Научная статья на тему 'Педагогические условия обеспечения здоровья школьников'

Педагогические условия обеспечения здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / MAINTENANCE OF SCHOOLBOYS' HEALTH / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ / VITAL-ACTIVITY FUNCTIONS / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИДЕАЛ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ / AN IDEAL OF A HEALTHY PERSON / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTIFICATION / MAINTENANCES OF EDUCATIONAL-IMPROVING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Ю.Н.

В статье рассматриваются педагогические условия в решении образовательных проблем, связанных со здоровьем школьников. Как показывает опыт, одни из них с трудом поддаются изменению, так как зависят от внешних обстоятельств, другие изменяются по мере возрастания психологической подготовки и степени осознанности действий участников педагогического процесса. Эти условия способствуют общей атмосфере формирования, требовательности, стимулирования и контроля в традиционном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MAINTENANCE HEALTH OF SCHOOLBOYS

Pedagogical conditions dealing with the decision of the educational problems connected with schoolchildrens health are considered in the article. As the experience shows, one of them can hardly change as they depend on external circumstances, others change in the process of increasing psychological readiness and the degree of conscious actions of participants of the pedagogical process. These conditions promote the whole atmosphere of formation, insistence, stimulation and the control over the traditional educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия обеспечения здоровья школьников»

УДК 371.7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук, доцент Ю. Н. Синицын, Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

в статье рассматриваются педагогические условия в решении образовательных проблем, связанных со здоровьем школьников. Как показывает опыт, одни из них с трудом поддаются изменению, так как зависят от внешних обстоятельств, другие изменяются по мере возрастания психологической подготовки и степени осознанности действий участников педагогического процесса. Эти условия способствуют общей атмосфере формирования, требовательности, стимулирования и контроля в традиционном образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогические условия, обеспечение здоровья школьников, жизнедеятельностью функции, содержание образовательно-оздоровительной деятельности, идеал здоровой личности, самоидентификация.

В современной стратегии образования ценность здоровья является одним из приоритетных направлений его гуманизации, основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного развития личности. Педагогическое обеспечение (формирование и развитие способностей выполнять жизнедеятельностные функции) здоровья учащихся в образовательном процессе современной школы является важной дидактической задачей.

Реализация названной задачи становится более эффективной в процессе применения определенных педагогических условий. Существует два подхода к пониманию и применению педагогических условий в решении образовательных проблем здоровья школьников. Сторонники первого, традиционного, формирующего подхода представляют педагогическое условие как внешнее обстоятельство, фактор, существенно влияющий на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный

педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат [2, с. 8]. Такие условия делятся на объективные и субъективные. Как показывает опыт, одни из них с трудом поддаются изменению, так как зависят от внешних обстоятельств, другие изменяются по мере возрастания психологической подготовки и степени осознанности действий участников педагогического процесса. Эти условия способствуют общей атмосфере формирования, требовательности, стимулирования и контроля в традиционном образовательном процессе. В данном контексте, исходя из анализа нашего опыта работы в образовательных учреждениях Краснодарского края и Республики Адыгея, к педагогическим условиям обеспечения здоровья учащихся можно отнести:

- наличие системы диагностики и объективного контроля за здоровьем учащихся, разработанной на основе требований санитарных норм и правил и Государственного образовательного стандарта;

- формирование знаний в области технологии сохранения, поддержки и укрепления здоровья;

- обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоровительной деятельности;

- наличие эмоционально-положительной установки на формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни учащихся и педагогов;

- обеспечение практической включенности всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;

- наличие единых педагогических требований в системе «ученик - учитель - родитель» по организации здорового образа жизни учащихся;

- формирование высокого уровня активности обучающихся в образовательно-оздоровительной работе;

- обеспечение практической реализации содержания образовательно-оздоровительной деятельности учащихся в повседневной жизни;

- осуществление личностно ориентированного и дифференцированного подходов к формированию здорового образа и стиля жизни.

В. И. Андреев [1] конкретизирует эти условия и классифицирует их следующим образом: педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности, - показ личностной значимости здорового образа жизни; систематические занятия утренней гимнастикой, физкультурой; прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; экскурсии на природу, туристические походы; соблюдение гигиенических норм и правил; воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию организма; подвижный образ жизни; полноценное питание; оптимизация учебной нагрузки; в необходимых случаях - профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек (курение, употребление наркотиков, ранний интерес к сексуальной жизни).

