Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела'

Педагогические условия формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛИСТ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / RESEARCH SKILLS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SPECIALIST NURSING / THE FORMATION OF RESEARCH ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Валентина Григорьевна, Ванчинова Ольга Валерьевна

В статье охарактеризованы педагогические условия формирования исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела. В последние десятилетия предпринятая модернизация практического здравоохранения предопределила новый формат требований к деятельности медицинской сестры. В этой связи традиционные функции дополнились готовностью к исследовательской работе в лечебных учреждениях разного типа и профиля. Актуальность проблемы формирования исследовательских умений обучающихся в профессиональной подготовке медицинской сестры обусловлена потребностью общества и запросом работодателя в специалисте, способном эффективно осуществлять исследовательскую деятельность в практическом здравоохранении. В связи с этим на первый план выдвигается задача, связанная с умением оценивать ситуацию с позиции исследователя, подходить к решению профессиональных обстоятельств, используя научные знания исследовательского характера. По нашему мнению, педагогические условия являются необходимым звеном в подготовке специалиста сестринского дела, ибо их эффективная реализация способствует формированию потребности в исследовательской деятельности, выработке стратегии исследовательского взаимодействия, овладению необходимыми для разработки исследовательского проекта знаниями и умениями. изучение проблемы формирования исследовательских умений, согласно специфике нашего исследования, позволило выделить следующие педагогические условия, способствующие формированию исследуемого качества будущего специалиста сестринского дела: поэлементное формирование целей учебно-профессиональной деятельности, целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями исследовательского характера, реализация исследовательского проекта в учебно-профессиональной деятельности, которые могут быть использованы с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF RESEARCH ABILITIES FUTURE SPECIALISTS NURSING

The article described pedagogical conditions of formation of research abilities of the future specialist nursing. In recent decades, undertaken modernization of practical public health determined the new format requirements for activities nurse. In this context, the traditional functions supplemented willingness to research work in medical institutions of various types and profiles. The urgency of the problem of formation of research skills of students in training nurses due to the requirements of society and the needs of employers in the specialists capable of effectively engaging in research in public health practice. In this regard, to the fore the problem associated with the ability to assess the situation from the perspective of the researcher to approach the solution of professional circumstances, using scientific knowledge exploratory nature. In our opinion, pedagogical conditions are a necessary link in the preparation of specialist nursing, for their effective implementation contributes to a need for research, strategy development research cooperation, mastery needed to develop a research project knowledge and skills. Study of the problem of formation of research skills, according to the specifics of our research it possible to distinguish the following pedagogical conditions conducive to the formation of the test quality of the future specialist nursing: an exploded formation purposes of teaching and professional activities, targeted saturation disciplines jobs exploratory nature, the implementation of a research project in educational and professional activities that can be used to improve the training of future professionals of nursing.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела»

УДК337:616-051:159.923.38

Гладких В.Г., Ванчинова О.В.

Оренбургский государственный университет Е-mail: gladwal@yandex.ru, olga_31555@mail.ru

педагогические условия формирования исследовательских умений Будущих специалистов

сестринского дела

В статье охарактеризованы педагогические условия формирования исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела. В последние десятилетия предпринятая модернизация практического здравоохранения предопределила новый формат требований к деятельности медицинской сестры. В этой связи традиционные функции дополнились готовностью к исследовательской работе в лечебных учреждениях разного типа и профиля.

Актуальность проблемы формирования исследовательских умений обучающихся в профессиональной подготовке медицинской сестры обусловлена потребностью общества и запросом работодателя в специалисте, способном эффективно осуществлять исследовательскую деятельность в практическом здравоохранении.

В связи с этим на первый план выдвигается задача, связанная с умением оценивать ситуацию с позиции исследователя, подходить к решению профессиональных обстоятельств, используя научные знания исследовательского характера. По нашему мнению, педагогические условия являются необходимым звеном в подготовке специалиста сестринского дела, ибо их эффективная реализация способствует формированию потребности в исследовательской деятельности, выработке стратегии исследовательского взаимодействия, овладению необходимыми для разработки исследовательского проекта знаниями и умениями.

изучение проблемы формирования исследовательских умений, согласно специфике нашего исследования, позволило выделить следующие педагогические условия, способствующие формированию исследуемого качества будущего специалиста сестринского дела: поэлементное формирование целей учебно-профессиональной деятельности, целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями исследовательского характера, реализация исследовательского проекта в учебно-профессиональной деятельности, которые могут быть использованы с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела.

Ключевые слова: исследовательские умения, педагогические условия, специалист сестринского дела, формирование исследовательских умений.

