Научная статья на тему 'Педагогические условия и критерии эффективности построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования'

Педагогические условия и критерии эффективности построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / UPBRINGING / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотякова Светлана Сергеевна

Статья содержит краткое теоретическое обоснование проблемы построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования. На основе исследований зарубежных и отечественных авторов в статье представлены основные условия эффективного функционирования воспитательного пространства в системе дополнительного образования. Также выделены критерии оценки эффективности воспитательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хотякова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND EFFICIENCY CRITERIA OF CONSTRUCTING THE EDUCATIONAL AREA IN THE INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article contains specifics of educational area organization in institutions of additional education. Based on the research of foreign and Russian authors, the main conditions for the effective functioning of the educational area in the system of additional education are formulated. The criteria for assessing the educational space effectiveness are also singled out and discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и критерии эффективности построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-5-86-20 УДК 37.013.42

Хотякова Светлана Сергеевна

Аспирант,

Череповецкий государственный университет

(Череповец, Россия)

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья содержит краткое теоретическое обоснование проблемы построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования. На основе исследований зарубежных и отечественных авторов в статье представлены основные условия эффективного функционирования воспитательного пространства в системе дополнительного образования. Также выделены критерии оценки эффективности воспитательного пространства.

Ключевые слова: воспитание, организация воспитательного пространства

© X0THK0Ba C.C., 2018

Khotyakova Svetlana Sergeevna

Postgraduate student, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND EFFICIENCY CRITERIA OF CONSTRUCTING THE EDUCATIONAL AREA IN THE INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract. The article contains specifics of educational area organization in institutions of additional education. Based on the research of foreign and Russian authors, the main conditions for the effective functioning of the educational area in the system of additional education are formulated. The criteria for assessing the educational space effectiveness are also singled out and discussed in the article.

Keywords: upbringing, organization of the educational area

Введение

Сегодня дополнительное образование детей признается одной из значимых сфер образования. На нее возлагаются большие надежды, спектр которых очень широк: от решения частных педагогических вопросов до глобальных социальных проблем восстановления «связи времен и поколений».

Однако с развитием информационных технологий и свободным доступом в Интернет дети отдалились от повседневных занятий, учебного процесса и не заинтересованы в получении дополнительного образования. В связи с этим перед педагогами возникает новая задача, связанная с проблемой организации воспитательного пространства в условиях дополнительного образования, которая приобретает еще большую актуальность, нуждаясь в полноценном анализе.

Понятие воспитательного пространства введено в научный оборот сравнительно недавно. В настоящее время исследование данного феномена проводится в несколь-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5

179

ких направлениях: воспитательное пространство рассматривается как педагогическая категория (Л.И. Новикова, А.В. Гаврилин, В.В. Андреева) и как условие личностного развития детей (Н.Л. Селиванова).

Актуальность и проблема грамотной организации воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования рассматриваются в трудах ведущих ученых и педагогов страны, таких как В.В. Белова, Р.У. Богданова, В.А. Горский, О.Е. Лебедев, Е.Е. Чепурных и др. Также в настоящее время Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ и другие нормативно-правовые акты нацелены на «реализацию мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» [3, с. 470].

Однако в исследованиях ученых в настоящее время в полной мере не представлены условия и критерии эффективности построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования, именно поэтому наша статья посвящена данной проблеме.

Основная часть

Современная наука обладает существенным объемом знаний, теоретическими предпосылками, которые формируют условия для поиска возможностей решения организации воспитательного пространства в образовательных учреждениях, но несмотря на это необходима систематизация имеющихся знаний, которые будут гарантировать эффективность построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования детей.

Дополнительное образование является многомерным понятием в современном мире (Н.А. Морозова), его задачей является свобода выбора в любой области знаний, основываясь на добровольности (В.В. Белова, А.К. Бруднов, Е.Б. Евладова, И. А. Зимняя, М.В. Коваль, В. А. Лобов и др.) [4].

Согласно исследователю С. Б. Серяковой, воспитательное пространство - сильнейший фактор и ресурс инноваций в современном образовании постсоветских стран [8].

