Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования иноязычной фонетической компетенции студентов музыкального колледжа'

Педагогические условия формирования иноязычной фонетической компетенции студентов музыкального колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ВВОДНО-КОРРЕКТИВНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС / INTRODUCTORY PHONETICAL COURSE / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / FUNCTIONAL-STYLISTIC APPROACH / ФОНЕТИЧЕСКИ КОРРЕКТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН / PHONETICALLY CORRECT SINGING / ИГРОВОЙ ПРОЕКТ / ROLE-PLAY PROJECT / АКТИВИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ / MOTIVATIONAL ACTIVATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кортусова Татьяна Николаевна

Данная статья посвящена раскрытию педагогических условий эффективного формирования фонетической компетенции по английскому языку студентов музыкального колледжа. Автор освещает следующие условия: организацию вводно-коррективного фонетического курса, интенсивное и систематическое использование песен на уроках английского языка и подготовку игровых проектов с песнями на АЯ как способ активизации мотивации к совершенствованию фонетических умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING A FOREIGN LANGUAGE PHONETICAL COMPETENCE FOR MUSICAL COLLEGE STUDENTS

The article is devoted to revealing the pedagogical conditions of effective forming the English language phonetical competence for the musical college students. The author defines the following conditions: the introductory phonetical course, the intensive and systematic usage of songs at English lessons and preparing role-play projects with English songs as a method of motivational activation for improving phonetical skills.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования иноязычной фонетической компетенции студентов музыкального колледжа»

YAK 37.881.111.1 ББК 74.588.1 .Англ

Т.Н. КОРТУСОВА

T.N. KORTUSOVATA

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНУИИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING A FOREIGN LANGUAGE PHONETICAL COMPETENCE FOR MUSICAL COLLEGE STUDENTS

Данная статья посвящена раскрытию педагогических условий эффективного формирования фонетической компетенции по английскому языку студентов музыкального колледжа. Автор освещает следующие условия: организацию вводно-коррективного фонетического курса, интенсивное и систематическое использование песен на уроках английского языка и подготовку игровых проектов с песнями на АЯ как способ активизации мотивации к совершенствованию фонетических умений и навыков.

The article is devoted to revealing the pedagogical conditions of effective forming the English language phonetical competence for the musical college students. The author defines the following conditions: the introductory phonetical course, the intensive and systematic usage of songs at English lessons and preparing role-play projects with English songs as a method of motivational activation for improving phonetical skills.

Ключевые слова: педагогическое условие, вводно-коррективный фонетический курс, функционально-стилистический подход, фонетически корректное исполнение песен, игровой проект, активизация мотивации.

Key words: pedagogical conditions, introductory phonetical course, functional-stylistic approach, phonetically correct singing, role-play project, motivational activation.

Педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или напротив, тормозящие достижения в образовательном процессе [6].

Для эффективного формирования фонетической компетенции(ФК) студентов музыкального колледжа по английскому языку (АЯ) мы выделяем следующие условия:

1) организацию вводно-коррективного фонетического курса по АЯ;

2) интенсивное и систематическое использование песен на уроках АЯ;

3) систематическую подготовку игровых проектов с песнями на АЯ как способ активизации мотивации студентов к совершенствованию фонетических умений и навыков.

Первое педагогическое условие эффективного формирования ФК - это организация вводно-коррективного фонетического курса по АЯ для студентов первого курса.

В педагогическом сообществе существует неоднозначное отношение к вводно-коррективному фонетическому курсу как способу совершенствования иноязычного произношения.

Мы поддерживаем точку зрения о том, что вводный курс закладывает основы правильного произношения и помогает в решении проблемы разноуровневой подготовки обучающихся по фонетике иностранного языка. В процессе обучения по вводно-коррективному курсу происходит систематизация, уточнение или углубление фонетических знаний обучающихся и далее - совершенствование их фонетических навыков и умений.

