доверие к мероприятию. Вместе с тем, с помощью личной страницы организаторы могут формировать свой образ, общаться с молодежью, наблюдать за основными трендами и течениями в молодежной среде и тем самым не только становятся причастными к жизни молодых людей, но и влияют на онлайн пространство определенной целевой группы.
Таким образом, с развитием PR-технологий, продвижения молодежных мероприятий становится несколько проще и легче. Однако для того, чтобы правильно использовать инструменты, которые предлагает современная информационная среда, следует обратить внимание на качественную подготовку специалистов, которые занимаются этим вопросом.
УДК 373.2
Федина Д.Н. студент 4 курса
факультет «Дошкольного, начального и специального образования»
Педагогический институт Россия, г. Белгород ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. В ней рассматриваются педагогические условия, которые способствуют формированию у детей безопасного поведения в быту.
Ключевые слова: безопасность, дошкольники, безопасность в быту, безопасное поведение, взаимодействие с родителями, безопасное поведение в быту.
Phedina D.N.
4th year student faculty of «pre-School, primary and special education»
pedagogical Institute Russia, Belgorod PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF SAFE BEHAVIOR IN EVERYDAY LIFE AMONG
DETY SENIOR PRESCHOOL AGE Abstract: the Article is devoted to the problem offormation of safe behavior in everyday life in children of preschool age. It discusses the pedagogical conditions that contribute to the formation of children's safe behavior in everyday life.
Key words: safety, preschool children, safety in life, safe behavior, interaction with parents, safe behavior in life.
Под безопасностью для дошкольника подразумевается не только знание правил, но и формирование безопасного образа жизни. Ведь дети учатся жить в мире, который таит в себе огромное количество опасностей. И поэтому важно научить ребенка не провоцировать опасности, а предвидеть их и избегать.
По данным Здравоохранения России в классификации детских травм по месту их получения на первом месте бытовые травмы, на долю которых пришлось 50% от всех зарегистрированных в медучреждениях обращений195. Ранения и ушибы, электротравмы, ожоги, отравления, попадание в организм инородных тел являются наиболее часто встречаемыми среди бытовых травм. Поэтому, чрезвычайно важно создавать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку старшего дошкольного возраста планомерно накапливать знания, умения и навыки безопасного поведения в быту.
Многие отечественные ученые такие, как: В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.К. Хромцова, К.Ю. Белая изучали проблему формирования безопасного поведения в быту.
В научной литературе есть много разнообразных толкований понятия безопасное поведение в быту. Например, Т.Г. Хромцова дает следующее определение: «Безопасное поведение в быту - это знание основных правил поведения и мер предосторожности в повседневной жизни»196. А в программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» прописано, что безопасное поведение в быту в дошкольном возрасте - это усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведений в повседневной жизни. Таким образом, сущность данного понятия можно свести к следующему - это знание основных источников опасности, правил поведения и мер предосторожности в повседневной жизни.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет в последнее время находит свое отражение в образовательных программах для ДОУ («От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Основы безопасности детей дошкольного возраста») и методической литературе (Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: Безопасность для малышей», «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» и т.д.). В них выдвигаются не только традиционные задачи охраны и укрепления здоровья, но и задача формирования у ребенка знаний и умений безопасности.
Мы полагаем, что работа по формированию основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при обеспечении следующих педагогических условий:
195 Здравоохранение в России. 2017: Стат. Сб/Росстат. - М., 2017. - 170 с.
196Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М., 2005. - С. 126-135.
1) обогащение представлений о безопасном поведении в быту;
2) использование возможностей предметно-развивающей среды в применении детьми усвоенных правил о безопасном поведении в быту;
3) взаимодействие педагогов ДОО с семьей.
Первое условие предполагает обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту. Ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, использованием фотографий и современных технологий (мультимедиа, презентации, отрывки из мультфильмов и фильмов), а также чтением и обсуждением художественной литературы.
В библиотеку по формированию основ безопасного поведения можно включить такую литературу как: Хоринский Е. «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; Пермяков Е. «Торопливый ножик»; Бороздин В. «Поехали!»; Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» Люцис К.; «Уроки Айболита» Зайцев Г.. Например, игровой персонаж - Стобед (герой произведений Д. Орловой). Он рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), а также загадывает загадки, приносит картинки, разные задания и «открывает» вместе с детьми правила безопасного поведения. На примерах из жизни Стобеда педагог показывает, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Даже в самом имени персонажа отражена эта идея, и уже при первом знакомстве с маленьким человечком дети.
В связи с тем, что свою активность ребенок проявляет, в первую очередь, в игровой деятельности, то освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь необходимо осуществлять на основе игры. После того как дошкольники научиться поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, они намного увереннее почувствуют себя в реальной жизни. В этом ему помогут следующие игры: дидактические («Детям спички не игрушки», «Если ты остался один дома»), настольно-печатные («Как избежать неприятности», «Источники опасности», «Четвертый лишний», «Телефон», «Хорошо или плохо», «Лото осторожностей»); сюжетно-ролевые («Я пожарный», «Спасатели», «Скорая помощь»), игры-драматизации («Кошкин дом», «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита»), различные атрибуты (газовые плиты, пожарные машины, костюмы, больница и др.).
