Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа'

Педагогические условия формирования гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михейкина Т. А.

Статья посвящена теоретическому обоснованию педагогических условий, способствующих эффективному формированию гражданской позиции старшеклассников. Автором сделан акцент на значимости и особенностях формирования указанного качества для школьников, обучающихся в учреждениях интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Forming Civil Attitude of the High-school Students in the Boarding School-type Institutions

The article gives theoretical grounding of pedagogical conditions, promoting effective forming of civil attitude of high-school students. The author stresses the importance of forming such attitude at students, studying in the boarding school type institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа»

кам, таким как выведение следствии, преобразование требования задачи, составление вспомогательных задач, которыми учащиеся овладевают в школе, в вузе добавляются методы научного познания, эвристические приемы. БудущиИ учитель должен уметь формулировать математические предложения по аналогии, проводить рассуждения при решении задач по аналогии с решением исходнои задачи, обобщать решенную задачу, составлять задачу-конкретизацию и др.

Подбирая и составляя элементарные задачи, студенты приобретают навыки применения отдельных теорем, определении, необходимых для решения более сложных задач. Так, при решении задач на построение сечении, проходящих через прямую параллельно заданнои плоскости или через точку параллельно за-данноИ плоскости, на построение перпендикуляра к плоскости студенты используют признаки параллельности прямоИ и плоскости, параллельности прямых, перпендикулярности прямоИ и плоскости. Задачи на построение сечениИ с приме-

нением перечисленных признаков в конкретных ситуациях являются сложными не только для учеников; определенные трудности они вызывают и у студентов.

Итак, в процессе организации деятельности студентов по решению задач в курсе «Элементарная математика» формируются методические умения решать задачи, обучать решению задач, составлять задачи, использовать эвристики в обучении математике. Эти умения относятся к группе методических умениИ по организации учебного процесса, обучению различным способам деятельности, внедрению теоретических положениИ в практику.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Саранцев Г И. Интеграция фундаментальности и технологичности образования как условие совершенствования методическоИ подготовки будущего учителя математики в вузе / Г. И. Саранцев // Тр. Средневолж. матем. о-ва. Саранск, 2004. Т. 6, № 1. С. 367—389.

2 См.: Саранцев Г И. Эстетическая мотивация в обучении математике : моногр. / Г. И. Саранцев. Саранск, 2003.

Поступила 10.09.07.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Т. А. Михейкина, аспирант кафедры педагогики МГПИ им. М. Е. Евсевъева

Статья посвящена теоретическому обоснованию педагогических условиИ, способствующих эффективному формированию гражданскоИ позиции старшеклассников. Автором сделан акцент на значимости и особенностях формирования указанного качества для школьников, обучающихся в учреждениях интернатного типа.

Стремление государства к развитию демократического общества предполагает воспитание граждан, отличающихся правовоИ, социально-политическоИ и нравственноИ активностью, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокоИ нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное от-

ношение к традициям и культуре других народов. Важнейшей задачей в настоящее время становится создание условий для формирования гражданской позиции личности.

Гражданская позиция как один из аспектов гражданского образования стала предметом научного исследования ученых А. Я. Азарова, Л. Н. Боголюбова,

© Т. А. Михейкина, 2007

ІІІІ1ІІІІИІІШ №3/4

Е. Е. Вяземского и др. Изучению социально-педагогических проблем гражданской позиции, гражданственности, нравственности и культуры посвящены работы Ш. А. Амонашвили, Н. И. Аполлонова, А. А. Аронова, Д. В. Кириллова, Э. П. Стрельниковой.

В современных научных работах представлены различные подходы к пониманию сущностных оснований гражданской позиции личности. Анализ научной литературы подтверждает, что определения гражданской позиции даются через характеристику личности (например, Г. И. Аксенова), личностное образование (О. Н. Прокопец), ее интегральное качество (Э. П. Стрельникова), совокупность гражданских или нравственных качеств (С. В. Митросенко) или гражданских свойств (Н. И. Элиасберг).

Ряд исследователей, работающих непосредственно с понятием «гражданская позиция», отмечают, что «гражданская позиция выступает в качестве своеобразного механизма, интегрирующего активность личности, регулирующего ее деятельность, поведение, развитие и обусловливающего процесс самоопределения и социальной самоотдачи личности»; «благодаря активной гражданской позиции личность становится субъектом не только собственного развития, но и прогрессивного развития общества»1. Актуальность проблемы способствовала появлению исследований, авторы которых стремятся осмыслить содержание понятия, уточнить его сущностные характеристики. В современной отечественной науке подходы к определению понятия «гражданская позиция» остаются неоднозначными, процесс уточнения терминологической научной базы продолжается. По нашему мнению, определения указанных исследователей недостаточно четко выделяют главный существенный признак этой категории, сущностные характеристики ее размыты, в результате чего понятие не отличается четкостью и конкретикой, а значит, на

практике может быть затруднен процесс формирования гражданской позиции.