Вводно-коррективный фонетический курс как начальный этап становления произносительных механизмов студентов поддерживается рядом авторов: Б.Д. Аракиным, И.А. Бонк, К.Ю. Вартановой, Л.С. Головчинской, Я.М. Колкер, Г.А. Котий, Н.Д. Лукиной, Г.П. Торсуевым, А.Л. Трахтеровым, Е.М. Меркуловой, О.А. Дмитриевой, Ю.А. Дубровскии, М.А. Соколовой и К.П. Гинтовт, Е.Е. Кузнецовой и др.

Мы полагаемся на мнение К.П. Гинтовт и М.А. Соколовой, согласно которым обучение фонетике следует осуществлять в контексте функционально-стилистического подхода.

Функционально-стилистический подход обусловлен тем, что произношение не является однородным застывшим явлением, а меняется в зависимости от ситуации общения. Это проявляется в стилистических модификациях звуков и просодических средств. Т. е. люди общаются в различных функционально-стилистических регистрах. Поэтому обучающимся необходимо овладеть, как нормативным вариантом произношения в АЯ (RP), так и правилами произнесения неофициальной речи, для сохранения естественности звучания [8].

Обучение ФК в рамках вводного курса следует начинать с обучения фонетическим знаниям, необходимым для создания артикуляционно-фонетической базы АЯ. Обучающимся важно научиться произносить звуки изолированно и знать, как воспроизводить их в различных фонетических контекстах.

Принимая во внимание выше сказанное, тематика вводно-коррективного фонетического курса для студентов-музыкантов включает следующие темы:

1. Фонетика как наука о звучащей речи.

2. Особенности артикуляция английских согласных и гласных звуков.

3. Коартикуляционные процессы в речи: ассимиляция, адаптация, элизия.

4. Социофонетика. Американский вариант произношения.

5. Стилистические модификации звуков. Фоностилистика.

6. Особенности английской интонации.

В отличие традиционного подхода функционально-стилистический подход предполагает отказ от тренировочных упражнений (drills) для постановки отдельных звуков в словах или словосочетаниях без учёта речевой ситуации или контекста. В связи с этим отбор практического фонетического материала вводного курса также осуществляется на основе функционально-стилистического подхода.

Следовательно,в содержание практической части курса следует включить образцы речи различных стилей: рифмовки, стихи, диалоги, и, учитывая музыкальный профиль обучающихся, - песни на АЯ.

Оптимальный метод обучения ФК - это аналитико-имитативный, который заключается в рациональном сочетании имитации с доступным описанием артикуляции, слогового и фразового ударения, интонации и т. д.

Согласно М.А. Соколовой, К.П. Гинтовт при построении фонетического курса следует учесть принцип лингвистической корректности [8]. Данный принцип подразумевает использование однозначности научной обоснованности в обозначении и толковании фонетических явлений.

Кроме того, обучение ФК по АЯ в рамках вводно-коррективного фонетического курса осуществляется с учётом сравнительного принципа в обучении фонетическим навыкам. Он предполагает изучение фонетической системы английского языка в сравнении с русской фонетической системой [8].

Таким образом, вводно-коррективный фонетический курс для студентов-музыкантов строится с учётом следующих аспектов:

1) с учётом функционально-стилистического подхода в выборе фонетического материала;

2) с учётом принципа лингвистической корректности;

3) на основе сравнительного подхода и аналитико-иммитативного метода в обучении фонетике.

Успешность обучения произношению во многом зависит от учителя, его профессиональной и языковой подготовки.

Педагогическая практика показывает, что после удачно пройденного вводно-коррективного фонетического курса студенты не перестают допускать фонетические и фонематические ошибки в устной речи и чтении [4]. Поэтому ФК необходимо обучать систематически в процессе обучения речевой деятельности.

В связи с этим, второе педагогическое условие формирования ФК студентов-музыкантов по АЯ - это интенсивное и систематическое использование песен на уроках АЯ.

Исполнение песен на уроках АЯ широко используется в педагогической практике на разных ступенях обучения. При этом широко признается факт высокой дидактической ценности популярной песни для реализации различных целей.

