Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогические и организационные условия / компьютерная грамотность / дополнительное образование / дополнительные развивающие программы / индивидуальные запросы обучающихся / программирование / информационные технологии / современные образовательные технологии / игровые педагогические технологии / практико-ориентированное обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виштак О.В., Ходакова Н.П.

В статье обсуждается значимость обучения детей и подростков по дополнительным развивающим программам в сфере IT-технологий, как эффективны способ формирования и интенсивного развитие их компьютерной грамотности. Анализируются компоненты многоаспектного понятия компьютерная грамотность, которые определяют содержание педагогических условий формирования и развития компьютерной грамотности. Авторы обосновывают, что именно реализация дополнительных развивающих программ с присущими им специфическими возможностями дополнительного образования позволяет создать оптимальные педагогические условия формирования и развития компьютерной грамотности. Авторы рассматривают как наиболее эффективную педагогическую технологию изучения информационных технологий, программирования, веб-технологий технологию веб-квестов. Использование которой позволяет с одной стороны развивать способность работать с информацией, а с другой создавать веб-квесты, как веб-приложение, что является результатом проектной деятельности обучаемых. В рамках данного исследования сделан вывод о том, что педагогические условия, представленные в данной статье, обеспечат формирование и развитие компьютерной грамотности детей и подростков в сфере IT-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-270-274 NIION: 2018-0076-3/22-551 MOSURED: 77/27-023-2022-3-750

ВИШТАК Ольга Васильевна,

доктор педагогических наук, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки Балаковского инженерно-технологического института -филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский

ядерный университет «МИФИ», e-mail: OVVishtak@mephi.ru

ХОДАКОВА Нина Павловна,

доктор педагогических наук, профессор департамента методики обучени Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,

e-mail: hodakova_np@mspi.edu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье обсуждается значимость обучения детей и подростков по дополнительным развивающим программам в сфере 1Т-технологий, как эффективны способ формирования и интенсивного развитие их компьютерной грамотности. Анализируются компоненты многоаспектного понятия компьютерная грамотность, которые определяют содержание педагогических условий формирования и развития компьютерной грамотности. Авторы обосновывают, что именно реализация дополнительных развивающих программ с присущими им специфическими возможностями дополнительного образования позволяет создать оптимальные педагогические условия формирования и развития компьютерной грамотности. Авторы рассматривают как наиболее эффективную педагогическую технологию изучения информационных технологий, программирования, веб-технологий технологию веб-квестов. Использование которой позволяет с одной стороны развивать способность работать с информацией, а с другой создавать веб-квесты, как веб-приложение, что является результатом проектной деятельности обучаемых. В рамках данного исследования сделан вывод о том, что педагогические условия, представленные в данной статье, обеспечат формирование и развитие компьютерной грамотности детей и подростков в сфере 1Т-технологий.

Ключевые слова: педагогические и организационные условия, компьютерная грамотность, дополнительное образование, дополнительные развивающие программы, индивидуальные запросы обучающихся, программирование, информационные технологии, современные образовательные технологии, игровые педагогические технологии, практи-ко-ориентированное обучение.

VISHTAK Olga Vasilievna,

Doctor of Pedagogy, Dean of the Faculty of Advanced Training and Professional Retraining of the Balakovo Institute of Engineering and Technology - Branch of the National Research Nuclear University MEPHI Moscow Engineering Physics Institute

KHODAKOVA Nina Pavlovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Teaching Methods of the Institute of Pedagogy and Educational Psychology,

Moscow City Pedagogical University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMPUTER LITERACY IN ADDITIONAL EDUCATION

Annotation. This article discusses the importance of teaching children and adolescents additional educational programs in the field of IT technologies, how effective is the method of formation and intensive development of their computer literacy. The components of the multidimensional concept of computer literacy are analyzed, which determine the content of pedagogical conditions for the formation and development of computer literacy. The authors substantiate that it is the implementation of additional educational programs with the specific opportunities of additional education inherent in them that allows creating optimal pedagogical conditions for the formation and development of computer literacy. The authors consider the technology of web quests as the most effective pedagogical technology for studying information technologies, programming, and web technologies. The use of which allows, on the one hand, to develop the ability to work with information, and on the other hand, to create web quests as a web application, which is the result of the project activity of the trainees. Within the framework of this study, it is concluded that the pedagogical conditions presented in this article will ensure the formation and development of computer literacy of children and adolescents in the field of IT technologies.

