Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза'

Педагогические условия формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERETHNIC INTERACTION CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERETHNIC INTERACTION CULTURE FORMATION / ЭТНОГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПОЛИКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ / POLYCOMPONENT MODEL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / CIVIL ETHNIC SELFCONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Булатова Анастасия Анатольевна

Рассматриваются актуальные аспекты формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза. Приводятся разработанные авторами понятия «культура межэтнического взаимодействия студентов» и «этногражданское самосознание». Указываются обстоятельства педагогического процесса, способствующие формированию культуры межэтнического взаимодействия студентов в условиях технического вуза. Освещаются действительные и планируемые мероприятия, проходящие в стенах ЛФ ПНИПУ с целью реализации данных педагогических обстоятельств: особенностей взаимоотношений образовательных субъектов, применения иностранного языка, применения особых форм и методов, которые на практике способствуют повышению уровня культуры межэтнического взаимодействия студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Булатова Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERETHNIC INTERACTION CULTURE FORMATION OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS

The article deals with the relevant aspects of interethnic interaction culture formation of technical college students. The article presents the authors’ concept of «interethnic interaction culture «, «civil ethnic self-consciousness». Lists a number of circumstances of the pedagogical process, contributing to the interethnic interaction culture formation of technical college students. It highlights the actual and planned activities taking place within the walls of LF PNIPU with the aim to implement such pedagogical conditions, as the peculiarities of relationships of educational institutions, foreign language, the use of special forms and methods, which in practice contribute to the improvement of the level of interethnic interaction culture of students.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза»

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-3-127-133

УДК 37.02 ББК 74.480.0

И.Г. Долинина, А.А. Булатова

(Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, г. Лысьва, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматриваются актуальные аспекты формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза. Приводятся разработанные авторами понятия «культура межэтнического взаимодействия студентов» и «этногражданское самосознание». Указываются обстоятельства педагогического процесса, способствующие формированию культуры межэтнического взаимодействия студентов в условиях технического вуза. Освещаются действительные и планируемые мероприятия, проходящие в стенах ЛФ ПНИПУ с целью реализации данных педагогических обстоятельств: особенностей взаимоотношений образовательных субъектов, применения иностранного языка, применения особых форм и методов, которые на практике способствуют повышению уровня культуры межэтнического взаимодействия студентов.

Ключевые слова: культура межэтнического взаимодействия, формирование культуры межэтнического взаимодействия, этногражданское самосознание, поликомпонентная модель, педагогические условия, педагогический процесс, межкультурная коммуникация

I.G. Dolinina, A.A. Bulatova

(Perm National Research Polytechnic University, Perm, Lysva, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERETHNIC INTERACTION CULTURE FORMATION OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS

The article deals with the relevant aspects of interethnic interaction culture formation of technical college students. The article presents the authors' concept of «interethnic interaction culture «, «civil ethnic self-consciousness». Lists a number of circumstances of the pedagogical process, contributing to the interethnic interaction culture formation of technical college students. It highlights the actual andplanned activities takingplace within the walls of LF PNIPU with the aim to implement such pedagogical conditions, as the peculiarities of relationships of educational institutions, foreign language, the use of special forms and methods, which in practice contribute to the improvement of the level of interethnic interaction culture of students.

Keywords: interethnic interaction culture, interethnic interaction culture formation, civil ethnic self-consciousness, polycomponent model, pedagogical conditions, pedagogical process, intercultural communication.

о <u

T

2 s

a. i

£ *

£ к

<u

<u

1 S го ^ m н о " ^ к s s S m

-& ф

§ J

m S

о s

ц го

о po

^ m

<D о

- g

ë I

E ï

2 fc

S £

<u <u

IZ s

го ш о н го

с;

^

ш

<С <С

с; о Ч

В настоящее время изменения, происходящие в мировом сообществе, напряженная ситуация в мире, связанная с многочисленными войнами на основе религиозных и культурных расхождений, массовый приток беженцев в Европу актуализируют проблему межэтнического взаимодействия. Конфликтные ситуации, возникающие между местным населением и мигрантами, демонстрируют низкий уровень культуры межэтнического взаимодействия.

В России сегодня на государственном уровне культура межэтнического взаимодействия - важнейший компонент политики, а ее формирование - одна из приоритетных задача системы образования. Значимость актуализации потенциала межэтнического взаимодействия в контексте формирования культуры межэтнического взаимодействия отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации [4]. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [5], личностные результаты освоения обучающимся основной образовательной программы основного общего образования должны отражать особенности воспитания российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной [5].

