Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1272
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОШКОЛЬНИК / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Валентиновна, Васенина Светлана Ивановна, Мазуренко Оксана Владимировна

В статье представлена проблема развития предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста. Анализируется содержание и структура понятия «функциональная грамотность» применительно к дошкольному возрасту. В обобщенном виде «функциональная грамотность» представляет собой способность дошкольника применять полученные знания и навыки в условиях реального общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе. Эффективность развития функциональной грамотности зависит от сформированности многих личностных качеств (самостоятельности, инициативности, критичности мышления, и др.). Актуальность данного исследования определяется стратегическими целями повышения качества современного дошкольного образования. Цель данной работы - определить педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста. Материалом для исследования стали существующие отечественные психолого-педагогические исследования различных периодов. Методом исследования выступает ретроспективный педагогический анализ понятия «функциональная грамотность». Научные материалы содержат интерпретацию полученных результатов сравнительно-педагогического исследования понимания качества дошкольного образования как со стороны родителей дошкольников, так и со стороны педагогов. Результаты, полученные на основе анализа анкетирования, позволили определить педагогические условия развития предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Валентиновна, Васенина Светлана Ивановна, Мазуренко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PREREQUISITES FOR FUNCTIONAL LITERACY OF PRESCHOOLERS

The article presents the problem of the development of prerequisites for functional literacy of preschool children. The content and structure of the concept of «functional literacy» in relation to preschool age is analyzed. In a generalized form, «functional literacy» is the ability of a preschooler to apply the acquired knowledge and skills in conditions of real communication and interaction of a child with adults and peers, taking into account moral norms and moral values accepted in society. The effectiveness of the development of functional literacy depends on such personal qualities as independence, initiative, critical thinking, curiosity, the ability to think creatively and find non-standard solutions, sociability, tolerance for friends, the ability to accept and provide assistance, etc. The relevance of this study is determined by the strategic goals of improving the quality of modern preschool education. The purpose of this work is to determine the pedagogical conditions for the formation of prerequisites for functional literacy of older preschool children. The existing domestic psychological and pedagogical studies of various periods became the material for the study. The research method is a retrospective pedagogical analysis of the concept of «functional literacy». The scientific materials contain an interpretation of the obtained results of a comparative pedagogical study of the understanding of the quality of preschool education both on the part of parents of preschoolers and on the part of teachers. The results obtained on the basis of the questionnaire analysis allowed us to determine the pedagogical conditions for the development of functional literacy prerequisites in older preschool children.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. - Москва: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

9. Дрягина, В.Б. О дизайн-образовании / В.Б. Дрягина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4(83). -С. 231-234.

10. Ивандюк, Н.Е. Формирование дизайн-концепции, работа с творческим источником при проектировании заварочного чайника / Н.Е. Ивандюк, М.К. Ласкова // Технолого-экономическое образование. - 2019. - № 11. - С. 34-38.

11. Ивонина, А.И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетшина // Науковедение. - 2017. - Т.9. - №1. - С. 1-18.

12. Кувшинова, Г.А. Особенности дизайн-образования в России / Г.А. Кувшинова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 130-133.

13. Ласкова, М.К. Развитие дизайнерского мышления в процессе применения методов проектирования / М.К. Ласкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-4. - С. 473-480.

14. Михеева, М.М. Современные методы в дизайне. Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне / М.М. Михеева. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 104 с.

15. Сорокопуд, Ю.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов / Ю.В. Сорокопуд, Е.Ю. Амчиславская, А.В. Ярославцева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1(86). -С. 194-196.

16. Сорокопуд, Ю.В. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов / Ю.В. Сорокопуд, Р.В. Козьяков, Н.Е. Матюгин, Е.Ю. Амчиславская // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 6(85). - С. 400-402.

17. Хорошев, А.Н. Основы системного проектирования технических объектов / А.Н. Хорошев // Библиотека управления: [сайт], 2011. - URL: http://www.cfin.ra/management/controlling/sys_project.shtmI. (дата обращения: 30.09.2022).

18. Kunrath, K. Designers' Professional Identity: Personal Attributes and Design Skills / K. Kunrath // Engineering Design. -2020. - №3. - Pp. 330-348.

