синтетического восприятия учебных моделей способствует достижению учащимися более высокого уровня понимания учебного материала. А это, в сущности, и является основной целью педагогической организации и развития аналитико-синтетического восприятия учебных моделей младшими школьниками.
Библиографический список
1. Антонов, А. В. Проблема наглядности в восприятии и понимании информации / А. В. Антонов. - Киев: Знание, 1976. - 20 с.
2. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/ С. П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 632 с.
4. Соловьева, Т. А. Дидактические основы интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе: теоретико-экспериментальное исследование/ Т. А. Соловьева. - Псков: ПГПИ, 1999. - 416 с.
5. Филина, С. В. Способность зрительного восприятия (у детей 10-12 лет):
дис.....канд. психол. наук/ С. В. Филина. - Ярославль, 1955. - 294 с.
6. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности/ В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994.-315 с.
7. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
8. Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. ~ 144 с.
УДК373.3/.5
А. Л. Теров
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно образовательные учреждения готовят человека к активной деятельности в духовной, социальной, экономической и политической сферах жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования трудно переоценить. Современная сельская общеобразовательная школа, на мой взгляд, способна дать достойные ответы вызовам времени - создать условия для формирования
самоактуализирующейся личности, т. е. конкурентоспособного, инициативного выпускника, склонного к самореализации и самосовершенствованию. Однако для этого необходима индивидуализация образовательного процесса в школе. Перед тем как остановиться на осмыслении понятий «индивидуализация образовательного процесса» и «самоактуализация», я хотел бы обратить внимание на следующие допущения:
1. Человек - сознательное и разумное создание, и сама его сущность постоянно движет им в направлении личностного роста, творчества и саморазвития. Человек - во многом активный творец собственной жизни, обладающий свободой выбирать и развивать стиль жизни. «Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления “наверх”) сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространённую и, возможно, универсальную тенденцию» [10].
2. Каждая личность в образовании - существо деятельное, ищущее смысл собственной деятельности, своей жизни и своё призвание в этом мире. Становление такой личности всегда незавершено, всегда являет собой процесс индивидуального поиска и самодостраивания. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления [7].
3. Индивидуализацию образования можно рассматривать как способ обеспечения каждому школьнику права и возможности для формирования собственных образовательных целей и задач, своей образовательной траектории, придания осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив [1].
4. Самоактуализация личности является одним из важнейших результатов и одной из конечных целей индивидуализации образовательного процесса.
Теоретическое, философское обоснование концепция индивидуализации и потребности в самоактуализации получила в экзистенциальной философии, разработанной такими учёными, как С. Кьеркегор (1813-1855), К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976) и Ж.-П. Сартр (1905-1980). Психолого-педагогическое обоснование индивидуализации можно обнаружить прежде всего у представителей гуманистической психологии (психологии третьей силы) Э. Фромма, Г. Олпорта, К. Роджерса и особенно А. Маслоу [7]. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» [12]. Так, А. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека как «желающее существо», а все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования. Все потребности он расположил в из-
вестную пирамиду. Потребности в пирамиде расположены в порядке их очерёдности от основания к вершине. В основе этой иерархичной схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные в самом основании, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным «верхними» потребностями.
Согласно представлениям гуманистической психологии о приоритете творческой стороны в человеке, трудно переоценить значение удовлетворения потребности человека в самоактуализации, как наивысшей человеческой потребности. А. Маслоу характеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться -значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого. Большинство людей нуждаются во внутреннем самосовершенствовании и ищут его. Однако очень невелик процент людей, которые самоактуализируются. Маслоу утверждал, что среднестатистический человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70 - безопасность и защита, 50 - любовь и принадлежность, 40 - самоуважение и лишь 10% -самоактуализация [7].