Key words: pedagogical and organizational conditions, computer literacy, additional education, additional educational programs, individual requests of students, programming, information technologies, modern educational technologies, game pedagogical technologies, practice-oriented training.

В настоящее время цифровые технологии в образовательном пространстве, включая дополнительное образование, выступают в роли базовых высокотехнологичных образовательных технологий, обеспечивающих коммуникации, способствующих поддержке сотрудничества участников образовательного процесса и порождающие новые формы педагогической деятельности и учебной деятельности обучающихся [12; 13; 14; 16]. Стремительные темпы компьютеризации всех уровней образовательной системы обуславливают как приоритетное направление формирование и интенсивное развитие компьютерной грамотности детей и подростков [5; 7; 10].

В педагогических исследованиях последних лет компьютерная грамотность рассматривается как интегративное понятие, включающее следующие компоненты [1; 2; 6]:

• умение и навыки работы с информацией, включая ее поиск, анализ, преобразование и осмысление;

• эффективное использование цифровых устройств и современного программного обеспечения;

• универсальные навыки безопасной работы с информационными ресурсами и в сетевом пространстве;

• знание условий корректного использования контента;

• универсальные навыки обучения в цифровой среде.

Понятие компьютерной грамотности, являясь многокомпонентным понятием, предполагает в первую очередь создание специально организо-

ванной социально-педагогической среды, реализующей образовательные программы, ориентированные на индивидуальные запросы каждого обучающегося, учет его сводного выбора направления изучения информатики, объема и темпов освоения образовательной программы. Соответственно по сравнению с другими видами формального образования такая среда в полном объеме присуща дополнительному образованию в сфере ^-технологий.

Как характерные черты реализации дополнительных развивающих программ по ^-техноло-гиям следует выделить:

• свободный выбор программ и педагогов, реализующих эти программы;

• выявление и учет начального уровня каждого обучающегося и его индивидуальных предпочтений;

• оперативная актуализация программ и вариативность их содержания, учитывающих динамичное развитие языков программирования и информационных технологий;

• индивидуальный выбор педагогической технологии со стороны каждого педагога с учетом специфики изучения компьютерной дисциплины и возрастных особенностей обучающихся.

Таким образом, по мнению авторов, именно дополнительные развивающие программы в сфере ^-технологий очень актуальны и востребованы, по сути являются компьютерным стартом успешности и будущего профессионализма в цифровом мире современных школьников. Соответственно для эффективного обучения по этим программам и успешного формирования компью-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

терной грамотности детей и подростков необходимо создание и организация педагогических условий, учитывающих особенности реализации дополнительных развивающих программ в области 1Т-технологий. Проанализируем эти специфические особенности, опираясь на педагогические исследования в этой области и на свой многолетний педагогический опыт работы в дополнительном образовании.

К таким специфическим особенностям в первую очередь относим учет интересов, потребностей детей при выборе дополнительной развивающей программы. Это обусловлено тем, что с одной стороны мир 1Т-технологий многообразен, поэтому дополнительные развивающие программы включает достаточно много направлений: изучение основ информационных технологий, языков программирования, веб-технологий, компьютерной графики, создание компьютерных игр.

При выборе программ обучения каждый ребенок и подросток ориентируется на область своих интересов. Но при этом учитывается и мнение родителей, которые оказывают существенное влияние на выбор направления обучения своего ребенка или подростка.

Кроме того, следует учитывать, что на процесс овладения компьютерной грамотностью оказывают существенное влияние возрастные особенности детей и подростков. Компьютер для подростков является средством активного познания действительности, а также технически сложным устройством, который хочется освоить в полном объеме, включая аппаратную часть и программное обеспечение. Реализация этого желания с одной стороны позволяет подростку самоутвердиться в своем социуме, а с другой стороны получить удовольствие от компьютерных игр и присутствия в социальных сетях. Кроме того, освоение программирования на языках высокого уровня позволяет создавать свои компьютерные игры, приложения, сайты, что опять же значительно влияет на авторитет ребенка или подростка среди сверстников.

Еще одной особенностью дополнительных развивающих программ в сфере 1Т-технологий является обучение в группах, которые являются, как правило, разновозрастными. Обязательным становится следование принципу индивидуализации обучения по отношению к каждому обучающему с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей. Это в свою очередь влияет на выбор педагогической технологии в преподавании той или иной развивающей программы в 1Т-сфере.

