ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE PRIMARY SCHOOL STUDENT GENERAL CULTURE IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
Н.А. Власова, Ф.И. Кевля N.A. Vlasova, F.I. Kevlya
Иноязычное образование, педагогические условия, формирование общей культуры, младший школьник, личностное развитие. В статье рассматриваются педагогические условия формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. Обоснована актуальность проблемы, необходимость повышения уровня общей культуры младшего школьника как одной из задач ФГОС НОО. Начальное иноязычное образование в статье представлено как средство формирования общей культуры младшего школьника.
Foreign language education, pedagogical conditions, general culture formation, primary school student, personal development.
The paper deals with the pedagogical conditions for the formation of the primary school student general culture in the process of foreign language education. It also substantiates the relevance of the problem, the necessity of increasing the primary school student general culture as one of the objectives of Federal State Educational Standard of Primary General Education. Primary foreign language education is presented in the paper as a means of the formation of the primary school student general culture.
Формирование общей культуры младшего школьника является одной из основных задач начального общего образования согласно ФГОС НОО.
Общая культура младшего школьника рассматривается нами как «совокупность взглядов, усвоенных знаний, нравственных, духовных ценностей, сформированных умений и навыков, особенностей поведения и деятельности, основанных на культурно ориентированном отношении ребенка к себе, своей семье, обществу, окружающему миру. Младший школьник, обладающий общей культурой, - это формирующаяся личность, имеющая духовно-нравственное и интеллектуальное содержание, творческую направленность развития, усваивающая общекультурные ценности, нравственные нормы и стандарты поведения» [Власова, 2015, с. 8].
Под формированием общей культуры младшего школьника мы понимаем педагогический
процесс, в котором на основе единства гуманистических целей и ценностей происходит становление личности, развитой в общекультурном отношении, выражающемся в положительной мотивации, информационной наполненности, рефлексии в поведении и деятельности ребенка в соответствии с требованиями общекультурной компетенции.
Иноязычное образование трактуется исследователями по-разному. У Е.И. Пассова - это «становление человека путем вхождения его в иную культуру (в Мир Культуры); благодаря ее присвоению, он становится не просто знающим, компетентным, умеющим и т.п., а культурным, нравственным, духовным» [Пассов, 2010, с. 13]. У Н.Ю. Гусевской: «Иноязычное образование - целостный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся содержанием и средствами предмета «Иностранный язык» [Гусевская, 2011, с. 34].
Для реализации потенциала иноязычного образования нами был выявлен ряд педагогических условий, способствующих наиболее успешному формированию общей культуры младшего школьника.
Формирование общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования, на наш взгляд, представляет собой не только использование воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык», сообщение фактов общей культуры, освоение общекультурных ценностей средствами иностранного языка, но и соответствующую организацию воспитательного процесса. Как показала наша экспериментальная работа, первое из педагогических условий - стимулирование познавательного интереса младшего школьника в формировании общей культуры средствами иноязычного образования.
Отметим, что под педагогическим стимулированием понимается процесс активизации внутренних движущих сил личности с помощью внешних, объективных побудителей, эффективность воздействия которых зависит от социальной и личностной значимости стимулируемой деятельности [Равкин, 1972].
Нами использовались разнообразные методы, приемы, средства педагогического стимулирования познавательного интереса младшего школьника к формированию общей культуры. Наиболее результативными оказались: игровые методы, прием удивления, создание эмоциональных ситуаций занимательности и т.п.
Педагогу нужно стремиться к тому, чтобы предлагаемый материал по формированию общей культуры нравственно и эмоционально переживался обучающимися. Использование игры - одно из главных направлений педагогического стимулирования познавательного интереса в начальной школе. В программу по формированию общей культуры младшего школьника нами включены как целые игровые уроки: урок-путешествие, урок - театральное представление, урок-викторина, так и игровые ситуации: разыгрывание диалогов в виде мини-спектаклей, использование загадок, кроссвордов и многое другое.
Отметим, что богатый потенциал иноязычного образования не ограничен рамками учебного предмета. Поскольку цель обучения иностранному языку в начальной школе - формирование иноязычной коммуникативной компетенции, реализация которой предполагает постоянную познавательную активность обучающихся, следовательно, необходима грамотная поддержка познавательного интереса у младших школьников со стороны взрослых.
Второе условие - обеспечение готовности всех участников педагогического процесса к формированию общей культуры младшего школьника в ходе иноязычного образования. Нужна установка обучающихся, педагогов и родителей на формирование общей культуры младшего школьника, т. е. необходимо активное включение в формирующую деятельность по возможности всех участников педагогического процесса. Понятие «готовность» в данном контексте трактуется нами как наличие знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых взрослому для формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования.
Рассматриваемая нами «готовность» достигается в два последовательных этапа.
1. Пассивная готовность участников педагогического процесса, то есть одобрение и поощрение участниками деятельности в исследуемом процессе; заинтересованность проблемой; готовность оказать всяческую помощь, содействие в формировании общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования.