19. Shute, V.J. What Is Design Thinking and Why Is It Important? / V.J. Shute // Engineering Design. - 2020. - №2. -Pp. 329-397.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлена проблема развития предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста. Анализируется содержание и структура понятия «функциональная грамотность» применительно к дошкольному возрасту. В обобщенном виде «функциональная грамотность» представляет собой способность дошкольника применять полученные знания и навыки в условиях реального общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе. Эффективность развития функциональной грамотности зависит от сформированности многих личностных качеств (самостоятельности, инициативности, критичности мышления, и др.). Актуальность данного исследования определяется стратегическими целями повышения качества современного дошкольного образования. Цель данной работы - определить педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста. Материалом для исследования стали существующие отечественные психолого-педагогические исследования различных периодов. Методом исследования выступает ретроспективный педагогический анализ понятия «функциональная грамотность». Научные материалы содержат интерпретацию полученных результатов сравнительно-педагогического исследования понимания качества дошкольного образования как со стороны родителей дошкольников, так и со стороны педагогов. Результаты, полученные на основе анализа анкетирования, позволили определить педагогические условия развития предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: функциональная грамотность, старший дошкольный возраст, педагогические условия, дошкольник, педагог дошкольного образования, предшкольный возраст.

Annotation. The article presents the problem of the development of prerequisites for functional literacy of preschool children. The content and structure of the concept of «functional literacy» in relation to preschool age is analyzed. In a generalized form, «functional literacy» is the ability of a preschooler to apply the acquired knowledge and skills in conditions of real communication and interaction of a child with adults and peers, taking into account moral norms and moral values accepted in society. The effectiveness of the development of functional literacy depends on such personal qualities as independence, initiative, critical thinking, curiosity, the ability to think creatively and find non-standard solutions, sociability, tolerance for friends, the ability to accept and provide assistance, etc. The relevance of this study is determined by the strategic goals of improving the quality of modern preschool education. The purpose of this work is to determine the pedagogical conditions for the formation of prerequisites for functional literacy of older preschool children. The existing domestic psychological and pedagogical studies of various periods became the material for the study. The research method is a retrospective pedagogical analysis of the concept of «functional literacy». The scientific materials contain an interpretation of the obtained results of a comparative pedagogical study of the understanding of the quality of preschool education both on the part of parents of preschoolers and on the part of teachers. The results obtained on the basis of the questionnaire analysis allowed us to determine the pedagogical conditions for the development of functional literacy prerequisites in older preschool children.

Key words: functional literacy, senior preschool age, pedagogical conditions, preschooler, teacher of preschool éducation, preschool age.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (БГПУ и МГПУ) по теме «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях дополнительного образования»

Введение. Качество российского образования в современных условиях становится стратегической целью, обеспечивающей устойчивое развитие общества. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации к 2024 году Российская Федерация должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Приоритетной задачей на всех уровнях образования становится воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности [121. Самостоятельность личности, способность к познанию и саморазвитию, социокультурная компетентность, ключевые навыки являются признаками функциональной грамотности человека.

Начиная с дошкольного возраста, согласно ФГОС ДО, должно обеспечиваться «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [131. Целевым ориентиром выпускника детского сада становится инициативная, стремящаяся к познанию и умеющая действовать в реальных жизненных условиях личность ребенка. Данная ориентация современного дошкольного образования позволит ребенку вырасти социально адаптированным, грамотным и всесторонне развитым человеком.

На протяжении последнего времени охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием находится на уровне 68% [61. Кроме того, многие родители отдают предпочтение вариативным формам получения дошкольного образования, в том числе предпочитают домашнее воспитание. Согласно статистическим данным, дополнительные занятия посещает каждый третий ребенок в возрасте 3-8 лет (в городах - каждый второй, в сельской местности - лишь каждый пятый). Охват дополнительными занятиями выше среди детей, посещающих дошкольные образовательные организации: 43,3% против 12,3% остальных детей. Наиболее востребованы занятия по подготовке к школе (45,2% детей, посещавших занятия для развития своих способностей) [6]. Следовательно, мы можем предположить, что развитие таких качеств личности ребенка, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, способность к саморазвитию и самообразованию остается невостребованным со стороны родителей. В связи с этим всестороннее изучение с последующим внедрением наиболее эффективных путей и средств для формирования функционально грамотной личности дошкольника в условиях дополнительного образования становится актуальным. Цель данной работы - определить педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования функциональной грамотности личности на разных ступенях ее развития неоднократно поднималась исследователями. Понятие «функциональная грамотность» трактуется ими неоднозначно:

- взаимосвязь образованности, профессиональной компетентности, культуры человека (Б.С. Гершунский);

- интегративное образование, состав и содержание которого зависит от развивающихся потребностей человека и общества в целом (В.А. Ермоленко);

- мера оценки качества жизни общества (С.А. Крупник, В.В. Мацкевич);

- владение инструментарием универсальных видов деятельности человека независимо от области их применения (А.В. Хуторский)

- уровень повседневной жизни и деятельности, поведение в стандартных или несколько видоизменённых ситуациях, круг которых может быть сведен к некоторому инварианту (Л.М. Перминова);

- способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (А.А. Леонтьев).

