УДК 372.811.1:376.2 ББК Ч458.681.9
ГСНТИ 14.25.01, 14.29.01
Код ВАК 13.00.02
Захарова Марина Анатольевна,
аспирант, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; учитель иностранных языков (немецкий и английский), школа № 48, г. Новоуральск; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: zamara@inbox.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические условия; образовательная среда; индивидуализация; нарушения опорно-двигательного аппарата.
АННОТАЦИЯ. Раскрываются теоретические основы и практические пути реализации педагогических условий обучения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата как факторов педагогического процесса. Дается представление образовательной среды как совокупности условий, определяющих педагогическую среду.
Zakharova Marina Anatolyevna,
Post-graduate Student of Department of Professionally-oriented Linguistic Education, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg; Teacher of German and English of Novouralsk School 48.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO SCHOOLCHILDREN WITH MALFUNCTION OF LOCOMOTIVE SYSTEM
KEY WORDS: pedagogical conditions; educational environment; individualization; malfunction of locomotive system.
ABSTRACT. The article presents theoretical principles and practical ways of realization of pedagogical conditions as a factor of the pedagogical process. It gives the presentation of educational environment as a set of conditions that make up pedagogical environment.
С '
татистика свидетельствует о том, что на сегодняшний день каждый второй подросток имеет патологию опорнодвигательного аппарата, количество таких заболеваний за последние десять лет выросло в 6,5 раз. Особенности этой категории детей хотя и не препятствуют общему развитию их интеллекта и отдельных способностей, но определяют своеобразие познавательной деятельности.
Особую актуальность эта проблема приобретает при изучении школьниками такого сложного предмета, как «Иностранный язык». При выявлении типологических трудностей обучения детей с особыми потребностями определяющее значение имеют педагогические условия обучения.
Понятие «педагогические условия» широко применяется в научно-педагогических исследованиях, однако оно характеризуется достаточной степенью неопределенности. В общем употреблении слово «условие» многозначно [4, с. 827], и в составе термина «педагогические условия» оно чаще всего употребляется в одном из значений: «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит», «требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон», «устное или письменное соглашение о чем-нибудь, договоренность», «обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь».
В педагогике все разнообразные условия, в которых протекает учебный процесс, рас-
сматриваются с позиции того, какое влияние на него они оказывают. Учебно-образовательная деятельность предполагает как целенаправленное создание, так и изменение определенных условий, обеспечивающих результат конкретных образовательных целей. По словам Д. Б. Эльконина, создание оптимальных условий напрямую влияет на результаты деятельности, развития, воспитания и обучения личности» [7, с. 29].
Условия, специально создаваемые для определенных образовательных целей, принято рассматривать как педагогические. Однако разными учеными этот термин понимается по-разному. Исследователь Н. М. Борытко считает педагогическим условием то обстоятельство, которое оказывает существенное влияние на протекание педагогического процесса, в разной мере сознательно сконструированного педагогом, и предполагает, но не гарантирует определенного результата этого процесса» [2, с. 127]. Другой российский исследователь В. И. Андреев выдвигает мнение, что «педагогические условия - это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения целей» [1, с. 314]. Исходя из этого, можно заключить, что в качестве педагогических условий выступают как внешние, так и внутренние факторы педагогического процесса. При этом те или иные фак-
© Захарова М. А., 2014
торы приобретают статус педагогических условий в соответствии с той степенью влияния, которую они оказывают на достижение результата, а именно: факторы-условия выступают не прямой причиной получения результата, а только содействуют этому, способствуют, облегчают процесс.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что обсуждаемый термин может быть использован в двух взаимосвязанных значениях:
• обстановка, в которой представлена особая организация учебной деятельности обучающихся;
• непременное выполнение особых педагогических мер для создания необходимой обстановки, в которой возможна организация соответствующих видов деятельности [з, с. 170].
Поэтому в нашем случае «педагогические условия» - это те факторы среды, а также педагогические меры, обеспечивающие их создание, которые позволяют эффективно осуществлять обучение иностранному языку детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.
Многие ученые (А. М. Анохин, А. М. Воронин, Е. А. Михайлычев, Ю. С. Песоцкий и др.) наряду с термином «педагогические условия» используют также термин «педагогическая среда» как «специально организованная система межличностных отношений согласно педагогическим целям». Таким образом, педагогическая среда - это то, что сопутствует педагогическому процессу, но является внешним по отношению к нему. «Большинство специалистов используют это понятие для целостного, то есть над-предметного, надпрограммного, надличностного описания специфических особенностей конкретной школы», - отмечает И. М. Улановская [6, с. 62]. Наша точка зрения совпадает с мнением тех исследователей, которые понимают педагогическую среду в широком смысле - как совокупность всех образовательных воздействий и реалий, внешних по отношению к личности обучающегося, выступающей объектом этих воздействий, но в то же время субъектом образовательных отношений. В таком понимании образовательный процесс является частью образовательной среды.