Ряд исследований свидетельствуют о том, что для обогащения представлений детей о безопасном поведении в быту хорошо использовать современные технологии (мультимедиа, презентации, отрывки из мультфильмов и фильмов). В настоящее время существуют различные обучающие мультфильмы, которые помогут детям усвоить правила безопасного поведения в быту: «Азбука безопасности» (смешарики),
«Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Стасик и его друзья», «Спасик и его команда», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы», «Вежливые уроки».
Для систематизации знаний детей о безопасном поведении в быту хорошо проводить экскурсии в пожарную часть или в МЧС. Беседа со спасателями, наблюдение за их работой будут способствовать формированию навыков безопасного поведения в быту. К тому же знакомство детей с особенностями сложной работы спасателей заинтересует воспитанников, что приведет к воспитанию уважительного отношения к работникам данной профессии.
Эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс. И это второе условие гипотезы - использование возможностей предметно-развивающей среды в применении детьми усвоенных правил о безопасном поведении в быту.
Новоселова С. дает следующее определение «предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она направлена на реализацию различных образовательных программ, учитывающих национально-культурные, климатические условия, в которых происходит образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей»197.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, возможность взаимодействия и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностей для уединения. Одной из основных задач работы педагога является создание и обогащение предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного поведения в быту. С этой целью в группе организовывается уголок безопасности, который включает в себя информационные, обучающие и наглядные материалы по формированию безопасного поведения детей в быту.
Уголок безопасности должен быть оснащен разнообразными игровыми пособиями:
- атрибутами для организации и проведения сюжетно-ролевых игр по формированию основ безопасности: макет кухни и соответствующие атрибуты, куклы, отображающие профессии спасателя-пожарного, врача, жилеты-символы, каски, пожарные «рукава» и т.п.
- крупными мягкими модулями-машин «Скорая помощь», «Пожарная машина», которые дошкольники активно использовали бы в процессе самостоятельной и совместной с педагогом деятельности.
- разрезные картинки, пазлы и дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Назови причины пожара», «Хорошо-плохо», «Сложи картинку»,
197 Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 2001. - 64 с.
лото «Острые предметы» и т.п.
- настольно-печатные игры: «Опасные ситуации в доме», «Поучительные истории», «Позовём на помощь» и другие, направленные на формирование у детей умений устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации в рамках тематики формирования основ безопасного поведения в быту;
- альбомы для рассматривания «Правила личной безопасности», «Опасные предметы дома», «Правила поведения при пожаре», «Острые предметы - и опасны, и полезны», «Причины пожара», «Полезные номера», «Опасный ножик», «Оказание первой помощи». Цель данной формы - это наглядно показать цепочку «причина-следствие -результат».
Большое значение в формировании безопасного поведения детей в быту имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Безопасность ребенка - основная забота, как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность по обеспечению сохранности ребенка, но и обучение его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях. И отсюда вытекает третье условие гипотезы -взаимодействие с родителями.
Ребенок большую часть всего времени проводит с семьей. Именно в семье он учится взаимодействовать с окружающим миром, изучает его. В законе РФ «Об образовании» в статье 18 говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить базовые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка198. Родители являются главным примером для подражания. Ребенок срисовывает с мамы и папы их стиль поведения, стиль общения, отношение к окружающему миру.
В детском саду необходимо использовать различные формы работы с родителями. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями детей старшего дошкольного возраста, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Но для эффективности лучше проводить собрания в форме студии. Студийная форма проведения создает условия для активного участия родителей в обсуждении воспитательных проблем, они не просто слушают, а включены в педагогическую деятельность. Слово «студия» означает изучение, но изучение это специфично, оно осуществляется в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом», в процессы «мозгового штурма», широко используются рефлексивные методики оценки собственной деятельности.
Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и
198 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
распространенная форма установления связи педагога с семьей. Она может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами взаимодействия. Цель такой формы взаимодействия - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Еще одной важной формой по формированию безопасного поведения в быту у дошкольников является участие родителей в театрализованных играх по безопасному поведению в быту, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Например «Одни дома», «Мы спасатели», «Юные пожарные». Целью таких мероприятий является укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
Интересная форма работы с семьей - педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например, что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатели предлагают родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.
Еще одной нетрадиционной формой работы с родителями является использование средств ИКТ. Здесь можно выделить следующие формы работы с использованием ИКТ:
1. Размещение информации по формированию безопасного поведения в быту на сайте детского сада. Сюда же можно включить различные консультации с родителями по данной проблеме, различные презентации, наглядные материалы, которые родители могут использовать с детьми, список литературы как для взрослых, так и для детей.
2. Дистанционное общение с родителями (создание группы в социальных сетях с родителями воспитанников: «ВКонтакте», «Одноклассники», «УЛег», «Мой мир», «Фейсбук», «Твиттер»). Группу
организует воспитатель, где размещает необходимую информацию и материалы (фото, видео, презентации) для родителей воспитанников.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание. Несмотря на свою занятость, проверить свои соц. сети всегда найдется время.
Таким образом, формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. А будет это более эффективно при соблюдении выше изложенных условий.
Использованные источники:
1. Авдеева, Н.Н. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Академия, 2014. - 107 с.
2. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - С. 25-26.
3. Здравоохранение в России. 2017: Стат. Сб/Росстат. - М., 2017. - 170 с.
4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. М.: Центр «Дошкольное детства» им. А.В. Запорожца, 2001. - 64 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
6. Хромцова, Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России. - 2005. - С. 126-135.