исследовательском плане проблемы или задачи на первом этапе обращена к ценностно-мотивационному компоненту. Третий этап работы над проектом требует применения определённых умений и качеств личности
(операционно-творческий компонент), а становление когнитивного компонента происходит на протяжении всей работы над проектом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 238 с.
2. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях // О чем спорят в языковой педагогике. М.: Еврошкола, 2004. 236с.
REFERENCES
1. Safonova V V Izuchenie jazykov mezhdunarodnogo obwenija v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Voronezh: Istoki, 1996. 238s.
2. Safonova V V Kommunikativnaja kompetencija: sovremennye podhody k mnogourovnemu opisaniju v metodicheskih celjah // O chem sporjat v jazykovoj pedagogike. M.: Evroshkola, 2004. 236s.
И. А. Ларисова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Развитие и реализация интеллектуальных и творческих способностей учащихся волнуют учёных с давних времён. В настоящее время проблема творческой самореализации подростков также актуальна и относится к числу глобальных образовательных задач. Не случайно модернизация российского образования направлена на усиление внимания к личности обучаемого, на развитие индивидуальных способностей и создание педагогических условий формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе.
Ключевые слова: педагогически комфортная среда, творческая самореализация, педагогические условия.
I. Larisova
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF TEENAGERS' CREATIVE SELFREALIZATION IN EDUCATIONAL PROCESS
The development and realization of students ' intellectual and creative abilities have been worrying the scientists for a long time. At present the problem of teenagers' creative selfrealization is actuall too and it is related to a number of global educational tasks. It is no mere chance that the modernization of Russian education is directed (turned) to the concentration of attention to the student's personality, to the development of individual abilities and creation of pedagogical conditions of teenagers 'formation of creative selfrealization in educational process.
Key words: pedagogically comfortable environment, creative selfrealization, pedagogical conditions.
Учёные с давних времён стремились понять механизм самореализации. Предполагалось, обучая детей, каждого из них сделать творцом, а сам процесс творческой реализации управляемым, подконтрольным сознанию.
Интенсивное развитие социально-экономических, политических процессов в современном обществе приводит к изменению требований к профессиональной деятельности учителя. От педагога требуется высокий профессионализм, мобильность, умение творчески и динамично подходить к осуществлению поставленных целей. Учитель — аккумулятор и передатчик высших культурных ценностей человека, поэтому трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека. Учитель побуждает ученика к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т. е. создаёт необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов, самореализации в образовательном процессе.
Вопрос о присутствии у человека потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Реализация способностей в деятельности человека рассматривается как потребность в самореализации.
М. Р. Гинзбург утверждает, что позитивно ориентированная учителем самореализация наполняет будущее смыслом, структурирует его и делает человека субъектом собственного становления. Эффективность — неэффективность самореализации задает будущее как осмысленное или неосмысленное, структурированное или неструктурированное, активное (планируемое) или пассивное (случайное) [1].
Творческую самореализацию подростка в образовательном процессе мы рассматриваем как вид деятельности подростка, включающий в себя:
- самореализацию личности подростка, под которой мы понимаем реализацию личностного потенциала, связанную с активностью личности, с её целеполаганием
и уровнем притязаний, с развитием субъект-ности в создании продукта самостоятельной деятельности. Сущностными характеристиками творческой самореализации как деятельности является единство внутренней и внешней деятельности, интериори-зации и экстериоризации, субъектность, результативность;
- совместную управленческую деятельность как вид социальной деятельности, обеспечивающей целенаправленность, организованность функционирования управления и сопровождающих её процессов (методического, психологического). Характер взаимодействия сопровождает сотрудничество, открытость, доверие в процессе формирования творческой самореализации в образовательном процессе.
Творческая самореализации подростка как деятельность складывается из определения целей, задач, объекта, субъекта деятельности, выбора методов и средств, способов деятельности, создания условий для творческой самореализации, выявления результата.
Цель творческой самореализации подростка, являясь идеальным представлением конечного результата, формулируется в социальном заказе к системе образования, ориентирующем её на деятельность по самоопределению и самореализации личности.
Объектом творческой самореализации подростка является процесс раскрытия личностью внутреннего потенциала как осуществления его потребностей, способностей, возможностей, т. е. процесс, обусловленный индивидуальными особенностями и педагогическими условиями образовательного учреждения посредством совместной деятельности с педагогом.
Субъектами творческой самореализации выступают педагог и подросток. Педагог создаёт условия, включает подростка в разные интересующие его виды деятельности, способствует развитию в его деятельности.
Методами и средствами творческой самореализации являются активные методы обучения и воспитания, к которым относятся деловые игры, проектирование, тренинги, характерными чертами которых являются:
творческий характер деятельности, диало-гичность, свободный выбор в принятии решений, создание ситуации успеха.