В российских исследованиях, посвящённых проблеме самоактуализации, или самореализации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного, развивающегося и деятельного (В. В. Козлов, Л. А. Ко-ростылёва, Ю. Е. Зайцева). Само понятие интерпретируется исследователями как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала (В. В. Козлов, Н. Н. Обозов). В этом контексте стали широко использоваться такие близкие по смыслу понятия, как «саморазвитие» и «самоутверждение», рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты жизни. Наиболее полная самоактуализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентаций, т. е. имеет место осуществление потребности в самореализации как стремлении реализовать свои способности и таланты. Такую самоактуализацию называют самоотдачей и самоосуществлением [в].
Для выявления взаимосвязи между удовлетворением школьниками потребности в самоактуализации и индивидуализацией образовательного процесса остановлюсь подробнее на понятии «индивидуализация» и вариантах трактовки данного термина. По мнению многих известных педагогов, работающих над данной проблемой, смысловое и понятийное поле этого явления не совсем проработано, имеется несколько определений и несколько точек зрения по поводу термина «индивидуализация», «индивидуализация образовательного процесса». В результате анализа научных статей, а также по материалам, найденным в сети Интернет, мною были выявлены две основные стратегии индивидуализации: стратегия «учёта индивидуальных
особенностей человека» и стратегия «индивидуальной образовательной и социальной траектории человека», понимаемой как активное преодоление заданного контекста, принципиальное открытие возможностей каждого человека. Причём, по мнению многих педагогов-инноваторов, именно процесс индивидуализации является базовым, в рамках которого идёт становление современного человека - члена информационного общества. По мнению П. Г. Щедровицкого, в настоящее время в обществе в целом, и в системе образования в частности, формируется новое институциональное ядро - индивидуальная образовательная программа. Она не привязана ни к какому образовательному стандарту, она привязана к конкретному человеку и на определённом жизненном этапе почти тождественна его жизненному пути. В связи с этим в образовательных учреждениях современного типа возникла необходимость в новых педагогических профессиях - тьютора, проектировщика индивидуальной образовательной программы, который организует взаимодействие между семьёй, образовательным учреждением, представителем государства и самим учащимся. По мнению П. Г. Щедровицкого, индивидуализация - социокультурный механизм, создающий и поддерживающий индивидуальность и социокультурное существование личности [8]. По определению Г. Н. Прозументовой, индивидуальность - это бесконечный процесс становления, и её понимание остаётся за пределами наших возможностей, следовательно, проблематика педагогики уходит именно в проблематику индивидуализации, а не индивидуальности. Автор отметила, что в творческой педагогической группе «Школа совместной деятельности» под индивидуализацией понимается Я-простран-ство в совместной деятельности. Такое понимание индивидуализации согласуется с проблемой личного долга и жизненного личного пути, которые освещены в работе М. К. Мамардашвили «Психологическая топология индивидуальности». Г. Н. Прозументова провела чёткую грань между понятиями «Я-концепция» (психологическое представление человека о себе, по Р. Бернсу) и «Я-пространство» (не психическое состояние-представление, а пространство личной деятельности в совместной деятельности, событийно переживаемое пространство) [3].
В работе Т. М. Ковалёвой «Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов» помимо раскрытия главных особенностей трёх практик индивидуализации в локальных школьных проектах, представлены теоретические выводы и предположения. Автор фиксирует принципиальное различие процесса индивидуализации и индивидуального подхода в обучении. Индивидуальный подход в обучении осуществляется в школьной практике в поддержку эффективности самого обучения, направленного на социализацию человека. Чтобы этот процесс был безболезненным и каждый выпускник школы смог бы найти своё место в обществе, был успешным, необходимо с самого начала при обучении учи-
тывать, что все дети разные, имеют разный темп восприятия и запоминания информации, преимущественно используют определённые каналы восприятия и т. д. У индивидуализации же более широкая задача - «вывести» ученика в процесс образования как управления своей образовательной траекторией. При таком подходе педагог, взрослый помогает ребёнку нарабатывать собственные техники, приёмы работы, необходимые в построении своей индивидуальной личной образовательной программы. В качестве трёх возможных средств и форм организации для построения индивидуальной образовательной программы могут выступать: поддержка образовательной активности учащихся, организация выездных образовательных программ для подростков и последующая аналитическая работа с ними для создания собственных стилевых характеристик, первичное освоение культурных типов деятельности: проектирование, исследование, творчество, через которые происходит овладение методами образовательной самоорганизации, необходимыми для построения индивидуальной образовательной программы [1].