На основании проведенного анализа работ, связанных с формированием гражданской позиции, нам представляется правомерным вкладывать в это понятие следующее смысловое содержание: гражданская позиция есть интегративное личностное образование, раскрывающееся через систему отношений к государству, обществу и самому себе как к гражданину и выражающееся в отношении личности к данной системе как к ценности.

Теоретическое значение проблемы нашего исследования связано с потребностью современной педагогической теории в анализе педагогических условий формирования гражданской позиции старшеклассников, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Изучение данных условий предполагает необходимость углубленного исследования нравственных качеств личности, способствующих формированию указанных качеств. Рассматриваемая проблема является одной из сложных, многогранных, до настоящего времени не получивших достаточно полного и всестороннего освещения. В целом в современной России наиболее острыми являются проблемы, связанные с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Задача формирования гражданской позиции воспитанников учреждений интернатного типа требует активного включения старшеклассников в учебно-воспитательную деятельность школы, которая способствует воспитанию у них любви и уважения к Родине, становлению истинного гражданина и патриота, с одной стороны, а с другой — помогает познанию школьниками реальной действительности, их социальному становлению.

Для системы гражданского образования оптимальным является юношеский период, так как это период выбора важнейших сфер жизни: гражданской и жизненной позиции, профессии и т. д. Для данного возраста актуальны открытие

собственного внутреннего мира, умение анализировать свои поступки, давать им соответствующие оценки. Анализ психо-лого-педагогических особенностей старшеклассников показал, что именно данный возраст является наиболее сенситивным. Заинтересованность старшеклассника в уважении и признании сверстниками делает его чутким к их мнениям, замечаниям и обидам и вызывает желание стать лучше. Подростки в полной мере воспитывают друг друга, предъявляют друг другу систему требований и строго следят за ее исполнением. Преобладание ориентации на сверстников, повышенная потребность в общении дают педагогам возможность активно развивать у старшеклассников такие качества, как сознательное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, ответственность за свои поступки, взаимопомощь, толерантность. В этом возрасте, как правило, у них уже сформировались нравственные понятия и ценностные ориентации, которые переходят в убеждения и проявляются в действиях и поступках. Подросткам свойственны следующие нравственные качества: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг и ответственность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальная активность.

Проблема формирования гражданской позиции воспитанников учреждений интернатного типа требует многоаспектного рассмотрения, связанного с анализом, в частности, динамических и структурно-содержательных характеристик данного понятия.

Динамические характеристики гражданской позиции предполагают выявление механизмов ее организации. Мы пришли к убеждению, что как нельзя лучше данный механизм отражает модель ориентации учащихся на культурное самоопределение М. Л. Платоновой2: цен-

ность (приобщение, присвоение) ® норма (усвоение) ® оценка нормы (рефлексия) ® ценность (реализация) ® личностное качество (проявляемость).

В качестве структурно-содержательных характеристик гражданской позиции мы выделили следующие компоненты: когнитивный (овладение знаниями и оперирование понятиями гражданско-правовой направленности), мотива-ционныгй (проявление интереса к историко-культурным ценностям и традициям государства, стратегическим концепциям развития общества), эмоционально-ценно стныш (умение систематизировать и анализировать факты, явления, культурно-исторические ценности, влияющие на развитие страны, умение выражать личностное отношение к происходящему, тем самым формировать личную гражданскую позицию) и деятельностно-волевой (реализация потребности в проявлении гражданских чувств, в определении личных взглядов в соответствии с идеями государства и общества).

Особое значение для формирования гражданской позиции имеют педагогические условия. Под ними понимаются специально сконструированные (смоделированные) процедуры, реализация которых позволяет решить определенные задачи исследования.

Г. Я. Гревцева к основным педагогическим условиям гражданского воспитания школьников относит следующие: изучение обществознания (инвариантной и вариативной частей), обеспечивающего гражданскую направленность школьников и приобретение ими гражданского опыта; модель школьного самоуправления; проектирование гражданской позиции педагога; мониторинг гражданского воспитания3. Опираясь на ее исследования и имея в виду специфику нашей работы, предполагаем, что эффективность формирования гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа будет обеспечиваться, если для этого будут созданы в совокупности педагогические условия.

11111111111* №3/4

Первым условием является рассмотрение гражданского образования старшеклассников как неотъемлемого компонента целостного педагогического процесса в учреждениях интернатного типа с учетом воспитательной направленности гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Формирование гражданской позиции, включающей в себя любовь и уважение к Родине, закону, способность сознательно использовать конституционные права и обязанности (что довольно часто требуется выпускникам учреждений интернатного типа), социальную ответственность за свои поступки, — главная цель гражданского образования, для реализации которой используются специфические средства. К важнейшим из них следует отнести содержание образования, нацеленное на формирование у учащихся определенных ценностных ориентаций. Согласно Конституции РФ высшей ценностью являются человек, его права и свободы.

