Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала (из истории развития регионального образования)'

Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала (из истории развития регионального образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОРНОЗАВОДСКАЯ ШКОЛА / ТИПЫ ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ / СИСТЕМНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибенюк Ганна Геннадьевна

Рассматриваются педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала в XVIII в., которые с современных педагогических позиций можно рассматривать и как прообраз профильного обучения, и как построение индивидуальной образовательной траектории ученика, и как создание условий для достижения социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала (из истории развития регионального образования)»

УДК 370(09)

Г. Г. Грибенюк

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРНОЗАВОДСКИХ ШКОЛ УРАЛА

(из истории развития регионального образования)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная компетентность; горнозаводская школа; типы горнозаводских школ; системное общее образование; практико-ориентированное производственное обучение; педагогические условия.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются педагогические условия формирования социальной компетентности обучающихся горнозаводских школ Урала в XVIII в., которые с современных педагогических позиций можно рассматривать и как прообраз профильного обучения, и как построение индивидуальной образовательной траектории ученика, и как создание условий для достижения социальной компетентности.

Оперирование категориями — понятиями «компетентность» и «компетенции» является характерной особенностью отечественной педагогической науки последнего десятилетия. Пользуясь определением А. С. Белкина [1], в котором под компетентностью подразумевается совокупность когнитивных компонентов в структуре сознания человека, а под компетенциями — совокупность социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, можно предположить, что педагогические условия для формирования социальной компетентности в современном толковании были заложены еще в XVIII в. — в период становления и развития системы регионального образования, включавшей в себя пять основных типов горнозаводских школ: словесную, арифметическую, немецкую, латинскую и знаменованную [4]. Каждый из этих типов состоял из определен-

ного набора учебных дисциплин, имеющих гуманитарную или техническую направленность, и имел конкретное прикладное назначение. Так, словесная школа предоставляла первоначальную подготовку, и детей обучали грамоте, чтению, письму и пению. В арифметической (цифирной) школе основное место занимала математика, но также изучалось черчение и горнозаводское дело.

Основными предметами учебного плана знаменованной школы являлись черчение и рисование. По мысли В. Н. Татищева, художественное образование должно было носить прикладной характер — «для пользы мануфактуры и ремесел». В «Учреждении, коим порядком учители русских школ имеют поступать» (1736) он предписывал: «Понеже при заводах обучающимся для собственной пользы, чтоб в чины правления происходить и для пользы заводов, нужно разным необходимым к тем искусствам и ремеслам обучаться, яко: архитектура

или учение строений, наука «знаменова-ния» и живопись к той же архитектуре и прочим наукам в помощь весьма полезна, каменья резать и гранить». И далее: «Школьников велите беспрестанно учить, чтоб они умели рисовать по масштабу пушки. мортиры... могли план учинить» [2].

Кроме того, такая направленность в содержании образования в знаменованной школе содействовала развитию декоративно-прикладного искусства (художественного чугунного литья, медной посуды с чеканкой, камнерезного искусства и др.) — значительной ветви художественной культуры.

Таким образом, можно предположить, что знаменованная школа стала первым типом образовательных учреждений, ориентированных на создание системы художественного образования на Урале [3].

Очевидна была и необходимость создания немецких школ: основными специалистами, работавшими в горной промышленности, были выходцы из Германии, поэтому детей учили немецкому языку, который должен был пригодиться и для непосредственного общения со специалистами, и при изучении специальной технической литературы. Для детей иностранных специалистов, священнослужителей и высшего технического персонала были открыты латинские школы.

Но и немецкая, и латинская школы просуществовали недолго. С одной стороны, это было показателем эффективности развития системы образования, когда иностранные специалисты стали замещаться компетентными отечественными кадрами, получившими образование в горнозаводских школах. А с другой стороны, возможно, это происходило потому, что эти типы школ не обеспечивали дальнейшей социализации выпускников, в то время как арифметическая, словесная и знаменованная школы были ориентированы на подготовку админи-

стративно-управленческого и технического персонала для горных заводов.

Особая миссия горной школы вне зависимости от типа заключалась в предоставлении возможности системного общего (элементарного) образования в сочетании с практико-ориентированным производственным обучением, что впоследствии давало возможность выпускникам выгодное трудоустройство, «хлебные» должности и более высокооплачиваемую работу.