2. Активная готовность участников педагогического процесса, то есть овладение педагогами и родителями необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками и компетенциями; овладение обучающимися универсальными учебными действиями, исходными по отношению к исследуемым нами.
Реализация данного условия осуществляется при взаимодействии со школьным коллективом и родителями обучающихся; в ходе всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
Организация индивидуальной педагогической поддержки младшего школьника в формировании его общей культуры в процессе иноязычного образования - третье педагогическое условие. О.С. Газман рассматривает педагогическую поддержку как «особую сферу педагогической деятельности, превентивную и оперативную помощь в развитии и содействие саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением» [Газман, 1995, с. 21-22]. Цель педагогической поддержки - «выращивание» субъектной позиции обучающегося, что предполагает наличие у ребенка: развитого сознания, способного к самостоятельному выбору; воли как механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора; наличие деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать. Как считает Н.Б. Крылова, педагогическая поддержка - это деятельность педагога, осуществляемая в процессе равноправного взаимодействия с ребенком на основе гуманистической позиции [Крылова, 2005, с. 193, 195]. По мнению Л.И. Маленковой, педагогическая поддержка - это «такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка» [Маленкова, 2002, с. 306], что предполагает отказ от авторитарных методов воспитания, принятие и развитие личностных качеств обучающихся, способствование самовоспитанию и саморазвитию ребенка. Педагогическая поддержка - система средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном... а также помощь в преодолении трудностей самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности [Кевля, 2012, с. 27].
Одно из обязательных условий педагогической поддержки - наличие у наставника педагогического такта.
В решении задач формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычно-
го образования педагогическая поддержка реализуется нами: а) через оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи ребенку в преодолении трудностей; б) создание ситуации успеха на уроках иностранного языка, во внеклассной деятельности; в) содействие саморазвитию ребенка в формировании его общей культуры.
Разработка и реализация программно-методического обеспечения процесса формирования общей культуры младшего школьника средствами иноязычного образования - четвёртое условие его успешности. Программно-методическое обеспечение включает набор дидактических средств, необходимых педагогу в деятельности по реализации цели и задач исследования. Оно состоит из трех взаимосвязанных компонентов: содержательного, функционального и оценочного. Содержательный компонент представлен программным обеспечением, а именно программой по формированию общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. В нашем исследовании данная программа рассчитана на 3-4 классы общеобразовательной школы. Кроме того, в содержательный компонент входит методическое обеспечение, представленное комплексом учебных материалов, который используется в процессе иноязычного образования наряду с обязательным УМК, а также информационно-технологическим обеспечением (учебные и аутентичные аудиовидеоматериалы).
Функциональный компонент предполагает набор определенных методов, форм работы, таких как: ролевое моделирование, дидактические игры, сочинения, театральные постановки, творческие задания, исследовательские проекты, решение проблемных вопросов и ситуаций, метод «портфолио», а также метод «диалога культур», предложенный В. Библером.
Оценочный компонент представлен психолого-педагогическими тестами, заданиями, направленными на развитие способностей оценки школьниками самих себя, своей успешности в достижении определенного уровня сформиро-ванности общей культуры в процессе иноязычного образования.
Итак, выявленные нами педагогические 4. условия, подтвердили первоначальную гипотезу:
- стимулирование познавательного интереса младшего школьника в формировании общей культуры средствами иноязычного образования;
- обеспечение готовности участников образовательного процесса к формированию общей культуры младшего школьника в ходе иноязыч- 5. ного образования;
- организация индивидуальной педагогической поддержки младшего школьника в формировании его общей культуры в процессе иноязычного образования;
- разработка и реализация программно- 6. методического обеспечения процесса формирования общей культуры младшего школьника средствами иноязычного образования. 7.
Реализация обозначенных педагогических условий позволяет успешно формировать общую культуру младшего школьника в процессе иноязычного образования, повышение которой является одной из главных задач ФГОС НОО. 8.
Библиографический список
1. Власова Н.А. Содержание понятия «общая культура младшего школьника»: педагогический аспект // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 6-9.
2. Газман О.С. Новые ценности в образовании. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. С. 19-24.
3. Гусевкая Н.Ю. Иноязычное образование как историко-образовательный феномен // Ученые записки ЗабГГПУ. 2011. № 5. С. 31-34.
9.
10.
Кевля Ф.И. Педагогическая поддержка детей и молодежи как фактор гуманизации образования // Педагогическая поддержка детей и молодежи в образовательном учреждении: кол. монография / под ред. Ф.И. Кевля; Министерство образования и науки РФ; Во-лог. гос. пед. ун-т. Вологда: ВГПУ, 2012. 276 с. Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск: УлГПУ, 2005. С. 193-201.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с. Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. 176 с.
Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Минск: Лексис, 2003. 184 с. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы: сб. ст. / под ред. З.И. Рав-кина. Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 1972. 292 с.
<С £
d pq
0
ь
к
1 W Р2 Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
U
<с п
W
с
S
Д
Н U
W М