Научная статья на тему 'Педагогические условия обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Педагогические условия обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INDIVIDUALIZATION / MALFUNCTION OF LOCOMOTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Марина Анатольевна

Раскрываются теоретические основы и практические пути реализации педагогических условий обучения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата как факторов педагогического процесса. Дается представление образовательной среды как совокупности условий, определяющих педагогическую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO SCHOOLCHILDREN WITH MALFUNCTION OF LOCOMOTIVE SYSTEM

The article presents theoretical principles and practical ways of realization of pedagogical conditions as a factor of the pedagogical process. It gives the presentation of educational environment as a set of conditions that make up pedagogical environment.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия обучения иностранному языку детей среднего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

УДК 372.811.1:376.2 ББК Ч458.681.9

ГСНТИ 14.25.01, 14.29.01

Код ВАК 13.00.02

Захарова Марина Анатольевна,

аспирант, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; учитель иностранных языков (немецкий и английский), школа № 48, г. Новоуральск; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: zamara@inbox.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические условия; образовательная среда; индивидуализация; нарушения опорно-двигательного аппарата.

АННОТАЦИЯ. Раскрываются теоретические основы и практические пути реализации педагогических условий обучения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата как факторов педагогического процесса. Дается представление образовательной среды как совокупности условий, определяющих педагогическую среду.

Zakharova Marina Anatolyevna,

Post-graduate Student of Department of Professionally-oriented Linguistic Education, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg; Teacher of German and English of Novouralsk School 48.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO SCHOOLCHILDREN WITH MALFUNCTION OF LOCOMOTIVE SYSTEM

KEY WORDS: pedagogical conditions; educational environment; individualization; malfunction of locomotive system.

ABSTRACT. The article presents theoretical principles and practical ways of realization of pedagogical conditions as a factor of the pedagogical process. It gives the presentation of educational environment as a set of conditions that make up pedagogical environment.

С '

татистика свидетельствует о том, что на сегодняшний день каждый второй подросток имеет патологию опорнодвигательного аппарата, количество таких заболеваний за последние десять лет выросло в 6,5 раз. Особенности этой категории детей хотя и не препятствуют общему развитию их интеллекта и отдельных способностей, но определяют своеобразие познавательной деятельности.

Особую актуальность эта проблема приобретает при изучении школьниками такого сложного предмета, как «Иностранный язык». При выявлении типологических трудностей обучения детей с особыми потребностями определяющее значение имеют педагогические условия обучения.

Понятие «педагогические условия» широко применяется в научно-педагогических исследованиях, однако оно характеризуется достаточной степенью неопределенности. В общем употреблении слово «условие» многозначно [4, с. 827], и в составе термина «педагогические условия» оно чаще всего употребляется в одном из значений: «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», «требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон», «устное или письменное соглашение о чем-нибудь, договоренность», «обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь».

В педагогике все разнообразные условия, в которых протекает учебный процесс, рас-

сматриваются с позиции того, какое влияние на него они оказывают. Учебно-образовательная деятельность предполагает как целенаправленное создание, так и изменение определенных условий, обеспечивающих результат конкретных образовательных целей. По словам Д. Б. Эльконина, создание оптимальных условий напрямую влияет на результаты деятельности, развития, воспитания и обучения личности» [7, с. 29].

Условия, специально создаваемые для определенных образовательных целей, принято рассматривать как педагогические. Однако разными учеными этот термин понимается по-разному. Исследователь Н. М. Борытко считает педагогическим условием то обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса, в разной мере сознательно сконструированного педагогом, и предполагает, но не гарантирует определенного результата этого процесса» [2, с. 127]. Другой российский исследователь В. И. Андреев выдвигает мнение, что «педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения целей» [1, с. 314]. Исходя из этого, можно заключить, что в качестве педагогических условий выступают как внешние, так и внутренние факторы педагогического процесса. При этом те или иные фак-

© Захарова М. А., 2014

торы приобретают статус педагогических условий в соответствии с той степенью влияния, которую они оказывают на достижение результата, а именно: факторы-условия выступают не прямой причиной получения результата, а только содействуют этому, способствуют, облегчают процесс.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что обсуждаемый термин может быть использован в двух взаимосвязанных значениях:

• обстановка, в которой представлена особая организация учебной деятельности обучающихся;

• непременное выполнение особых педагогических мер для создания необходимой обстановки, в которой возможна организация соответствующих видов деятельности [з, с. 170].

Поэтому в нашем случае «педагогические условия» - это те факторы среды, а также педагогические меры, обеспечивающие их создание, которые позволяют эффективно осуществлять обучение иностранному языку детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.