Е. А. Суханова в своей статье «Тьюторство как механизм индивидуализации» определяет роль индивидуализации как определённого мостика между процессами обучения и образования, условием перехода обучаемого и обучающего к образующемуся (в рамках школы). При этом в учебный процесс, в организацию школьного уклада обязательно привносятся такие понятия, как индивидуальная образовательная активность, выбор, смысл, индивидуальное движение, опыт. В данном контексте индивидуализация определяется автором статьи как придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив. Индивидуализация, по мнению автора статьи, таким образом, предполагает перевод учебного процесса в образовательный [5].
В связи с выявлением влияния современной школы на удовлетворение потребности в самоактуализации интересны результаты исследования, которое я проводил в образовательных учреждениях Томской области в январе-апреле 2007 г. В качестве одной из методик исследования я использовал диагностику самоактуализации личности (А. В. Лазуткин в адаптации
Н. Ф. Калина). Было протестировано 89 старшеклассников из 6 сельских общеобразовательных учреждений. Обобщённые результаты исследования могут быть представлены следующим образом:
Количество учащихся 89
Максимальный балл 15
Ориентация во времени 8,4
Ценности 8,6
Взгляд на человека 7,6
Потребность в познании 7,8
Креативность 8,7
Автономность 7,5
Спонтанность 6,1
Самопонимание 7,2
Аутосимпатия 8,1
Контактность 7,6
Гибкость в общении 7,5
Как видим, при оптимальном значении показателей в 12-15 баллов ни по одному из 11 параметров средние баллы тестирования сельских старшеклассников не дотянули до этого порога. Результаты по разным определяемым параметрам варьируют от 6,1 (спонтанность) до 8,7 (креативность). Другими словами, выпускник современной сельской школы не имеет хорошо сформированных качеств и чётко выраженных базовых компонентов самоактуализирующейся личности.
К таким параметрам, которые диагностируются использованной методикой, относятся:
• Ориентация во времени. Высокий показатель по данному параметру свидетельствует о понимании экзистенциальной ценности жизни «здесь и сейчас», о способности радоваться актуальным моментам, не сравнивая их с прошлым и не обесценивая предвкушении грядущих успехов.
• Шкала ценностей. Высокий балл свидетельствует о том, что разделяются ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил истину, добро, красоту, целостность, жизненность, уникальность, игру, самодостаточность...[11] Предпочтение этих ценностей свидетельствует о стремлении к гармоничному, здоровому бытию.
• Взгляд на природу человека. Может быть положительным (высокий балл) или негативным (низкий балл).
• Потребность в познании. Высокая потребность характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям.
• Креативность, или стремление к творчеству.
• Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, её целостности и полноты. Самоактуализирующаяся личность свободна. В терминах Э. Фромма автономность - это позитивная «свобода для», а не «свобода от» [9].
• Спонтанность - это, в трактовке гуманистической психологии, качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру.
• Самопонимание. Высокие показатели свидетельствуют о сензитив-ности, чувствительности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди не склонны подменять собственные вкусы и оценки приспособленческими внешними стандартами и стереотипами.
• Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цельности личности.
• Шкала контактности измеряет общительность личности и её способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.
• Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении [16].
Таким образом, анализ результатов исследования говорит о том, что отчасти дела с удовлетворением потребности в самоактуализации у школьников обстоят так, потому что многие обучающиеся не видят своего потенциала, не знают о его существовании, не владеют методиками и технологиями самосовершенствования, самораскрытия. Кроме того, традиционная система образования с её репродуктивной парадигмой обучения «всех и всему» отчуждает личность ребёнка от построения собственного образа в культуре человечества. Следовательно, создание в образовательном учреждении условий для индивидуализации процесса образования - задача первостепенной важности с точки зрения удовлетворения этой «метапотребности».
