ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика
№ 2(42)
УДК 796.342 Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-57-60
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОТБОРЕ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА)
канд. пед. наук, доц. А. В. САЗОНОВА (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск)
Одной из важнейших составляющих системы многолетней спортивной подготовки является отбор наиболее способных спортсменов, обладающих потенциалом для достижения высоких результатов. С изменением демографического положения, высокой учебной нагрузкой на детей, ранней специализацией во многих видах спорта и возросшим уровнем спортивных результатов в целом изменяются концептуальные положения спортивного отбора, смещая акцент с обеспечения массовости занимающихся на начальном этапе в сторону повышения качества содержания и организации мероприятий отбора на всех этапах спортивной подготовки. В статье рассматриваются основные закономерности и принципы построения системы отбора в спорте, раскрыты характерные особенности отбора детей на примере настольного тенниса.
Ключевые слова: настольный теннис, этапы отбора, специальные качества, критерии отбора, тестирование.
Введение. Качество отбора служит важным условием успешности подготовки спортивных резервов. Классическая схема организации отбора в системе многолетней тренировки с высокой массовостью занимающихся в группах начальной подготовки теряет актуальность по причине снижения притока детей в спортивные секции. Более востребованной и целесообразной в настоящее время становится система выявления одаренных детей уже на начальном этапе. Этот процесс имеет двусторонний характер. С одной стороны, раннее выявление предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта в ходе предварительной спортивной подготовки в детских садах, начальной школе. С другой - повышение эффективности проводимых мероприятий в системе отбора спортсменов.
Основные причины для проведения квалифицированного качественного и многократного отбора связаны и с уменьшением в последние годы массовости новичков в спортивных школах, и с профессионализацией и коммерциализацией спорта, с необходимостью улучшения качества подготовки спортсменов уже на начальном этапе [1]. Установлено, что квалифицированный спортивный отбор перспективных детей позволяет сократить время на подготовку спортсменов высокого класса на 5-7 лет в зависимости от вида спорта [2].
Основная часть. Определяя спортивный отбор как комплекс (или систему) средств и методов по выявлению наиболее способных детей, обладающих потенциалом для достижения высоких результатов, для его организации и успешного проведения используют педагогические, социологические, генетические, медико-биологические и психологические методы (они же являются критериями отбора) для выявления задатков, склонностей, способностей, спортивной одаренности детей. В спорте отбор происходит не разово, а многократно, являясь многолетним, многоступенчатым процессом, и требует соблюдения всех базовых принципов, на которых он основывается.
Они заключаются в следующем.
1. Знание требований вида спорта. В этом проявляется специфичность отбора - в необходимости знать и учитывать специальные для этого вида спорта качества (ведущие, приоритетные, спортивно важные), проявление которых позволяет достичь результатов.
2. Научное обоснование критериев отбора связано с необходимостью исключить ошибки при выявлении наиболее способных детей. Организация тестирования на начальном этапе отбора, в частности выбор тестов, методика их проведения, должны быть обоснованы, тесты должны быть информативными или валидными (т.е. полностью соответствовать своему назначению), доступными, отличаться объективностью и надежностью. Целесообразно оценивать личность ребенка комплексно, используя различные методы исследования (педагогические, медико-биологические, психологические, социологические и др.). Содержание методологии может включать анализ морфофункциональных показателей детей, определение соматотипа, генетическую предрасположенность (дактилоскопия, выявление мотивационного компонента, длина конечностей, рост и телосложение родителей, темперамент ребенка).
3. Многоступенчатость (этапность) отбора. Одна из наиболее распространенных ошибок в проведении отбора - одномоментность и однократность тестирования, проводимого зачастую только на начальном этапе при зачислении ребенка в спортивную секцию. В то время как в качестве одной из важнейших характеристик одаренного спортсмена рассматривают его способность к обучению, или обучаемость. Соответственно достаточно информативным критерием отбора является темп прироста показателей развития двигательных и специальных качеств. От способности к обучению зависят темпы роста спортивных результатов в видах спорта, где необходимо выполнение технически сложных элементов, в спортивных играх, единоборствах. Ряд специалистов
2024_ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е
рекомендует проводить первое повторное тестирование через 6-8 месяцев систематических занятий, затем через год и через два года.
4. Прогнозирование спортивных результатов связано с многоступенчатостью и преемственностью этапов отбора. Пролонгированный отбор основан на научном обосновании положений о том, что необходимые для успеха качества проявляются не сразу, а при выбранном тренировочном воздействии через определенный промежуток времени. Соответственно увидеть результат прогнозирования (тестирования отбора) можно через месяцы или годы тренировок.
5. Преемственность этапов отбора. Отбор в спортивной деятельности происходит постоянно и непрерывно, начиная от приема в секцию по виду спорта до зачисления в состав национальной команды; участия в Олимпийских играх, соревнованиях высокого спортивного уровня. Организационно отбор проводится в несколько этапов, у каждого из которых своя цель и задачи, возрастные границы этапа различны для каждого выбранного вида спорта [3].
В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых занимающихся увеличивается [4]. Ниже показано количество выбывающих детей на каждом этапе подготовки (по распределению в группах спортивных школ по настольному теннису Беларуси) (рисунок).