Результат творческой самореализации мы рассматриваем в создании образовательных продуктов: исследовательские, творческие проекты, результативное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня, работа в образовательных форумах и конференциях, публикация материалов выступлений и исследований.
Между процессом творчества и реализацией способностей подростка в общественно значимой деятельности, приобретающей характер творческой самореализации, существует последовательная связь (рис. 1).
Творческая самореализация предполагает не только использование задатков и особенностей человека, тесно связанных с наследственными факторами, но и влияние социальных и средовых факторов.
Педагогически комфортная среда образовательного учреждения играет значительную
роль в процессе творческой самореализации учащихся. Понятие педагогически комфортной среды определяется через непосредственное окружение личности (одноклассники, педагоги, администрация, друзья и т. д.), через атмосферу образовательного учреждения, межличностные отношения и контакты с другими людьми, то есть это — реальная действительность, в условиях которой происходит развитие и самореализация подростков. Результатом воздействия педагогически комфортной среды на подростка является создание духовных ценностей и развитие личности, индивидуальное планирование, связанное с будущей трудовой деятельностью, с решением жизненных ситуаций.
Применительно к нашему исследованию будем представлять следующую структуру педагогически комфортной среды, включающую компоненты: целевой, содержательный, средовый, оценочно-результативный (Рис. 2).
С) Неосознанная самореализация спонтанная
К) Целенаправленная самореализация
концептуальная
ТВ) Осознанная
самореализация
творческая
Рис.1. Самореализация подростка с позиции личностно-деятельностного подхода
Рис. 2. Компонентная структура педагогически комфортной среды
В качестве первого компонента мы выделяем целевой, который конкретизирует цели и задачи и характеризуется, прежде всего, атмосферой стремления к достижению осознанного результата субъектов образовательного процесса: педагог создаёт комфортные условия для самореализации подростков (социально значимая цель), подросток имеет лично значимую цель — самореализацию. Мотивы и потребности самореализации способны направить деятельность подростков на достижение поставленной цели.
Содержательный компонент педагогически комфортной среды условно можно разделить на несколько этапов: разработка творческих заданий с учётом потенциальных возможностей подростка; развитие умений и навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; организация совместной продуктивной творческой деятельности.
Деятельность подростка предполагает активное участие на каждом этапе, при этом меняется статусная позиция (ученик — консультант — куратор).
Средовый компонент — важнейший компонент среды, ориентированный на оказание помощи и поддержки процесса развития и творческой самореализации подростка. Сре-довый компонент включает педагогическую поддержку. Педагогическая поддержка — это система деятельности, имеющая свои цели, структуру, принципы, методы оказания помощи подростку в среде образовательного учреждения.
Оценочно-результативный компонент включает диагностику и самодиагностику по критериям и показателям, совместно выбранным педагогом и подростком. Задача педагога состоит в анализе результатов диагностики с целью выбора вариантов образовательных программ и их доработки с учётом индивидуальных потребностей и возможностей подростка.
Педагогическая среда образовательного учреждения рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития, саморазвития и творческой самореализации подростка.
Исследователи рассматривают несколько направлений деятельности педагога,
влияющих на раскрытие творческого потенциала учащихся:
• стиль обращения учителя с детьми (Ю. П.Азаров, Н. А. Березовин, Дж. Бро-фи, А. А. Коломенский, А. К. Маркова, Н. Ф. Маслова, К. Роджерс и др.);
• нетрадиционные педагогические технологии организации общения на уроке (Т. Ф. Акбашев, В. В. Архипова, А. Бассис, С. Френе и др.);
• анализ и преобразование стереотипа опыта личностно-ориентированного взаимодействия на уроке (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, А. Г. Гостев, Е. Ф. Шаталов и др.);
• культура общения педагога с детьми, коллегами и родителями учащихся (Ю. З. Гильбух, В. С. Грехнёв, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кухарев и др.).
В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется: 1) как среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать; 2) как обстановка, в которой что-либо происходит [3].
Объединяющее звено в данных трактовках — в том, что условия — это категория отношения предмета с окружающим миром, без которого он существовать не может.
В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева и другие рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогически комфортную среду, которая способствует успешности процесса творческой самореализации подростка.
Характер связей и отношений в педагогически комфортной среде определяется субъектами, реализующими какое-либо развитие в данное время на основе комплекса педагогических условий.
Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования творческой самореализации подростков в условиях педагогически комфортной среды.
Наиболее распространенный прием для обоснования комплекса педагогических условий сводится к выдвижению основных путей, обеспечивающих их определение. По нашему мнению, основными направлениями в выявлении педагогических условий должен быть учет и комплексная проекция сущности и особенностей разработанной модели на следующие факторы.