При выборе педагогической технологии для формирования компьютерной грамотности и развития познавательной активности обучаемых, их

нацеленности на создание нового программного продукта основополагающим становится переход взаимодействия педагога и обучаемого на творческий уровень, который предполагает преподавательскую деятельность, как консультирующую при совместном создании программных продуктов. По мнению авторов, предпочтение следует отдать игровым технологиям, которые рассматриваем как совокупность интерактивных методов и форм обучения в целях изучения и контроля учебного материала [2; 3; 4]. Интерактивность предполагает диалоговое общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого, либо взаимодействие обучаемого и компьютера, последний выступает в роли ква-зи-субъекта учебного процесса.

Использование компьютерной игры, в которой предусмотрено наличие непрерывной обратной связи от обучающегося, позволяет:

• обеспечить быстрое освоение функциональных возможностей, предусмотренных в игровом приложении,

• заинтересовать обучающего в освоении нового учебного материала,

• продемонстрировать обучающемуся уровень разработки приложения,

• замотивировать обучающегося на разработку собственного программного продукта [3; 15].

Одной из востребованных форм игровой технологии в настоящее время является технология веб-квеста [4; 8; 9; 11]. Веб-квесты представляют собой проблемное задание, которое реализовано по заранее разработанному сценарию, в котором участникам предписаны роли, условия выполнения задания при максимальном использовании интернет-ресурсов. Причем, с одной стороны, веб-квест позиционируются как эффективное средство активного вовлечения обучающихся в творческий процесс исследования, активного «добывания» информации, которые помогают ориентироваться в поиске необходимой информации в Интернете, а с другой стороны для подростков, изучающих веб-технологии, веб-квест рассматривается как проектное задание по разработке веб-приложения.

Учитывая, что разработка веб-квеста - это творческий процесс, который предполагает выбор темы, разработку сценария, определение ролей, описание функционала и программную реализацию веб-приложения, то его разработка и апробация для ребят становится итоговой работой по изучению курса, представляется на выпускном занятии как сложная и многоаспектная проектная работа, позволяющая продемонстрировать знания и навыки в области программирования. Причем, представление таких проектных компьютер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

ных работ возможно и на цифровых конкурсах различного ранга, что в свою очередь влияет на самоутверждение подростка в свое среде. Соответственно эмоционально-положительный настрой на изучение программирование, на целенаправленную работу с информацией, на овладение умениями работы с информационными ресурсами и развитие способности работы в команде сверстников при разработке веб-квестов является еще из одним условием развития и формирования компьютерной грамотности.

Таким образом, формирование и развитие компьютерной грамотности детей и подростков наиболее эффективно в специально организованных педагогических условий, которые характерны для реализации дополнительных развивающих программ IT-сферы, с присущим им положительным эмоциональным настроем, самостоятельным выбором программы обучения с учетом индивидуальных предпочтений, применением игровой технологии веб-квеста, развивающей у обучаемого, с одной стороны, знания и умения использовать безопасно информационные ресурсы интернета, а с другой - самостоятельно создавать веб-квесты, как программные продукты.

Список литературы:

[1] Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). - С. 167-193.

[2] Виштак Н.М. Роль дополнительного образования в формировании информационной грамотности младших школьников // Актуальные проблемы организации образовательного процесса в начальной школе. - Чебоксары, 2020. - С. 68-72.

[3] Виштак Н.М., Петченко В.П. Игровые технологии в учебном процессе компьютерной школы // Сборник трудов III Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий энергетической отрасли в условиях модернизации российской экономики и общества». - Балаково, 2017. - С. 69-75.

[4] Виштак Н.М., Ходакова Н.П. Программный модуль разработки образовательных веб-кве-стов // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 1. - С. 14-19.

[5] Галимуллина Э.З., Хузеева Ф.Ф. Цифровая образовательная среда обучения программированию детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. - С. 86. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30931 (дата обращения: 12.02.2022).

[6] Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

тельное пространство детства // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. - С. 160-165.

[7] Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 1 (103). - С. 5-11.

[8] Кох Ю.А., Виштак Н.М., Ходакова Н.П. Классификационный анализ образовательных веб-квестов // Сборник статей участников V Международной научно-практической конференции «Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация». - Арзамас, 2019. - С. 84-88.

[9] Круподерова Е.П., Барсук Н.С., Тихонов А.П. Образовательный веб-квест как способ формирования информационной культуры обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. № 66-3. 2020. - С.125-127.

[10] Кузьменков Д.А., Прончев Г.Б. Виртуальная образовательная среда общеобразовательной школы // Инновационные информационные технологии. 2018. Т. 1. № 2. - С. 240-246.

