Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия во временном объединении'

Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия во временном объединении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОДРОСТКИ / TEMPORAL ASSOCIATION / INTERACTION EXPERIENCE / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забелина Ольга Михайловна

Выделена и обоснована совокупность педагогических условий формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Totality of pedagogic conditions forming of experience of constructive interaction of senior pupils at temporal association is revealed and grounded.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия во временном объединении»

УДК 37.013

Забелина Ольга Михайловна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

zabelinaom@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Выделена и обоснована совокупность педагогических условий формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении.

Ключевые слова: временное объединение, опыт взаимодействия, подростки.

На разных этапах своего развития современное российское общество . предъявляет к личности определенные требования, как в плане ее образовательного, культурного уровня, так и в формировании у нее необходимого опыта социального взаимодействия.

Успешность в решении различных проблем намного зависит от сформированности у данной личности умения вступать в продуктивное взаимодействие, выработанности такого стиля общения, который позволяет вступать в контакт с различными возрастными категориями и лицами, занимающими различные социальные позиции.

Формирование опыта взаимодействия происходит на различных возрастных этапах. Однако, на наш взгляд, наиболее актуальной данная проблема является для подросткового возраста, так как это переходный период от детства к взрослости, когда активно формируется мировоззрение, его характер, происходит выработка стиля поведения.

Старшим подросткам необходимо создать такие условия, в которых они могут максимально выразить себя, взаимодействовать со сверстниками и накапливать коммуникативный опыт. Такую функцию может выполнить временное объединение, обладающее значительными возможностями для реализации потребности подростка в общении. В новых условиях, где существуют определенные нормы, иная система взаимоотношений: я - другие, я - старшие товарищи, где своеобразный ритм, характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт школьника, формируются навыки конструктивного взаимодействия.

Временное объединение имеет институциональную принадлежность (школа, учреждение дополнительного образования, загородный детский оздоровительный центр, учреждения социальной защиты населения и др.). Оно может функционировать постоянно, регулярно или дискретно.

Как любой социальный институт, временное объединение характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, содержанием деятельности, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Под конструктивным взаимодействием мы понимаем - целенаправленную, построенную на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату.

Сформированность опыта конструктивного взаимодействия позволяет старшему подростку реализовать свои определенные потребности и интересы, а следовательно, реализоваться как личность в деятельности и общении.

Эффективность процесса формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении предполагает создание совокупности педагогических условий.

1. Участие старших подростков, имеющих определенный опыт конструктивного взаимодействия в деятельности временных объединений.

Функции временного объединения состоят в том, чтобы дать старшим подросткам некоторый образец, пример конструктивного взаимодействия, привить умения и навыки вступления в контакт. А так же способствовать формированию системы взглядов на организацию продуктивного взаимодействия. Старшие подростки, имеющие определенный опыт в деятельности временных объединений, быстрее адаптируются к их условиям, включаются в деятельность. Они помогают организовать взаимодействие между старшими подростками во временном объеди-

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Забелина О.М., 2010

нении и являются своеобразным «катализатором» процесса накопления опыта конструктивного взаимодействия.

2. Насыщенность воспитывающей среды временного объединения различными видами совместной деятельности.

Программа деятельности временного объединения, как правило, включает в себя наиболее эффективные формы совместной деятельности, которые способствуют формированию опыта конструктивного взаимодействия. Эти формы представлены на всех этапах, например, лагерной смены и направлены на решение целого ряда педагогических задач в рамках затронутой нами проблемы.

Первый этап смены (определение целей, задач смены, работы на сплочение отрядов, определение перспектив деятельности.) предусматривает организацию взаимодействия ребят внутри отряда: огонек знакомств, игры на знакомство, на сплочение отряда. Задача педагога, работающего с отрядом, заключается в том, чтобы все участники включились в деятельность.

На втором этапе смены взаимодействие переходит на межотрядный уровень. Для того чтобы старшие подростки получили знания и умения, необходимые для организации конструктивного взаимодействия, смогли реализовать себя в проводимых делах, в лагере реализуется образовательная программа. В программу могут входить практикумы, мастер классы, работающие на формирование конструктивного взаимодействия в условиях временного объединения и школы, куда ребята вернутся после окончания лагерной смены, и будут иметь возможность проявить полученные знания и умения на практике.

Третий этап. На третьем этапе смены каждый отряд разрабатывает собственную программу деятельности, которую впоследствии защищает в экспертном совете и затем реализует. Программа отряда органично вписывается в общую программу лагеря, а цель не противоречит главной цели лагеря, таким образом, программа отряда и дела, с помощью которых она реализуется. Таким образом, создаются условия, для того чтобы сформировать у старшего подростка умение вступать в продуктивное взаимодействие, выработать такой стиль общения, который позволяет вступать в контакт с лицами, занимающими различные социальные позиции.

3. Организовано рефлексивное опосредование значимых ситуаций конструктивного взаимо-

действия в содержании воспитательной работы временного объединения.

Формирование опыта конструктивного взаимодействия осуществляется только в процессе общения, в процессе деятельности. Однако важную роль в процессе формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков, на наш взгляд, играет рефлексия.

Рефлексию можно рассматривать как такой поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое поведение, способы вступления в контакт, достижения результатов взаимодействия, выявления его достоинств и недостатков. Любое приобретение личности становится актуальным только при осознании самой личностью необходимости формирования этого новшества, а осознание происходит в процессе рефлексии.

Для того чтобы рефлексивное опосредование выступало в качестве инструмента личностного роста, необходимо развивать способность к нему. Рефлексивное опосредование как оценка собственного поведения и деятельности позволяет сохранять актуальный уровень личностного развития, тогда как развитие способности к нему - фактор личностного роста. Оно выражается в увеличении рефлективно актуализированного пространства жизненного опыта, степени глубины и истинности выявления причинно-следственных связей в контексте собственной деятельности, повышении уровня осознанности мотивов поведения, взаимосвязей и взаимозависимостей в социальном окружении и друг с другом «здесь и сейчас». В процессе деятельности временного объединения старшие подростки учатся обсуждать участие каждого человека в отряде. Этому способствуют вечерние отрядные огоньки, анализ дела, самоаттестация отряда.

Таким образом, формирование опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении представляет собой педагогически организованный процесс обогащения индивидуализированного социального опыта конструктивного взаимодействия за счет интеграции в его содержание объективированного социального опыта, созданного, накопленного и сохраненного субъектами воспитывающей среды временного объединения. Эффективность процесса формирования опыта конструктивного взаимодействия старших подростков во временном объединении предполагает создание совокупности рассмотренных выше педагогических условий.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.