Модернизация практического здравоохранения, предпринятая в последние десятилетия, предопределила новые требования к деятельности медицинской сестры. В этой связи перечень компетенций дополнился готовностью к исследовательской работе в различных лечебных учреждениях. Соответственно, в медицинском колледже совершенствуется содержание профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела, приоритетным направлением становится формирование исследовательских умений. Данное требование обоснованно необходимостью в высококвалифицированной, профессиональной медицинской помощи населению. Иными словами, актуальность формирования исследовательских умений обучающихся в профессиональной подготовке обусловлена потребностью общества и запросом работодателя в специалисте-исследователе в области сестринского дела, способном эффективно осуществлять исследовательскую деятельность в практическом здравоохранении.

Назначение данной публикации состоит в обращении к проблеме формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела в условиях медицинского колледжа. В связи с этим в профессиональном образовании медицинской сестры на первый план выдвигается задача подготовки специалиста способного оценивать ситуацию с позиции исследователя, подходить к ее решению, владея научными знаниями исследовательского характера.

В данном контексте основная цель предполагает достижение сопряженных с нею подцелей, способствующих формированию исследовательских умений как в целом, так и покомпонентно, поэтому с учетом специфики исследуемого феномена мы интегрировали в нем: организационно-целевой, когнитивно-содержательный и рефлексивно-деятельностный компоненты.

Формирование указанных компонентов, как известно, зависит от педагогических условий, их внедрения в процесс подготовки

медицинской сестры, что обеспечивает эффективное формирование исследуемого качества. По нашему мнению, педагогические условия являются необходимым звеном в подготовке специалиста сестринского дела, поскольку их эффективная реализация способствует формированию потребности в исследовательской деятельности, выработке стратегии исследовательского взаимодействия, овладению необходимыми для реализации исследовательского проекта знаниями и умениями.

Обратимся первоначально к научной трактовке понятия «условие». В педагогическом словаре оно характеризуется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, или среда, в которой явления и процессы возникают, существуют и развиваются[6]. С точки зрения Н.М. Борытко под условием понимается внешняя движущая сила процесса, в той или иной мере сознательно сконцентрированное педагогом обстоятельство, которое существенным образом влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенный результат[1]. Таким образом, педагогические условия, есть совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы.

Анализ содержания рассмотренного нами понятия, изучение проблемы формирования исследовательских умений и его компонентов позволили выделить определенные педагогические условия, способствующие формированию исследуемого качества будущего специалиста сестринского дела: поэлементное формирование целей учебно-профессиональной деятельности; целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями, ситуациями исследовательской направленности; реализация исследовательского проекта в учебно-профессиональной деятельности.

Обратимся к краткому описанию указанных педагогических условий. Реализация первого предусматривающего формирование организационно-целевого компонента, опиралась на концепцию целевого управления, согласно которой важнейшим ориентиром профессионального образования являются компетенции будущего работника. Они представлены в контексте нашего исследования

в федеральном стандарте как общими, так и профессиональными компетенциями.

Профессиональные компетенции характеризуют единство теоретической и практической готовности будущего специалиста, способного квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность, решая и выполняя профессиональные задачи полипредметного характера. К примеру, определить проблемы пациента, составить план ухода и реабилитационных мероприятий.

Необходимость данного условия в формировании исследовательских умений связывается с целеобразованием, целеполаганием, целереализацией. Согласно мнению В.Г. Гладких, процессуальное единство цели, средств ее достижения и результат представляется по ее достижении: от целеобразования - к целепо-лаганию и целеосуществлению (целереализа-ции) [3]. Из этого следует, что деятельность полностью зависит от цели: она наполняет ее смысловым специфическим содержанием и является причинным основанием.

Цели обучения характеризуются знанием и умением целеобразования, а их достижение - решением соответствующих задач. Наша точка зрения согласуется с мнением Д.В. Чер-нилевского, считающего, что задания в данном случае служат инструментом формирования (как средства служат целям) и являются основой умений[8]. Соответственно, будущему специалисту сестринского дела необходимо владеть знаниями и умениями в области целеобразования, целеполагания и целе-реализации. Исходя из этого, в процессе профессиональной подготовки первоначальным важным условием является формирование целей учебно-профессиональной деятельности будущего медицинского работника среднего звена, поскольку они наполняют содержание указанной деятельности, обеспечивают эффективность решения определенных задач и ситуаций, формируя исследовательскую направленность специалиста.

Реализации второго условия - целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями исследовательского характера -предполагала субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося. Оно включает диалоговые формы коммуникации, дискуссии,

Гладких В.Г., Ванчинова О.В.