Основа системы дополнительного образования: создание условий для индивидуального образовательного пути детей. Для учреждений дополнительного образования важны, в первую очередь, интересы каждого учащегося: благодаря этому выявляется творческий потенциал детей, обеспечиваются благоприятные условия для самореализации [9].

В настоящее время в РФ наблюдается следующая тенденция в учебно-воспитательном процессе: дополнительное образование выступает абсолютно новой сферой, воплощает гуманистические идеи, ему большее не отводится второстепенная роль. Дополнительное образование ставит своей целью всестороннее развитие личности, раннюю профориентацию, в отличие от современной школы, задача которой - общее образование [1]. Каждый ребенок получает школьное образование, как и все другие, в объеме согласно Государственному стандарту образования. Если говорить о дополнительном образовании, оно имеет вариации, многообразность, различные направления. Дополнительное образование усиливает вариативную состав-

180 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5

ляющую общего образования, способствует реализации знаний, которые дети приобретают в общеобразовательных учреждениях, помогает раннему самоопределению и способствует всестороннему развитию личности [2].

Термин «воспитательное пространство» впервые появился в научных работах Л.И. Новиковой в 90-е гг. и был связан с понятием среды. Автор рассматривал понятие «воспитательное пространство» как специально организованную педагогами совместно с детьми «среду в среде», которая создает принципиально новые возможности развития личности ребенка по отношению к уже имеющимся [5, с. 252]. Иными словами, воспитательный процесс интегрирует в сферу дополнительного образования, создавая более эффективные условия в данном виде деятельности.

Воспитательное пространство, по мнению В.М. Степанова, является местом и условием, которое специально смоделировано, оно предлагает различные варианты выбора «оптимальной траектории» личностного развития и становления индивидуума [10, с. 172]. Воспитательное пространство позволяет детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте.

Позже Н.Л. Селиванова проводит собственные исследования, нацеленные на выявление соотношения между категориями среды и пространства, выделяя структурные единицы воспитательного пространства, обосновывая механизмы и определяя подходы его становления. Таким образом, исследования Н.Л. Селивановой служат методологическим основанием организации воспитательного пространства в дополнительном образовании.

Д.В. Григорьев, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова определяют воспитательное пространство как среду, для которой характерно педагогическое событие детей и взрослых. Это является механизмом его организации.

Таким образом, можно отметить неоднозначность определений понятия «воспитательное пространство». Н. Л. Селиванова полагает, что различные суждения присутствуют потому, что пространство многомерно ввиду его образовательной, культурной и социальной наполненности [7].

Т.П. Беликова выделяет в воспитательном пространстве 7 составляющих: экологическую, деятельностную, компаративную, эмоциональную, коммуникативную, информационную, социально-предметную [3].

В рамках нашего исследования становится очевидной необходимость выделения характеристик эффективного функционирования воспитательного пространства в системе дополнительного образования:

- единая цель участников;

- общая педагогическая концепция, направленная на гуманистические ценности;

- «мягкая» структура пространства, его событийность, режим создания «диалог»;

- разветвленная система отношений между различными компонентами.

Однако в быстро развивающемся мире появляется необходимость совершенствования данных характеристик посредством их актуализации с условиями и критериями, соответствующими актуальным потребностям общества. Отметим, что достичь

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5

181

данного результата можно, лишь учитывая интересы детей в процессе формирования воспитательной деятельности. Следовательно, воспитание современного ребенка непосредственно зависит от его интересов и увлечений, которые педагог должен учитывать при организации воспитательного пространства.

На основании изученных нами исследований мы выявили ряд необходимых условий для организации воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования:

Во-первых, необходимо соотнести элементы содержания воспитательного пространства (содержание образования, инновационная деятельность, комплекс технологий, удовлетворение социального заказа на образовательные услуги, управление учреждением) и особенности микросоциальной среды, в контексте которой строится воспитательное пространство (место жительства, традиции, культура и т.д.).

Во-вторых, наличие у педагога широкого репертуара и вариативности ролевых позиций по отношению к обучающимся (наставник, тренер, консультант, тьютор и т.д.).

