конкретных путей решения проблем межнационального общения, формирования основ толерантности у учеников младшей и средней школы. Эти и другие внеклассные мероприятия способствовали формированию этнокультурной

компетенции не только у учащихся, но и у всех субъектов поликультурного образовательного пространства школы.

Примером формирования этнокультурной компетенции с использованием всех этапов и компонентов в организации и проведении этнического праздника может стать праздник «Ханука». Для ханукаль-ной недели была выбрана актуальная тема «Быть собой», «Остаться самим собой!». Мероприятие «Ханука» направленно на воспитание духовно-нравственной личности учащихся через обретение ими духовного и практического опыта, основанного на древней богатой культуре и традициях еврейского народа. В рамках этой тематики проходит и Ханукальный концерт под названием «Сохрани свет в своей душе». Концерт, посвященный Ханукальному чуду, празднику света, состоит из контрастных частей, которые объединяла одна художественная линия и одна сверхзадача «сохранить свет в своей душе». На празднике были представлены различные временные (исторические события) с разными предлагаемыми обстоятельствами. Но везде человек оказывается перед выбором, проходит нелегкий путь в борьбе, лишениях и всегда получает вознаграждение за смелость быть собой в любое время. В организации и проведении данного мероприятия привлекательна личностная заинтересованность, активность и мотивация самих школьников и их участие в диалогах и круглых столах, на классных часах и интегрированных уроках о толерантности в блоке «Быть в мире с Миром». Ученики были инициаторами проектов, фото-выставок и презентаций в блоках «Сохрани свет в себе» и «Храбрость быть самим собой».

Можно говорить о том, что в рамках данного праздника были созданы условия для осознания ребенком своего места в мире, создание своей собственной целостной картины и активной жизненной позиции в вопросе, поставленном мероприятием: «Быть собой - что это?». Подтверждением этому выдержки из эссе учащихся школы:

И. Ю. (ученик 5класса): «...Я считаю, что нам не нужно думать о том, как быть собой. Нам просто нужно жить в этойжизни честно и добросовестно. Не делать подлости, не обманыватьлюдей. Честно выполнять свою работу...».

Э. С. (ученица 5 класса): «...Для меня быть собой - это следовать своими правилами, просто жить, как чувствую, но не обижать окружающихменя людей...»

В. Ш. (ученик 10класса): «...Прежде всего - я еврей, и должен им оставаться несмотря ни на что, я должен чтить свои традиции, культуру, память о моих предках...».

М.В. (ученица 8 класса): «... Ханука - это праздник света. Но не просто светильников и факелов, а света души. Я считаю, что этот свет надо дарить не только в Хану-ку, но и каждый день, каждый час...».

По итогам подготовки и проведения праздника был подготовлен сборник методических материалов для учителей по организации общешкольного мероприятия «Ханука как символ верности самому себе». К числу успешных мероприятий можно также отнести и праздник

«Ту-би-Шват» - «Новый год деревьев». Цель мероприятия - формирование у учащихся интереса к проблемам экологии, развитие личностного интереса к окружающей природе и формирование чувства бережного отношения к ней. Девиз проектной недели звучит так: «И скажет каждый: «Мир создан для меня!»». Чтобы раскрыть суть, содержание данного Талмудического высказывания, предложены смысловые блоки, каждый из которых - важная составная часть целого и включает в себя разные виды деятельности: подготовка учащимися презентаций и защита проектов, выполнение заданий к интегрированным урокам, проведение интерактивной выставки и т.д.

Интерактивная выставка проводилась с целью повышения уровня возрастной интеграции детей. Учащиеся 7-9 классов демонстрировали свои работы школьникам младших классов. Вниманию школьников были представлены 7 станций по количеству растений, которыми славится земля Израиля. На каждой станции учащиеся получили новую информацию через презентации, фильмы, сказки музыкальной инсценировки, игры, викторины, конкурсы. Тем самым достигались разнообразные цели, развивались когнитивные способности и эмоциональный интеллектучеников [19:129].

После каждого мероприятия его организаторы проводят анкетирование для установления обратной связи. Отзывы учителей и учеников свидетельствуют о том, что активное участие в проекте понравилось большинству участников.

И.С. (социальный педагог): «Огромное спасибо всем организаторам, учителям и участникам проекта веселых-познавательных театрализованных станций. Многообразие конкурсов, призов и вкусных угощений приятно удивило. Дети и учителя были в восторге. Трудно было увести школьников от станции к станции, так как они были очень увлечены играми, конкурсами и переполнены впечатлениями. Побольше бы таких увлекательных мероприятий!».

Л.П. (учитель истории): «Интерактивная выставка вызвала большой интерес как у учеников, так и у учителей. Наглядность в обучении играет важную роль. Игровая форма обучения позволяет раскрыть способности учащихся, получить дополнительные знания. Увлекательная форма вызвала живой отклик у школьников. Из всех станций больше всего запомнилось станция «Оливки», гдемы вместе сажали растения».

Э.С. (ученица 2 «А» класса): «Мне понравилась станция «Виноград», на которой мы играли в игры и отгадывали загадки».

М.П. (ученик 4 «А» класса): «Мне очень понравилась трогательная история «Щедрое дерево». Дерево давало всё мальчику, потому что очень его любило, как и наши родители любят и заботятся о нас».