Совершенно очевидно, что данные определения понятия «функциональная грамотность» могут быть применимы к обучающимся школьного и более старшего возрастов. Применительно к дошкольному возрасту также важно определить содержание данного понятия, так как для формирования определенного уровня способностей, согласно исследованиям Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской, Б.М. Теплова, существуют свои сензитивные периоды и опирается на высшие психические функции, закономерное становление и развитие.

Относительно дошкольного возраста «функциональная грамотность» определяется исследователями как:

- способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности, в социальных отношениях (И.Г. Галянт);

- базовое образование личности, характеризующееся готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром (Н.Ф. Виноградова);

- ценностное отношение дошкольника, включающего такие качества, как: критическое мышление; творческие способности; групповая работа; способность к общению (М.В. Савченко).

Таким образом, в обобщенном виде «функциональная грамотность» представляет собой способность дошкольника применять полученные знания и навыки в условиях реального общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе.

Эффективность развития функциональной грамотности зависит от сформированности обобщенных свойств личности, являющиеся социально-значимыми. Учитывая возрастные психолого-педагогические особенности и говоря в нашем исследовании о функциональной грамотности, будем подразумевать под данным термином предпосылки ее формирования в виде отдельных навыков и способностей.

Структурные компоненты функциональной грамотности дошкольников представлены и подробно описаны в работе Гайченко С.В. и др. «Функциональная грамотность дошкольника: как ее сформировать?» [3]. В рамках нашего исследования будем считать их приоритетными.

Анализ моделей образовательных достижений дошкольников дает возможность обнаружить в основе процесса формирования функциональной грамотности ряд базовых компонентов, являющихся также ключевыми при итоговом мониторинге, определяющем эффективность проделанной работы. К ним относятся знания, умения, отношения и ценности. Возможность их генерировать и синтезировать напрямую связана с проявлением функциональной грамотности, выражающемся в действии, которое и является индикатором эффективности решения жизненных задач из различных сфер деятельности человека. Для этого педагогические практики дошкольного периода должны максимально инициировать

практическую деятельность с ее непременным успешным исходом, приоритетно избирать формой обучения и воспитания совместное сотрудничество, продуктивно развивать поисковую активность и оценочную самостоятельность дошкольников. Особое место в организации работы с дошкольниками занимает привлечение родителей посредством консультаций, тренингов, открытых мероприятий, вебинаров и пр. Посредством совместной работы с родителями педагог создает условия для непрерывного применения ребенком полученных знаний в различных сферах деятельности, не только специально организованных, но и спонтанных (домашних условиях). Таким образом, формирование предпосылок функциональной грамотности будет, по-нашему мнению, более интенсивным и эффективным. Такая работа предполагает понимание родителями важности формирования функциональной грамотности уже на этапе дошкольного детства.

После определения содержания и структуры понятия «функциональная грамотность дошкольника» нами было проведено исследование социального запроса родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации и организации дополнительного образования одновременно. Опрошенные респонденты имели детей в возрасте 5-7 лет, посещающих образовательные организации г. Саранска. Количество респондентов-родителей составило 238 человек, возраст 27-45 лет. Нам было важно определить приоритетные цели дошкольного образования с позиции родителей.

На вопрос о том, что изменилось в вашем ребенке за время посещения ДОО, 58,2% респондентов ответили, что «не заметили кардинальных изменений»; 24,6% - «стали более самостоятельными»; 17,2% - «ребенок стал более общительным». Следует отметить, что причины этого одни родители видят в отсутствии возможности посещать кружки вне ДОО; другие - в качестве проводимых занятий в саду; третьи - в отсутствии выбора, предлагаемых занятий в ДОО. Достаточно высокий интерес родителей продолжают вызывать кружковые объединения, направленные на подготовку к школе (89,1%), родители считают, что данная деятельность «просто необходима» для детей, чтоб «облегчить в дальнейшем процесс обучения будущих первоклассников». На вопрос, чему Вы больше уделяете внимание при подготовке детей к школе, 48% респондентов указали, что «обучению счету, чтению, письму»; 21% - «развитию умению рассуждать»; 16% «развитию волевых качеств»; 15% - «развитию памяти и воображения». При ответе на вопрос «Какие характеристики говорят о готовности ребенка к обучению в школе?», 74% респондентов на первом месте отметили «умение находить контакт со сверстниками»; а «умение читать, писать, общая осведомленность» указали на втором месте. Таким образом, родители осознают важность общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, но при этом, выбирая направление подготовки к будущему школьному обучению, предпочитают больше знаниевую подготовку, чем всестороннее развитие личности ребенка.

