Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гражданской компетентности обучающихся'

Педагогические условия формирования гражданской компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / NETWORKING / CIVIL COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Алексеев Виктор Николаевич

Рассматриваются актуальные аспекты воспитания гражданской компетентности молодежи. Приводятся обстоятельства педагогического процесса, способствующие формированию гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия. Освещается сотрудничество социальных и образовательных субъектов в деятельности региональной ассоциации педагогов «Содружество», которое реализуется с учетом данных педагогических обстоятельств, таких как особенности взаимоотношений образовательных субъектов, привлечение иностранного языка, применение особых форм и методов, которые на практике способствуют повышению уровня гражданской компетентности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Алексеев Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article of topical aspects of education civic competence of youth considered. Lists a number of circumstances of the pedagogical process, contributing to the formation of civic competence of students in conditions of network interaction. Highlights of cooperation between the social and educational entities in the activities of the regional teachers Association «The Commonwealth», which is implemented according to the data of pedagogical circumstances – such as the peculiarities of relationships between educational institutions, foreign language, the use of special forms and methods, which, in practice, contribute to the improvement of the level of civic competence of youth.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гражданской компетентности обучающихся»

УДК 378

И.Г. Долинина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет В.Н. Алексеев,

Региональная ассоциация педагогов «Содружество»

Педагогические условия формирования гражданской компетентности обучающихся

Кунгурская ледяная пещера

В современный период все более актуальными задачами становятся повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, усиление роли гражданского образования, развитие демократических начал в жизни школы и организации социальной практики учащихся. Общество предъявляет социальный заказ к школе, предусматривающий не только подготовку образованного человека, но и воспитание активной, конкурентоспособной личности, компетент-

ной в решении жизненных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.

Основным понятием «стратегия модернизации содержания общего образования» становится понятие «компетентность», где одним из ключевых компонентов является компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности [2].

Мы определяем гражданскую компетентность как многоуровневое интегративное и постоянно развивающееся качество личности, которое объединяет в себе правовые и гражданские знания, умения и навыки, формирующие гражданские ценности и гражданскую позицию, необходимые для успешной самореализации в жизни демократического общества [1].

На формирование гражданской компетентности способно повли-

© Долинина И.Г., Алексеев В.Н., 2013

ИРИНА

ГЕННАДЬЕВНА ДОЛИНИНА

профессор кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: демократическое образование, подготовка студентов к гражданскому участию, участие в законотворческой деятельности (участие в экспертизах законов, круглых столах). Автор более 100 публикаций

ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ АЛЕКСЕЕВ

председатель региональной ассоциации педагогов «Содружество», преподаватель английского языка средней общеобразовательной школы № 10 г. Кунгур. Сфера научных интересов: демократическое образование, организатор социальных практик. Автор более 20 публикаций

Рассматриваются актуальные аспекты воспитания гражданской компетентности молодежи. Приводятся обстоятельства педагогического процесса, способствующие формированию гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия. Освещается сотрудничество социальных и образовательных субъектов в деятельности региональной ассоциации педагогов «Содружество», которое реализуется с учетом данных педагогических обстоятельств, таких как особенности взаимоотношений образовательных субъектов, привлечение иностранного языка, применение особых форм и методов, которые на практике способствуют повышению уровня гражданской компетентности молодежи.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, гражданская компетентность, педагогические условия.

The article of topical aspects of education civic competence of youth considered. Lists a number of circumstances of the pedagogical process, contributing to the formation of civic competence of students in conditions of network interaction. Highlights of cooperation between the social and educational entities in the activities of the regional teachers Association «The Commonwealth», which is implemented according to the data of pedagogical circumstances - such as the peculiarities of relationships between educational institutions, foreign language, the use of special forms and methods, which, in practice, contribute to the improvement of the level of civic competence of youth.

Key words: networking, civil competence, pedagogical conditions.

перспективным направлением, це-

ять сетевое взаимодействие образовательных субъектов. К сожалению, до сих пор в науке недостаточно теоретических и эмпирических знаний для того, чтобы использовать сетевое взаимодействие на практике с целью повышения уровня социальных компетенций обучающихся. Именно поэтому данная статья, по нашему мнению, обладает определенной новизной, так как раскрывает организационно-педагогические условия, позволяющие использовать сетевое взаимодействие для воспитания гражданских качеств обучающихся.

Сетевое взаимодействие учреждений, имеющих единые цели в образовательном пространстве, основанное на добровольном объединении их ресурсов, является

лью которого выступает повышение качества образования и воспитание молодежи. Кооперация школ и развитие системы договорных отношений служат и становлению цивилизованной правовой культуры, что особенно важно в период современных преобразований.

Нами проведено исследование, в результате которого выявлен комплекс организационнопедагогических условий, необходимых для формирования гражданской компетентности обучающихся в условиях сетевого взаимодействия.

Под педагогическими условиями мы понимаем определенные обстоятельства, способствующие становлению гражданской компетентности обучающихся.