Н.Д. Гальскова и Г. Гез также отмечают, что в процессе работы с песней на АЯ у учащихся вырабатывается интонационный и фонематический слух. Под интонационным слухом принято понимать способность воспроизводить интонационную структуру фразы и правильно соотносить её с интонационным вариантом; под фонематическим слухом понимается умение различать звуки речи и идентифицировать их с соответствующими фонемами. Фонематический слух (и интонация) необходим для формирования адекватных акустико-артикуляционных образов и для использования имеющихся в памяти эталонов при распознавании новых сообщений [3, с. 162].

В процессе формирования ФК использование песен на уроках АЯ направлено на закрепление таких фонетических явлений, как ассимиляция, адаптация, элизия, различные стыковые явления, на отработку редуцированных форм звуков, сильных и слабых форм слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи и слухового контроля. Конечная цель обучения - фонетически корректное исполнение песен на АЯ.

Песня выступает как образец связной речи, в которой имеют место всевозможные процессы коартикуляции, предполагающие модификации звуков; а также собственно стилистические модификации гласных и согласных.

Фонетически корректное исполнение песен на АЯ предполагает соблюдение правил английской артикуляции, владение процессами коартикуля-ции, соблюдение стилистических модификаций гласных и согласных звуков.

Принимая во внимание исследовательский опыт О.Е. Романовской, Ю.А. Комаровой, А. Бирюлиной и др., нами составлены следующие критерии отбора песенного материала:

1) музыкальный критерий: соответствие песенного материала физиологическим особенностям голосового аппарата учащихся, чёткий ритмический рисунок, благозвучный характер вокальной партии, тип аккомпанемента (низкие частоты бас партии не должны превалировать над средними и высокими частотами);

2) поэтический критерий: художественная ценность и доступность языкового материала, его соответствие психическим особенностям учащихся [4].

Нами также разработан алгоритм работы с песней на уроках АЯ, который включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство с содержанием песни, возможно, частичное слушание, снятие лексических трудностей.

2. Объяснение фонетических трудностей (коартикуляционные процессы, стилистические модификации звуков) и фонетическая тренировка: тренировка артикуляционного уклада, стыковых явлений (адаптация, ассимиляция, ложная ассимиляция) между словами, отдельных слов, словосочетаний (хором и/или по одному).

3. Выразительное чтение текста песни по одному (или наиболее трудных в произнесении отрывков).

4. Пение с аудиозаписью хором не менее 2-х раз.

5. Пение под минусовую запись (хором или сольно на следующем занятии).

Артикуляция студентов должна соответствовать английскому укладу, не допуская интерференции русских звуков. Если есть ошибки, их следует устранять посредством чтения вслух текста песни и неоднократного пения.

Таким образом, методика работы с песней строится на сознательной имитации с учётом принципа наглядности.

Интенсивное и систематическое использование песен в процессе формирования ФК приводит к совершенствованию собственного слухового и артикуляционного контроля студентов. Они могут без предварительного чтения и объяснения, после однократного прослушивания песни с опорой на текст, фонетически корректно её исполнять, затем учить наизусть и, впоследствии, выступать на сцене, подражая оригинальному пению (исполнителю).

Третье условие формирования ФК студентов музыкального колледжа заключается в систематической подготовке игровых проектов с песнями на АЯ в рамках внеурочной деятельности как способе активизации мотивации студентов к совершенствованию фонетических умений.

В выборе данного условия мы полагаемся на следующее положение С.Л. Рубинштейна о личности как субъекте деятельности: «Субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Поэтому тем, что он есть, направлением его активности можно определять и формировать его самого [9, с. 5].

Из этого можно вывести два важных педагогических следствия:

1) следствие направления активности - направляя активность индивида, можно формировать его личность;

2) следствие латентного формирования личности - стимулируя освоение определённой системы действий, можно направленно, хотя и скрытно, латентно, формировать личность субъекта.

Педагог, направляя деятельность обучающегося (помогая ему осознать свою потребность и рационально выбрать систему действий для её удовлетворения) может изменять в требуемом направлении личность индивида, на которого он воздействует [9, с. 50].

Подготовка игровых проектов с песнями на АЯ, выступая сначала как стимул к творческому самовыражению, ориентирует студентов на совершенствование фонетических умений для успешного исполнения песни на АЯ.