1) Педагогические условия эффективного функционирования модели формирования творческой самореализации в целом. Отметим, что к таким общим условиям относят:
- создание благоприятной демократической среды;
- акцентирование внимания на развитии индивидуальных творческих качеств личности;
- актуализацию личностного развития;
- вовлеченность в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей — понимания, воображения, мышления, проектирования и др.;
- интеллектуализацию, гуманитаризацию, фундаментализацию содержания образования [2].
2) Социальный заказ общества, который определяет постановку самой проблемы творческой самореализации и отражается в нормативных документах.
3) Характеристика сущности формирования творческой самореализации с учетом специфики образовательной среды. Данный фактор позволяет определить комплекс условий, адаптированный к использованию в реальном образовательном процессе, и не противоречащий природе процесса, который формирует творческую самореализацию подростков в условиях педагогически комфортной среды.
Итак, при выявлении комплекса педагогических условий мы учитывали:
- методологические подходы (системный, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий, средовый), составляющие базу нашего исследования;
- предмет, задачи и гипотезу нашего исследования;
- социальный заказ государства и общества, отраженный в нормативно-правовых документах;
- особенности и специфику педагогически комфортной среды формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе;
- перспективы развития модели в реальном образовательном процессе образовательного учреждения.
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы считаем, что комплекс педагогических условий, формирующий творческую самореализацию подростков в образовательном процессе, включает:
1) разработку интегрированной программы формирования творческой самореализации подростка;
2) включение подростка в субъек-субъектные взаимоотношения;
3) разработку индивидуальной траектории формирования творческой самореализации подростка.
Данные педагогические условия реализуются посредством психолого-педагогического сопровождения, организации творческой деятельности, инновационного сопровождения при активном сотрудничестве субъектов образовательного процесса.
Подводя итоги рассмотрению педагогических условий самореализации подростков в условиях педагогически комфортной среды, остановимся на существенных моментах.
1) Укажем преимущества психолого-педагогического сопровождения самореализации подростка в образовательном процессе:
- оно дает возможность следовать за естественным развитием ребенка;
опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед;
- признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития;
- взрослый не является опорой, простым «костылем», на который в случае необходимости может всегда опереться подросток (некоторые дети вообще привыкают к «костылям» и не могут сделать ни шагу без них; иные школьники до последнего класса учат
уроки вместе с родителями, каждый день отчитываются перед ними: что они сделали, а что — нет). Взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т. е. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов, самореализации.
2) Уточним, что интеграция направлена на создание условий для продуктивной творческой самореализации подростков и имеет этапы: теоретический — разработка интегрированных занятий, определение педагогических целей внедрения программы; экспериментальный — апробация теоретических обоснований и разработанной программы в педагогической практике; аналитический — сравнение полученных результатов с предполагаемыми; корректировочный — коррекция программы на основании анализа полученных результатов эксперимента; внедренческий — внедрение разработанной, апробированной в практике и подкорректированной программы.
3) Отметим, что внедрение интегрированной программы предполагает активное использование педагогического потенциала субъект-субъектных взаимоотношений. Педагогу необходимо привести подростка к собственным размышлениям и суждениям через освоение различных видов деятельности, через создание собственного творческого продукта, через определение чувств
и эмоций в отношении к деятельности и к результату.
Для разработки индивидуальной траектории формирования творческой самореализации подростка нами выделены ступени совместной деятельности субъектов образовательного процесса:
- овладение необходимой интеллектуальной информацией (структура и классификация фактов, выделение и интерпретация этих фактов в науке, объяснение терминов и понятий);
- освоение знания (понимание как высокая ступень усвоения информации на основе самостоятельной поисково-исследовательской и творческой деятельности);
- перенос информации (применение информации в новой ситуации).
Таким образом, исследуя теоретические аспекты проблемы творческой самореализации подростка в образовательном процессе, мы сформулировали следующие выводы.
1. Творческая самореализация подростка — объективно и субъективно значимый процесс осуществления личностного потенциала подростка, обусловленный его поисковой активностью и направленный на самопознание, самоопределение, реализуемое в продуктивной творческой деятельности.
2. Комплекс педагогических условий творческой самореализации подростка в условиях педагогически комфортной среды включает в себя разработку интегрированной программы, индивидуальной траектории; развитие субъектности участников образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 43-52.
2. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А.Сластенин и др. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368 с.
3. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский и др. М.: ИНФРА, 2000. 576 с.
REFERENCES
1. Ginzburg, M. R. Psihologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredelenija [Tekst] / M. R. Ginzburg; Voprosy psihologii. 1994. №3. S. 43-52
2. Pedagogika professional'nogo obrazovanija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh.ped.ucheb.zavedenij / V. A. Slastenin i dr.; M.: Izd. сentr «Akademija», 2004. 368s.
3.Filosofskij enciklopedicheskij slovar' / E. F.Gubskij i dr. M.: INFRA, 2000. 576 s.