В-третьих, учет интересов обучающихся в процессе наполнения содержания воспитательного пространства и использование современных интерактивных технологий в процессе организации воспитательной работы.

В-четвертых, следует опираться на принципы ориентации, рост каждого учащегося в личностном плане, комплементарности, вариативности, полисубъектности воспитания, творческой активности, интеграции.

В-пятых, при построении воспитательного пространства основным ядром следует считать детские общественные объединения, которые являются самодеятельными, самоорганизующимися сообществами, где дети - активная созидательная движущая сила, способная реализовать свою субъектную позицию.

Также, по нашему мнению, еще одним важным и актуальным в настоящее время условием организации воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования является разработка модели воспитательного пространства в парадигме личностно-ориентированного образования. Такая модель должна опираться на программно-методическое сопровождение, включать в себя разноплановое обучение, которое построено на принципах гуманизма и направлено на воспитание человека культуры.

Важно отметить, что модель воспитательного пространства должна сочетать в себе организацию совместного в рамках всех элементов воспитательного пространства, которые бы обеспечивали обучающимся усвоение теоретических знаний для самостоятельного развития, самоопределения, стремления к самопознанию, а также приобретение опыта по развитию [6]. Педагогу необходимо формировать потребности к духовному, профессиональному, личностному развитию и самосовершенствованию; сочетая творчество и профессионализм, создавать многокультурную развивающую среду; стимулировать выработку и усвоение всеми участниками учебно-воспитательного процесса основополагающих личностных ценностей и смыслов, обеспечивающих саморазвитие человека; осуществлять поддержку и сопровождение развития учащегося, реализуемые при активном участии самого ребенка, способного выносить собственные оценки своим поступкам; расширять педагогическое про-

182 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5

странство за счет установления отношений с разнообразными социальными институтами, органично сочетая возможности основного и дополнительного образований.

Эффективность организации воспитательного пространства в образовательных учреждениях можно оценить на основании определенных критериев. В данной работе мы выделили критерии оценки воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования:

Во-первых, принятие обучающимися преподавателя.

Во-вторых, позитивное отношение субъектов воспитания к целям и содержанию воспитательной системы учреждения, а также осознание субъектами своего пребывания в учреждении как важного события в жизни и условия успешной профессиональной карьеры в будущем.

В-третьих, соответствие релевантных характеристик выпускника модельным представлениям (идеальная модель) о нем, принятым в педагогическом коллективе и в определенной степени отражающим социальные потребности государства (социальные компетентности).

В-четвертых, личностная значимость для субъектов воспитания событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровнях и положительная оценка учебных и вне-учебных контактов с субъектами воспитательного пространства учреждений дополнительного образования.

В-пятых, уровень удовлетворенности родителей результатами воспитательного процесса в учреждении (по итогам социологических опросов и анкет).

В-шестых, степень участия обучающихся учреждения дополнительного образования в мероприятиях городского, областного, всероссийского и международного уровней.

И наконец, отсутствие у обучающихся правонарушений и аморальных поступков.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что современная система дополнительного образования является наиболее эффективной системой организации воспитательной работы с детьми, так как дополнительное образование не регламентируется стандартами, предоставляет обучающемуся широкое разнообразие деятельности в различных областях, направлено на приобретение практических навыков, допрофес-сиональную подготовку, достижение успехов в разнообразных видах деятельности и т.д., а также имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). Для полноценного функционирования системы дополнительного образования необходимо учитывать определенные условия при построении воспитательного пространства конкретного учреждения. Результат эффективности построения воспитательного пространства можно оценить с помощью критериев эффективности. Также стоит отметить, что современным педагогам при построении воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования необходимо учитывать ряд сложностей, таких как темпы развития современного общества, актуальную ситуацию развития общества и запросы общества на определенном этапе его развития, а также, в соответствии с данными сложностями, вносить корректировки в свою деятельность по построению воспитательного пространства в учреждении.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5

183

Литература

1. Выприцкая С.В. Моделирование развивающего воспитательного пространства учреждения дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2013. 283 с.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.