Многие ученые (А. М. Анохин, А. М. Воронин, Е. А. Михайлычев, Ю. С. Песоцкий и др.) наряду с термином «педагогические условия» используют также термин «педагогическая среда» как «специально организованная система межличностных отношений согласно педагогическим целям». Таким образом, педагогическая среда - это то, что сопутствует педагогическому процессу, но является внешним по отношению к нему. «Большинство специалистов используют это понятие для целостного, то есть над-предметного, надпрограммного, надличностного описания специфических особенностей конкретной школы», - отмечает И. М. Улановская [6, с. 62]. Наша точка зрения совпадает с мнением тех исследователей, которые понимают педагогическую среду в широком смысле - как совокупность всех образовательных воздействий и реалий, внешних по отношению к личности обучающегося, выступающей объектом этих воздействий, но в то же время субъектом образовательных отношений. В таком понимании образовательный процесс является частью образовательной среды.

С этих позиций педагогическими условиями обучения иностранному языку детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (НОДА) выступают все факторы образовательной среды, включая социум, пространство школы и образовательный процесс, которые целенаправленно изменяются и используются для обеспечения эффективности обучения.

При разработке педагогических условий реализации образовательных целей авторами используются разные подходы к их выделению и систематизации. Нам представляется целесообразным выделение групп условий, обеспечивающих взаимосвязанные и взаимообусловленные изменения разных составляющих образовательной среды.

На организационно-управленческом уровне необходимо обеспечить проведение организационно-аналитических мероприятий. таких как:

• определение образовательного заказа в регионе на обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• оценка возможностей школы для реализации направлений обучения этой категории детей;

• оценка материальной и методической базы для реализации здоровьеформирующего обучения.

Основополагающим условием является

разработка_____программно-методического

обеспечения, включающего:

• перспективный план учебной деятельности по иностранному языку;

• «гибкий» учебный план обучения иностранному языку, предполагающий варьирование объема учебного материала за определенный отрезок времени;

• адаптацию общеобразовательной программы по иностранному языку в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка к коллективной и индивидуальной формам обучения.

Важным условием является обеспечение мотивационной, операционной и рефлексивной готовности педагогов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которое предполагает:

• принятие педколлективом концепции обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в образовательном учреждении;

• мотивацию и стимулирование деятельности педагогов;

• изучение нормативной базы обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• изучение учебно-методической литературы по обучению этой категории детей;

• регулярное проведение методической работы по данному направлению (научно-методический совет);

• разработку внутришкольной системы повышения квалификации учителей и обеспечение повышения профессиональной квалификации педагогов в других организациях;

• создание системы диагностики, анализа и оценки уровня готовности учителей

к обучению учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• организацию исследовательской (творческой) деятельности педагогов по проблемам здоровьеформирующего обучения.

На содержательно-технологическом уровне условием организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе является внедрение инновационных образовательных средств, наиболее значимыми из которых являются:

• педагогика сотрудничества как средство обеспечения субъект-субъектного характера отношений в образовательном процессе;

• индивидуально дифференцированный подход;

• блочно-модульное построение содержания обучения;

• технология проблемного обучения;

• осуществление межпредметной интеграции в обучении иностранному языку (история. география. русский язык. литература, ИЗО, искусство, физическая культура);

• информатизация системы обеспечения обучения - разработка и реализация информационных образовательных технологий.

В аспекте контроля результативности образовательной деятельности необходимым условием является создание системы мониторинга состояния и результатов образовательного процесса, включающей:

• выявление стартовых особенностей каждого учащегося;

• мониторинг хода и результатов обучения;

• мониторинг качества преподавания и уровня профессионального развития учителей;

• изучение особенностей социума и их учет в обучении.

Комплексная реализация этих условий в образовательном учреждении обеспечит возможности для более эффективного внедрения в учебный процесс методики здоровьеформирующего обучения иностранно-

му языку детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы. Именно уроки иностранного языка имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на развитие нарушенных функций (внимания, мышления, воображения), обусловливающих основные трудности обучения детей этой категории [5, с. 135].

Наибольшую значимость в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет внедрение индивидуально дифференцированного подхода. Индивидуализация процесса обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями предполагает обеспечение максимального проявления самобытности и творческих возможностей каждого ребенка. Она направлена на преодоление несоответствия между уровнем владения иностранным языком, который определяют образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого ученика.

Представленные педагогические условия смогут обеспечить эффективное обучение детей с двигательными патологиями:

- развитие у учащихся самостоятельности в овладении знаниями на иностранном языке и иноязычной коммуникативной компетенции, творческих способностей учащихся и формирование активной жизненной позиции в иноязычной речевой деятельности;

- социализация личности учащегося на уроках иностранного языка (при обязательном определении для каждого ребенка в соответствии с врачебными рекомендациями индивидуального темпа обучения иностранному языку при использовании особой системы контроля учебных действий).

Разработанная нами методика обучения иностранному языку детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы представлена в опытно-экспериментальном обучении.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. I. Казань : КГУ, 1996.

2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография. Волгоград : Перемена, 2001.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2000.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. / РАН; Рос. фонд культуры. М. : АЗЪ, 2001.

5. Сергеева Н. Н., Захарова М. А. Принципы обучения иностранному языку детей с заболеванием костно-мышечной системы в средней общеобразовательной школе // Специальное образование / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2012. № 2. С. 129-136.

6. Улановская И. М. Понятие образовательной среды // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сб. мат-лов / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2003. С. 55-64.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 1999.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Н. Сергеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.