Вторым условием мы считаем создание в учреждении интернатного типа образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию гражданской позиции старшеклассников. Подростки активно и эффективно включаются в гражданскую деятельность посредством образовательно-воспитательной среды, которая как часть ме-гасоциокультурного пространства вбирает в себя его основные параметры: отношения, ценности, символы. Данная среда проектируется и организуется в соответствии с тенденциями развития общества и потребностями старшеклассников. Создавая атмосферу доброжелательности, взаимоуважения, взаимопомощи, можно спроектировать такие отношения (ценности), которые обеспечат усвоение норм, а впоследствии переход норм в ценности.

К третьему условию мы относим активное включение воспитанников учреждений интернатного типа в деятельность, способствующую приобщению к гражданским ценностям, формированию у них

гражданской позиции. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа, следует признать школьное самоуправление. Так как данное учреждение является закрытым, разветвленная сеть самоуправления предоставляет ребенку для познания реальные системы отношений и взаимодействий, нормы и правила поведения, что выступает необходимым условием подготовки к успешной карьере и приобретения опыта реализации гражданской позиции. При этом можно использовать традиционные формы само- и соуправления: 1) деловые игры «Создай свое государство», «Мы — будущее России», «Выборы актива», «Планирование деятельности школьного коллектива»; 2) деятельность советов и штабов; 3) выпуск общешкольной газеты с привлечением радио-и телеаппаратуры; 4) организационные и итоговые формы совместной деятельности учащихся и педагогов; 5) составление общешкольной «Конвенции прав и обязанностей детей» и др.

Четвертое условие — осуществление профессиональной подготовки учителей и воспитателей учреждения интернатного типа к деятельности по гражданскому образованию старшеклассников. Данное условие предполагает совместное рассмотрение психолого-педа-гогического, предметно-методического и социально-политического аспектов, которые составляют фундамент творческой преобразующей деятельности и служат ориентиром на овладение знаниями, умениями и выработанными навыками в области гражданского образования. К педагогическим умениям по формированию гражданской позиции старшеклассников в учреждениях интернатного типа относятся: прогностические, организаторские, коммуникативные, а также осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся, творческая, исследовательская деятельность и др.

Включение краеведческого материала в процесс образования старшеклассников в учреждениях интернатного типа является пятым условием, способствующим успешному формированию их гражданской позиции. Справедлива позиция, согласно которой «народные традиции... представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие, своего рода субъективное конструирование этнической общности, и индивидуализацию. Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание к ближнему, родине, потребности к добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую человеческую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей»4.

Краеведение как система различных видов человеческой деятельности создает благоприятные условия для всестороннего развития личности. Участвуя в познавательной деятельности, школьники приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различную степень сложности — от простого усвоения исторических знаний на учебных уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Преобразовательная деятельность заключается в создании духовно-практических ценностей или достижении практических результатов (это может быть, например, шефство над пенсионерами в своем дворе и т. п.). Ценностно-ориентационная деятельность также имеет духовный характер. Посредством этого вида деятельности любой человек осознает значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей. Большое значение данный вид деятельности приобретает на уровне поиска новых знаний об истории

края. Наконец, коммуникативная деятельность не только развивает у детей навыки общения, потребность в нем, но и формирует жизненные позиции, мировоззрение, готовность участвовать на самостоятельном этапе жизни в необходимых обществу формах межличностного общения.

Все четыре вида историко-краеведческой деятельности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Названные виды с позиций школьной жизни не есть нечто отвлеченное, напротив, они органически вписываются в нее. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Шестым условием может быть изучение программы элективного курса «Я и государство», который предполагает рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с формированием гражданской позиции старшеклассников. Его главной целью служит подготовка учащихся к эффективному включению в общественные отношения на основе сформированной гражданской позиции. Основными задачами спецкурса выступают: 1) освоение знаний, расширяющих возможности гражданина для решения социальных, политических, экономических проблем; 2) развитие коммуникативных способностей учащихся, способствующих эффективному формированию гражданской позиции; 3) приобретение умений самостоятельной работы в коллективе.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что формирование гражданской позиции старшеклассников, обучающихся в учреждениях интернатного типа, представляет собой важнейшую задачу современности. Эффективность ее решения зависит от создания определенных условий. При этом важно учитывать, что главным условием формирования любого качества у человека является его ак-

№ 3/4, 2007

ПРИМЕЧАНИЯ

тивное самостоятельное участие в данном процессе. Работая с различными источниками информации, старшеклассники приобретают свой взгляд на события и явления жизни. Разнообразие видов деятельности, системность, предоставление каждому учащемуся возможности постоянного проявления себя, использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увеличение сложности выполняемых работ повысят результативность процесса формирования гражданской позиции старшеклассников учреждений интернатного типа.

1 Воропаева Т. С. Структурные и типологические особенности гражданской позиции как системообразующего фактора активности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. С. Воропаева. Киев, 1990. С. 2—3.

2 См.: Платонова М. Л. Педагогические условия ориентации учащихся на культурное самоопределение : автореф. дис. ... канд. пед. наук/ М. Л. Платонова. Самара, 2004. С. 12.

3 См.: Гревцева Г Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации : моногр. / Г. Я. Гревцева. СПб. ; Челябинск, 2005. С. 271 — 368.

4 Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. С. 476.

Поступила 22.10.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.