Это может быть достигнуто через: 1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и обществен-

ной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

4) участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Анализ существующих в других науках (философии, социологии, психологии) понятий культуры и межэтнического взаимодействия, позволил детерминировать ключевой элемент нашего исследования. Культура межэтнического взаимодействия студентов - часть общей культуры индивида, характеризующаяся знаниями, ценностями, опытом взаимопонимания и взаимодействия, способность к диалогу, признание и уважение права на отличие, а также совокупный результат воспитания и обучения на основе самоидентификации и поликультурности, выработанной системы гражданских ценностей и этических норм, коммуникативности и толерантности, целостного мировоззрения, способности к диалогу и непредвзятости, признание и уважение права на отличие, способность преодолевать возможное неблагоприятное влияние, готовность к взаимопониманию и взаимодействию [2].

Для выявления уровня готовности студентов к межэтническому взаимо-

действию нами было проведено анкетирование среди студентов очно-заочной формы обучения в Лысьвенском филиале Пермского национального исследовательского политехнического университета (ЛФПНИПУ) (средний возраст опрошенных - 25 лет). Были получены следующие результаты: 80% опрошенных затрудняются сказать, что они интересуются историей и культурой своего народа и народов, проживающих рядом с ними; при этом 45% имеют собственное мнение об истории родной и чужих стран, культурном и нравственном наследии различных этносов; лишь 55% уважают чужое мнение и право на отличие. 60% респондентов осознают, что необходимо реализовывать заданные нормы социального и межэтнического взаимодействия и общественной жизни, 23% респондентов понимают необходимость эффективного межэтнического взаимодействия. Однако подавляющее большинство, а именно 83% анкетируемых затрудняются сказать, что они готовы к межэтническому взаимодействию; 95% испытывают затруднения при взаимодействии с представителями различных этносов. Несколько иными оказались результаты анкетирования студентов очного отделения Лысьвенского политехнического колледжа (ЛПК) (средний возраст опрошенных - 16-17 лет). Большинство опрошенных совершенно не интересуется историей и культурой своего народа и народов, проживающих рядом с ними; при этом 50% имеют собственное мнение об истории родной и чужих стран, культурном и нравственном наследии различных этносов, а 59% уважают чужое мнение и право на отличие. Лишь 36% респондентов осознают, что необходимо реализовывать заданные нормы социального и межэтнического взаимодействия и общественной жизни. 31% респондентов осознают необходимость эффективного межэтнического взаимодействия. Однако значительная часть анкетируемых затрудняется сказать, что готова к межэтническому взаимодействию и отмечает,

что испытывает сложности при взаимодействии с представителями различных этносов. Кроме того, в процессе анкетирования студенты затруднялись с определением понятия «межэтническое взаимодействие». Полученные нами результаты анкетирования демонстрируют невысокий уровень сформированности культуры межэтнического взаимодействия у студентов технического вуза и колледжа. В результате проявляется высокий уровень неопределенности, который может стать не только основой для благоприятного развития, но и содержит в себе риск развития негативных действий и событий в случае неблагоприятной социальной обстановки. Это подтверждает актуальность нашего исследования.

Для реализации цели нашего исследования - формирование культуры межэтнического взаимодействия студентов в условия технического вуза, была разработана поликомпонентная модель формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов в условиях технического вуза [1]. Концептуальным компонентом нашей модели выступает этногражданское самосознание. Этно-гражданское самосознание - структурный компонент личности, включающий в себя переживание гражданских чувств, осознание себя как представителя своего народа и члена гражданского общества, правильно применяющего свои права и обязанности, система знаний о себе и своем этносе, сформированная система общечеловеческих, гражданских и этнических ценностей, способность взаимодействовать с другими народами и культурами. Однако для формирующего этапа эксперимента нам также необходимо выявить и уточнить организационно-педагогические условия, способствующие формированию культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза. [2]

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем определенные обстоятельства, содействующие формированию культуры межэтническо-

о ф

т

.0

!г £

и;

К I

^ ф

1 3 го ^ т н о "

^ К

2 £

-& ¡и ч о

т 2

о ^

ц го

о ™

^ ш

Ф о

2 £

£ £ ф ф

а 2

го ш о н го

с;

^

ш

<С <С

с; о Ч

го взаимодеиствия студентов технического вуза.