Как справедливо заметил А. Н. Шевелев, петровские преобразования выдвинули государство на первое место среди субъектов российского историко-педагогического процесса [8]. Изменились целевые и ценностные установки. На смену идеям православно-патриархального просвещения, пришло прагматичное устремление российского государства готовить профессиональные кадры, необходимые для укрепления государственности. Вместе с тем подготовка профессиональных кадров не исключала знакомства с церковными книгами и чтение книг нравоучительного характера. Более того, Закон Божий, преподаваемый в горнозаводских школах Урала (как правило, местным священником) считался первым основанием нравственности. И все же светские науки и европейские иностранные языки в школах петровской эпохи стали занимать ведущее место. Наряду с существованием немецких и латинских типов горнозаводских школ, в учебный план арифметических школ вводится английский и французский языки.

Одним из инициаторов развития образования на Урале стал управляющий уральскими горными заводами В. Н. Татищев, который взялся за устройство екатеринбургских школ, понимая, что на безграмотных работниках далеко не уедешь [6]. В 1735 г.Татищев включил в проекты горного законодательства (заводской устав, наказ шихтмейстеру) положения, касающиеся школ: о привлечении ученых российской академии наук

к разработке правил обучения и воспитания, об учете возрастных особенностей детей при составлении расписания занятий, о введении параллельного обучения чтению, письму, арифметике, о приеме детей неправославного вероисповедания в горнозаводские школы, о составлении лексикона для учащихся из коренного населения [7]. Можно сказать, что Татищевым впервые в истории российского образования была разработана первая нормативно-правовая база образовательного учреждения, определены основные педагогические принципы развития системы горнозаводских школ, предпринята попытка социализации детей представителей коренного населения (татар, башкир и т. д.). Именно Татищеву принадлежит создание принципов обучения школьников различным «мастерствам»: через введение практических занятий, дополняющих и укрепляющих общеобразовательную подготовку, профессиональную ориентацию с учетом склонностей и физических возможностей детей при и выборе профессии, учебную мотивацию (оплату ученического труда, гарантию трудоустройства, преимущественное распределение учащихся горнозаводских школ на вакантные должности).

С современных педагогических позиций можно рассматривать данные факты

ИССЛЕДОВАНИЯ 62

и как прообраз профильного обучения, и как построение индивидуальной образовательной траектории ученика, и как создание условий для достижения социальной компетентности.

При этом «социально компетентный» выпускник уральской горнозаводской школы XVIII в. фактически являлся специалистом, достигшим трех составляющих образованности: словесной (на-

чальное образование), цифирной (арифметическое образование) и практической (достижение технического совершенства в своем ремесле — профессии — специальности). Опираясь на полученные знания, он мог самостоятельно взяться за новое непривычное дело, умеющим, по словам С. В. Рождественского, «окинуть одним взглядом целую область знаний и уйти из нее не с пустыми руками, будь то артиллерия, фортификация или минералогия, геология, география, история» [5].

Таким образом, подготовленные в горнозаводских школах специалисты, находясь на государственной службе, отличались от прочих сограждан не только уровнем компетенции как совокупности профессиональных полномочий, но и образом жизни, и образом мысли, и моральными установками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БЕЛКИН, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин. — Челябинск, 2004.

2. ИНСТРУКЦИЯ В. Н. Татищева о порядке преподавания в школах уральских казенных заводов // Ист. архив. — М., 1950.

3. МАКСЯШИН, А. С. Из истории художественного образования на Урале / А. С. Максяшин / / Проблемы образования, науки и культуры. — 2004. — Вып. 16, № 32.

4. НЕЧАЕВ, Н. В. Горнозаводские школы Урала. (К истории профессионально-технического образования в России) / Н. В. Нечаев. — М., 1956.

5. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв. / С. В. Рождественский. — СПб., 1912. — Ч. 1.

6. РОСЛЯКОВ, А. Уральский бастион, http: //www. roslyakov. ru

7. САФРОНОВА, A. M. http: //www. otrok. ru

8. ШЕВЕЛЕВ, А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы: лекции из исто-

рии российской педагогики / А. Н. Шевелев. — СПб., 2003.

Получено 27.02.08 © Грибенюк Г. Г., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.