Рисунок. - Отсеивание детей, занимающихся настольным теннисом по этапам подготовки
В настольном теннисе первый этап отбора приходится на возраст с 6-7 до 8 лет. Его цель - определение способности детей к проявлению быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости, т.е. основным ведущим физическим качествам в настольном теннисе. Кроме этого, учитываются психофизиологические показатели и психические свойства личности ребенка.
Для оценки уровня развития физических качеств детей, занимающихся настольным теннисом, предлагают следующие тесты, которые позволяют оценить скоростные способности, скоростно-силовые, взрывную силу мышц ног и игровой руки: бег 20 м, 30 м, 60 м; прыжок в длину с места; челночный бег 3х10 м; передвижение вперед-назад в трехметровой зоне за одну минуту; прыжки боком через гимнастическую скамейку в течение 30 с , метание мяча на дальность1.
Проявление спортивно важных, специальных для избранного вида спорта качеств обусловлено рядом факторов, важнейшими из которых являются психофизиологические и морфологические особенности человека [2; 4; 5]. Если для многих видов спорта антропометрические данные ребенка - длина и масса тела, величина мышечной и жировой массы по отношению к массе тела, длина конечностей, соотношение длины туловища и конечностей, его телосложение (соматотип), имеют важное значение, то в настольном теннисе при отборе морфологическим показателям не уделяется первостепенное внимание. Это связано с многообразием стилей игры в настольном теннисе и возможностью создания индивидуального стиля в соответствии с особенностями телосложения спортсмена. В то же время в Китае учитывают следующие антропометрические показатели: вес, рост, окружность груди, окружность левого и правого бедра; окружность голени, окружность правого и левого
1 Гужаловский А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Гос. центр. ин-т физ. культуры. -М., 1979. - 26 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика
№ 2(42)
плеча в напряженном и в расслабленного состояниях; окружность правого и левого предплечья; разница величин окружностей правого и левого плеча; разница окружностей правого и левого предплечий. Средний рост у китайских теннисистов около 168 см, у женщин - 159,05 см. Средний вес мужчин - 58,48 кг, женщин - 50,10 кг. Двукратный олимпийский чемпион и чемпион мира Лю Голян - 168 см, вес 60 кг. Рост вице-чемпиона мира, первой ракетки мира 1998 г. и с 1996 по 2011 гг. входившего в десятку сильнейших спортсменов мира, Владимира Самсонова - 190 см, вес 90 кг. Несмотря на разницу в росте в 22 см и весе 30 кг оба спортсмена достигли высоких результатов в настольном теннисе [3].
При отборе необходимы четко обозначенные и научно обоснованные критерии. Но не только по набору приоритетных для вида спорта качеств, а и с учетом возможности развития или наличия компенсаторных. Достаточно показателен пример баскетболиста Тайрона Кертиса Богза, выступающего в НБА. Известно, что одним из важнейших параметров (использующихся и при отборе спортсменов) являются антропометрические данные будущих баскетболистов. Так, средний рост баскетболистов НБА составлял от 186 см в 2000 г. до 201 см в 2018. Чем выше баскетболист, тем больше у него возможностей для результативных бросков; вместе с тем важнейшие в игре перехват, подбор требуют проявления высокой скорости передвижений. И легкий вес (65 кг) при росте 160 см, скоростные качества, высота прыжка Тайрона Кертиса Богза (или «Магзи» Богза) были его ключевыми, важнейшими компенсаторными качествами. Кроме него можно назвать еще Спада Уэбба (рост 170 см) с высотой прыжка 110 см, Эрла Бойкинса (165 см), Барни Седрана (163 см). Известный бразильский футболист Маноэл Гарсиа дон Сантос Гарринча считается лучшим правым защитником за всю историю футбола. Его правая нога была короче левой на 8 см. Во многом благодаря этому, его техника обманных движений-«финтов» была уникальной, непривычной и сложной для соперников.
В настольном теннисе одним из ведущих качеств является быстрота реакции, которая в значительной степени определена врожденными особенностями ребенка. Тем не менее, при темпе игры 70-120 уд/мин спортсмен успевает нанести сложный ответный удар, и это происходит благодаря развитому чувству антиципации (предвидения) игровых действий соперника на основе имеющегося двигательного опыта спортсмена.
Многие специалисты указывают среди наиболее значимых для игрока в настольный теннис на кинестези-ческую чувствительность и морально-волевые личностные качества, затем быстроту реакции, уровень притязаний и умение различать временные интервалы [2]. В качестве примера зачисления в спортивную школу детей на основании отбора по морально-волевым качествам можно назвать одну из спортивных школ г. Нижний Новгород. Отбор детей проводился на основании результатов в ходе моделирования соревновательной ситуации и педагогических наблюдений во время состязаний детей друг с другом. В группу зачислялись те, кто побеждал, не уклонялся от борьбы, сопротивлялся трудностям, проявлял волевые качества. Такой метод отбора был оправдан - в дальнейшем многие из них достигли высоких результатов в настольном теннисе.