Какой смысл мы вкладываем в понятие «педагогические условия» и какие педагогические условия необходимы для эффективной индивидуализации и удовлетворения потребности в самоактуализации? Под педагогическими условиями индивидуализации образовательного процесса будем понимать условия, обстоятельства, благоприятствующие формированию и развитию личности в образовании, стремлению к самовыражению каждой личности через творческую образовательную деятельность, утверждению прав и свобод каждого человека. При таких условиях каждый субъект образовательного процесса осознает своеобразие и ценность собственного бытия, собственного жизненного и образовательного пути, необходимость саморазвития и самосовершенствования, раскрытия собственного творческого потенциала. Всё многообразие педагогических условий индивидуализации образовательного процесса в сельской школе я условно распределил на шесть групп: организационно-педагогические; кадровые; методические; дидактические; психолого-физиологические; условия управления образовательным процессом. Приведу в качестве примера лишь некоторые.
1. Организационно-педагогические условия индивидуализации образовательного процесса:
- разработка при активном участии педагогов и старшеклассников учебного плана школы, максимально учитывающего образовательные запросы и потребности каждого школьника;
- наличие в образовательном учреждении многообразия форм получения образования;
- наличие гибкого расписания учебных занятий, кружков, клубов,
факультативов, составленного с учётом индивидуальных учебных планов старшеклассников;
- создание системы мониторинга образовательной деятельности учреждения, эффективности реализации индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ.
2. Кадровые условия индивидуализации образовательного процесса:
- наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, с высоким уровнем образования, способных к эффективной, высокопродуктивной, в том числе и инновационной деятельности;
- наличие творческой группы методически грамотных единомышленников, осознающих и принимающих концепцию индивидуализации образовательного процесса;
- разработка грамотной системы морального и материального стимулирования педагогических кадров за творческое отношение к труду и высокие достижения;
- осуществление регулярной диагностики причин успешности, неуспешности или блокирования нововведений среди педагогического персонала.
3. Методические условия индивидуализации образовательного процесса:
- повышение уровня педагогических знаний по индивидуализации образовательного процесса, личностно-ориентированным моделям и технологиям обучения;
- изучение и использование в своей профессиональной деятельности опыта различных вариантов индивидуализации образовательного процесса, организация с этой целью стажировок педагогов школы в образовательных учреждениях с опытом подобной работы;
- переход на новые формы повышения квалификации педагогов, разработка индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- диагностика реальных возможностей и уровня общего и профессионального развития учителей, в том числе на предмет определения уровня владения технологиями индивидуализации, личностно-ориентированными технологиями.
4. Дидактические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы:
- предоставление обучающимся свободы выбора образовательных программ, форм, методов и средств получения образования;
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
- совместная работа обучаемых, педагогов и родителей в сотруд-
ничестве при решении разнообразных проблем образовательного характера, формирование каждым старшеклассником собственной индивидуальной образовательной программы и индивидуальной образовательной траектории, партнёрское взаимодействие участников образовательного процесса, диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;
- широкое использование в образовательном процессе проектной, исследовательской деятельности. Наличие значимой в образовательном или жизненном плане проблемы, задачи, требующей самостоятельной образовательной активности, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых индивидуальных образовательных результатов;
- доминирование в работе школы целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития ребёнка, акцент на мотивацию достижений и успехов учащегося, направленность всего образовательного процесса на поддержку индивидуального развития, применение гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности.
5. Психолого-физиологические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы:
- учёт закономерностей психического и физиологического развития старшеклассников, особенностей развития их познавательных процессов;
- индивидуальный подход в обучении, учёт индивидуального латерального профиля, наличия доминанты левого или правого полушария, ведущей модальности, половой психической дифференциации, психологических девиаций, наличия синдрома гиперактивности и дефицита внимания, сенсорной и моторной асимметрии [4];
- наличие нескольких вариантов программ и учебных пособий в старших классах, позволяющих реализовывать в полной мере индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные планы (программы и учебники для разных профилей обучения и т. д.);
- наличие учебно-наглядных пособий, учебно-лабораторного оборудования, позволяющего организовать учёт индивидуального латерального профиля.