С этих позиций педагогическими условиями обучения иностранному языку детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (НОДА) выступают все факторы образовательной среды, включая социум, пространство школы и образовательный процесс, которые целенаправленно изменяются и используются для обеспечения эффективности обучения.
При разработке педагогических условий реализации образовательных целей авторами используются разные подходы к их выделению и систематизации. Нам представляется целесообразным выделение групп условий, обеспечивающих взаимосвязанные и взаимообусловленные изменения разных составляющих образовательной среды.
На организационно-управленческом уровне необходимо обеспечить проведение организационно-аналитических мероприятий. таких как:
• определение образовательного заказа в регионе на обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• оценка возможностей школы для реализации направлений обучения этой категории детей;
• оценка материальной и методической базы для реализации здоровьеформирующего обучения.
Основополагающим условием является
разработка_____программно-методического
обеспечения, включающего:
• перспективный план учебной деятельности по иностранному языку;
• «гибкий» учебный план обучения иностранному языку, предполагающий варьирование объема учебного материала за определенный отрезок времени;
• адаптацию общеобразовательной программы по иностранному языку в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка к коллективной и индивидуальной формам обучения.
Важным условием является обеспечение мотивационной, операционной и рефлексивной готовности педагогов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которое предполагает:
• принятие педколлективом концепции обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в образовательном учреждении;
• мотивацию и стимулирование деятельности педагогов;
• изучение нормативной базы обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• изучение учебно-методической литературы по обучению этой категории детей;
• регулярное проведение методической работы по данному направлению (научно-методический совет);
• разработку внутришкольной системы повышения квалификации учителей и обеспечение повышения профессиональной квалификации педагогов в других организациях;
• создание системы диагностики, анализа и оценки уровня готовности учителей
к обучению учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• организацию исследовательской (творческой) деятельности педагогов по проблемам здоровьеформирующего обучения.
На содержательно-технологическом уровне условием организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе является внедрение инновационных образовательных средств, наиболее значимыми из которых являются:
• педагогика сотрудничества как средство обеспечения субъект-субъектного характера отношений в образовательном процессе;
• индивидуально дифференцированный подход;
• блочно-модульное построение содержания обучения;
• технология проблемного обучения;
• осуществление межпредметной интеграции в обучении иностранному языку (история. география. русский язык. литература, ИЗО, искусство, физическая культура);
• информатизация системы обеспечения обучения - разработка и реализация информационных образовательных технологий.
В аспекте контроля результативности образовательной деятельности необходимым условием является создание системы мониторинга состояния и результатов образовательного процесса, включающей:
• выявление стартовых особенностей каждого учащегося;
• мониторинг хода и результатов обучения;
• мониторинг качества преподавания и уровня профессионального развития учителей;
• изучение особенностей социума и их учет в обучении.
Комплексная реализация этих условий в образовательном учреждении обеспечит возможности для более эффективного внедрения в учебный процесс методики здоровьеформирующего обучения иностранно-
му языку детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы. Именно уроки иностранного языка имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на развитие нарушенных функций (внимания, мышления, воображения), обусловливающих основные трудности обучения детей этой категории [5, с. 135].
Наибольшую значимость в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет внедрение индивидуально дифференцированного подхода. Индивидуализация процесса обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями предполагает обеспечение максимального проявления самобытности и творческих возможностей каждого ребенка. Она направлена на преодоление несоответствия между уровнем владения иностранным языком, который определяют образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого ученика.
Представленные педагогические условия смогут обеспечить эффективное обучение детей с двигательными патологиями:
- развитие у учащихся самостоятельности в овладении знаниями на иностранном языке и иноязычной коммуникативной компетенции, творческих способностей учащихся и формирование активной жизненной позиции в иноязычной речевой деятельности;
- социализация личности учащегося на уроках иностранного языка (при обязательном определении для каждого ребенка в соответствии с врачебными рекомендациями индивидуального темпа обучения иностранному языку при использовании особой системы контроля учебных действий).
Разработанная нами методика обучения иностранному языку детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы представлена в опытно-экспериментальном обучении.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. I. Казань : КГУ, 1996.
2. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография. Волгоград : Перемена, 2001.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2000.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. / РАН; Рос. фонд культуры. М. : АЗЪ, 2001.
5. Сергеева Н. Н., Захарова М. А. Принципы обучения иностранному языку детей с заболеванием костно-мышечной системы в средней общеобразовательной школе // Специальное образование / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2012. № 2. С. 129-136.
6. Улановская И. М. Понятие образовательной среды // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сб. мат-лов / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2003. С. 55-64.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 1999.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Н. Сергеева.