Педагогические условия формирования

тренинги, диспуты, кейс-стади, составляя важный элемент обучающего этапа формирования исследовательских умений. На данном этапе целесообразны задания, решение задач исследовательского характера, создавание профессионально-значимых проблемных ситуаций. Иными словами, приоритет отдается контекстному обучению, ориентированному на решение профессиональных задач, заданий, ситуаций. Задача определяется, в свою очередь, как цель деятельности в определенных условиях, требующая ее достижения через адекватные средства. Вместе с тем, по мнению О.В. Охтеменко, именно задание представляет собой систему логически связанных учебно-профессиональных проблем или задач, которые в совокупности с эвристическими вопросами, указаниями и минимум информации позволяют будущим специалистам в результате его выполнения активно овладевать исследовательскими знаниями, развивать исследовательские умения и способности[10]. К примеру, допустима такая формулировка задачи: Пациент 45 лет жалуется на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным одну неделю, накануне наступило ухудшение: усилилась одышка, температура повысилась до 38,2 С. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха к плевральной пункции, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Задание: прочитайте описание приведенного клинического случая, установите причины заболевания, сформулируйте цели сестринских вмешательств, дайте прогноз данного заболевания, составьте план сестринского ухода с его мотивацией, дайте рекомендации для профилактики осложнений.

Анализ и решение ситуационных задач повышает степень освоения материала, расширяет сферу предметного знания, помогает осуществлять систематизацию и обобщение знаний, навыки прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи, привлекая для этой цели знания из разных областей, показывает роль исследователя в

практике, учит принимать решения, аргументировать эффективность этих решений, формирует исследовательскую позицию и исследовательскую грамотность будущего специалиста сестринского дела. Таким образом, целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями исследовательского характера, является обучающим этапом и способствует формированию исследовательских умений будущего медицинского работника среднего звена.

Последовательное использование приведенных нами в статье ранее дидактических форм и методов направленно на формирование исследовательских умений, развитие совместной деятельности преподавателя и студента, обеспечение постепенного продвижения будущей медицинской сестры в поэтапном овладении исследуемым качеством: от обучающего этапа результирующему.

Третье педагогическое условие связывается нами с реализацией исследовательского проекта, результирующего сформированость исследовательских умений. Исследовательский проект предполагает выполнение исследовательской работы в сфере практического здравоохранения, связанный с приоритетами медико-социальных проблем в педиатрии, хирургии, терапии, гериатрии, менеджменте в сестринском деле. Характерно, что выбор предпочтений осуществляется согласно личным пожеланиям обучающихся.

Одна из особенностей исследовательского проекта состоит в том, что он ориентирован не только на актуальные медико-социальные проблемы, но и учитывает заказ будущего работодателя. Содержательную основу такого проекта составляет междисциплинарность, единство теоретических знаний и практических умений, в конечном итоге именно они усиливают профессиональную грамотность, практическую значимость сестринских исследований и сформированность исследовательских умений.

Обратимся к примеру исследовательского проекта «Узнай свое артериальное давление». Будущие специалисты под руководством преподавателя определяют цели, задачи, масштаб проекта, разрабатывают и анализируют анкеты для пациентов, позволяющие выяснить степень риска развития артериальной гипер-

тензии и помогающие выявлению негативных факторов, препятствующих формированию здорового образа жизни.

Целеполагание является первым этапом исследовательского проекта. На данном этапе обучающиеся определяют проблему, цель и предполагаемый результат исследования, распределяются по рабочим группам. В процессе его реализации будущие специалисты овладевают умениями целеобразования, целепо-лагания и целедостижения. Этот этап связан также с повышением мотивации и интереса к исследовательской деятельности. Он сопровождается ценностным самоопределением в работе, подтверждает ее практическую и социальную значимость. Итогом этапа является умение участников проекта определять риск развития артериальной гипертензии и негативные факторы, влияющие на нарушение гемодинамики.

Подчеркнем, что другим итогом этапа становится соотносить личные интересы и интересы участников проекта. Тем самым складывается индивидуальный стиль поведения в межличностном взаимодействии, развиваются профессионально значимые коммуникативные умения будущего специалиста. Также следует отметить, что одновременно будущая медицинская сестра, овладевает умением осознанного выбора и прогнозирования последствий реализованной цели.