Поскольку настольный теннис - универсальный по структуре вид спорта, в котором проводятся личные и командные соревнования, одиночные и парные, в нем возможно успешная деятельность для спортсменов различного темперамента. Отмечено, что в настольном теннисе решающую роль играют психологические качества по сравнению с физическими и морфофункциональными [3; 5].
Для того чтобы лучше понять необходимость повышения эффективности каждого мероприятия, каждого проведенного тестирования, каждого применяемого метода в системе отбора способных детей, рассмотрим в целом условия проведения отбора в Китае, который является лидером в настольном теннисе с 1970-х годов до настоящего времени, и Республике Беларусь. Одно из необходимых условий - наличие кандидатов для отбора.
В Китае с населением 1,393 млрд человек (2018 г.) действуют 52 федерации по видам спорта. Детей в возрасте 5-9 лет - около 80 млн. Работа по подготовке спортивного резерва ведется в следующих направлениях:
1) в спортивных школах, куда отбор детей начинается с пятилетнего возраста. Таких школ насчитывается более 15 000. Здесь наиболее способные дети в течение года учатся, тренируются на полном обеспечении государства. В подобных спортивных школах в полной мере реализуется многоступенчатая система спортивного отбора. Тестирование юных спортсменов проводится каждые 5-6 месяцев;
2) в специализированных школах по видам спорта, где дети тренируются утром до уроков в школе, а затем после учебы. Чаще всего здесь занимаются дети, которые прошли отбор в детских садах;
3) в теннисных спортивных центрах (аналогичные центры есть и по другим видам спорта), где занимаются дети от 7 до 17 лет. Например, в одном из таких центров высотой в 4 этажа на каждом этаже расставлены 40 столов. Итого 160 столов, которые задействованы полностью во время тренировки. С ними работают тренеры в количестве максимально 10 человек на каждые 50-60 детей (примерно 70 тренеров в одном таком центре).
Справочно. На чемпионатах мира с 1995 по 2019 гг. из 60 разыгранных медалей (в личном первенстве у мужчин и женщин, в мужской и женской паре, а также в миксте) 56 принадлежат китайским спортсменам. На Олимпийских играх с 1988 г. и до наших дней все золотые медали завоевали китайские теннисисты.
Для сравнения, в Беларуси с населением 9,485 млн (2020 г.) функционирует 71 федерация (ассоциация), из которых 44 по олимпийским видам спорта. Детей в возрасте 6-10 лет - около 11 тыс., в т.ч. и те, кто имеет медицинские противопоказания для занятий спортом.
Подготовка спортсменов осуществляется в 32 отделениях по настольному теннису в специализированных спортивных школах, центрах олимпийской подготовки. Всего в Республике Беларусь настольным теннисом
2024
ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия E
занимаются 2 577 спортсменов, из них в группах начальной подготовки около 1800 человек (2019 г.). Работу в данных отделениях ведут 117 тренеров, т.е. обеспеченность тренерскими кадрами - в среднем один тренер на 20 спортсменов.
Заключение. Приведенные выше показатели, характеризующие численный потенциал игроков в настольный теннис в Китае и Беларуси, подтверждают необходимость развития спортивного резерва в нашей стране интенсивным путем за счет существенного повышения качества процесса подготовки спортсменов на каждом его этапе, начиная с отбора. Одним из наиболее эффективных решений представляется рациональная организация отбора как многоэтапного комплексного мероприятия, ориентированного на способности ребенка применительно к выбранному виду спорта, анализ реализации его потенциала в динамике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
2. ШЖШЛШ. ШЕКШЯЙ&ёШЙОДШ—Я.Ш ■ ft*
= Обсуждение механизма работы Национальной сети мониторинга физической подготовленности -использование национальной системы мониторинга физической культуры Цзянсу / Сюй Хао и др. // Спорт и наука. -2012. - № 5. - С. 84-89.
3. Серова Л. К. Управление подготовкой спортсмена в настольном теннисе. - М.: Спорт, 2016. - 100 с.
4. Ф! 2010 = Анализ состояния физической подготовленности учащихся начальных и средних школ в Китае в 2010 году / Чжан Цзилун, Ма Цзюнь // Китайская школа здоровья. - 2011. - № 10. - С. 18-20.
5. Матыцин О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. - 129 с.
6. Сазонова А. В. Настольный теннис: учеб. программа. - Минск: М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, 2024. - 64 с.
Поступила 02.10.2024
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A PERSONALLY-ORIENTED APPROACH IN THE SELECTION OF ATHLETES (USING TABLE TENNIS AS AN EXAMPLE)
А. SAZONOVA
(Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk)
One of the most important components of a multi-year sports training system is the selection of the most capable athletes with the potential to achieve high performance. With changing demographics, high academic load on children, early specialization in many sports and increased level of sports results in general, the conceptual provisions of sports selection are changing, shifting the emphasis from ensuring the mass participation of students at the initial stage to improving the quality of the content and organization of selection activities at all stages of sports training. In the article the basic regularities and principles of building the system of selection in sport are considered, the characteristic features of selection of children on the example of table tennis are revealed.
Keywords: stages of selection, special qualities, selection criteria, testing, table tennis.