Согласно С.Л. Рубинштейну, игра - это вид человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Однако, игра - это вид непродуктивной деятельности, и мотив игры заключается не в её результатах, а в самом процессе [7].

Игровой проект с песнями на АЯ - это мюзикл или музыкальная театрализация. Сочинение мюзиклов и театрализаций в рамках внеурочной деятельности осуществляется в контексте логики истины, добра и красоты (воспитательная концепция Л.И. Маленковой). Сюжеты музыкальных представлений строятся на сказках или мифах, в которых побеждают истина, добро и красота. В данном контексте происходит также подбор песен на АЯ.

Театральные инсценировки вовлекают студентов в общий творческий процесс, в котором студенты, ориентированные на профессию (например, вокалисты), получают возможность профессионального роста, другие студенты - получают возможность творческого самовыражения или личностного роста.

Профессиональный рост или развитие предполагает развитие умения фонетически корректно исполнять песни на АЯ.

Творческое самовыражение - это выражение студентами своих индивидуальных возможностей и творческих способностей в процессе подготовки сценария, игры на сцене или пения на АЯ.

Личностный рост - это процесс наращивания новообразований личности как носителя субъектного, внутреннего мира, выделяющего человека из ряда живых существ, благодаря деятельности сознания [2].

Переживания творчества и профессионального самовыражения связаны с положительными эмоциями и переживаниями.

А эмоции, как известно, будут мотивировать и поддерживать тот или иной вид поведения. Чувства и переживания выполняют особую функцию, как в развитии, так и в поведении человека. Переживания могут стать важнейшим содержанием жизни человека.

Согласно Ю.Г. Фокину активизация мотивации означает, что побуждение к действию и начинается с выбора определённых стимулов.

Стимул - внешнее воздействие на человека, побуждающее его решать определённую задачу, достигать цель, проявлять активность, не связанную напрямую с осознанием испытываемой потребности. Стимул обычно активизирует действия или операции, если он интересен для субъекта и актуализирует осознание им потребности, то он может превратиться в мотив и активизировать полноценную деятельность [9, с. 45].

Б.Ф. Ломов также отмечает, что стимул становится наибольшей побудительной силой тогда, когда он превращается в мотив [5].

Основные виды мотивации человека, согласно Ю.Г. Фокину:

1) осознаваемые - желания, мотивы, обязанности, стимулы, призвание, убеждения, интересы, увлечения;

2) неосознаваемые - влечения, установки, идеалы, эмоции [9].

Кроме того, при формировании определённых форм поведения педагогу важно знать, что то или иное качество приобретает устойчивость тогда, когда оно включается в систему ценностей субъекта [1, с. 298].

Выступление на сцене (игра, театрализация), пение, желание профессионального и творческого самовыражения входят в систему ценностей студентов-музыкантов.

Следует также отметить, что подготовка игровых проектов основывается на проектной методике обучения, основной принцип которой заключается в такой организации деятельности обучающихся, при которой обеспечивается максимальная их самостоятельность.

Все эти причины являются в той или иной степени стимулами для совершенствования фонетических умений по АЯ в процессе подготовки игровых проектов.

Принимая во внимание выше сказанное, систематическая подготовка игровых проектов с песнями на АЯ, выступая как способ активизации мотивации к совершенствованию фонетических умений, представляется нам важным условием эффективного формирования ФК студентов-музыкантов.

Литература

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович ; под ред. и вступ. статья Д.И. Фельдштейна. - М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «Модэн», 1995.

2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. -Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

4. Комарова, Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов [Текст] / Ю.А. Комарова, А. Бирюлина // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 4.

5. Ломов, Б.Ф. Психическая регуляция деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов // Избр. тр. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 624 с.

6. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Изд-во «Питер», 1999. - 720 с. (Сер. Мастера психологии)

8. Теоретическая фонетика английского языка [Текст] : учеб. для студ. ин-тов и фак. иностр. яз. / М.А. Соколова [и др.]. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1996. - 286 с.

9. Теория и технология обучения: дятельностный подход [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.