Одним из важнейших условий становится удовлетворение физиологических потребностей школьников. Этому способствует соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т. п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровня индивидуальной учебной нагрузки и т. д. При этом следует иметь в виду, что формы и объем потребностей каждого ребенка разнятся. Поэтому важной представляется способность педагога определять индивидуальные формы и объем потребностей учащегося.

Удовлетворение физиологических потребностей ребенка связано с созданием условий, которые не всегда могут находиться под контролем учителя. Однако, если учащиеся уверены, что учитель настроен по отношению к ним доброжелательно, всякая неопределенная ситуация толкуется ими в свою пользу. Следовательно, ребенок не станет мучительно думать, можно ли отпроситься с урока, как проявлять свою двигательную активность на перемене, не станет связывать свою усталость со злой волей учителя. В равной мере возрастут его шансы на удовлетворение физиологических потребностей, если он будет считать учителя авторитетным лицом: он скорее обратится к такому педагогу за помощью, не станет бояться вмешательства других учителей, если совершит проступок. Педагогические условия, способствующие воспитанию духовно здоровой личности:

1. Приобщение учащихся к различным видам созидательной творческой деятельности как в учебной, так и во внеурочной работе.

2. Создание, поддержание атмосферы высокой духовности, нравственности как в отношениях между учителем и учеником, так и в среде самих учащихся и их родителей.

3. Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность разрешению проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой.

4. Обсуждение вопросов, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, глобальной экологии, освоения человеком Земли и Космоса, гармонии мира, взаимосвязи духовного и материального, гуманитарного и естественнонаучного знания.

5. Участие в народных праздниках; поддержка и развитие народных традиций детских, юношеских творческих коллективов, движений.

6. Поощрение и поддержка философского осмысления религиозных обрядов, народных традиций, обсуждение с учащимися достижений науки и культуры.

7. Педагогическое стимулирование и развитие у учащихся ценностей и ценностных ориентаций, которые обусловлены понятиями «свобода», «творчество», «интеллигентность», «культура», «вера, надежда, любовь», «духовно-нравственная личность» и др.

На наш взгляд, современный учитель достаточно осведомлен о личностно ориентированном образовании. Вместе с тем информационное поле отечественной педагогики противоречиво: не только педагогам-практикам, но и большинству ученых не удается преодолеть традиционных представлений о принципиально новой реальности, в том числе и в педагогике здоровья. Избежать соблазна решать новые задачи старыми средствами помогает новый взгляд на новые ценности образования.

Если на одно из первых мест здоровьеобеспечения учащихся в образовательном процессе ставить необходимость бесконфликтного перехода незнания в знание, неумения в умение, перевода общественных ценностей в достояние личности на уровне смысла, когда требуется компромисс, педагогическая организация разумных уступок - в этих случаях речь должна вестись о педагогических условиях другого, более высокого качества.

Исходя из второго подхода, нетрадиционного, педагогические условия - это особая категория образовательного процесса, представляющая собой специально организованную среду для востребования ценностно-смыслотворческого потенциала личностных структур сознания учащихся. Такая среда объединяет разнообразные возможности: оценивания, размышления, выстраивания определенных типов отношений (доверия, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т. д.) к тому, что предлагается в качестве содержания образовательно-оздоровительной деятельности.

Условия - это также и то, что необходимо учитывать и создавать в качестве поддерживающего фона организации здоровьеобеспечения учащихся: условия постановки общих и частных целей занятия, мероприятия; условия для востребования ценностно-смыслового компонента сознания и т. д. Такие условия, принципиально не содержащие элементы принуждения, направлены на развитие самодеятельности ученика.

Самодеятельность, т. е. деятельность по самообеспечению здоровья, идущая не от принуждения, а от внутренней потребности ученика, требует создания педагогических условий по выработке особой «догово-

ренности». Договариваются между собой не учитель с учеником, а ученик со своим внутренним миром, благодаря тому, что учитель умеет создавать упомянутые педагогические условия.