На этапе разработки структуры и планирования исследовательского проекта участники проекта анализируют содержание проблемы, формулируют задачи, обсуждают и определяют содержание и процесс дальнейшей работы, устанавливаются сроки ее выполнения. Они разрабатывают открытые анкеты, в которых учитываются возраст, социально-бытовые условия, злоупотребление алкогольными напитками, табачными изделиями, соблюдение режима дня по нескольким критериям (рациональное питание, систематичность занятий физкультурой, соблюдение режима сна, труда, отдыха). Данный этап способствует развитию у обучающихся чувства ответственности за принятые решения и осуществление исследовательской деятельности, формирует умение планировать собственную работу.

Следующий этап связывается с поиском, сбором, анализом и синтезом необходимой

информации. Преимущество данного этапа состоит в непосредственных профессиональных (квазипрофессиональных) действиях, связанных с проведением анкетирования, опросов пациентов и рекомендательных собеседований. Он позволяет будущим специалистам сестринского дела не только приобрести новые знания, но и самостоятельно мыслить. Объем таких знаний характеризует личностную включенность студентов в осваиваемую полидисциплинарную область профессиональной деятельности. Детализируя полученную информацию, будущие медицинские сестры развивают у себя аналитические умения, профессиональное мышление, аргументацию своей точки зрения исходя из имеющихся знаний и практического опыта. Они овладевают умением ориентироваться в нестандартной ситуации, выполнять правильно алгоритм сестринского действия, что является наиболее важным в профессиональных компетенциях будущего специалиста в данном контексте.

Завершающий этап связывается с обсуждением результатов проекта. Информация, полученная участниками на предыдущем этапе обрабатывается и делаются выводы о предрасполагающих факторов к артериальной гипертензии: нарушение питания, употребление алкоголя, постоянные стрессовые ситуации. Следует отметить, что в процессе обсуждения раскрываются индивидуальные способности будущего специалиста сестринского дела, в частности: выбор стратегии и тактики обсуждения, способствующие повышению заинтересованности в обучении, росту познавательной активности и формированию профессиональной компетентности. Помимо этого, формируется толерантное отношение к различным мнениям и позициям собеседника.

На итоговом этапе осуществляется техническая обработка результатов проекта, с использованием медиатехнологий. Они способствуют не только развитию познавательного интереса, но и формированию информационной компетентности, дают возможность участвовать в онлайн-конференциях, позволяющих транслировать аудио- и видеоматериалы в режиме реального времени. Участие будущих специалистов в подобной конференции по теме проекта обеспечивает

гладкихВ.г., Ванчинова О.В.

Педагогические условия формирования

связь теории с практикой, стимулирует познавательный и исследовательский интерес участников.

Таким образом, предложенный и охарактеризованный нами комплекс педагогических условий способствует формированию исследовательских умений будущей медицинской сестры. Реализация первого условия способствует формированию умений целеобразо-вания, целеполагания, целеосуществления, образуя в совокупности организационно-целевой компонент. Второе педагогическое условие способствует развитию аналитиче-

Список литературы:

ского, профессионального мышления, навыков прогнозирования, формируя исследовательскую позицию и исследовательскую грамотность, аккумулируя в итоге когнитивно-содержательный компонент. Реализация исследовательского проекта, являясь третьи педагогическим условием, результирует уровень сформированности исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела, представленный самоанализом, самооценкой, рефлексией собственной деятельности, по существу составляя содержание рефлексивно-деятельностного компонента.

09.12.2014

1. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.М. Моложавенко, И.А. Со-ловцева; Под ред. Н.М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. - 2006. - 284с.

2. Гладких В.Г. Теоретические основы целевого подхода в управлении учреждением образования [Текст]: монография / В.Г. Гладких. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО. - 2000. - 252 с.

3. Глазина Т.А. Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2. - С.52-55.

4. Матвеева Е.А. Проектные технологии в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере инженерии // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11. - С. 190-193

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед.вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ. - 2003. - 112-115с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бед М.: 2002. - 295с.

7. Стенина Т.Л. Педагогические цели социального проектирования как метода обучения // Вестник ОГУ. - №2. -2011. - С.344-346

8. Чернилевский. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2002.-437с.

9. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. - 2010.- №6. - С.182-188

10. Охтеменко О.В. Исследовательские задания как средство формирования познавательного интереса и развития математического мышления // Школьные технологии. - 2002. - №5. - С.18-22

Сведения об авторах:

Гладких Валентина Григорьевна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр. Победы 13, к. 2, ауд. 2435, тел.: (3532) 372584, e-mail: gladwal@yandex.ru, timpo@mail.osu.ru

Ванчинова ольга Валерьев, соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики 460000, г. Оренбург, ул. Ленинская 25, тел.: (3532) 77-00-96, e-mail: olga_31555@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.