Организационно-педагогические условия формирования культуры межэтнического взаимодействия - это практическая сторона реализации закономерностей образовательного процесса, которая включает управление деятельностью субъектов образования (отбор ее содержания, форм и методов, организацию), управление межличностными отношениями, предметной стороной этой деятельности. Исследование проводилось на базе ЛФ ПНИПУ

В ходе исследования нами выявлены следующие организационно-педагогические условия, которые выступают необходимыми и достаточными для формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов в условиях технического вуза [3]:

1) использование системы форм и методов, служащих основанием для накопления этнокультурных знаний и усвоения гражданских и этнических ценностей;

2) обеспечение специфики взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, обогащающей опыт межэтнического взаимодействия студентов;

3) привлечение иностранного языка и создание языковой среды для более эффективного понимания и принятия чужой культуры, актуализации этно-гражданской позиции студентов. Рассмотрим подробнее каждое условие. Первое условие - использование системы форм и методов, содействующих накоплению этнокультурных знаний и усвоению гражданских и этнических ценностей.

Мы определяем методы как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности студентов для формирования у них культуры межэтнического взаимодействия, а именно гражданских взглядов и убеждений, навыков и

привычек поведения в мультикультурном сообществе, основанных на знаниях, полученных в ходе обучения и воспитания.

Для достижения цели, определенной в представленной нами поликомпонентной модели, предполагается использовать оптимальные формы деятельности педагогических проектных групп: олимпиады, этнические фестивали, национальные праздники, языковые недели, конференции. Данные формы и методы являются основой формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов в условиях технического вуза. Одной из форм работы является ежегодно проводимая в стенах ЛФ ПНИПУ конференция «Диалог культур», целью которой является обеспечение осознания студентами многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей и культуры различных этносов, уважения к ним посредством формирования умения жить и взаимодействовать с представителями различных народов в многонациональной стране. Также ежегодно в стенах ЛФ ПНИПУ проводится неделя английского языка. В течение недели на стендах в кабинетах иностранного языка и в холле представлены занимательные факты о жизни и культуре стран изучаемого языка, проводится страноведческая викторина, результаты и победители которой оглашаются на итоговом мероприятии, посвященном неделе английского языка. Кроме того, студенты самостоятельно готовят презентации и доклады на заданные темы, что позволяет им приобщиться к традициям и обычаям других народов и способствует развитию у них межкультурной компетенции.

Не менее значимыми в процессе формирования культуры межэтнического взаимодействия являются олимпиады. Целями олимпиад по английскому языку выступают: проверка имеющихся у студентов знаний в области лексики и грамматики иностранного языка; формирование межкультурной компетентности как интегративного качества лич-

ности; развитие у студентов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки способностей обучающихся, готовых вступать в устную и письменную коммуникации на русском и иностранных языках; привлекать внимание участников к изучению политических, правовых и культурных аспектов современного поликультурного общества. Особая роль иностранного языка в формировании культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза видится нам в том, что иностранный язык разрывает замкнутость мышления, способствуя, таким образом, созданию благоприятных условий для восприятия психологии, элементов культуры и традиций других народов.

Образовательные задачи олимпиад заключаются в совершенствовании коммуникативной компетенции и ее составляющих (социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной); активизации творческой самостоятельности участников и способствовании к развитию интереса к исследовательской деятельности; формировании интереса и мотивации к овладению русским и иностранными языками; способствовании к овладению умениями эффективно пользоваться телекоммуникационными технологиями; развитии общеобразовательного кругозора участников; интенсификации процесса получения исторических и культурологических знаний; способствовании к созданию комфортного мотивационного пространства для получения выбранной профессии; содействии к воспитанию ценностных ориентаций студентов, формированию активной гражданской позиции в многонациональном сообществе.

Важным моментом является то, что в задания включается информация, влияющая на развитие гражданской позиции обучающихся и усиление ее нравственных компонентов, способствующая формированию межкультурной компетентности.

Второе условие - обеспечение специфики взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, обогащающей опыт межэтнического взаимодействия студентов.

Условие планируется актуализировать путем интеграции студентов в мультикультурное сообщество с помощью привлечения представителей некоммерческих общественных организаций («Русско-немецкое сообщество», «Национально культурный центр татар»). Взаимодействие с ними помогает овладению культурой гражданского и социального поведения, направленного на продуктивный межэтнический диалог и взаимодействие.

Субъектами межкультурного взаимодействия в нашей модели являются представители различных народов и общественных этнических организаций.

Эффективность формирования культуры межэтнического взаимодействия зависит от сотрудничества с общественностью, которая видится как один из главных принципов нашей деятельности.

Коммуникации с общественными организациями, во-первых, должны быть средством координации и кооперации традиционных и инновационных методов формирования культуры межэтнического взаимодействия; во-вторых, рассматриваться как средство удовлетворения интересов и потребностей образования; в-третьих, стимулировать изменение имеющихся потребностей и интересов граждан в области межэтнических коммуникаций.