[11] Миронова С.В., Напалков С.В., Нестерова Л.Ю. О развивающих возможностях образовательных Web-квестов // Сборник статей участников международной научно-практической конференции. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2018. - С. 96-100.

[12] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. От цифры к цифровому обществу // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6 (58). - С. 1763-1771.

[13] Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б.Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования // Образование и право. 2020. № 6. - - С. 299-304.

[14] Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право. 2020. № 6. - С. 208-214.

[15] Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). - С. 60-64.

[16] Прончев Г.Б., Гончарова И.В. Безопасность современных электронных образовательных сред // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 3 (117). - С. 26-30.

Spisok literatury:

[1] Boronenko T.A., Kajsina A.V., Fedotova V.S. Razvitie cifrovoj gramotnosti shkol'nikov v usloviyah sozdaniya cifrovoj obrazovatel'noj sredy // Perspek-tivy nauki i obrazovaniya. 2019. № 2 (38). - S. 167193.

[2] Vishtak N.M. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniya v formirovanii informacionnoj gramotnosti

mladshih shkol'nikov // Aktual'nye problemy organ-izacii obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole.

- CHeboksary, 2020. - S. 68-72.

[3] Vishtak N.M., Petchenko V.P. Igrovye tekh-nologii v uchebnom processe komp'yuternoj shkoly // Sbornik trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii «Problemy razvitiya predpriyatij energeticheskoj otrasli v usloviyah modernizacii rossijskoj ekonomiki i obshchestva». - Balakovo, 2017. - S. 69-75.

[4] Vishtak N.M., Hodakova N.P. Programmnyj modul' razrabotki obrazovatel'nyh veb-kvestov // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2022. № 1.

- S. 14-19.

[5] Galimullina E.Z., Huzeeva F.F. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda obucheniya program-mirovaniyu detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. № 3. - S. 86. - URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=30931 (data obrashcheniya: 12.02.2022).

[6] Golovanov V.P. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie detej kak lichnoe obrazovatel'noe pros-transtvo detstva // YAroslavskij pedagogicheskij vest-nik. 2017. № 5. - S. 160-165.

[7] Kargina Z.A. Sovremennye metodologich-eskie podhody v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2011. № 1 (103). - S. 5-11.

[8] Koh YU.A., Vishtak N.M., Hodakova N.P. Klassifikacionnyj analiz obrazovatel'nyh veb-kvestov // Sbornik statej uchastnikov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye Web-tekhnologii v cifrovom obrazovanii: znachenie,

vozmozhnosti, realizaciya». - Arzamas, 2019. - S. 84-88.

[9] Krupoderova E.P., Barsuk N.S., Tihonov A.P. Obrazovatel'nyj veb-kvest kak sposob formirovaniya informacionnoj kul'tury obuchayushchi-hsya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. № 66-3. 2020. - S.125-127.

[10] Kuz'menkov D.A., Pronchev G.B. Virtu-al'naya obrazovatel'naya sreda obshcheobrazova-tel'noj shkoly // Innovacionnye informacionnye tekhnologii. 2018. T. 1. № 2. - S. 240-246.

[11] Mironova S.V., Napalkov S.V., Nesterova L.YU. O razvivayushchih vozmozhnostyah obrazovatel'nyh Web-kvestov // Sbornik statej uchastnikov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Arzamas: Arzamasskij filial NNGU, 2018. - S. 96-100.

[12] Monahov D.N., Pronchev G.B. Ot cifry k cifrovomu obshchestvu // Voprosy politologii. 2020. T. 10. № 6 (58). - S. 1763-1771.

[13] Monahova G.A., Monahov D.N., Pronchev G.B.Mikroobuchenie kak fenomen cifrovoj transfor-macii obrazovaniya // Obrazovanie i pravo. 2020. № 6. - - S. 299-304.

[14] Monahova G.A., Monahov D.N., Pronchev G.B. Social'nye aspekty transformacii rossijskogo obrazovaniya v usloviyah cifrovizacii // Obrazovanie i pravo. 2020. № 6. - S. 208-214.

[15] Orlova O.V., Titova V.N. Gejmifikaciya kak sposob organizacii obucheniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 9 (162). - S. 60-64.

[16] Pronchev G.B., Goncharova I.V. Bezopas-nost' sovremennyh elektronnyh obrazovatel'nyh sred // Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2017. № 3 (117). - S. 26-30.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.