На вопрос «Насколько знания и навыки, приобретенные в рамках дошкольного образования (независимо в ДОО или в УДО), дети применяют в условиях реальной жизни?» 69,3% респондентов ответили, что не применяют, поясняя: «дети не рассказывают о том, чему их учили на занятиях, поэтому мне сложно это проследить»; 11,8 % затруднились ответить; 18,9% респондентов пытаются привлечь внимание детей к различным жизненным ситуациям, иллюстрирующим необходимые знания: «считаем предметы, включаем воображение»; «стараемся искать математику в окружающих предметах»; «придумываем задачи с бытовыми предметами» и т.д.

На вопрос о том, что такое функциональная грамотность и зачем ее формировать у дошкольника, 46,1% респондентов ответили, что «да, очень хорошо понимаю», при этом 39,3% из них затруднились охарактеризовать данное понятие. Остальная часть опрошенных затруднилась ответить на данный вопрос. Слабая информированность родителей в области овладения ребенком функциональной грамотностью приводит их к выбору «знаниевой» подготовки детей предшкольного возраста, зачастую не соответствующей возрасту детей. Поскольку именно это, в понимании родителей, позволит ребенку быть успешным в будущем.

Обобщив результаты анкетирования родителей, можно сказать, что большинство респондентов считают малоэффективной работу педагогов по части формирования финансовой грамотности детей; навыков безопасного поведения; сформированности математических представлений; речевого развития детей предшкольного возраста. Именно эти направления работы родители хотели бы усилить в условиях дополнительного образования.

Для того, чтобы определить, как осуществляется работа в ДОО в аспекте формирования функциональной грамотности, нами было проведено анкетирование педагогов дошкольных образовательных организации г.о. Саранск и районов Республики Мордовия. В опросе приняли 127 педагогов дошкольных образовательных организаций в возрасте от 30-50 лет, средний стаж работы в ДОО составляет 10-12 лет. На вопрос «Понимаете ли вы, что такое функциональная грамотность и зачем её формировать?» 87% педагогов ответили утвердительно. Вопрос о том, понимаете ли вы, какие приёмы и способы работы, современные педагогические технологии позволяют осуществлять работу по формированию функциональной грамотности, получил утвердительный ответ только у 30,2% педагогов, 67,9% респондентов ответили, что «имеют представление лишь о некоторых приёмах, способах и технологиях по формированию предпосылок функциональной грамотности, но этого недостаточно для эффективной работы, нуждаюсь в методической помощи», остальные педагоги на данный момент не понимают, как осуществлять работу по формированию функциональной грамотности обучающихся. На вопрос «Испытываете ли вы затруднения в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся?», уже 75,5% опрошенных указали на имеющиеся затруднения и необходимость методической поддержки в этом вопросе. Как мы видим, большинство педагогов имеют некоторую осведомленность относительно понятия «функциональная грамотность дошкольников» и о современных тенденциях необходимости ее формирования. Однако, этого недостаточно для организации эффективной работы, по мнению самих педагогов. Педагогами отмечается наличие раскрытия вопросов по формированию финансовой грамотности в дошкольный период на педагогических советах, однако, по их мнению, постоянно присутствует необходимость в мероприятиях практикоориентированого характера; консультациях о применении отдельных приемов и технологий работы с детьми, курсах повышения профессионального мастерства и др.

Анкетирование педагогов показало, что приоритетными направлениями в развитии дошкольников в ДОО являются познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Именно данная работа отражена как в рамках реализации основной образовательной программы, так и в рамках дополнительного образования в ДОО. Между тем, важно обеспечить такое формирование знаний, умений и навыков, которое бы способствовало полноценному функционированию личности в системе социальных отношений в конкретной культурной среде. Возможности подобного обучения осмыслены в научных работах авторов данного исследования [1, 2].