Организационно-педагогические условия формирования гражданской компетентности - это практическая сторона реализации закономерностей образовательного процесса, которая включает управление деятельностью субъектов образования (отбор ее содержания, форм и методов, организации), управление межличностными отношениями, предметной стороной этой деятельности.

Исследование проводилось на базе региональной ассоциации педагогов «Содружество», которая организует свою деятельность согласно принципам сетевого взаимодействия. Были выявлены следующие организационнопедагогические условия, созданные благодаря творческому сотрудничеству педагогов ассоциации:

- система форм и методов, способствующих формированию гражданской компетентности обучающихся;

- особенности взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, способствующих выработке гражданской позиции;

- привлечение иностранного языка и создание языковой среды для более эффективного понимания и восприятия чужой культуры;

- проведение диагностики и коррекция образовательной деятельности.

Одной из наиболее интересных форм работы ассоциации «Содружество» являются олимпиады. Цели олимпиад «Гражданин мира», «Я - патриот России», «Кун-гур - моя Родина» - формировать гражданскую компетентность как интегративное качество личности; развивать у обучающихся творческие способности и интерес к научно-исследовательской деятельности; создавать необходимые условия для поддержки способностей обучающихся, готовых вступать в устную и письменную коммуникации на русском и ино-

странных языках; привлекать внимание участников к изучению политических, правовых и культурных аспектов современного общества.

Образовательные задачи олимпиад мы видим в том, чтобы:

- совершенствовать коммуникативную компетенцию с ее составляющими (социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);

- активизировать творческую самостоятельность участников и способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности;

- формировать интерес и мотивацию к овладению русским и иностранными языками;

- способствовать овладению умениями эффективно пользоваться телекоммуникационными технологиями;

- развивать общеобразовательный кругозор участников;

- интенсифицировать процесс получения исторических и обществоведческих знаний;

- способствовать созданию комфортного мотивационного пространства для будущего профессионального выбора;

- содействовать воспитанию ценностных ориентаций обучающихся, формированию активной гражданской позиции.

Современной широко используемой в ходе олимпиад формой работы являются интеллектуальные игры, в частности «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Эрудит-лото».

Концептуальным моментом является то, что в задания включается информация, влияющая на развитие гражданской позиции учащихся и усиление ее нравственных компонентов, способствуя формированию гражданской компетентности.

В условиях сетевого взаимодействия особое место занимает проектная деятельность, позволяя обучающимся приобретать

знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, что становится возможным потому, что они сами делают свой выбор, проявляют инициативу и гражданскую позицию.

Основная задача метода проектирования - научить учащихся самостоятельно приобретать знания в процессе совместного решения поставленных перед ними задач, которые требуют применения знаний из различных предметных областей. В основе проектной деятельности лежит умение учащихся конструировать свои знания, ориентироваться в информационном и образовательном пространстве. Все это приводит к развитию критического и творческого мышления.

Ассоциация «Содружество» в своей деятельности реализовала проект сотрудничества с автономной некоммерческой организацией «Предуралье» (рис.). Организация работает в сфере развития и укрепления отношений местных туристических организаций и органов власти с целью расширения внутреннего и въездного туризма на территории региона. Итогом проекта является выпуск многоязычного краеведческого сборника, в результате работы над которым у учащихся повысился интерес к родному краю.

На завершающем этапе проведена рефлексия, направленная на осмысление и осознание приобретенных знаний, умений и навыков, действий и достигнутых результатов. Развитие способности участников проекта к рефлексии как способности давать себе, своим поступкам отстраненную оценку и понять уровень взаимодействия и соответствия полученного результата поставленным задачам является важнейшим этапом всего проекта.

Проектная деятельность обучающихся важна для внедрения инновационных педагогических форм, предполагающих продук-

тивную активность участников, сотрудничество, самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учащихся, интеграцию учебных предметов, глобальное мышление и видение как мира, так и своего края. В нашем исследовании проектная деятельность помогает добиться положительной динамики гражданской компетентности.

Ассоциация «Содружество» организует творческие конкурсы видео- и слайд-презентаций, а также конкурсы фотографий среди учащихся школ и колледжей. Они посвящены малым историческим городам Пермского края, купеческим династиям, известным династиям мира и интересам семьи, молодежным организациям и движениям, что способствует формированию интереса к своей малой родине, повышению гражданского самосознания и в конечном итоге формированию активной жизненной гражданской позиции.

Ежегодные конкурсы письменных работ по темам «Мой дом -Россия», «Моя семья - частичка Родины», «Я горжусь своей страной» представлены в форме написания письма другу в зарубежную страну.

Конкурсы являются дистанционно-очной комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия.

Основная идея проведения конкурсов - приобщение участников к осознанию современных проблем, требующих практического решения, определения своей гражданской позиции и направлений собственной деятельности, способной повлиять на решение общих проблем.