Если представить внутренний мир ребенка содержанием его сознания, как предлагают представители гуманистического подхода в образовании, можно заметить, что в сознании «сотрудничают» три слоя: бытийный, культурный и рефлексивный. Бытийный слой «отвечает» за связь с внешним миром, воспринимает его влияния и реагирует на них. Реагирует по-разному: либо как сильная личность, утверждающая себя и преобразующая мир, либо как адаптированная личность, подстраивающаяся к внешнему миру и идущая у него на поводу. Однако сила личности зависит не от бытийного слоя, он только представляет внутреннюю работу двух других слоев: культурного и рефлексивного.

По мнению В. П. Зинченко, энергия бытийного слоя сознания должна была бы быть выше, чем энергия рефлексивного, так как она непрерывно подпитывает-ся получаемыми извне результатами. Однако главное свойство рефлексии - объединительная целостность цели, средства и результата, которые разъединены в бытии и во внешнепредметной деятельности, придает ей гораздо большую внутренне обеспеченную энергию, характеризующуюся большим числом степеней свободы [3, с. 255-256].

Но и рефлексивный слой сам по себе - это только хранилище нравственных ценностей, которые так и могут храниться, не проявляясь, до тех пор, пока не будет педагогически организована деятельность культурного слоя сознания. Эти слои и «договариваются» между собой: чем больше культуры подпитывает рефлексивный слой, тем сильнее личность на бытийном слое, тем больше в ней «самости», Я-концептуальности, больше силы и разумного, ответственного отношения к своему здоровью. Это и есть механизм выработки личностного смысла, самовыращивания, самоорганизации новых качеств личности. Приведенные выше педагогические условия, способствующие работе этого механизма, обеспечивают такие процессы, как обмен информацией, диалог (с учителем, одноклассниками, с учебным материалом), умение размышлять, критично оценивать, мотивировать, рефлексировать - с позиций культурного человека.

Очевидно, что возникновение таких качеств личности может происходить в результате даже тщательно скрываемого, но от этого не менее насильственного давления извне. Обмен информацией должен быть обменом, а не насаждением «правильных» позиций; диалог должен иметь зазор для взаимодополнительности мнений, а не разбрасывать ориентиры-предписания для «попадания» в единственно ожидаемый ответ; учебная задача должна не только задавать ориентацию на правильное решение, но еще и содержать основания для возникновения умений, размышлять, критично оценивать, мотивировать и т. д. [4].

Следовательно, рефлексивный слой и есть содержание сознания, требующее к себе педагогического отношения на уровне смысловых ценностей, а не только на уровне требований, поддерживающем деятельность его бытийного слоя. Педагогическая организация взаимодействия этих слоев обеспечивает целостное развитие личности.

Педагогическая работа с условиями поддержки самоорганизации личности соответствует деятельности сознания, продвигающегося от повторения чужого к воспроизводству своего. Эта деятельность во многом носит личностный характер.

Главное условие - предоставление ученику возможности самостоятельно выбрать из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления. Возможность выбора - это уже основа не для навязанного, а для самостоятельного принятия решений. Следовательно, условия здоровьеобеспечения и должны рассматриваться как комплекс предпосылок, организующих деятельность сознания, мобилизующих его на выбор оснований для размышления, предваряющий выбор конкретных действий.

ценностно-смысловые условия способствуют выработке мотивов для осмысленного отношения к здоровьеобеспечению учащихся в образовательном процессе. Такое отношение в целом определяется способностью учителя оказывать разноплановую педагогическую поддержку учащимся. В качестве условий-предпосылок, обеспечивающих организацию «помогающего» поведения учителя, могут быть использованы следующие положения:

1. Эффективность здоровьеобеспечения, соответствующего новым условиям жизни и ценностям образовательного процесса, зависит от содержания базовых ценностей (цивилизованность, сила личности, помощь, сильная позиция критичности, справедливость и т. д.) в их соотношении с деятельностью личностных структур сознания - мотивированием, созданием индивидуальной картины мира, психологической защитой.

2. Изменение содержания базовых ценностей учителя и ученика в сторону гуманистических смыслов (перевод негативных установок, мыслей, эмоций, отношений в позитивные: раздражение и гнев - на спокойствие и терпение, зависть - на доброжелательность, коварство - на великодушие, жестокость - на милосердие и т. д.) достигается посредством изменения речевых стратегий. Психологи утверждают, что, усвоив особый язык, можно начать не только по-другому говорить, но и видеть события в другом свете, иначе понимать их, по-другому реагировать (даже внутренне!), т. е. идти от изменений в построении стиля общения к изменениям в стиле сознания и поведения.