3. Зимняя И.А. Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания // Стратегия воспитания в образовательной системе России. М., 2005. С. 465-480.

4. Мещерякова Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве (на материале подготовки учителя иностранного языка): дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2002. 395 с.

5. Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996. 349 с.

6. Резниченко М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: дис. ... д-ра пед. наук. М, 2009. 474 с.

7. Селиванова Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория - практике. М., 1995. 285 с.

8. Серякова С. Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования: Монография. М.: МПГУ, 2005. 324 с.

9. Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 503 с.

10. Степанов М.В. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 1999. 190 с.

11. Якушкина М.С. Взаимодействие социокультурных институтов как фактор развития воспитательного пространства: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 275 с.

References

1. Vipritskaya S.V. Modelirovanie razvivayushchego vospitatel'nogo prostranstva uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: dis. ... kand. ped. nauk [Modeling of the educational area of the institution of children's additional education: Dr. dis.]. Kazan, 2013. 283 p.

2. Evladova E.B., Loginova, L.G., Mikhailova N.N. Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education of children]. Moscow: VLADOS, 2002. 352 p.

3. Zimniaya I.A. Psihologo-pedagogicheskaya harakteristika strategial'nogo podhoda i obshchej strategii vospitaniya [Psychological and pedagogical characteristics of the strategic approach and the general strategy of education]. Strategiya vospitaniya v obrazovatel'noj sisteme Rossii [The strategy of education in the educational system in Russia]. Moscow, 2005, pp. 465-474.

4. Meshcheryakova E.V. Teoriya i praktika professional'noj podgotovki uchitelya k pedagogicheskomu vzaimodejstviyu v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve (na materiale podgotovki uchitelya inostrannogoyazyka): dis. ... d-raped. nauk [Theory and practice of teacher's training for pedagogical interaction in the modern educational area: On the material of preparation of a foreign language teacher: Dr. dis.]. Moscow, 2002. 395 p.

5. Novikova L.I., Kuleshova I.V. Vospitatel'noe prostranstvo: opyt i razmyshleniya [Educational space: experience and reflection]. Metodologiya, teoriya ipraktika vospitatel'nyh sistem:poisk prodolzhaetsya [Methodology, theory and practice of educational systems: the search continues]. Moscow, 1996. 349 p.

6. Reznichenko M.G. Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva vuza: dis. ... d-ra ped. nauk [Formation of the educational area of the higher school: Dr. dis.]. Moscow, 2009. 474 p.

184 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5

7. Selivanova N.L. Vospitatel'naya sistema kak ob"ekt pedagogicheskogo modelirovaniya [The educational system as an object of pedagogical modeling]. Modelirovanie vospitatel'nyh sistem: teoriya -praktike [Modeling of educational systems: theory - practice]. Moscow, 1995. 285 p.

8. Seryakova S.B. Psihologo-pedagogicheskaya kompetentnost' pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical competence of the teacher of additional education]. Moscow: MPGU, 2005. 324 p.

9. Seriakova S.B. Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk [The formation of the psychological and pedagogical competence of the teacher of additional education: Dr. dis.]. Moscow, 2006. 503 p.

10. Stepanov M.V. Organizaciya razvivayushchego obrazovatel'nogo prostranstva v innovacionnoj shkole: dis. ... kand. ped. nauk [Organization of developing educational area in the innovation school: Dr. dis.]. Irkutsk, 1999. 190 p.

11. Yakushkina M.S. Vzaimodejstvie sociokul'turnyh institutov kak faktor razvitiya vospitatel'nogo prostranstva: dis. ... d-ra ped. nauk [Interaction of socio-cultural institutions as a factor of development of educational area: Dr. dis.]. Moscow, 2008. 275 p.

Примечание: работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.В. Ивановой

Для цитирования: Хотякова С.С. Педагогические условия и критерии эффективности построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №5(86). С. 179-185. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-20

For citation: Khotyakova S.S. Pedagogical conditions and efficiency criteria of constructing the educational area in the institutions of additional education. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 5 (86), pp. 179-185. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-20

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №5

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.