Конкурсы имеют дидактическую направленность, они стимулируют развитие гражданской компетентности, становление информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций участников, раскрывают творческие способности. Они по-

Рис. Образовательный проект «Предуралье»

Примечание. АНО - автономная некоммерческая организация.

могают учащимся приобретать знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Кроме того, подобные проекты способствуют созданию атмосферы сотрудничества.

Конкурсные видеофильмы и слайд-презентации на темы «Экскурсия по родному городу для зарубежных друзей», «Воздушная ярмарка Урала», «Великий чайный путь» свидетельствуют о гражданской гордости молодых авторов за свой край и за свою Родину и говорят о готовности коммуникативного акта с представителями иноязычных культур.

Ассоциация «Содружество» развивает международное сотрудничество с аналогичными ассоциациями по всему миру. Цель такого сотрудничества - межкуль-турная коммуникация. Это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию). В меж-культурном взаимодействии ведущее место принадлежит электронным коммуникациям.

Переписка способствует формированию социального чувства патриотизма, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Развиваются гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Патриотизм становится составной частью сознания обучающихся, отражающего общенациональные моменты в его развитии, и формирует активную гражданскую позицию и гражданскую компетентность.

Ежегодно ассоциация организует научно-практическую конференцию, на которой собираются члены ассоциации от крупных муниципальных образований или районных методических объединений - делегации по двадцать педагогов.

Среди основных направлений работы конференции - обсуждение актуальных проблем образования, фундаментальных и прикладных аспектов педагогических исследований, методов; формирование гражданской компетентности, задач методического обеспечения обучения и путей улуч-

шения повышения квалификации кадров образования.

На секциях выступают педагоги и победители Приоритетного национального проекта «Образование». Каждую секцию возглавляет опытный преподаватель, который в конце работы секции проводит рефлексию и на закрытии конференции выступает с кратким анализом проведенной работы.

Выработанный алгоритм работы позволяет:

- транслировать технологии формирования у обучающихся гражданской компетентности;

- формировать единое информационное образовательное и методическое пространство;

- осуществлять методическую помощь молодым коллегам;

- повышать результативность участия педагогов в работе ассоциации;

- улучшать качество преподавания в целом.

Конференции способствуют диссеминации инновационного опыта школ и учителей - победителей конкурса Приоритетного национального проекта «Образование» по всем образовательным учреждениям, входящих в состав ассоциации. Образуется единое информационное пространство, а также оказывается методическая помощь молодым педагогам.

Эффективность формирования гражданской компетентности зависит от сотрудничества с общественностью, которую мы рассматриваем как один из главных принципов своей деятельности.

Гражданская компетентность -это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на человека и решение его жизненных проблем. Необходимость посредничества между человеком и разного рода институтами возникает в том случае, когда человек не может самостоятельно ре-

ализовать свои права и возможности. Проведенное исследование выявило три концептуальные позиции: работа с общественностью должна, во-первых, быть средством координации традиционных методов и кооперации; во-вторых, она призвана рассматриваться как средство удовлетворения интересов и потребностей образования; в-третьих, должна стимулировать изменение имеющихся потребностей, ожиданий и интересов граждан.

Субъектами сетевого взаимодействия ассоциации «Содружество» являются местная общественность, государственные органы и деловые круги. Взаимодействуя с ними, ассоциация позиционирует себя самостоятельным участником сетевого взаимодействия и получает дополнительные преференции для своего дальнейшего развития.

Ассоциация организует и проводит конкурсы при помощи и содействии туристических фирм города Кунгура и сектора по развитию туризма городской администрации. Представители этих организаций приглашаются в жюри и предоставляют призы победителям из числа учащихся и студентов. Такое взаимодействие способствует повышению интере-

са к истории родного края, воспитывает патриотизм среди учащихся, что в конечном итоге помогает воспитать настоящего гражданина нашего общества.

Взаимодействуя с закрытым акционерным обществом «Сталагмит», ассоциация «Содружество» проводит конкурс на лучший реферат на иностранных языках о Кунгурской ледяной пещере, организует курсы гидов-переводчиков по городу Кунгу-ру и по ледяной пещере. Сотрудничество позволяет на практике осуществлять межкультурную коммуникацию между учащимися - гидами и зарубежными гостями города Кунгура, что способствует повышению имиджа нашего края.

Целенаправленное сотрудничество с местными средствами массовой информации позволяет формировать общественное мнение о работе ассоциации.Сотруд-ничество создает благоприятную среду для дальнейшей работы и повышения эффективности проводимых нами мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной практике педагогического процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательных субъектов целесообразно выделять определенные организационнопедагогические условия, соблюдение которых способно эффективно влиять на процесс воспитания современной молодежи и способствовать формированию у нее гражданской компетентности.

Литература

1. Алексеев В.Н., Долинина И. Г. Формирование гражданской компетенции. Пермь, 2013.

2. Стратегия модернизации содержания общего образования // Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.