Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ДОО'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое воспитание / нравственно-экономическое / педагогические условия. / economic education / moral and economic / pedagogical conditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимова Муштарийбегим Алишер Кизи

в статье рассматривается создание педагогических условий формирования нравственно-экономических качеств у детей дошкольного возраста. Были проанализированы указы и постановления РУз в области дошкольного образования. Данное качество определяется как интегративное качество личности, выражающееся в способности учащихся участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MORAL AND ECONOMIC QUALITIES IN CHILDREN OF THE PREPARATORY GROUP IN PRE-SCHOOL

the article discusses the creation of pedagogical conditions for the formation of moral and economic qualities in preschool children. The decrees and resolutions of the Republic of Uzbekistan in the field of preschool education were analyzed. This quality is defined as an integrative quality of personality, expressed in the ability of students to participate in economic relations, focusing on generally accepted moral norms, as well as in readiness to achieve their own economic goals

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В ДОО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО -ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В

ДОО Рахимова М.А.

Рахимова Муштарийбегим Алишер кизи - магистрант, направление: теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование), Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается создание педагогических условий формирования нравственно-экономических качеств у детей дошкольного возраста. Были проанализированы указы и постановления РУз в области дошкольного образования. Данное качество определяется как интегративное качество личности, выражающееся в способности учащихся участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей.

Ключевые слова: экономическое воспитание, нравственно-экономическое, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MORAL AND ECONOMIC QUALITIES IN CHILDREN OF THE PREPARATORY GROUP IN PRESCHOOL Rakhimova M.A.

Rakhimova Mushtariybegim Alisher kizi - master's Student, DIRECTION: THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING AND UPBRINGING (PRESCHOOL EDUCATION), ANDIJANSTATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the creation of pedagogical conditions for the formation of moral and economic qualities in preschool children. The decrees and resolutions of the Republic of Uzbekistan in the field of preschool education were analyzed. This quality is defined as an integrative quality of personality, expressed in the ability of students to participate in economic relations, focusing on generally accepted moral norms, as well as in readiness to achieve their own economic goals

Keywords: economic education, moral and economic, pedagogical conditions.

УДК 373

В настоящее время цели и задачи воспитания всесторонне гармонично развитого человека требуют воспитания социальной активности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту, физическое совершенство. В этом плане дошкольное образование занимает важное место в системе непрерывного образования. Дошкольное образование включает в себя законы о всестороннем воспитании ребенка от рождения до семи лет, содержание, методы и формы организации учебно-воспитательной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Принятые президентом нашей страны указы и постановления стали программами по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования, являющейся важным звеном системы непрерывного образования, расширению государственной и негосударственной сети дошкольных образовательных учреждений, обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами. Постановление Президента Республики Узбекистан от 09.09.2017 г. N ПП-3261 "О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования", Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.12.2016 г. N III1-2707 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы", Постановление Президента Республики Узбекистан от 08.05.2019 г. N ПП-4312 "Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года" и многие другие нормативные документы являются доказательством нашего мнения.

Проблема включения экономического образования в систему общего образования рассматривается исследователями недавно. Наряду с такими отраслями образования и воспитания как физическое, трудовое, умственное, эстетическое экономическое выступает как сравнительно молодое. Однако одни из наиболее ранних упоминаний об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Коменского Я.А. («Материнская школа»), Макаренко А.С. («Семейное хозяйство»), а также в трудах Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г., Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., в практике М. Монтессори.

На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах не многих исследователей зарубежных стран.

Под «экономическим образованием» понимается процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Практика также показывает, что речь идет, прежде всего, об обучении и оно направлено на

формирование экономических знаний. Какое влияние они оказывают на личность ребенка, что происходит в результате усвоения этих знаний, не всегда ясно [1, с. 26].

«Экономическое воспитание» в некоторых исследованиях трактуется как систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования в условиях рыночной экономики [2, с. 76].

Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. Российский ученый, Шатова А.Д., полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир».

Под «нравственно-экономической воспитанностью» понимается интегративное качество личности, выражающееся в способности учащихся участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей и успеха с учётом нравственных ценностей [1]. Анализ определения позволяет предположить, что не всё его содержание в полной мере осуществимо в дошкольном возрасте, так как дети ещё не ставят собственные экономические цели.

Создания педагогических условий для формирования нравственно-экономических качеств у детей подготовительных групп является целью нашего исследования.

Знания о нормах морали должны сочетаться с формированием нравственных качеств у дошкольников. Долгое время одним из самых авторитетных качеств экономической деятельности в теории и практике воспитания являлась бережливость. Однако оно никогда не оценивалось с позиции экономического содержания, а преимущественно как качество нравственное. Игнорировалась экономическая обусловленность и, указанных выше качеств, таких как экономность, трудолюбие, расчётливость, хотя многие качества личности «следует считать разными сторонами единого целого», как справедливо отмечала

H.П. Рябинина.

По мнению современных исследователей как М.В. Крулехт, С.В. Кульневич, Т.В. Захараш педагогические условия являются специально создаваемые педагогами обстоятельства, при которых обеспечивается эффективное результативное воспитание, успешно усваиваются ими знания, умения, формируется активность, положительные личные качества, как совокупность мер, учитываемых, создаваемых, используемых для конструирования развивающей среды, наиболее эффективно способствующей достижению избранных педагогом целей [3].

Таким образом, в изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Список литературы /References

I. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 26 с.

2. Парма: Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми / Под ред. Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б. Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2001. 76 с.

3. Умнов Д.Г. Создание педагогических условий экономического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образования // Вестник науки и образования, 2020. № 16. С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.