Как видим, благодаря интерактивным формам работы ученики приобретают опыт решения проблем, связанных с особенностями межэтнического взаимодействия, и развивают этнокультурные компетентности.

Таким образом, подводя итоги, можно выделить следующие общие педагогические условия организации и проведения этнических праздников:

• Соответствие формы и содержания праздника возрасту школьника.

• Единство содержания и формы праздника (если форма помогает реализовать основную цель праздника и раскрывает его содержание и суть).

• Соблюдение методических условий организации и проведения детских праздников (Таблица 1), а именно:

- соблюдение последовательности этапов праздника;

- соблюдение основных требований к сценарию;

- четкое взаимодействие организаторов и участников праздника.

• Создание праздничной и театральной атмосферы праздника.

• Создание единого поликультурного образовательного пространства.

• Использование методов и форм для развития чувства сопричастности (осознание своей этнокультурной принадлежности, усвоение социального опыта народа, положительное отношение к малой родине, семье, родной природе, традициям, к людям различных этнических групп).

• Использование «Технологической карты формирования этнокультурной компетентности школьника» (Таблица 2).

• Использование приемов, которые побуждают к обретению активной позиции сопереживания и участия.

• Приобщение родителей к совместной деятельности.

Данные условия способствуют формированию и развитию у школьников этнокультурной компетенции, представлению о многообразии культур в своей стране и в мире, воспитанию позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитию умений коммуникативного взаимопонимания с представителями разных культур.

Следующие рекомендации позволят организаторам успешно провести этнические праздники:

- Тема и идея праздника должна найти духовный отклик у ребенка.

- Речевой материал к празднику должен быть подобран с учетом индивидуальных и психологических возможностей каждого ребенка.

- Деятельность детей на празднике должна быть осознанной и за-мотивированной (педагогами и родителями), а также должна побуждать их к выбору активной позиции, сопереживанию и участию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Широкое использование совместной изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника формирует у детей чувство коллективизма.

- Приобщение родителей к совместной деятельности помогает детям проявлять и развивать их личную заинтересованность, мотивацию.

- К созданию праздничной и театрализованной среды важно привлекать педагогов, специалистов и родителей, которые активно

участвуют в пошиве костюмов, составлении афиш, в изготовлении элементов декораций и т.д.

- После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого можно провести беседы, анкетирования, предложить им написать эссе.

Опыт организации и проведения детских праздников показывает, что преподавателю дополнительного образования нужна особая профессиональная подготовка. Он должен иметь специальные знания, связанные с подготовкой и проведением праздников, постоянно расширять эти знания, сочетая традиционную методику и инновационные достижения. И помнить, что главным является не сам процесс организации школьного праздника, а личность, которую педагог формирует. Не праздник формирует личность, а учитель своей деятельностью, которая связана с организацией праздника.

Список литературы

1. АфанасъеваА. Б.Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования. //Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 189-195.

2. Варгас Лъоса М. Глобализация и культурная идентичность // Foreign Policy, 2001. № 01-02.

3. ВеденеевГ.А. Массовые российские праздники: состояние и тенденции развития /Г. А. Веденеев //Учебное пособие. Волгоград, 2008.134с.

4. ВыготскийЛ. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

5. ДжуринскийА.Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. Монография. М.: Прометей, 2013.162 с.

6. ДжуринскийА.Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и Запада // Инновационные проекты программы в образовании. 2012, № 4. С. 13-23.

7. ИсаеваИ. Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. 200 с.

8. Лебедева O.A. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 2008.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413).

12. Фролов А. С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2002. 18с.

13. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитонови-ча. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

14. ЧерныйГ.П. Педагогическая технология массового праздника. //Монография. М.: Молодая гвардия, 1990. 190 с.

15. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997. 333 с.

16. Этнопсихология и Этнопедагогика. Хрестоматия / Сост. Сулейма-нянА. Г. М., 2008.

17. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999.

18. Ken Robinson and Lou Aronica, Creative schools: the Grassroots Revolution. That's Transforming Education. Paperback - April 19, 2016. 368 p.

19. Спектор H. E. Технологии формирования этнокультурной компетентности субъектов образования //Ломоносовские чтения: Научная конференция: Сборник статей и тезисов / под ред. Н. X. Розова, Выпуск 14. М.: Изд-во МАКС Пресс, 2016. С. 118-132 с.

Pedagogical coditions of organizing and conducting school ethnic

holidays

N. E. Spector

The study and promotion of the pedagogical experience for schoolchildren is one of the most important issues of an upbringing. It promotes self-awareness, and stresses the importance of national identity though participation as members of a multinational community, and citizens of the world. In the modern world, identity is created in the space of an interactive culture that is constantly changed in the process of globalization. In the article, the author made an attempt to generalize the experience of the teacher and the organizer of extracurricular activities in the State Budgetary Educational Institution of Moscow «School No. 1621 ofthe Tree of Life».

Key words: extra-curricular activity, holidays, ethno-cultural education, ethno-cultural competence.

Сведения об авторе

Спектор Наталия Ефимовна - аспирант факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова Машкина Ольга Анатольевна. E-mail: spektornata@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.