3. Признание необходимости в оказании помощи. Обращение к источникам оказания помощи в самоформировании идеала здоровой личности

предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к идеалу. Задача учителя определяется содержанием синергетического ориен-

тира нравственности убеждающей коммуникации.

Коммуникация имеет положительное воздействие, если подход к анализу фактов и их ценностных аспектов базируется на нравственных принципах.

Синергетика определяет возможность передачи психических состояний одних лиц другим, тем самым способствуя их взаимопониманию и взаимодействию. Аргументация выступает как рационально-логический способ убеждения, способствуя переходу безличной информации в личностно-значимую. Аргумент не может быть безнравственным, а личность его носителя становится своеобразным показателем нравственности. Следовательно, необходимы дополнительные (помимо сиюминутно возникающих впечатлений) сведения об авторе информации - его нравственная характеристика.

Условия постановки и представления проблемы самоидентификации с идеалом здоровой личности таковы: доступный и понятный язык; возможность для анализа описания идеала; допустимость ошибок, сомнений; ориентиры для поиска компромиссов; создание ситуаций выбора, результатом которого становится принятие решения по поводу достижения идеала; выбор предполагает наличие альтернатив, т. е. вариантов принимаемых решений; учитель востребует не одну, а множество альтернатив, обеспечивающих личности свободу поиска вариантов и направлений самоизменения.

Эмоциональность восприятия и осмысления учеником специфических действий учителя по созданию личностно ориентированной ситуации на уроке или на классном часе обеспечивает следующие ценностно-эмоциональные условия: принятие решения в процессе обсуждения той или иной проблемы; субъект-ность решения, принимаемого в сложных ситуациях. Требует дополнения недостатка в объективной информации интуицией (имплицитный уровень знаний), которая может выступать в качестве основы для педагогической импровизации. Будучи удачной, импровизация учителя всегда вызывает яркий, эмоциональный отклик у учащихся; «утепление отношений». Учитель должен учесть влияние своего решения не только на действия, но и настроения своих учеников. Объясняя ученикам свои решения, учитель может ссылаться на

любые факторы, в том числе и на эмоциональные, важно лишь сделать логические выводы из посылок, быть убедительным и в результате понятым и при этом не противоречить самому себе; индексирование информации «разметками» для стимулирования социоге-нетической памяти, выступающей средством формирования умений моделирования контактов («встреч») между различными обозначениями и смыслами предлагаемых действий, упражнений, игр; побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика.

Таким образом, педагогическое обеспечение школьников, организуемое в целом как гуманистическое условие жизни ученика, выстраивается с учетом ориентиров, при помощи которых организация любого урока и мероприятия может быть представлена как открытая система. Это означает, что главными условиями становятся: открытость (содержание мероприятия не имеет однозначной аксиоматичности); дополнительность (содержание наполнено основаниями для его дополнения субъективными смыслами учеников); субъектность (мероприятие содержит основания для актуализации внутренней, творческой активности); проблемность (содержит основания для возникновения проблем в сознании ученика); диалогичность (установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань, 2000.

2. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: сб. метод. материалов для админ., педагогов и школ. психол. / М. Р. Битянова.

- М., 1997. - С. 8.

3. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М., 1994.

- С. 255-256.

4. Кульневич, С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2004. - № 10.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MAINTENANCE HEALTH OF SCHOOLBOYS

J. Sinitsin, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350040, Krasnodar, Stavropolskaya Str., 149.

Pedagogical conditions dealing with the decision of the educational problems connected with schoolchildren's health are considered in the article. As the experience shows, one of them can hardly change as they depend on external circumstances, others change in the process of increasing psychological readiness and the degree of conscious actions of participants of the pedagogical

process. These conditions promote the whole atmosphere of formation, insistence, stimulation and the control over the traditional educational process.

Key words: pedagogical conditions, maintenance of schoolboys' health, vital-activity functions, maintenances of educational-improving activity, an ideal of a healthy person, self-identification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.