Выводы. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение результатов анкетирования педагогов и родителей позволил обозначить ряд педагогических условий, направленных на развитие функциональной грамотности дошкольников:

1. Планируемые результаты освоения программы дошкольного образования должны содержать единство предметных, метапредметных знаний и умений, которые бы обеспечили понимание отношений, ценностей и общепринятых норм и выполнение определенных правил и инструкций.

2. Технологии работы с детьми должны содержать учебные ситуации, инициирующие практическую деятельность детей, мотивирующие их к познавательной активности и проясняющие смыслы этой деятельности; способствующие

приобретению опыта разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения.

3. Предметно-развивающая среда в ДОО должна содержать совокупность источников информации о сущности функционирования проблем и способов их решений.

4. Организация методического сопровождения педагогов ДОО должна осуществляться через систему мастер-классов, вебинаров, курсов повышения квалификация для повышения уровня осведомленности педагогов в вопросах развития функциональной грамотности дошкольников. При этом важно регулярное взаимодействие с педагогическими вузами, которое позволило бы образовательным организациям совместно спланировать систему мероприятий по проблемным вопросам, совместить ответы на вопросы теоретического характера с практическими. Мероприятия по методическому сопровождению педагогов ДОО могут быть организованы в процессе взаимодействия с базовыми кафедрами и затем распространены в образовательные организации города, региона. Организация взаимодействия способствует стимулированию у педагогов интереса и мотивации к самообразованию, повышению уровня самостоятельности в выборе форм и содержания работы с детьми по развитию у них функциональной грамотности, развитию критического мышления педагогов.

5. Информационно-просветительская работа с родителями должна вестись посредством организации консультаций, мастер-классов, совместных мероприятий с детьми, направленных на решение проблем формирования функциональной грамотности дошкольников.

Выделенные условия могут дополняться с учетом других исследований в области функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Винокурова, Н.В. Развитие интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования / Н.В. Винокурова, С.И. Васенина, О.В. Мазуренко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 63-66.

2. Винокурова, Н.В. Развитие любознательности и умственных способностей дошкольников в условиях трансформации социального пространства / Н.В. Винокурова, С.И. Васенина, О.В. Мазуренко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 66-69.

3. Гайченко, С.В. Функциональная грамотность дошкольника: как ее сформировать? / С.В. Гайченко, В.Г. Смелова, Н.П. Моторо. - URL: https://metod.tgLnetш/wp-content/uploads/2020/09/ОСНОВЫ-ФГ_ДШ-3-1-.pdf (дата обращения 14.06.2022 г.)

4. Галянт, И.Г. Художественно-творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2020. - №3 (11). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskie-kompetentsii-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti-doshkolnikov (дата обращения: 07.09.2022).

5. Гершунский, Б.С. Грамотность для XXI века / Б.С. Гершунский // Советская педагогика. - 1990. - № 4. - С. 58-64.

6. Дошкольное образование в России: статистический обзор / Н.Б. Шугаль, В.И. Кузнецова, О.К. Озерова. - Москва: НИУ ВШЭ, 2021. - 64 с.

7. Ермоленко, В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 07.09.2022).

8. Крупник, С.А. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси / С.А. Крупник, В.В. Мацкевич. -Минск: Акад. последиплом. образования, 2003. - 125 с.

9. Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. - Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. - Москва, 2002.

10. Перминова, Л.М. Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход: учебно-методическое пособие / Л.М. Перминова. - Москва: Департамент образования города Москвы, Московский ин-т открытого образования, 2009. - 131 с.

11. Савченко, М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030

12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

13. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do

14. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - Москва: Вентана-Граф, 2018. - 286 с.

15. Хуторской, А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования / А.В. Хуторской // Высшее образование в России. - 2017. - № 12 (28). - С. 85-91.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой профессионально-педагогического образования Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой информационных технологий и экономики Таибова Разият Ахмедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема использования и отбора методов педагогического исследования, представляющих теоретическую и практическую значимость в подготовке будущего педагога профессионального обучения. В статье приводятся следующие группы методов исследования: теоретические; изучения и обобщения педагогического опыта; экспериментальные и обработки данных. Авторы делают вывод о том, что Использование выше рассмотренных методов исследования в учебном процессе позволяет поэтапно сформировать знания и умения, необходимые компетенции, которые необходимы будущему педагогу как для участия в научно-исследовательской работе, так и для реализации себя в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.