Третье условие - привлечение иностранного языка и создание языковой среды для более эффективного понимания и принятия чужой культуры, а также обогащения опыта межэтнического взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межкультурная коммуникация -форма коммуникации двух или более представителей разных культур, в процессе которой происходит общение, обмен информацией в матрицах различных культур. Эффективность межкультурной

о ф

т

.0

!г £

К I

^ ф

1 3 го ^ т н о "

^ К

2 Е -& ф

ч о

т 2

о ^

ц го

о ™

^ т

ф о

и;

2 £

£ £ ф Ф С 2

коммуникации определяется не только знанием иностранных языков, но в большей степени владением информацией об истории и традициях того или иного народа и применением этих знаний в реальных условиях межэтнического взаимодействия. Знание основ материальной и духовной культуры, религии, общественных ритуалов, норм морали во многом влияет на ход и результаты коммуникации.

Достаточное и разностороннее знание культурных особенностей носителей иностранных языков, их менталитета, национальных черт характера, стиля жизни, видения мира, обычаев, традиций делает процесс изучения иностранного языка ярким, запоминающимся и эффективным, а также способствует формированию культуры межэтнического взаимодействия.

Реализация третьего условия будет способствовать эффективной коммуникации на русском и иностранном языках (английском), формировать патриотическое самосознание и этническую идентичность; привлекать внимание студентов к изучению различных аспектов современного поликультурного общества и способствовать формированию эт-ногражданского самосознания и стремлению к успешному межэтническому взаимодействию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной практике педагогического процесса в условиях

технического вуза целесообразно выделять определенные организационно-педагогические условия, соблюдение которых способно эффективно влиять на процесс воспитания современной молодежи и способствовать формированию у нее культуры межэтнического взаимодействия.

Библиографический список:

1. Булатова А.А., Долинина И.Г. Культура межэтнического взаимодействия студентов: понятие, модель формирования // Направления научной мысли. - 2015. - №7. С. 69-72.

2. Булатова А.А., Долинина И.Г. Проблема межэтнического взаимодействия как предмет научного исследования // Фундаментальная и прикладная наука. - 2015. - № 5. С. 10-14.

3. Долинина И.Г., Алексеев В.Н. Педагогические условия формирования гражданской компетентности обучающихся // Высшее образование сегодня. - 2013. - №8. С. 34-38.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // [Электронный ресурс]: http://suvagcentr.ru/ userfiles/files/links/doktrina.pdf.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта» в ред. от 31.12.2015, п. 8. // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/ document/902254916.

Поступила 21.09.16

Об авторах:

Долинина Ирина Геннадьевна, старший научный сотрудник кафедры безопасности жизнедеятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Россия, г. Пермь, Комсомольский пр., д. 29), кандидат педагогических наук, профессор, тпа _edu@mail.ru

Булатова Анастасия Анатольевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Россия, г. Лысьва, ул. Ленина, д. 2), anastasia.bulatova@yandex.ru

Для цитирования: Долинина И.Г., Булатова А.А. Педагогические условия формирования культуры межэтнического взаимодействия студентов технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3. С. 127-133. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-127-133

References:

1. Bulatova A.A., Dolinina I.G. Culture of inter-ethnic communications between students: concept, formation model // Napravlernia nauchnoi mysli. - 2015. - №7. P. 69-72. [in Russian]

2. Bulatova A.A., Dolinina I.G. The problem of inter-ethnic communications as a research subject // Fundamentalnaia i prikladnaia nauka. - 2015. - № 5. P. 10-14. [in Russian]

3. Dolinina I.G, Alekseev V.N. Pedagogical conditions of forming civic competence of students // Vysshee obrazovanie segodnia. - 2013. - № 8. P. 34-38. [in Russian]

4. National doctrine of education in the Russian Federation. [available at] http://suvagcentr.ru/ userfiles/files/links/doktrina.pdf. [in Russian]

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "On approving Federal state educational standard" ed. 31.12.2015, art. 8. [available at] http://docs.cntd.ru/ document/902254916. [in Russian]

About the authors:

Dolinina Irina Gennadievna, Candidate of Sciences (Education), Professor Senior researcher, Department of Life Safety, Perm National Research Polytechnic University (Perm, Russia), irina _edu@mail.ru

Bulatova Anastasia Anatolievna, Senior lecturer, Department of Humanities, Social and Economic Subjects, Perm National Research Polytechnic University (Lysva, Russia), anastasia.bulatova@yandex.ru

For citation: Dolinina I.G., Bulatova A.A. Pedagogical conditions of interethnic interaction culture formation of technical college students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 3. Р. 127-133. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-127-133

о ф

T

.0

Ci £

К I

s Ф

1 S

го ^

m н

о "

^ К

s S

S m

-& ф Ч о

m S

о s

ц го

о о

^ rn

ф о

и;

2 fc

S £

ф Ф

IZ s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.