6. Управленческие условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы [2]:
- открытость, чёткость и понятность управленческих решений, системность управления;
- развитие общественных институтов управления - совета школы, попечительского совета, совета старшеклассников - широкое участие в принятии важных для школы решений учащихся, родителей, педагогов;
- идея воодушевляющего управления, направленного на установление между руководителями и подчинёнными отношений сотрудничества, сотворчества, управленческие решения должны быть направлены на сплочение коллектива ради достижения гуманных целей индивидуализации независимо от приверженности к иной или иной парадигме образования и педагогической технологии, единство слова и дела руководителя;
- индивидуальный подход в методах управления, мотивации, в поощрении и наказании; по возможности максимально возможный учёт личных целей и потребностей;
проявление интереса к мнениям, суждениям, предложениям и взглядам сотрудников, учащихся, родителей, положительное восприятие конструктивной критики;
- поощрение творчества, видение в каждом члене школьного коллектива источника новых позитивных идей;
- поощрение дискуссий о качестве педагогического процесса в коллективе, о путях развития школы, похвала и признание малейших успехов, подбадривающие советы, предоставление каждому шансов на продвижение.
- достаточные возможности у каждого педагога для суверенного существования и педагогического действия;
- осознание каждым представителем управленческого персонала важности профессионального и личностного развития, в том числе собственного.
Таким образом, самоактуализирующаяся личность есть важнейший результат и одна из главных целей индивидуализации образовательного процесса. В процессе продвижения по собственной образовательной траектории при реализации индивидуальной образовательной программы удовлетворяется потребность высшего порядка - потребность в самореализации, подразумевающая наличие свободы выбора собственного пути саморазвития и ответственность заданный выбор. Для эффективной индивидуализации образовательного процесса необходимо соблюдение целого ряда педагогических условий.
Библиографический список
1. Ковалёва, Т. М. Практика работы с процессом индивидуализации. Анализ локальных школьных проектов / Т. М. Ковалева // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: сб. науч. тр. по материалам IV все-рос. науч. конф. / отв. ред. А. О. Зоткин, И. Д. Проскуровская. - Томск: Пилад, 2000.-С. 49-53.
2. Лукашевич, В. В. Управление персоналом / В. В. Лукашевич. - М.: Юни-ти, 2004. -С. 31,94-96, 135-150.
3. Прозументова, Г. Н. Педагогика совместной деятельности: проблема
индивидуализации в массовой школе / Г. Н. Прозументова // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. / отв. ред. А. О. Зоткин, И. Д. Проскуровская. - Томск: Пилад, 2000.
4. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003. -С. 37-49, 168-251.
5. Суханова, Е. А. Тьюторство как механизм индивидуализации / Е. А. Суханова // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. / отв. ред. А. О. Зоткин, И. Д. Проскуровская. - Томск: Пилад, 2000. - С. 49-53.
6. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - С. 409-410, 426.
7. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2007. -С. 479-521.
8. Щедровицкий, П. Г. Проблема индивидуальности / П. Г. Щедровиц-кий // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: сб. науч. тр. по материалам IV всерос. науч. конф. / отв. ред. А. О. Зоткин, И. Д. Проскуровская. - Томск: Пилад, 2000. - С. 13-25.
9. Fromm, Е. The art of loving / E. Fromm. - New York: Harper and Row, 1956.-P. 31.
10. Maslow, A. H. Motivation and personality (3 rd ed.) / A. H. Maslow. - New York : Harper and Row, 1987. - P. 20.
11. Maslow, A. H. Toward a psychology of being (2 nd ed.) / A. H. Maslow. -New York: Van Nostrand, 1968. - P. 24, 25.
12. Sartre, J. P. Existentialism and human emotions / J. P. Sartre. - New York: Wisdom Library, 1957.-P. 15.
УДК 373.3/. 5
О. Е. Хальзова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛИЗИЙНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ФУНКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Современное образование, как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных способностей и формирование ключевых компетенций. Среди общих инструментальных компетенций школьников есть такие, которые обеспечивают готовность осмысленно, конструктивно осуществлять деятельность в условиях некоторой неопре-